Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как узнать точный цветовой охват монитора ноутбука? Вот я скачала утилиту Monitor Asset Manager, таблица выдала цветовые координаты моего монитора. Что дальше делать с этими значениями, как построить цветовую диаграмму, на которой будет ясно видно какой диапазон sRGB и AdobeRGB в процентах охватывает мое устройство?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Коротко - https://cielab.xyz/xylocus.php А теперь немного подробностей...
Операционки строят самостоятельно простой профиль вашего монитора без кривых vcgt конечно, но с колорантами из ПЗУ монитора, те что взял как раз Monitor Asset Manager. На маке просто подключение монитора любого к компу заставляет молча операционку построить его простенький профилек с именем монитора из ПЗУ. По Windows может надо что-то предпринять, чтобы система построила профиль, я просто никогда не пробовал без спектрофотометра настраивать, не знаю. Наверное найти и загрузить профиль монитора с сайта производителя, а если на ноуте предустановлена операционка производителем - глянуть в системе что за профиль монитора назначен, можно этой полезной бесплатной утилитой DisplayProfile. все профили лежат в винде по такому пути: C:\Windows\System32\spool\drivers\color
Диаграму можно в бесплатной утилите ICC Profile Inspector посмотреть, она опубликована на странице http://color.org/profileinspector.xalter
Также тут https://cielab.xyz/colorcalc/binning.php в проекции xy неплохо можно визуализировать координаты.
Вот к примеру зеленый колорант и диаграмма моего профиля монитора-ширкоохватника Wide Color-Gamut от ProfileMaker: как видим, на моем огромном охвате программа отработала не совсем точно, локус подковы - это видимые цвета, за ее границами человек не воспринимает цвет, но уж что спектрофотометр намерил то и посчитано. Вот тот же монитор в другой программе, i1Profiler, более реалистично: Охват по таким реалистичным данным в кубических deltaE = 1465088
Это составляет:
358% от Fogra39,
423% от Fogra45,
176% от sRGB,
121% от AdobeRGB,
59% от Human Visual Space.
Вычисления произведены спектральным калькулятором
на сайте: https://cielab.xyz/spectralcalc.php
Дата: "13/11/2020" Время: 16:22:44 Как видим немного красный нералистичный, ну уж тут что в профиле прописано. Охваты не совпадают полностью с Adobe RGB, они немного разные, производитель монитора пишет, что 98% Adobe RGB покрывается, и это правдивая информация судя по скринам, чуть в желто-зеленом не дотягивает до края Adobe, красный даже лучше, но это может быть и погрешность спектрофотометра или программы-профилировщика: на таких запредельных охватах и человек и прибор уж слепнет.
Теперь как визуализировать и посчитать объем. Можно в спектральном калькуляторе, выше от него скриншоты: Но есть ограничение: для профилей 2 версии все посчитает, для профилей 4 версии, которая не всеми поддерживается, не посчитает пока к сожалению. Но если в профиле хранятся в теге targ результаты измерений - тащите их из инспектора в спектральный калькулятор через буфер и все сработает.
Модели цвета CIE xyY и CIE XYZ не ортогональные, поэтому считать в них объем нельзя, а вот CIE Lab ортогонален, то есть имеет равные линейные размерности во всех трех измерениях, поэтому и считают охват в нем. Если вам интересно самостоятельно просчитать - то вот была тема вычисления объема фигуры произвольной формы с 8 вершинами. Вершины задаются тремя основными колорантами, тремя суммами соседних, белой и черной точкой. Именно такой принцип как по ссылке реализован в спектральном калькуляторе. Но можно считать длительным перебором по циклу цвета, которые попадают в охват профиля и не попадают, и тот и другой методы дают свои погрешности, которыми в целом можно пренебречь. Перевести XYX или xyY в Lab можно еще тут например весьма наглядно, увидите также выбирая ту или иную модель RGB - вписывается ваш колорант в нее или нет.
Возможно производители мониторов считают охват вот по таким треугольникам координат колорантов. Это не совсем корректно с точки зрения колриметрии считать в неортогональном пространстве, здесь по осям x и y ничего хоть сколько-то линейного и равноконтрастного нет. Тем не менее, если так: берем площадь треугольника из его координат и сравниваем с известными охватами, будет похоже на то, как считают производители.
Вот набросал вам утилитку посчитать площади треугольников с известными координатами, с отношениями в процентах к известным охватам: https://cielab.xyz/xylocus.php
координаты CIE xy колорантов монитора в программе Monitor Asset Manager
Вот может быть будет любопытно: мой широкоохватный монитор, калиброванный в один день одним спектрофотометром i1 в двух разных программах. На сколько колоранты отличаются.Это ProfileMaker в сравнении с Adobe RGB https://cielab.xyz/xylocus.php?0.6556&0 ... 7&0.0723&0
А это i1Profiler в сравнении с Adobe RGB https://cielab.xyz/xylocus.php?0.6926&0 ... 2&0.0351&0
Второй профилировщик более реалистичен, производитель тоже говорит о 98% моего монитора от Adobe RGB.
