Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Vesee
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

Сообщение Vesee »

Добрый день! Обратил внимание, что у вас в разделе профилей цветоделения https://cielab.xyz/profiles/ все профили с максимальной суммаркой или TAC, TIL до 300. А ISO Coated v2 существует в двух вариантах - 300 и 330. Также BVDM разрешает профили с суммаркой 330 для листовой офсетной печати на меловке. Расскажите, почему вы не повышаете TIL выше 300? Только ли опасность отмара тому причина?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

Сообщение mihas »

Стандартная тесткарта IT8.7/4 CMYK для печати, измерений и построения профилей цветоделения. Профили FOGRA и ECI построены по ней. Скачать PDF в CMYK можно тут: https://cielab.xyz/strip.php
Стандартная тесткарта IT8.7/4 CMYK для печати, измерений и построения профилей цветоделения. Профили FOGRA и ECI построены по ней. Скачать PDF в CMYK можно тут: https://cielab.xyz/strip.php
• 300.21 КБ • 8570 просмотров
Позднее опубликовано в ПринтДейли (2023.03.19).

Вы совершенно верно заметили, что не только опасность отмара в печати подсказывает мне строить профили цветоделения с суммарным количеством красок до 300. Есть куча офсетных способов печати, в которых TIL=400 не окажет никакого влияния на отмар: в ротации с горячей газовой сушкой heatset (это все глянцевые журналы и каталоги с большими тиражами) да плюс с силиконом - суммарка 400 не страшна, при УФ-отверждении красок total ink limit Σ=400 не ведет к отмару. Однако BVDM прямо рекомендует (стр. 29) для ротации heatset не 400 а 300, и не просто так!

Мною движут вполне прозаические колориметрические причины. Total ink limit 300 - это необходимая и достаточная величина. Необходимая, потому что максимально темный максимально насыщенный зеленый может быть получен смесью 100-0-100-100. Достаточная, потому что любое добавление цветных больше Σ=300 - очевидно пурпура в данном случае - не приведет ни к понижению светлоты, ни к повышению насыщенности. В смеси трех цветных триадных красок одна всегда загрязняющая, поэтому максимально насыщенный цвет на краю охвата тремя цветными получен быть не может, только одной или двумя цветными, а светлоту регулирует черная краска. Все рецептуры CMYK выше суммы Σ=300 достижимы по цвету другими рецептурами с меньшим TIL, это закон автотипного синтеза цвета триадными красками CMYK.

На практике оказывается еще более интересная вещь: минимальная светлота нейтральной балансовой черной плашки в офсете достигается еще меньшей суммаркой 240 при рецептуре балансовой смеси 60-40-40-100. Цветные краски полупрозрачные, в небольших количествах поверх черной (черная краска по стандарту накатывается всегда первой) они смесь затемняют, в больших количествах осветляют. Самая светлая и полупрозрачная желтая краска на последней печатной секции осветляет сильнее всех. Таким образом полутона между черным 60-40-40-100 с Σ=240 и любым черным например с TIL=350 (где априори будет излишек светлой желтой) будут инверсно осветляться ближе к высоким значениям TIL. Многие программы для построения профилей этой примечательной особенности офсета, к сожалению, не учитывают, поэтому на экране мы увидим какую-то детализацию в диапазоне черных от Σ=240 до Σ=350, а в реальной печати будет все наоборот, все детали пропадут, и черная точка Σ=350 будет светлее черной точки Σ=240. То есть огромный диапазон полутонов, локальных контрастов в тенях просто исчезнет в печати, и предсказуемо. Хотя к сожалению и не предсказывается многими профилями с высоким TIL на экране и цветопробе, и зря: такие профили только вводят препрессора в заблуждение. Вообще характерно для новичков в полиграфии, что они приписывают высокому TIL неприменимые к нему достоинства: повышенный цветовой охват, повышенный контраст, хорошую пластику в разделке теней. Все это можно выжать по максимуму из высокотехнологичных профилей цветоделения, но не благодаря, а вопреки высокому TIL.

Справа на картинке я привел тесткарту IT8.7/4, по которой построены все известные профили, такая большая шкала с максимальным TIL=400 специально печатается на тиражном оборудовании при соблюдении регламентов по цвету, потом промеряется ее цвет спектрофотометром, и на основании этих промеров строится профиль. Профиль ISO Coated v2 хранит такую отпечатанную и измеренную таблицу FOGRA39L в теге Targ, если мы упорядочим ее по колонке светлоты L от минимальной к максимальной, мы также увидим, что минимальная светлота L отнюдь не совпадает с максимальным возможным TIL=400.

