В последнее время я часто сталкиваюсь с приятной тенденцией при производстве офсетных печатных красок - некоторые краски, азиатские кстати тоже, при высокой насыщенности стали светлее, чем определено в стандарте офсетной печати. Судя по всему, планета осваивает массовое производство новых более светлых и "сильных" пигментов, насмотревшись на успехи Эпсона в этой сфере. То есть какой-то старый ротационный СанХемикал остается все тем же, с жутко темным голубым не по стандарту, а новые производители предлагают наоборот более светлые циан и мадженту, представить которые в офсете еще десять лет назад было немыслимо, таких пигментов в полиграфических красках просто не было.
Чем же так хороша светлая краска с высокой насыщенностью? Да тем, что дает больший цветовой охват (Color Gamut) при прочих равных. Повышение насыщенности цветных накатом всегда приводит к понижению их светлоты, а если мы как в модели RGB можем оставаться на высокой насыщенности и одновременно на высокой светлоте - это очень круто! Затемнить в печати нам всегда есть чем краски, у нас есть черная, которая не тянет смесь в минус по насыщенности, но тянет в минус по светлоте. А вот поднять светлоту краски кроме как бумагой нам нечем. Бумаги все наши светлотой 94-96, выше не бывает, так что это, считай, константа, и дополнительной светлоты из бумаги не выжмешь. Поэтому когда новый красочный пигмент на несколько единиц по светлоте выше обычного при высокой насыщенности - это просто восторг. Хотя и предъявляет некоторые дополнительные требования к калибровке, которые я немного описал
по ссылке. Высокая белизна сильно отбеленной бумаги не спасет, наоборот, во многих условиях просмотра с низким содержанием УФ сильно отбеленная бумага выглядит мерзко серой. И действительно зачастую бумаги с наивысшей белизной имеют очень скромные параметры светлоты, типа писчей бумаги для принтера, это дешево так зверски отбелить целлюлозу, но светлота этой серой массы остается низкой, а предсказуемость цвета и его инконстантность препоганой на подобном носителе. В офсете таких дешевых бумаг со зверским отбеливанием, высокой белизной CIE и низкой светлотой CIE практически не используют, это удел офисных документов без каких-то осмысленных требований к цветопередаче. И уменьшение наката темной краски не спасет, так как с уменьшением наката мы получим не только прирост светлоты, но и серьезное падение насыщенности.
Если утрированно: конечно светлота новых пигментов пока не такова, как в RGB, чтобы как на самосветящихся получить желтый смесью зеленого и красного. Конечно пока светлота не настолько высока, да и не светится сам пигмент, чтобы получился желтый, будет коричневый, темный (темного желтого цвета как известно не бывает, такой цвет называется коричневым). Тем не менее, высокая светлота пигментов двигает нас в сторону больших охватов RGB как ничто. Никакая повышенная пигментация так не двигает в сторону увеличения насыщенности, как просто светлый новый пигмент, сколько его не накатай - он не становится излишне темным. Завышенный накат и высокая пигментация темной краски бессмысленны, они не приводят к повышению охвата. А вот одновременно высокие светлота и насыщенность - это был всегда удел дорогих пигментов, не для офсета с его объемами производства, для косметики скорее, для струйников с дорожущими картриджами, и удивительно, что они уже пошли в отрасль недорогих печатных офсетных красок.
Есть обычная дилемма дизайнера, цветокорректора. Если неискушенный заказчик просит сделать в печати в просторечии "поярче" - у профессионала всегда возникает
дилемма: сделать посветлее или сделать понасыщеннее, потому что одновременно прибавить и насыщенность и светлоту на оттиске нельзя за определенной границей, обусловленной бумагой и красителем. Можно убавить краски и сделать светлее и менее насыщенно, можно добавить краски, и сделать понасыщеннее, но и потемнее. И поди пойми, что неискушенный заказчик понимает под яркостью? Ведь яркость - это свойство лампочки, свойство самосветящегося монитора, но яркость - это не свойство оттиска или краски. На вас еще и обидятся, если вы расскажете, что "ярких" красок не бывает, что свойства краски - это светлота и насыщенность, они двигаются в разные стороны в результате прибавления и убавления краски на бумаге, и ни о какой яркости профессионалу применительно к краскам говорить просто невозможно, нет у красок и печатного оттиска понятия "яркость" для самосветящихся.
А наши новые светлые краски с высокой насыщенностью позволяют сделать оттиск одновременно и капельку насыщеннее, и одновременно капельку светлее, повысить цветовой охват не теряя в светлоте, сделать именно то, что в просторечии именуют "поярче" - задрать и насыщенность и светлоту одновременно, добавить чуть больше роскошного охвата в моделях RGB к маленькому охвату офсетных триадных красок. Поэтому я как офсетный колорист с восторгом оцениваю новые краски на новых пигментах, которые позволяют добиваться высокой светлоты при высокой насыщенности и при адекватной цене новой краски.
Чтобы проиллюстрировать, вот
по ссылке светлая насыщенная маджента новых красок, и вот
по ссылке наоборот темная ненасыщенная голубая старых красок. Насыщенность определяется координатами ab, а светлота координатой L. Неофит спросит: а почему нельзя накатать в примере голубую краску поменьше, чтобы поднять ее светлоту? Да потому, что насыщенность при этом упадет кардинально, цветовой охват упадет, на плохой темной краске уж лучше всегда вытянуть нормальную насыщенность на нормальном накате, чем выкатать низкую насыщенность и светлоту чуть выше на малом накате и с резким уменьшением цветового охвата. Хотя ерундой второго варианта и занимаются повсеместно везде, где не умеют калиброваться в печати и не умеют правильно выбирать краску для производства.
Стандарт офсетной печати пока еще не ввел в обиход краски высокой светлоты и высокой насыщенности одновременно, поэтому мы уже сейчас некоторыми красками можем печатать круче, чем определено для хорошей качественной печати в стандарте. И это безусловно радует меня как офсетного колориста! И не путайте такие краски с высокопигментированными, это совсем не то, просто положить в смесь чуть больше темного пигмента и меньше связующего - не приводит к серьезному повышению цветового охвата, поэтому уже давно тема высокопигментированных красок сама собой заглохла, как бесполезная. От того, что пигмента в смеси больше - он не становится сам по себе спектрально чище. А вот пигмент с высокой светлотой при высокой насыщенности - совсем другое дело! Раньше такой пигмент чистого спектрального состава был штучным и дорогим, а нынче движется уже в массы, в недорогое серийное офсетное производство.
И конечно, помимо красок как таковых, мы не должны забывать о качественной предпечатной подготовке, о шикарных возможностях современного продвинутого цветоделения, позволяющего "выжать" из смесей печатных красок максимум возможных светлоты и насыщенности высокотехнологичными сепарациями красочных смесей CMYK. Некоторые подробности на эту важнейшую тему максимальной чистоты красочных смесей CMYK, не достижимых устаревшими методами цветоделения, вы найдете
по ссылке здесь, постом выше
здесь и
профили здесь.
У темы светлых пигментов появилось продолжение
по ссылке.