А вот по данным Asset Manager как выглядит мой монитор: https://cielab.xyz/xylocus.php?0.68&0.3 ... 51&0.055&0
И вот будут любопытно: недавно iMac новый калибровал, на сколько близко совпадает измеренный охват со стандартом P3 https://cielab.xyz/xylocus.php?0.6818&0 ... 1&0.0581&8 Яблоки молодцы, хороший охват, большой и стандартизированный. Даже последние айфоны внедряют в фотку профиль Display P3, хотя сами профили не умеют использовать, зато соцсети, в которые мы фотки постим - умеют. Встает вопрос: надо ли калибровать, если iMac соответствует стандарту P3. Ответ: желательно калибровать, все-таки операционка знает лишь о колорантах, ничего о гамма-кривых конкретного экземпляра, прописать тег vcgt с кривыми для видеокарты калибровка и поможет для более точного отображения.
- Вложения
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Вот я посмотрела колоранты в ICC Profile Inspector и посчитала площадь. Получается мой цветовой охват составляет почти 100% от sRGB и 73.9% от AdobeRGB. Я правильно поняла?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Да верно для выбранного профиля. Еще в Asset Manager взгляните на свое устройство а не только на профиль 98 года. Для ноутбука охват sRGB это хорошо, бывают дешевые ноуты, которые даже маленький sRGB не воспроизводят. sRGB придумали Майкрософт и HP в далеком 96 году, но он до сих пор де-факто негласный стандарт на изображения в интернете, простые программы и браузеры ориентируются на sRGB. Хотя конечно все поменяется, вон как P3 наступает на пятки, если до огромного Adobe RGB дотягивают только специальные мониторы (говорят сейчас в дефиците), то чуть меньший P3 активно прет в массы благодаря и смартфонам в том числе.
То есть что вам теперь ждать. Картинка у вас будет sRGB хороша, картинка в Adobe RGB на краях охвата не влезет в ваш монитор и будет сжата. Офсетный голубой на меловке, который также не укладывается в sRGB также будет сжат и не похож на себя. Работать с вашим монитором будет удобно, потому что профессиональные агрегаты Wide Color Gamut до Adobe RGB - это просто мучение в примитивных программах без нормального управления цветом. Их и берут только чтобы нормально в фотошопе с любой полиграфией работать, а какой-нибудь неумный дизайн сайта с огромными плашками на краю охвата в кривом браузере - просто ослепляет при такой насыщенности, разглядывать чистые колоранты на большом охвате - это просто больно для глаз.
Посмотрите еще не только в инспекторе на стандартный профиль а на колоранты из Asset Manager конкретно для вашего экрана. Они могут не совпадать с sRGB.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Посчитала площадь по колорантам из Asset Manager, значения получились печальнее. Что это значит?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Это горькая правда о вашем ноуте!-( Это то, что производитель честно прописал в пзу экрана как его настоящие колоранты. Они могут немного отличаться от того, если вы покалибруете этот дисплей спектрофотометром, но не сильно, производители в целом не врут, когда вписывают колоранты своего устройства. У вас производитель матрицы по скрину AU Optronics (AUO) - это TFT матрицы. Хотите работать с цветом - присмотритесь к матрицам IPS.
Что можно посоветовать: будьте осторожны, если вы работаете с фотками, у меня знакомая фотограф неплохо владеет композицией, но на своем дешевом экране так обрабатывает цвета, что ни на одном нормальном устройстве на них без боли смотреть нельзя. Ей кажется, что там что-то приличное, но приличное оно только для данного слишком нестандартного экрана.
Что вы видите когда открываете обычный стандарт sRGB? Вы видите на таком экране искаженные на краю охвата цвета, то есть насыщенные оттенки на таком устройстве выглядят не так, как они должны выглядеть. Я предполагаю, что есть ноуты и с нормальными фильтрами матрицы IPS с нормальным охватом, но цена таких ноутов сильно повыше. А для того чтобы побродить по интернету недорого производитель считает, что и так сойдет. У меня друг из Владивостока написал недавно пост про калибровку монитора с крохотным охватом, процитирую:
В очередной раз столкнулся на практике с устойчивым клиентским убеждением, что калибровка — это зло.
Накануне калибровал ноутбук ASUS одной клиентке. Утром она позвонила с жалобой, что цвета теперь "какие-то не те" и "морды у всех красные".
Классическая ситуация: матрица экрана дешевая, с синюшной подсветкой и охватом вполовину меньше стандартного. Это значит, что половину цветов она просто не покажет, а те, что покажет — будут вдвое тусклее обычного и с синюшным оттенком. С цветом работать невозможно, а возможности купить другой ноутбук, с экраном получше, у клиентки нет.
После калибровки синюшный оттенок пропадает, но возникает новая напасть: программы для работы с графикой начинают видеть реальный охват экрана и пытаются втиснуть в это прокрустово ложе цвета фотографий и макетов. Цвет плывет, причем очень характерным образом: серый становится нормальным серым, как и положено, а все, что выходит за пределы охвата, превращается в сплошные пятна с искаженным цветом. То есть, на выходе имеем красные рожи вместо загорелых лиц, зеленую плюху вместо газона с травой, и т.д. Бледная кожа и околосерые оттенки при этом выглядят вполне адекватно.
Штатными средствами калибровочных пакетов это не лечится, нужны танцы с бубном. Программы нужно обмануть, чтобы они не зарезали насыщенные цвета и не портили полутона, но чтобы при этом работала цветокоррекция и картинка приближалась к норме восприятия. То есть, в профиле монитора нужно заменить данные по цветовому охвату и оставить калибровочные кривые в секции VCGT от реальных измерений.
Все утро курил мануалы к пакету ArgyllCMS, чтобы сделать профиль с эмуляцией охвата sRGB и калибровочными кривыми от реального экрана. Ручками, из командной строки.
