Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Добрый день! Обратил внимание, что у вас в разделе профилей цветоделения https://cielab.xyz/profiles/ все профили с максимальной суммаркой или TAC, TIL до 300. А ISO Coated v2 существует в двух вариантах - 300 и 330. Также BVDM разрешает профили с суммаркой 330 для листовой офсетной печати на меловке. Расскажите, почему вы не повышаете TIL выше 300? Только ли опасность отмара тому причина?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Позднее опубликовано в ПринтДейли (2023.03.19).
Вы совершенно верно заметили, что не только опасность отмара в печати подсказывает мне строить профили цветоделения с суммарным количеством красок до 300. Есть куча офсетных способов печати, в которых TIL=400 не окажет никакого влияния на отмар: в ротации с горячей газовой сушкой heatset (это все глянцевые журналы и каталоги с большими тиражами) да плюс с силиконом - суммарка 400 не страшна, при УФ-отверждении красок total ink limit Σ=400 не ведет к отмару. Однако BVDM прямо рекомендует (стр. 29) для ротации heatset не 400 а 300, и не просто так!
Мною движут вполне прозаические колориметрические причины. Total ink limit 300 - это необходимая и достаточная величина. Необходимая, потому что максимально темный максимально насыщенный зеленый может быть получен смесью 100-0-100-100. Достаточная, потому что любое добавление цветных больше Σ=300 - очевидно пурпура в данном случае - не приведет ни к понижению светлоты, ни к повышению насыщенности. В смеси трех цветных триадных красок одна всегда загрязняющая, поэтому максимально насыщенный цвет на краю охвата тремя цветными получен быть не может, только одной или двумя цветными, а светлоту регулирует черная краска. Все рецептуры CMYK выше суммы Σ=300 достижимы по цвету другими рецептурами с меньшим TIL, это закон автотипного синтеза цвета триадными красками CMYK.
На практике оказывается еще более интересная вещь: минимальная светлота нейтральной балансовой черной плашки в офсете достигается еще меньшей суммаркой 240 при рецептуре балансовой смеси 60-40-40-100. Цветные краски полупрозрачные, в небольших количествах поверх черной (черная краска по стандарту накатывается всегда первой) они смесь затемняют, в больших количествах осветляют. Самая светлая и полупрозрачная желтая краска на последней печатной секции осветляет сильнее всех. Таким образом полутона между черным 60-40-40-100 с Σ=240 и любым черным например с TIL=350 (где априори будет излишек светлой желтой) будут инверсно осветляться ближе к высоким значениям TIL. Многие программы для построения профилей этой примечательной особенности офсета, к сожалению, не учитывают, поэтому на экране мы увидим какую-то детализацию в диапазоне черных от Σ=240 до Σ=350, а в реальной печати будет все наоборот, все детали пропадут, и черная точка Σ=350 будет светлее черной точки Σ=240. То есть огромный диапазон полутонов, локальных контрастов в тенях просто исчезнет в печати, и предсказуемо. Хотя к сожалению и не предсказывается многими профилями с высоким TIL на экране и цветопробе, и зря: такие профили только вводят препрессора в заблуждение. Вообще характерно для новичков в полиграфии, что они приписывают высокому TIL неприменимые к нему достоинства: повышенный цветовой охват, повышенный контраст, хорошую пластику в разделке теней. Все это можно выжать по максимуму из высокотехнологичных профилей цветоделения, но не благодаря, а вопреки высокому TIL.
Справа на картинке я привел тесткарту IT8.7/4, по которой построены все известные профили, такая большая шкала с максимальным TIL=400 специально печатается на тиражном оборудовании при соблюдении регламентов по цвету, потом промеряется ее цвет спектрофотометром, и на основании этих промеров строится профиль. Профиль ISO Coated v2 хранит такую отпечатанную и измеренную таблицу FOGRA39L в теге Targ, если мы упорядочим ее по колонке светлоты L от минимальной к максимальной, мы также увидим, что минимальная светлота L отнюдь не совпадает с максимальным возможным TIL=400.
Таблица по колориметрическим данным стандартной офсетной печати на меловке FOGRA39L, December 2006
L | C | M | Y | K | TIL |
7.88 | 100 | 100 | 0 | 100 | 300 |
8.23 | 100 | 100 | 40 | 100 | 340 |
8.71 | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 |
8.88 | 100 | 85 | 85 | 100 | 370 |
9.02 | 40 | 100 | 0 | 100 | 240 |
9.08 | 100 | 40 | 0 | 100 | 240 |
В упорядоченной по светлоте L табличке приведены 6 самых темных (но не нейтральных, обратите внимание, IT8.7/4 не позволяет найти оптимальную рецептуру нейтрали в глубоких тенях) по замерам фогры 39 патчей шкалы, высокие TIL 400 и 370 отнюдь не рекордсмены по светлоте как мы видим в стандартной печати на мелованной бумаге. В реальном бою все так и происходит, черный с TIL 240-300 дает самую низкую светлоту в печати, все что выше - лишь инверсно высветляет глубокие тени, то что мы предполагали увидеть более темным оказывается в печати более светлым при TIL выше 300.