Таблица по колориметрическим данным стандартной офсетной печати на меловке FOGRA39L, December 2006
LCMYKTIL
7.881001000100300
8.2310010040100340
8.71100100100100400
8.881008585100370
9.02401000100240
9.08100400100240

В упорядоченной по светлоте L табличке приведены 6 самых темных (но не нейтральных, обратите внимание, IT8.7/4 не позволяет найти оптимальную рецептуру нейтрали в глубоких тенях) по замерам фогры 39 патчей шкалы, высокие TIL 400 и 370 отнюдь не рекордсмены по светлоте как мы видим в стандартной печати на мелованной бумаге. В реальном бою все так и происходит, черный с TIL 240-300 дает самую низкую светлоту в печати, все что выше - лишь инверсно высветляет глубокие тени, то что мы предполагали увидеть более темным оказывается в печати более светлым при TIL выше 300.

Вторая причина, по которой я не создаю профили с total ink limit или суммой красок выше Σ=300, также колориметрическая, и заключается в том, что банально краски сильнее загрязняются в печати при большой площади запечатки с высоким TIL. Краски понемногу дрейфуют от секции к секции через сырой оттиск, чем выше TIL - тем больше к концу тиража в краскоаппарате последней по порядку светлой желтой секции окажется паразитных примесей предыдущих трех темных красок. Реально, светлота желтой может падать на несколько единиц по L и снижаться насыщенность при подобном неизбежном загрязнении последующих красочных секций, особенно при высоких TIL на большой площади запечатки. А регулярная смывка краскоаппарата по колориметрическим причинам ни в одной типографии не является приоритетной задачей печатника. Поэтому, если для картинки неплох профиль с суммаркой 300, то для нарисованной руками большой плашки черного цвета я советую еще меньшую суммарку Σ=240 с рецептурой 60-40-40-100: и грязи будет меньше в чистых насыщенных красках, и самый низкий показатель светлоты нейтрального черного именно у такой рецептуры по проведенным офсетным печатным тестам специально в поисках самой низкой светлоты суперчерного. За 9 лет, прошедших с публикации статьи, у рецептуры суперчерного 60-40-40-100 с TIL=240 появилось много поклонников, по просьбам трудящихся я даже построил специальный профиль цветоделения с такой рецептурой суперблека. Темные насыщенные на краю цветового охвата в глубоких тенях в нем просчитываются исходя из суммарки Σ=300, а нейтральный суперблек - исходя из рецептуры 60-40-40-100.

Логичным продолжением сказанного было также появление специального профиля цветоделения в стандарте FOGRA39 (ISO Coated v2 300), где светлотная инверсия глубоких теней при завышенной сумме красок макета визуально предсказывается на экране и цветопробе, сам профиль создает сепарации до Σ=300, но и чужие сепарации с Σ>300 отображает в глубоких тенях верно, с зафиксированной институтом FOGRA светлотной инверсией завышенных TIL. Учитывая уникальность такого полезного профиля, он получил в названии приставку «Архип Куинджи», в честь непревзойденного мастера локальных контрастов в глубоких тенях. Благодаря такому цветовому профилю мелованной бумаги по стандарту, создатель макета видит на экране и цветопробе в глубоких тенях ровно то, что должно получиться в печати, без ошибок отображения глубоких черных теней профилями от ECI.org.

Не все зло в офсете от высокого суммарного кол-ва краски, но и хорошего тоже мало в завышенном TIL по чисто колориметрическим причинам. Третья вишенка на торте: если печатник сталкивается с ошибочным завышенным TIL в макете - он банально снижает накат всех красок до нижних границ допусков от номинала, что также не ведет ни к увеличению контраста, ни к увеличению цветового охвата, ни к меньшей светлоте суперчерной точки. BVDM лишь говорит, что TIL=330 теоретически возможен в листовой печати на меловке, однако ECI прямо и недвусмысленно объявляет приоритетным профиль для меловки с суммаркой Σ=300, а не Σ=330. Хотите высококачественной печати - не игнорируйте советы колористов в предпечатной подготовке и печати, они не из жадности держат сумму красок Σ до 300.