-Сперва при помощи утилиты dispwin грузим кривые VCGT из построенного профиля в LUT видеоадаптера.
-Потом при помощи той же утилиты выгружаем кривые в файл .cal.
-Создаем при помощи утилиты synthprofile из пакета DisplayCAL синтетический цветовой профиль .icm с заданными параметрами (охват sRGB, гамма 2.2, яркость белой и черной точек — по измерениям прибора).
-При помощи утилиты fakeread из стандартной тесткарты .ti1 на 73 патча создаем файл измерений .ti3.
-Строим из полученных данных новый icc-профиль утилитой colprof.
-Готово. Отправляем файл клиенту.
Все получилось, клиент доволен. Если бы .cal-файл был у меня на руках, можно было бы сделать быстрее, без первых двух шагов.
Если подытожить - я бы попробовал после калибровки устройства со столь маленьким охватом взять профиль с охватом sRGB и зашить в него гамма-кривые vcgt реального устройства, недавно как раз ковырялся с темой редактирования vcgt в профиле монитора viewtopic.php?f=3&t=648
Что можно посоветовать: будьте осторожны, если вы работаете с фотками, у меня знакомая фотограф неплохо владеет композицией, но на своем дешевом экране так обрабатывает цвета, что ни на одном нормальном устройстве на них без боли смотреть нельзя. Ей кажется, что там что-то приличное, но приличное оно только для данного слишком нестандартного экрана.
Что вы видите когда открываете обычный стандарт sRGB? Вы видите на таком экране искаженные на краю охвата цвета, то есть насыщенные оттенки на таком устройстве выглядят не так, как они должны выглядеть. Я предполагаю, что есть ноуты и с нормальными фильтрами матрицы IPS с нормальным охватом, но цена таких ноутов сильно повыше. А для того чтобы побродить по интернету недорого производитель считает, что и так сойдет. У меня друг из Владивостока написал недавно пост про калибровку монитора с крохотным охватом, процитирую:
В очередной раз столкнулся на практике с устойчивым клиентским убеждением, что калибровка — это зло.
Накануне калибровал ноутбук ASUS одной клиентке. Утром она позвонила с жалобой, что цвета теперь "какие-то не те" и "морды у всех красные".
Классическая ситуация: матрица экрана дешевая, с синюшной подсветкой и охватом вполовину меньше стандартного. Это значит, что половину цветов она просто не покажет, а те, что покажет — будут вдвое тусклее обычного и с синюшным оттенком. С цветом работать невозможно, а возможности купить другой ноутбук, с экраном получше, у клиентки нет.
После калибровки синюшный оттенок пропадает, но возникает новая напасть: программы для работы с графикой начинают видеть реальный охват экрана и пытаются втиснуть в это прокрустово ложе цвета фотографий и макетов. Цвет плывет, причем очень характерным образом: серый становится нормальным серым, как и положено, а все, что выходит за пределы охвата, превращается в сплошные пятна с искаженным цветом. То есть, на выходе имеем красные рожи вместо загорелых лиц, зеленую плюху вместо газона с травой, и т.д. Бледная кожа и околосерые оттенки при этом выглядят вполне адекватно.
Штатными средствами калибровочных пакетов это не лечится, нужны танцы с бубном. Программы нужно обмануть, чтобы они не зарезали насыщенные цвета и не портили полутона, но чтобы при этом работала цветокоррекция и картинка приближалась к норме восприятия. То есть, в профиле монитора нужно заменить данные по цветовому охвату и оставить калибровочные кривые в секции VCGT от реальных измерений.
Все утро курил мануалы к пакету ArgyllCMS, чтобы сделать профиль с эмуляцией охвата sRGB и калибровочными кривыми от реального экрана. Ручками, из командной строки.
-Сперва при помощи утилиты dispwin грузим кривые VCGT из построенного профиля в LUT видеоадаптера.
-Потом при помощи той же утилиты выгружаем кривые в файл .cal.
-Создаем при помощи утилиты synthprofile из пакета DisplayCAL синтетический цветовой профиль .icm с заданными параметрами (охват sRGB, гамма 2.2, яркость белой и черной точек — по измерениям прибора).
-При помощи утилиты fakeread из стандартной тесткарты .ti1 на 73 патча создаем файл измерений .ti3.
-Строим из полученных данных новый icc-профиль утилитой colprof.
-Готово. Отправляем файл клиенту.
Все получилось, клиент доволен. Если бы .cal-файл был у меня на руках, можно было бы сделать быстрее, без первых двух шагов.