Вторая причина, по которой я не создаю профили с total ink limit или суммой красок выше Σ=300, также колориметрическая, и заключается в том, что банально краски сильнее загрязняются в печати при большой площади запечатки с высоким TIL. Краски понемногу дрейфуют от секции к секции через сырой оттиск, чем выше TIL - тем больше к концу тиража в краскоаппарате последней по порядку светлой желтой секции окажется паразитных примесей предыдущих трех темных красок. Реально, светлота желтой может падать на несколько единиц по L и снижаться насыщенность при подобном неизбежном загрязнении последующих красочных секций, особенно при высоких TIL на большой площади запечатки. А регулярная смывка краскоаппарата по колориметрическим причинам ни в одной типографии не является приоритетной задачей печатника. Поэтому, если для картинки неплох профиль с суммаркой 300, то для нарисованной руками большой плашки черного цвета я советую еще меньшую суммарку Σ=240 с рецептурой 60-40-40-100: и грязи будет меньше в чистых насыщенных красках, и самый низкий показатель светлоты нейтрального черного именно у такой рецептуры по проведенным офсетным печатным тестам специально в поисках самой низкой светлоты суперчерного. За 9 лет, прошедших с публикации статьи, у рецептуры суперчерного 60-40-40-100 с TIL=240 появилось много поклонников, по просьбам трудящихся я даже построил специальный профиль цветоделения с такой рецептурой суперблека. Темные насыщенные на краю цветового охвата в глубоких тенях в нем просчитываются исходя из суммарки Σ=300, а нейтральный суперблек - исходя из рецептуры 60-40-40-100.
Логичным продолжением сказанного было также появление специального профиля цветоделения в стандарте FOGRA39 (ISO Coated v2 300), где светлотная инверсия глубоких теней при завышенной сумме красок макета визуально предсказывается на экране и цветопробе, сам профиль создает сепарации до Σ=300, но и чужие сепарации с Σ>300 отображает в глубоких тенях верно, с зафиксированной институтом FOGRA светлотной инверсией завышенных TIL. Учитывая уникальность такого полезного профиля, он получил в названии приставку «Архип Куинджи», в честь непревзойденного мастера локальных контрастов в глубоких тенях. Благодаря такому цветовому профилю мелованной бумаги по стандарту, создатель макета видит на экране и цветопробе в глубоких тенях ровно то, что должно получиться в печати, без ошибок отображения глубоких черных теней профилями от ECI.org.
Не все зло в офсете от высокого суммарного кол-ва краски, но и хорошего тоже мало в завышенном TIL по чисто колориметрическим причинам. Третья вишенка на торте: если печатник сталкивается с ошибочным завышенным TIL в макете - он банально снижает накат всех красок до нижних границ допусков от номинала, что также не ведет ни к увеличению контраста, ни к увеличению цветового охвата, ни к меньшей светлоте суперчерной точки. BVDM лишь говорит, что TIL=330 теоретически возможен в листовой печати на меловке, однако ECI прямо и недвусмысленно объявляет приоритетным профиль для меловки с суммаркой Σ=300, а не Σ=330. Хотите высококачественной печати - не игнорируйте советы колористов в предпечатной подготовке и печати, они не из жадности держат сумму красок Σ до 300.
Особенности черного и суперчерного в цифровой печати с решением в виде девайс-линка представлены по ссылке.
- Вложения
Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Спасибо за развернутый ответ! Дополнительный вопрос: по вашей ссылке https://cielab.xyz/profiles/#TAC содержится два профиля, один из которых уменьшен по цветовому охвату до 83% от FOGRA39. Поясните пожалуйста, каким образом такой профиль цветоделения позволяет добиваться более насыщенной картинки в печати?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Иллюстрация граней цветового охвата офсета из темы о том, как я просчитывал на яваскрипте координаты всей поверхности этой трехмерной фигуры (построена в спектральном калькуляторе)
Объем цветового охвата измеряется традиционно в ΔE³ - кубических дельта Е в трехмерном ортогональном цветовом пространстве CIE Lab. Для триадной офсетной печати по международному стандарту на мелованной бумаге объем охвата составляет 400 000 ΔE³, для офсетной бумаги - 160 000 ΔE³. Для сравнения, обычный монитор sRGB охватывает 830 000 ΔE³ и цветокорректорский монитор Wide Color Gamut уровня Adobe RGB - 1 208 000 ΔE³. Объем всех воспринимаемых человеком цветов или HVS - Human Visual Space составляет 2 482 961 ΔE³ по моим расчетам (они не сильно отличаются от результатов расчетов Брюса Линдблума).