Особенности черного и суперчерного в цифровой печати с решением в виде девайс-линка представлены по ссылке.
Вложения
Vesee
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

Сообщение Vesee »

Спасибо за развернутый ответ! Дополнительный вопрос: по вашей ссылке https://cielab.xyz/profiles/#TAC содержится два профиля, один из которых уменьшен по цветовому охвату до 83% от FOGRA39. Поясните пожалуйста, каким образом такой профиль цветоделения позволяет добиваться более насыщенной картинки в печати?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

Сообщение mihas »

Изображение
Иллюстрация граней цветового охвата офсета из темы о том, как я просчитывал на яваскрипте координаты всей поверхности этой трехмерной фигуры (построена в спектральном калькуляторе)
Спасибо и вам за хороший вопрос.
Объем цветового охвата измеряется традиционно в ΔE³ - кубических дельта Е в трехмерном ортогональном цветовом пространстве CIE Lab. Для триадной офсетной печати по международному стандарту на мелованной бумаге объем охвата составляет 400 000 ΔE³, для офсетной бумаги - 160 000 ΔE³. Для сравнения, обычный монитор sRGB охватывает 830 000 ΔE³ и цветокорректорский монитор Wide Color Gamut уровня Adobe RGB - 1 208 000 ΔE³. Объем всех воспринимаемых человеком цветов или HVS - Human Visual Space составляет 2 482 961 ΔE³ по моим расчетам (они не сильно отличаются от результатов расчетов Брюса Линдблума).

То есть уже по этим цифрам понятно, насколько маленький цветовой охват или Color Gamut у офсета в сравнении с тем, что привык видеть глаз в реальном мире, а не только на бумажных репродукциях реального мира. Поэтому офсетные стандарты всеми доступными им средствами побуждают нас в печати выжимать из красок максимум возможного. Краски не самосветящиеся, поэтому даже удвоенный их накат к повышению цветового охвата не приведет (если бы приводил - глядя в банку с краской мы бы видели бездну :) ), тем не менее, международный стандарт печати задает тот номинал по цвету, при котором можно добиться от триадных красок максимума возможной их насыщенности. Контрасты окружающего мира также выше контрастов репродукций, поэтому и тут стандарт побуждает нас не жалеть черной краски: разница между самой светлой точкой бумаги и самой черной точкой ~60-40-40-100 в печати и составляют тот контраст около 2,2-2,5D, что мы видим на оттиске. Для сравнения, барабанный сканер вытягивает со слайда контраст 4D; фотографическая широта матриц современных профессиональных фотоаппаратов также приближается к таким высоким показателям контраста. Из этого сравнения не в пользу печати понятно, как важно нам выжать из оттиска не только максимум по цветовому охвату, но и максимум по контрасту. И кстати черная точка также влияет на величину объема цветового охвата, это в офсете трехмерная фигура с 8 вершинами, где 6 вершин - это C-M-Y-CM-MY-CY и две оставшиеся вершины - бумага и суперчерная точка. Не просто черная краска, а именно балансовая нейтральная суперчерная смесь, они имеют разную светлоту в стандартном офсете: светлота черной краски L=16 и светлота суперчерной точки 60-40-40-100 равна L=9 на мелованной бумаге (на офсетной бумаге L=23 для суперчерной смеси и L=31 для чистой черной краски).

400 тысяч кубиков охвата выкатывает на меловке только фогра и редкие типографии-чемпионы на тестах. В реальном бою считается нормальным, если типография при всем старании добилась на меловке 350-370 тысяч ΔE³. Таких цифр добиваются хорошие типографии, с калиброванными пластинами под немалый накат стандарта, у тех что похуже объем охвата хорошо если 300 тысяч, печатник банально сбавляет накат красок сильно ниже цветового номинала стандарта в любой некалиброванной печати.