Если подытожить - я бы попробовал после калибровки устройства со столь маленьким охватом взять профиль с охватом sRGB и зашить в него гамма-кривые vcgt реального устройства, недавно как раз ковырялся с темой редактирования vcgt в профиле монитора viewtopic.php?f=3&t=648
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
На маке кстати все проще, не нужна дополнительная утилита, чтобы заглянуть в мозги к монитору. Стоит подключить монитор к системе - операционка сама молча считывает из него его название и колоранты и формирует простенький профиль с этими колорантами. Да это не отменяет необходимость в калибровке, кроме колорантов в профиле ничего нет, калибровка все-таки уточняет и полутона и их сложения, строит гамма-кривые vcgt для подгрузки в видеокарту, уникальные для каждого экземпляра устройства. В простом профиле от операционки гамма-кривые просто линейны. Тем не менее для обсуждаемой цели - посмотреть колоранты от производителя - такой профиль вполне годится. Конвертнуть колоранты из пространства CIE XYZ в его проекцию на плосткость CIE xy можно тут https://cielab.xyz/colorconv/
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Как-то все усложнилось...Есть более простые способы привести более-менее цветность монитора в порядок? Какие хорошие безаппаратные калибраторы посоветуете? Я начала заниматься цифровой живописью, нужно как-то немного наладить вопрос с экраном.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Во-первых желаю вам всяческих успехов в сфере живописи! Я люблю в людях творческие проявления в любом виде. Про калибровку без измерительного прибора ничего не скажу, я просто сам ни разу в жизни подобным не пользовался, зачем же буду давать советы в чем не понимаю. Я даже колориметром ни разу не пользовался, только спектрофотометром. Самый дорогой и важный инструмент в моем ИП - это как раз новый спектрофотометр, все остальные принтеры-компьютеры - все это вторично и стоит дешевле. Недорогие колориметры профессиональные калибровщики мониторов ругают обычно, считают, что дорогой спектрофотометр эти бюджетные устройства не заменяют полноценно, я не пробовал колориметр, ничего не скажу, за что купил - за то продал.
Считается, что эппловые мониторы синема неплохи для тех, кому жаль 2500р для калибровщика раз в 2-3 года. Только не сочтите за рекламу, я ровно отношусь как к винде так и к яблоку, у каждого свои плюсы и минусы, но в части стандартизации мониторов на современном уровне эпплы впереди. Потому что остальные мониторы клепают кто во что горазд, единого стандарта цвета нет, как мы видим на примере вашего ноута, а у эппла такой стандарт есть. Я недавно калибранул iMac фотографу и порадовался, на сколько близко созданный мной профиль с помощью спектрофотометра совпадает со стандартным профилем Display P3.icc по колорантам. Профиль по ссылке от 7.7.2017 мой 7 айфон внедряет в фотографии, я его вытащил как есть из фотки с айфона.
Еще поразмышляйте вот над чем. Я не говорю, что надо бежать за монитором вот сейчас, может и денег не быть и так далее. Но обдумайте. Колористам чтобы верно оценивать цвет что на цветопробе, что на экране нужно такое устройство, чтобы оно во всех направлениях перекрывало по охвату их рабочее пространство или было минимум ему равно. Но не было меньше. Цветокоры не зря сидят на широкоохватных мониторах, часто не удобных при общей sRGB тенденции: зато они видят без искажений все офсетные цвета на меловке (напомню что офсетные голубой и желтый не вписываются в маленький охват sRGB, искажения сжатия хорошо заметны). То же с цветопробным принтером: он превышает по охвату любую офсетную печать, именно поэтому на нем можно без потерь сымитировать любой офсетный цветовой охват. Поэтому думаю вам для живописи нужна программа с управлением цветом типа фотошоп и монитор с расширенным охватом хотя бы до P3, еще лучше до Adobe RGB. Вы сможете без потерь и искажений рисовать и в sRGB и в офсетных красках. На мониторе с охватом менее sRGB - для вас будет приемлемо по цвету, для остального класса - нет. Моя подруга фотограф совершенно не чувствует на таком мониторе грубую вычурность рычажка сатурейшен адобовских программ, его чуть больше чем малость добавь - и видно - как некрасиво тянет фотошоп насыщенность этим инструментом. А на мониторе с малым охватом совершенно не видно, выкрутил сатурейшен в заоблачные дали, думаешь хорошо, а все остальные плюются.
Мониторы с нормальной матрицей IPS есть и по бюджетным вменяемым ценам, в них просто мозги попроще, а качество матрицы ничуть не хуже дорожущих топовых моделей. Да такой бюджетный монитор чуть сложнее калибровать, чем EIZO, да мозги капризные и чуть что не так при калибровке - могут давать артефакты, не совместимые с качеством. Но пристреливаешься в каком режиме (обычно в одном из дефолтных, без выкручивания всяких дополнительных рычажков в меню монитора, от которых у него мозги набекрень) такой монитор нормально калибруется - и порядок. Я много работаю и с офсетным оттиском, и с цветопробой с моим бюджетным монитором с хорошей матрицей и расширенным охватом, калиброванным хорошим спектрофотометром, никакого дефицита в точности цветопередачи не ощущаю. То же самое что на калиброванном Eizo вижу, не хуже. Неудобно на огромном охвате только в простых программах без управления цветом, в них все перенасыщенно, но это уж чисто профессиональные ограничения и приходится с ними мириться. Те кто не работают с цветом, но случайно купили монитор-широкоохватник Wide Color Gamut - переключают его в режим зарезания охвата до sRGB, отнюдь не все программы достигают верности фотошопа в управлении цветом, программы не для работы с цветом просто плюют на цвет и наверное справедливо, даже прекрасный просмотровщик и батч-конвертер FastStone Image Viewer всего-то полгода назад как научился работать с профилем монитора в системе. А раньше было так (желтым подчеркнул где читать чуть пониже).