То есть уже по этим цифрам понятно, насколько маленький цветовой охват или Color Gamut у офсета в сравнении с тем, что привык видеть глаз в реальном мире, а не только на бумажных репродукциях реального мира. Поэтому офсетные стандарты всеми доступными им средствами побуждают нас в печати выжимать из красок максимум возможного. Краски не самосветящиеся, поэтому даже удвоенный их накат к повышению цветового охвата не приведет (если бы приводил - глядя в банку с краской мы бы видели бездну ), тем не менее, международный стандарт печати задает тот номинал по цвету, при котором можно добиться от триадных красок максимума возможной их насыщенности. Контрасты окружающего мира также выше контрастов репродукций, поэтому и тут стандарт побуждает нас не жалеть черной краски: разница между самой светлой точкой бумаги и самой черной точкой ~60-40-40-100 в печати и составляют тот контраст около 2,2-2,5D, что мы видим на оттиске. Для сравнения, барабанный сканер вытягивает со слайда контраст 4D; фотографическая широта матриц современных профессиональных фотоаппаратов также приближается к таким высоким показателям контраста. Из этого сравнения не в пользу печати понятно, как важно нам выжать из оттиска не только максимум по цветовому охвату, но и максимум по контрасту. И кстати черная точка также влияет на величину объема цветового охвата, это в офсете трехмерная фигура с 8 вершинами, где 6 вершин - это C-M-Y-CM-MY-CY и две оставшиеся вершины - бумага и суперчерная точка. Не просто черная краска, а именно балансовая нейтральная суперчерная смесь, они имеют разную светлоту в стандартном офсете: светлота черной краски L=16 и светлота суперчерной точки 60-40-40-100 равна L=9 на мелованной бумаге (на офсетной бумаге L=23 для суперчерной смеси и L=31 для чистой черной краски).
400 тысяч кубиков охвата выкатывает на меловке только фогра и редкие типографии-чемпионы на тестах. В реальном бою считается нормальным, если типография при всем старании добилась на меловке 350-370 тысяч ΔE³. Таких цифр добиваются хорошие типографии, с калиброванными пластинами под немалый накат стандарта, у тех что похуже объем охвата хорошо если 300 тысяч, печатник банально сбавляет накат красок сильно ниже цветового номинала стандарта в любой некалиброванной печати.
Теперь посмотрим на мир глазами заказчика и препрессора. Он видел на цветопробе и мониторе картинку с полным объемом охвата 400 тысяч кубиков, с чистыми насыщенными цветами на краю охвата и особенно внутри него. А получил из печати репродукцию менее насыщенную. Как это исправить? С помощью процитированного профиля 83% от ISO Coated. Профиль не исправит край охвата, но все что внутри охвата - сделает насыщеннее.
Чистота офсетных сепараций для одного и того же насыщенного темного вишневого цвета от профилей разных программ с максимальной шириной черного. Зеленым окрашены наилучшие результаты, красным – наихудшие. Таблица взята из статьи о построении icc-профилей.
Стандартный профиль CMYK FOGRA39, раздутый от FOGRA39 профиль с Perceptual Uniformity распределением полутонов в охвате, и профиль с техногенным раздутием охвата
Тонопередающие характеристики TVI профилей FOGRA39, перцепционно раздутого от FOGRA39 профиля, и техногенного абстрактного профиля
Соразмерное печатным краскам расширение охвата слева и абстрактное расширение охвата справа, проекция ab
На краю охвата находится всего лишь несколько оттенков типа красного и зеленого бинаров, которые профиль 83% и не ухудшит и не улучшит, но вот все остальные десятки тысяч оттенков внутри охвата, а не на его краю, профиль сделает почище, с учетом не самых чистых красок. Я еще не встречал заказчиков, которым бы не нравилась контрастная сочная насыщенная картинка, заказчики ругаются только на тухлые ненасыщенные неконтрастные картинки да еще и с землистыми телесными (зачастую по вине того, кто делал заказчику цветоделение в CMYK, табличка слева показывает красным цветом, как могут разные профили испортить и загрязнить чистый до цветоделения темный вишневый цвет: у профилей некоторых программ получается не спелая, а гнилая вишня просто в результате цветоделения в CMYK). Поэтому приведенный профиль с уменьшенным охватом, дающем максимально чистые сепарации плюс еще капельку чище - снимает кучу головной боли типографии, которая умеет им пользоваться. Я своим клиентам в типографиях часто настраиваю его применение по умолчанию.
Высокое качество генерации представленных по ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто невозможно было сгенерировать, до появления этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда и этой новой классной программы для работы со спектральными и колорметрическими массивами красок Characterisation Data. Сжатие в программе по алгоритму CIECAM02 носит не абстрактный техногенный и оторванный от реальности характер, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию, благодаря адаптации, учитывающей разницу между окружением просмотра и окружением сцены. Некоторые дополнительные подробности о красивом перцепционном сжатии и раздутии охвата профиля цветоделения с применением уникальных математических возможностей CIECAM02 вы найдете по ссылке. Тема перцепционно раздутого и уменьшенного охватов также рассматривается тут.
В старые времена люди брали профиль SWOP (устаревшая ротационная печать красками американской, а не европейской триады) с небольшим охватом чтобы быть немного поближе к реальным возможностям обычной типографии. Это был так себе способ, на безрыбье рак, ибо все же и американская триада на европейском континенте не используется, и градационные TVI профиля SWOP слишком уж сильно отличаются от стандартных.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски
Профиль 2021 года наиболее точного отображения на экране высоких суммарных количеств краски и в целом локальных контрастов глубоких теней представлен по ссылке viewtopic.php?f=3&t=655