Сегодня на комитете 268 по стандартизации изложил коротко пожелание к ISO 12647-2 2025 года, которое нам возможно удастся реализовать со своей стороны. Пожелание о том, чтобы помимо фильтра M1 с высоким содержанием ультрафиолета, были представлены координаты красок и бумаг за фильтром M0 и фильтром M2 (уровень примерно лампы накаливания по УФ, то есть небольшой, и с отсечкой УФ соответственно). Обосновал я эти пожелания так:
1) Люминесцентные лампы с солями ртути в люминофоре по экологическим соображениям снимаются с производства и в принципе в Европе уже запрещены. Когда офсетный стандарт 2013 года вводил фильтр M1 - главным аргументом было то, что люминесцентные лампы не полностью утилизируют ультрафиолет в люминофоре, давайте воспроизведем этот дефект в измерительном приборе. И жизнь таких ламп близится к концу, то есть главный аргумент за M1 испаряется, как исторический анахронизм, как вредные соли ртути.
2) В ближайшее время в полиграфию войдут светодиодные источники освещения с отличным качеством цветопередачи уровня технологии SunLike, с хорошей имитацией спектра естественного дневного света D50. И светодиоды не содержат УФ-составляющей обычно от слова совсем, разве что только если специально подобное не спроектировать, а проектировать УФ в светодиодах как бы не нужно никому. И фогра уже вовсю изучает осветители будущего "D50noUV like M2, project № 13.009" - светодиодное освещение без УФ-составляющей. Было бы с нашей стороны сегодня не разумно не заметить эти тенденции, скорее всего в ближайшие годы фильтр M2 с отсечкой ультрафиолета будет вполне востребован с новым светодиодным освещением высокого качества цветопередачи уровня технологии SunLike, и наоборот с фильтром M1 "карета вновь превратится в тыкву".
Спектр светодиодов по технологии SunLike
Высокие индексы качества цветопередачи светодиодов по технологии SunLike
Одно из подтверждений игнорирования синюшной фогры 51 на девятом году ее существования
В принципе я был выслушан внимательно, договорились, что я внесу письменно свои пожелания в проект. Прозвучал интересный вопрос от коллег, не стоит ли включить помимо названных трех фильтров также фильтр M3, ведь красочники рекомендуют поляризационный фильтр. Я подумал, что это вопрос дискуссионный, он не проговаривался в подробностях, но на вскидку мои соображения следующие про поляризационный фильтр M3:
1) Полярик M3 служит для подавления блеска сырого оттиска, так чтобы замеры плотностей не сильно отличались у оттиска сырого и подсохшего. Никаких иных целей, кроме уравнивания денситометрии сырого и сухого оттиска, поляризационный фильтр не преследует. В колориметрию он только вносит ненужный шум, необходимости в построении профиля моментально в течении 1-3 минут по выходу оттиска из печатной машины нет, поэтому не уверен, что кому-то нужны колориметрические замеры за поляризационным фильтром. ISO 13655 регламентирует вычисления степени подавления блеска, но колориметрическими смыслами фильтр M3 не наделяет.
2) Колориметрия часто не согласуется по замерам с денситометрией. Так в денситометрии удобно и практично использовать черную подложку для снижения влияния запечатанного оборота на измеренные плотности. В колориметрии же черная подложка вносит неприемлемую цветовую ошибку по светлоте, и цветовых профилей на черной подложке не строят никогда. Офсетная денситометрия всегда относительная за вычетом бумаги, офсетная колориметрия - всегда абсолютная, с учетом подложки. Примерно те же соображения можно отнести и к полярику: зачем нам в офсетной колориметрии лишние шумы от его использования? Он просто для оперативного контроля и денситометрии.
3) Пантоны прописаны в продуктах Адобы и в рипах не за фильтром M3, а за фильтром с отсечкой УФ M2. Надо понимать, что выбирая в Фотошопе любой пантон, мы выбираем его цвет за фильтром M2, без ультрафиолетового влияния на замер цвета. Скорее всего красочники, вспоминая фильтр M3, говорят все же именно об оперативном денситометрическом контроле по сырому, а не об офсетной колориметрии.
Тем не менее, как я сказал выше, вопрос с M3 я думаю дискуссионный, я никогда не придавал M3 никакого значения за рамками денситометрии оперативного контроля, мне кажется он не слишком важен нам в парадигме смены освещения в ближайшие годы в печатных цехах с неэкологичных люминесцентных ламп, содержащих УФ, на классные светодиоды уровня SunLike или чего-то подобного еще не изобретенного, на светодиоды без УФ-компоненты в световом потоке. Наша основная цель - чтобы FOGRA и ECI.ORG построили новые профили меловки по новому стандарту не только синюшными M1, а скорее M0 и M2 под новые печатные реалии без паразитного ультрафиолета в осветителях, эти реалии не за горами.