Считается, что эппловые мониторы синема неплохи для тех, кому жаль 2500р для калибровщика раз в 2-3 года. Только не сочтите за рекламу, я ровно отношусь как к винде так и к яблоку, у каждого свои плюсы и минусы, но в части стандартизации мониторов на современном уровне эпплы впереди. Потому что остальные мониторы клепают кто во что горазд, единого стандарта цвета нет, как мы видим на примере вашего ноута, а у эппла такой стандарт есть. Я недавно калибранул iMac фотографу и порадовался, на сколько близко созданный мной профиль с помощью спектрофотометра совпадает со стандартным профилем Display P3.icc по колорантам. Профиль по ссылке от 7.7.2017 мой 7 айфон внедряет в фотографии, я его вытащил как есть из фотки с айфона.
Еще поразмышляйте вот над чем. Я не говорю, что надо бежать за монитором вот сейчас, может и денег не быть и так далее. Но обдумайте. Колористам чтобы верно оценивать цвет что на цветопробе, что на экране нужно такое устройство, чтобы оно во всех направлениях перекрывало по охвату их рабочее пространство или было минимум ему равно. Но не было меньше. Цветокоры не зря сидят на широкоохватных мониторах, часто не удобных при общей sRGB тенденции: зато они видят без искажений все офсетные цвета на меловке (напомню что офсетные голубой и желтый не вписываются в маленький охват sRGB, искажения сжатия хорошо заметны). То же с цветопробным принтером: он превышает по охвату любую офсетную печать, именно поэтому на нем можно без потерь сымитировать любой офсетный цветовой охват. Поэтому думаю вам для живописи нужна программа с управлением цветом типа фотошоп и монитор с расширенным охватом хотя бы до P3, еще лучше до Adobe RGB. Вы сможете без потерь и искажений рисовать и в sRGB и в офсетных красках. На мониторе с охватом менее sRGB - для вас будет приемлемо по цвету, для остального класса - нет. Моя подруга фотограф совершенно не чувствует на таком мониторе грубую вычурность рычажка сатурейшен адобовских программ, его чуть больше чем малость добавь - и видно - как некрасиво тянет фотошоп насыщенность этим инструментом. А на мониторе с малым охватом совершенно не видно, выкрутил сатурейшен в заоблачные дали, думаешь хорошо, а все остальные плюются.
Мониторы с нормальной матрицей IPS есть и по бюджетным вменяемым ценам, в них просто мозги попроще, а качество матрицы ничуть не хуже дорожущих топовых моделей. Да такой бюджетный монитор чуть сложнее калибровать, чем EIZO, да мозги капризные и чуть что не так при калибровке - могут давать артефакты, не совместимые с качеством. Но пристреливаешься в каком режиме (обычно в одном из дефолтных, без выкручивания всяких дополнительных рычажков в меню монитора, от которых у него мозги набекрень) такой монитор нормально калибруется - и порядок. Я много работаю и с офсетным оттиском, и с цветопробой с моим бюджетным монитором с хорошей матрицей и расширенным охватом, калиброванным хорошим спектрофотометром, никакого дефицита в точности цветопередачи не ощущаю. То же самое что на калиброванном Eizo вижу, не хуже. Неудобно на огромном охвате только в простых программах без управления цветом, в них все перенасыщенно, но это уж чисто профессиональные ограничения и приходится с ними мириться. Те кто не работают с цветом, но случайно купили монитор-широкоохватник Wide Color Gamut - переключают его в режим зарезания охвата до sRGB, отнюдь не все программы достигают верности фотошопа в управлении цветом, программы не для работы с цветом просто плюют на цвет и наверное справедливо, даже прекрасный просмотровщик и батч-конвертер FastStone Image Viewer всего-то полгода назад как научился работать с профилем монитора в системе. А раньше было так (желтым подчеркнул где читать чуть пониже).
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Вы говорили, чтобы я присмотрелась к матрицам IPS, но у меня и так IPS матрица, указано в описании ноутбука, и на нем самом наклеены данные такие. Производитель обманул меня?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Мда, жаль если теперь IPS стали делать с плохими фильтрами низкой насыщенности. Опознать IPS просто - цвет одинаковый подо всеми углами обзора на 180 градусов. Если небольшое отклонение головы вызывает изменение цвета на экране - это не IPS.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Экран под разными углами выглядит сносно и цвет не меняет. У производителя написано: Тип экрана дисплея - ЖК-дисплей
Технология экрана дисплея - ComfyView
Технология экрана дисплея - Технология коммутации в плоскости (IPS)
Технология экрана дисплея - ComfyView
Технология экрана дисплея - Технология коммутации в плоскости (IPS)
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Да, не очень все здорово. Поиском набрал ComfyView и цветовой охват, первая же ссылка, цитирую:
Маркетологи используют главный параметр при выборе ноутбука с "качественным" экраном, это обязательно IPS матрица. Поэтому ряд производителей просто использует термин: IPS-level, т.е. матрица IPS уровня. И большинство IPS матриц используемых даже не в дешевых линейках ноутбуков, имеют цветовой охват: 57% sRGB и 36% AdobeRGB.
В то же самое время, на сайтах производителей ноутбуков, в описании данной линейки, как правило приводится информация о экранах с 100% AdobeRGB охватом:
"Дисплей True Pixel, которым оснащаются новые ноутбуки ..., обладает разрешением 4K/UHD, поддерживает калибровочную технологию True Color, способен выводить 100% оттенков цветового пространства AdobeRGB и отличается безупречной точностью цвета (Delta-E менее 2). Все дисплеи True Pixel обладают сертификацией CalMAN, подтверждающей их великолепную цветопередачу."
