- "Можно ли техническими средствами сделать так, чтобы RGB один в один попадал в CMYK по цвету?
Например, готовится издание для офсетной печати и для сайта, и оно должно быть похоже точь-в-точь там и там, на мониторе и на бумаге".
Имеется специализированный цветовой icc профиль от декабря 2021 года RGB as Fogra 39 (ISO Coated v2) iccGPU из этой профессиональной коллекции, в котором, как на картинке, пространство RGB не равно модели sRGB (сетка на картинке), а равно цветовому охвату фогры 39 CMYK на мелованной бумаге по международному и российскому стандартам печати (тело гексагона на картинке).
То есть спокойно можно скачать этот уникальный профиль, установить в систему (профили, доступные программам типа Фотошоп, лежат в системе тут: WINDOWS\system32\spool\drivers\color), проделать под этим профилем всю работу по подготовке макета в RGB, в оконцовке без потерь и цветовых изменений конвертнуть (Convert to Profile в Фотошоп и иже с ним) для печати в фогру 39, а для веба, например, в sRGB, или в более современный большой мейнстримный Display P3 (в нем сохранится роскошный офсетный голубой цвет). И так картинки будут полностью совпадать на оттиске и на мониторе, конечно при условии, что типография нормально печатает по стандарту и ориентируется на стандартные цветопробы, и что колорменеджмент в браузере настроен, а монитор не совсем дешманский по цветовому охвату.
Идея состоит в том, что обычно цветовые охваты или Color Gamut разных моделей сильно не равны (сетка и тело на картинке), и при конвертации мы получаем те или иные сжатия охвата, так или иначе искажающие цвет. А работа в пространстве RGB as Fogra 39 ни на йоту не изменит и не ухудшит изображение для печати при конвертации в CMYK, оно останется точно таким же по цвету в стандартных красках CMYK на меловке, как и для электронных публикаций в другой цветовой модели RGB.
На картинке видно, насколько высокая насыщенность у зеленого и синего в обычном sRGB, и на сколько она меньше у фогры 39. Закономерен вопрос: не будет ли "универсальный" идентичный макет и для веба и для печати маловат по цветовому охвату, по насыщенности цвета на мониторе? Я бы сказал, что будет, но не критично. В таком макете не будет максимально светлых и одновременно максимально насыщенных цветов, "неоновых" и "кислотных", самосветящихся, которые не может передать отраженка - печать на бумаге. Но что касается максимальной насыщенности и яркости чистых каналов Blue и Green - такие цвета чисто по визуальной гигиене и не используются обычно, вменяемые дизайнеры не создают макетов для экрана, которые слепят глаза до слез, которые неприятно и даже больно воспринимать визуально. Поэтому большой проблемы в сильном изменении формы охвата RGB as Fogra 39 относительно привычного sRGB я в таком дизайне не вижу.
Будет не лишним обозначить очевидный плюс работы в маленьком охвате RGB as Fogra 39 по сравнению с работой в бОльших RGB-охватах. Маленький охват предъявляет меньшие требования к дискретности для достижения большей плавности тональных переходов. Так для огромного охвата Pro Photo RGB неразумна работа с изображениями с дискретностью менее 16 бит, на обычных 8 битах дискретности можно запросто словить постеризации - разрывы градаций, ступеньки на плавных переходах. Меньший охват sRGB менее подвержен такой проблеме, и работа в 8 битах (256 градаций на канал) не сулит проблем в плавных градиентах. А совсем маленький охват RGB as Fogra 39 в типичной дискретности 8 бит на канал вообще не сулит проблем со ступеньками в плавных градиентах, только если специально не постараться.
Если слово "дискретность" моему читателю не очень понятно, то представьте упрощенно: мы можем поделить на 255 степов условный диапазон цветности в неких попугаях от 0 до 10 в маленьком охвате или от 0 до 20 в большом охвате. В первом случае степ по изменению цвета между градациями будет вдвое меньше, чем во втором, при одинаковой дискретности файла 255 степов между 256 градациями. Не все программы умеют работать выше 8 бит с изображениями, не все дизайнеры вспоминают в нужные моменты перейти в 16 бит в Фотошопе, поэтому соображение о меньших требованиях к дискретности маленьких цветовых охватов имеет определенный смысл в плане качества. Многие уже сталкивались на современных телевизорах с дискретностью 10 бит в HDR при большом медийном цветовом охвате уровня Display P3 и при еще большем охвате Rec. 2020, и заметили визуально более плавную передачу полутонов в таком современном 10-битном формате видео большого цветового охвата. Фотошоп в 10 битах (1024 градации на канал) не работает, работает в 16 битах (65536 градаций на канал), но конечный результат в большинстве случаев все равно приходится сжимать до 8 бит (256 градаций на канал), потому что графику 10 и 16 бит на канал практически никакие программы не понимают, браузеры не понимают, типографские рипы не понимают.
Профиль RGB as Fogra 39 естественно 16-битный, как подавляющее большинство современных профилей, с высокой гранулярностью, тут без подвохов и экономии на качестве в пользу маленького размера. Тонопередающая гамма-функция, приближенная к офсетному растискиванию, также положительно сказывается на плавности дискретных градаций.
Работа в RGB а не в красках CMYK дает больше возможностей. Еще один плюсик представленного CLUT-профиля в том, что обычные TRC RGB профили типа sRGB не имеют таблиц перцепции как таковых, а представленный профиль RGB as Fogra 39 имеет все таблицы, что делает его более предпочтительным при перцепционном преобразовании, чем tristimulus TRC.