Теперь посмотрим на мир глазами заказчика и препрессора. Он видел на цветопробе и мониторе картинку с полным объемом охвата 400 тысяч кубиков, с чистыми насыщенными цветами на краю охвата и особенно внутри него. А получил из печати репродукцию менее насыщенную. Как это исправить? С помощью процитированного профиля 83% от ISO Coated. Профиль не исправит край охвата, но все что внутри охвата - сделает насыщеннее.
Изображение
Чистота офсетных сепараций для одного и того же насыщенного темного вишневого цвета от профилей разных программ с максимальной шириной черного. Зеленым окрашены наилучшие результаты, красным – наихудшие. Таблица взята из статьи о построении icc-профилей.
Вот простые примеры. Красный бинар 0-100-100-0 целиком зависит от качества красок и общего культурного уровня типографии, мы не можем сделать его в допечатке еще насыщеннее, мы не можем взять 110 процентов желтой и пурпурной красок, цветовая модель CMYK ограничена диапазоном 0-100. Но если у нас в макете появился чуть грязноватый красный 10-100-100-0 c загрязняющей голубой краской - профиль 83% of fogra39 TAC300 BTAC240.icc или gamut 83% of fogra39 (nc1.1).icc добавит при цветоделении в смесь чистого красного меньше голубой загрязняющей составляющей, чем просто профиль ISO Coated v2 c объемом охвата 400 000 ΔE³. То же с очень важными памятными телесными. Этот чистый светлый оттенок оранжевого должен весьма дозированно содержать толику третьей загрязняющей голубой краски, старые опытные волки цветокоррекции пользуются испытанным балансовым уравнением для телесных 1:4:5 - по соотношению красок C:M:Y стандартной европейской триады в чистых телесных оттенках, не землистых и не из бани. Превышение загрязняющего голубого (или иное незначительное загрязнение в печати пурпурной и желтой краски) в смеси телесных хоть немного от указанного баланса приводит и к землистости, и к трупным пятнам. Полное вычитание загрязняющей голубой краски из телесных также не делает их хорошо узнаваемыми и приятными на вид. Очевидно, что если обычный профиль цветоделения с охватом 400 тысяч кубиков и суперчистыми красками на свежепомытых валиках нарисует нам верный телесный условно 10-40-50-0, то профиль с уменьшенным охватом учтет чуть большее загрязнение красок в реальной печати, и нарисует тот же цвет рецептурой 8-40-50-0. Телесный не на краю охвата, но будет при таком продуманном цветоделении выглядеть в печати на 350 тыс. кубиков аналогично чемпионской печати 400 тыс. кубиков и стандартном цветоделении под чемпионский охват печати.
Изображение
Стандартный профиль CMYK FOGRA39, раздутый от FOGRA39 профиль с Perceptual Uniformity распределением полутонов в охвате, и профиль с техногенным раздутием охвата
Изображение
Тонопередающие характеристики TVI профилей FOGRA39, перцепционно раздутого от FOGRA39 профиля, и техногенного абстрактного профиля
Изображение
Соразмерное печатным краскам расширение охвата слева и абстрактное расширение охвата справа, проекция ab


На краю охвата находится всего лишь несколько оттенков типа красного и зеленого бинаров, которые профиль 83% и не ухудшит и не улучшит, но вот все остальные десятки тысяч оттенков внутри охвата, а не на его краю, профиль сделает почище, с учетом не самых чистых красок. Я еще не встречал заказчиков, которым бы не нравилась контрастная сочная насыщенная картинка, заказчики ругаются только на тухлые ненасыщенные неконтрастные картинки да еще и с землистыми телесными (зачастую по вине того, кто делал заказчику цветоделение в CMYK, табличка слева показывает красным цветом, как могут разные профили испортить и загрязнить чистый до цветоделения темный вишневый цвет: у профилей некоторых программ получается не спелая, а гнилая вишня просто в результате цветоделения в CMYK). Поэтому приведенный профиль с уменьшенным охватом, дающем максимально чистые сепарации плюс еще капельку чище - снимает кучу головной боли типографии, которая умеет им пользоваться. Я своим клиентам в типографиях часто настраиваю его применение по умолчанию.

Высокое качество генерации представленных по ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто невозможно было сгенерировать, до появления этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда и этой новой классной программы для работы со спектральными и колорметрическими массивами красок Characterisation Data. Сжатие в программе по алгоритму CIECAM02 носит не абстрактный техногенный и оторванный от реальности характер, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию, благодаря адаптации, учитывающей разницу между окружением просмотра и окружением сцены. Некоторые дополнительные подробности о красивом перцепционном сжатии и раздутии охвата профиля цветоделения с применением уникальных математических возможностей CIECAM02 вы найдете по ссылке. Тема перцепционно раздутого и уменьшенного охватов также рассматривается тут.

В старые времена люди брали профиль SWOP (устаревшая ротационная печать красками американской, а не европейской триады) с небольшим охватом чтобы быть немного поближе к реальным возможностям обычной типографии. Это был так себе способ, на безрыбье рак, ибо все же и американская триада на европейском континенте не используется, и градационные TVI профиля SWOP слишком уж сильно отличаются от стандартных.
Вложения
Сравнение колористики и градационных кривых TVI профиля "USWebCoatedSWOP" и профиля "83% of fogra39"
Сравнение колористики и градационных кривых TVI профиля "USWebCoatedSWOP" и профиля "83% of fogra39"
• 1.17 МБ • 8513 просмотров
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски

Сообщение mihas »

Изображение
Профиль 2021 года наиболее точного отображения на экране высоких суммарных количеств краски и в целом локальных контрастов глубоких теней представлен по ссылке viewtopic.php?f=3&t=655
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»