Потом, где-то на странице идёт информация: (опционально), и по факту в спецификациях для моделей RU региона вообще нет данных моделей ноутбуков с опциональным экраном. А предлагается что-то типа: "15.6" FHD (1920x1080), 60Гц, IPS-уровня, цветовой охват 72% NTSC".
То есть как я понял маркетологи используют тягу пользователя к хорошему экрану надписью IPS, а на самом деле они для регона RU лишь слегка покрывают половину крохотного стандарта sRGB по цветовому охвату или всего треть от Adobe RGB. Обидно. Иначе говоря такой экран годится для геймера или там по сети побродить, но не годится для "создателя контента" - художника или фотографа.
Если говорить о сбережении глаз ComfyView - думаю маленький цветовой охват вполне вписывается в эту парадигму. На широкоохватниках смотреть в софте без управления цветом на края охвата в чистых насыщенных цветах не то что не полезно - глазам аж больно. Я вынужден мириться на своем широкоохватнике с тем, что не могу открыть сайт одной крупной типографии от того, что там дизайнер дебил, и после пребывания на таком сайте хоть 10 секунд потом нужно цветокорректору с полчаса наверное восстанавливаться, чтобы зрение пришло в норму после такого нокаута. Представляете суперкрасным фонарем засветить вам ночью прямо в глаз как электросваркой? Так тут хуже, фонарь площадью много дюймов даже при небольшой яркости экрана так засвечивает, что мама не горюй. В соседней ветке так человек вообще ищет, как зарезать большой цветовой охват у монитора P3 аппаратно. То есть кому что.
Маркетологи используют главный параметр при выборе ноутбука с "качественным" экраном, это обязательно IPS матрица. Поэтому ряд производителей просто использует термин: IPS-level, т.е. матрица IPS уровня. И большинство IPS матриц используемых даже не в дешевых линейках ноутбуков, имеют цветовой охват: 57% sRGB и 36% AdobeRGB.
В то же самое время, на сайтах производителей ноутбуков, в описании данной линейки, как правило приводится информация о экранах с 100% AdobeRGB охватом:
"Дисплей True Pixel, которым оснащаются новые ноутбуки ..., обладает разрешением 4K/UHD, поддерживает калибровочную технологию True Color, способен выводить 100% оттенков цветового пространства AdobeRGB и отличается безупречной точностью цвета (Delta-E менее 2). Все дисплеи True Pixel обладают сертификацией CalMAN, подтверждающей их великолепную цветопередачу."
Потом, где-то на странице идёт информация: (опционально), и по факту в спецификациях для моделей RU региона вообще нет данных моделей ноутбуков с опциональным экраном. А предлагается что-то типа: "15.6" FHD (1920x1080), 60Гц, IPS-уровня, цветовой охват 72% NTSC".
То есть как я понял маркетологи используют тягу пользователя к хорошему экрану надписью IPS, а на самом деле они для регона RU лишь слегка покрывают половину крохотного стандарта sRGB по цветовому охвату или всего треть от Adobe RGB. Обидно. Иначе говоря такой экран годится для геймера или там по сети побродить, но не годится для "создателя контента" - художника или фотографа.
Если говорить о сбережении глаз ComfyView - думаю маленький цветовой охват вполне вписывается в эту парадигму. На широкоохватниках смотреть в софте без управления цветом на края охвата в чистых насыщенных цветах не то что не полезно - глазам аж больно. Я вынужден мириться на своем широкоохватнике с тем, что не могу открыть сайт одной крупной типографии от того, что там дизайнер дебил, и после пребывания на таком сайте хоть 10 секунд потом нужно цветокорректору с полчаса наверное восстанавливаться, чтобы зрение пришло в норму после такого нокаута. Представляете суперкрасным фонарем засветить вам ночью прямо в глаз как электросваркой? Так тут хуже, фонарь площадью много дюймов даже при небольшой яркости экрана так засвечивает, что мама не горюй. В соседней ветке так человек вообще ищет, как зарезать большой цветовой охват у монитора P3 аппаратно. То есть кому что.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Здравствуйте). Я наверное вас утомила..но у меня еще есть вопросы по этой теме). Вот в Asset Manager дисплей под меткой [Registry-Active] обладает глубиной цветности 6 bits for primary color, это данные основного дисплея заводского? А дисплеи ниже с пространством sRGB имеют уже 8 bits for primary color. Это значит, что мой монитор не в состоянии передать все оттенки выводимые с глубиной цвета 8 бит, несмотря на то, что эти профили прописаны в программе? И еще вопрос, у вас утилита выдает фразу возле наименования дисплея "Real-time", у меня такой фразы нет, это значит, что мой монитор утилита вообще может не видит? Вот для наглядности мой и рядом ваш скрин.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Я глянул ради интереса что у меня, видит оба монитора в системе, ASUS на DVI и телевизор SHARP на HDMI. Не может определить разрядность, думаю не менее 8 бит.
Посмотрите еще в операционке на разрядность, у меня пишет для обоих 8 бит, верю. Не думаю что мой старый монитор поддерживает 10 бит. 6 бит для ноутбука и небольшого охвата это можно сказать норма. Чем больше цветовой охват - тем по идее выше нужна разрядность, в огромный ProPhoto кодировать в 8 битах - потерять часть градаций, нужно 16 бит. В небольшой охват - 6 бит видимо считают достаточно. Если я правильно понимаю - при передаче от компьютера к дисплею меньшего кол-ва информации (в 6 битах ее в 4 раза меньше, чем в восьми) и время отклика сокращается. Отклик не нужен создателю контента, но важен для геймера. Как при 6 битах дисплея на ваш экран выводится обычное изображение с разрядностью 8 бит - 256 значений на канал? На сколько я знаю, хаотично по некоему алгоритму чередуются пиксели соседних значений в нужной пропорции. Мне например не хватало 256 значений 8-битного представления в браузере, я так и чередовал из 2560 своих значений например 7 одних пикселов и 3 других соседних, получалось целое в 8-битной системе плюс 7 десятых - приблизительно 11 бит.
Иллюстрация Dither в Photoshop
Попробуйте нарисовать в лабе в фотошопе растяжку от черного к белому, все серые градации. На весь экран (вложение). По идее они должны быть плавными. У фотошопа для борьбы с низкой разрядностью 8 бит также есть свои инструменты - так называемый Dither (по ссылке переходите к 15 пункту ниже сразу). Он добавляет шумы в 8 бит, включен по умолчанию, думаю в 6-битных мониторах математика примерно того же порядка используется: не хватает разрядности - добавляем шум из чередующихся хаотично соседних пикселей в нужной пропорции. Не достаточная 8-битная разрядность изображений то и дело всплывает в полиграфии, нарисуют градиент с минимальными отличиями между краями на большой площади, шум забудут добавить отдельным фильтром Noise - и вылезает на градиенте например 4 ступеньки. В 16 битах ступенек было бы не 4 а 1024 например, но наши рипы (как и браузеры) едят 8-битные файлы, а не 16-битные, поэтому инструменты типа Noise и включенный по умолчанию Dither в настройках сохранения файла в 8 битах - помогает нам при минимальном понимании, что можно пихать в макет на 8 бит, а что нельзя, избегать скачков и ступенек на плавных растяжках.
Некоторые цветокорректоры (не все) в некоторых работах (я обычно) всю обработку делают в 16 битах, и лишь на последнем этапе переводят в 8 бит перед той или иной публикацией. Гистограмма хоть не рваная и не расческой при обработке в 16 битах или 65536 значений градаций на цветовой канал вместо 256 в 8 битах.
Это не значит, что если в фотошопе я работаю в 16 битах - мой монитор в 16 битах показывает, нет, показывает в 8, ну может в 10, это уже от мозгов и матрицы монитора и интерфейса зависит. Да и потом реальные 10 бит в мониторе и видеокарте - это дорого, а у меня монитор бюджетный, хоть и хороший.
Ваш монитор, что характерно, весьма замыливает картинку на скриншотах, может это и есть тот самый шум, пересчет из его 6 бит в 8 бит обычного изображения? А может просто ретина так себя ведет. А может и то и другое.
Что нам важно понимать еще при низкой разрядности: мы должны не игнорировать гамму 2.2 или sRGB при калибровке такого аппарата. Для 10 бит наплевать, гамма может быть хоть линейная единица. Применение степенной функции гамма-искажения в первых мониторах придумали не от хорошей жизни, чтобы более равномерно распределить ограниченное количество оттенков в соответствии с перцепционным восприятием (оно не совпадает с линейными RGB) - придумали степенную гамма-функцию. И до сих пор все стандарты RGB ее используют: 1.8 (старые маки), 2.2 (старые пц), L-Star (около 2.4), sRGB (около 2.2), Display P3 (gamma sRGB). По арифметике это значения канала в размерности 0-1, возведенные в степень 1/gamma. Полутоновая градационная функция глаза не равна, конечно, степенной функции гаммы, но ближе к ней, чем линейные RGB. Когда будете калибровать монитор с низкой разрядностью - не устанавливайте гамму единица. По умолчанию ваш дисплей работает в гамме 2.2, это не плохо. Мой тоже судя по Asset, хотя в настройках выбран пресет гаммы sRGB. Но это почти одно и то же. В отличие от очень похожей гаммы sRGB - у 2.2 чуть хуже проработка в самых глубоких тенях. То же что на следующей картинке - кривая в тенях фактически лежит на оси X. Вот эти L-Star и sRGB позволяют этой степенной неприятности избегать в самых глубоких тенях. При калибровке все это настраивается естественно. О том, что гамма монитора соответствует измеренной - говорят почти линейные кривые vcgt как тут первый скрин. Если гамма агрегата резко отличается от того, что мы просим прописать в его профиле - кривые vcgt профиля, загружаемые в видеокарту, будут не линейными, а сильно изогнутыми.
На рисунке разница в отображении гаммы 1, 1.8, 2.2.
Для справки - значения гаммы для некоторых tristimulus RGB стандартов:
Я думаю ваш монитор утилита видит, что означает реал-тайм не знаю, у меня для второго телевизора тоже его нет. Реал-тайм окно показывает внутреннюю статистику монитора, например у меня "Active power on time..... 65535 hours", то есть некий свой собственный счетчик внутри монитора. В Асус есть, в Шарпе нет. Может и у вас просто дисплей в ноутбуке без собственного сбора статистики? Посмотрите еще в операционке на разрядность, у меня пишет для обоих 8 бит, верю. Не думаю что мой старый монитор поддерживает 10 бит. 6 бит для ноутбука и небольшого охвата это можно сказать норма. Чем больше цветовой охват - тем по идее выше нужна разрядность, в огромный ProPhoto кодировать в 8 битах - потерять часть градаций, нужно 16 бит. В небольшой охват - 6 бит видимо считают достаточно. Если я правильно понимаю - при передаче от компьютера к дисплею меньшего кол-ва информации (в 6 битах ее в 4 раза меньше, чем в восьми) и время отклика сокращается. Отклик не нужен создателю контента, но важен для геймера. Как при 6 битах дисплея на ваш экран выводится обычное изображение с разрядностью 8 бит - 256 значений на канал? На сколько я знаю, хаотично по некоему алгоритму чередуются пиксели соседних значений в нужной пропорции. Мне например не хватало 256 значений 8-битного представления в браузере, я так и чередовал из 2560 своих значений например 7 одних пикселов и 3 других соседних, получалось целое в 8-битной системе плюс 7 десятых - приблизительно 11 бит.
Иллюстрация Dither в Photoshop
Попробуйте нарисовать в лабе в фотошопе растяжку от черного к белому, все серые градации. На весь экран (вложение). По идее они должны быть плавными. У фотошопа для борьбы с низкой разрядностью 8 бит также есть свои инструменты - так называемый Dither (по ссылке переходите к 15 пункту ниже сразу). Он добавляет шумы в 8 бит, включен по умолчанию, думаю в 6-битных мониторах математика примерно того же порядка используется: не хватает разрядности - добавляем шум из чередующихся хаотично соседних пикселей в нужной пропорции. Не достаточная 8-битная разрядность изображений то и дело всплывает в полиграфии, нарисуют градиент с минимальными отличиями между краями на большой площади, шум забудут добавить отдельным фильтром Noise - и вылезает на градиенте например 4 ступеньки. В 16 битах ступенек было бы не 4 а 1024 например, но наши рипы (как и браузеры) едят 8-битные файлы, а не 16-битные, поэтому инструменты типа Noise и включенный по умолчанию Dither в настройках сохранения файла в 8 битах - помогает нам при минимальном понимании, что можно пихать в макет на 8 бит, а что нельзя, избегать скачков и ступенек на плавных растяжках.
Некоторые цветокорректоры (не все) в некоторых работах (я обычно) всю обработку делают в 16 битах, и лишь на последнем этапе переводят в 8 бит перед той или иной публикацией. Гистограмма хоть не рваная и не расческой при обработке в 16 битах или 65536 значений градаций на цветовой канал вместо 256 в 8 битах.
Это не значит, что если в фотошопе я работаю в 16 битах - мой монитор в 16 битах показывает, нет, показывает в 8, ну может в 10, это уже от мозгов и матрицы монитора и интерфейса зависит. Да и потом реальные 10 бит в мониторе и видеокарте - это дорого, а у меня монитор бюджетный, хоть и хороший.
Ваш монитор, что характерно, весьма замыливает картинку на скриншотах, может это и есть тот самый шум, пересчет из его 6 бит в 8 бит обычного изображения? А может просто ретина так себя ведет. А может и то и другое.
Что нам важно понимать еще при низкой разрядности: мы должны не игнорировать гамму 2.2 или sRGB при калибровке такого аппарата. Для 10 бит наплевать, гамма может быть хоть линейная единица. Применение степенной функции гамма-искажения в первых мониторах придумали не от хорошей жизни, чтобы более равномерно распределить ограниченное количество оттенков в соответствии с перцепционным восприятием (оно не совпадает с линейными RGB) - придумали степенную гамма-функцию. И до сих пор все стандарты RGB ее используют: 1.8 (старые маки), 2.2 (старые пц), L-Star (около 2.4), sRGB (около 2.2), Display P3 (gamma sRGB). По арифметике это значения канала в размерности 0-1, возведенные в степень 1/gamma. Полутоновая градационная функция глаза не равна, конечно, степенной функции гаммы, но ближе к ней, чем линейные RGB. Когда будете калибровать монитор с низкой разрядностью - не устанавливайте гамму единица. По умолчанию ваш дисплей работает в гамме 2.2, это не плохо. Мой тоже судя по Asset, хотя в настройках выбран пресет гаммы sRGB. Но это почти одно и то же. В отличие от очень похожей гаммы sRGB - у 2.2 чуть хуже проработка в самых глубоких тенях. То же что на следующей картинке - кривая в тенях фактически лежит на оси X. Вот эти L-Star и sRGB позволяют этой степенной неприятности избегать в самых глубоких тенях. При калибровке все это настраивается естественно. О том, что гамма монитора соответствует измеренной - говорят почти линейные кривые vcgt как тут первый скрин. Если гамма агрегата резко отличается от того, что мы просим прописать в его профиле - кривые vcgt профиля, загружаемые в видеокарту, будут не линейными, а сильно изогнутыми.
На рисунке разница в отображении гаммы 1, 1.8, 2.2.
Для справки - значения гаммы для некоторых tristimulus RGB стандартов:
RGB standard | Gamma |
Adobe RGB (1998) | 2.2 |
Apple RGB | 1.8 |
Best RGB | 2.2 |
Beta RGB | 2.2 |
Bruce RGB | 2.2 |
CIE RGB | 2.2 |
ColorMatch RGB | 1.8 |
Display P3 | ≈2.2 |
Don RGB 4 | 2.2 |
ECI RGB v2 | L* |
Ekta Space PS5 | 2.2 |
NTSC RGB | 2.2 |
PAL/SECAM RGB | 2.2 |
ProPhoto RGB | 1.8 |
SMPTE-C RGB | 2.2 |
sRGB | ≈2.2 |
Wide Gamut RGB | 2.2 |