Михаил Сартаков
Стандарт грядущий калибровку нам готовит
Проект офсетного стандарта 2024 года ISO и ГОСТ 12647-2 впервые в истории офсетных стандартов вводит калибровочный раздел. В версиях офсетного стандарта ISO 1996, 2004, 2013 и ГОСТ 2011 оговаривалось, что именно мы должны получить на оттиске, но не говорилось, как этого добиться. Подытожив передовой опыт калибровки офсета через пластины прошедшего десятилетия, проект стандарта 2024 года предлагает узаконить четыре метрики калибровки офсета. Назовем эти четыре метрики, условно, традиционными и альтернативными. Так предлагается традиционно строить калибровочную кривую по данным TVI или Dot Gain – колориметрическому или денситометрическому приращению полутонов. И предлагается, в виде альтернативы, еще два метода: калибровка по околобалансовым шкалам IDEAlliance/GRACoL G7, и альтернативная калибровка по сравнительно недавней равноконтрастной градационной метрике CTV, на базе калибровочной метрики SCTV или Spot Color Tone Value, стандарта ISO 20654:2017.
Таким образом, проект офсетного стандарта предлагает в 2024 году узаконить калибровку офсета через пластины и дает поверхностное представление, как эту калибровку проводить, с четырьмя вариантами калибровочных метрик на выбор.
Последнее десятилетие мейнстримной была калибровка на основе приращений TVI: вычислялась разница между целевой и измеренной кривыми по оси Y графика видимого (Apparent или A) приращения, и проекция этой разницы на градационную шкалу по оси X показывала величину поправки к точке на пластине. Такой метод калибровки используют все типографские рипы, а также мой калибровочный софт, о нем ниже. Для расчета промежуточных значений между измеренными на дискретной градационной шкале обычно задействуются сплайновые интерполяции. Поскольку сплайновые интерполяции достаточно сложны в вычислении и практически не могут быть описаны ячейками Excel, предполагают программирование, проект офсетного стандарта предлагает максимально упростить расчеты до кусочно-линейной интерполяции (функции) измеренной кривой приращения. Такое упрощенное решение от монотонной плавной кривой до ломанной линии приводит к снижению точности калибровки, зато может быть выполнено «на коленке», без использования серьезного калибровочного софта. Но главное тут, что проект офсетного стандарта показывает (Рис. 1), как именно правильно считать калибровку, как проецировать разницу между целевой и измеренной кривой TVI видимых приращений по оси Y на линейную ось градаций пластины X. В этом традиционном методе расчета калибровочной кривой можно с одинаковым успехом задействовать как колориметрические на основе CIE XYZ TVI, так и денситометрические Dot Gain или растискивания. На практике чаще применялись колориметрические TVI, поскольку цветовые профили цветоделения icc сглажены в колориметрических TVI, денситометрии в цветовых профилях цветоделения нет, и не существует аналитических функций, которые позволяли бы точно уравнять колориметрическое приращение на приращение денситометрическое. Плавная кривая TVI представляется ломанной кривой Dot Gain, и наоборот.
Альтернативный метод G7 по околобалансовым шкалам существует очень давно, и отрасль его успешно игнорирует многие годы. Метод очевидно громоздкий, переусложненный, по большей части денситометрический. Тем не менее и метод калибровки G7 не забыт в проекте офсетного стандарта 2024 года. Несколько соображений о G7 от GRACoL и IDEAlliance по ссылке.
Но самое интересное из предлагаемых в проекте офсетного стандарта альтернатив калибровки – равноконтрастная градационная метрика CTV 2017 года. Примечательно в ней то, что метрика CTV по идее ее разработчиков, Perceptual Uniformity или равноконтрастная по восприятию. То есть не совпадает по результату калибровки с целевыми техногенными кривыми TVI или Dot Gain. Проект офсетного стандарта даже коротко описывает, что собой представляет перцепционная равноконтрастность, ведь офсетчики совсем к такому не привыкли. Вообще равноконтрастность по восприятию градационных характеристик печати была бы революцией в печатной отрасли, для 8-битных дискретных ограничений это было бы весьма полезно. Тем не менее так далеко вперед разработчики проекта офсетного стандарта не стали забегать, и через нелинейные табличные коэффициенты приводят результаты равноконтрастной метрики CTV к привычной форме техногенных TVI (Рис. 2). Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что полностью сохраняется преемственность технологий, не нужно перестраивать заново всю цепочку подготовки к печати, начиная с цветоделения: у нас по сути все те же техногенные целевые кривые для разных типов бумаг. Плохо, что перспективная колориметрическая концепция Perceptual Uniformity калибровочных кривых пропадает благодаря нелинейным поправочным коэффициентам ΔCTV под традиционные TVI в таблицах классов бумаг проекта офсетного стандарта. Для 8-битных файлов и рипов равноконтрастные по восприятию калибровочные кривые сослужили бы хорошую службу. Ранее считалось: если бы растискивания не было, его бы следовало выдумать. Как выдумали в свое время для медийных устройств степенную функцию гаммы, потом тонопередающие функции гаммы sRGB и гаммы L, потом перцептивное квантование (EOTF PQ) тонопередающей функции для 10-битных устройств и контента HDR. И вот в 2017 году в полиграфии появляется перспективная тонопередающая или градационная метрика SCTV, которая заново «изобретает» для печатных красок не абы какое «растискивание», не техногенное, а равноконтрастное по восприятию, сродни современному перцептивному квантованию, ровно то, что нам и нужно, пока мы не доросли до 10-16-битных макетов и рипов для их обсчета и вывода на пластины с 10-16-битной дискретностью.
Пока стандарт 12647-2 в проекте 2024 года не вступил в действие, мы уже можем попрактиковаться с новой метрикой CTV в калибровке помимо привычной нам метрики TVI. Для этого в мою старую программу калибровки внесены дополнения, которые позволяют посчитать как равноконтрастные SCTV, так и привести их через нелинейные коэффициенты к типичной калибровке под целевые TVI фогры 39, фогры 51, кривые AB для меловки офсетного стандарта 2004 года. Без подписки на Спектральный Калькулятор можно воспользоваться бесплатной альтернативой вычисления SCTV по ссылке. Можно взять формулы SCTV в Excel по ссылке. Тут главная идея состоит в том, что мы уже сейчас, не дожидаясь выхода в свет нового офсетного ISO и ГОСТ, можем полноценно потренироваться в новейшей калибровке по альтернативному методу CTV. Чем CTV лучше TVI? Тем, что проще обсчитывается. Там, где TVI по-хорошему требует программирования сложных сплайновых интерполяций, метрика CTV отдает на выходе из формул на базе CIE XYZ готовые размеры точек на пластине, стандарт лишь предлагает привести их от равноконтрастности к традиционной техногенности через нелинейные коэффициенты на плавной полиномиальной кривой 4 порядка по точкам 0-25-50-75-100, и потом предлагает вручную сгладить артефакты (скачки) на калибровочной кривой. Кубическая сплайновая интерполяция, монотонная интерполяция сплайнами Акимы и Hermite – все это есть, и очень давно, в моем калибровочном софте для печатных шкал низкой дискретности полутонов, все это так или иначе есть в типографских рипах, но метрика CTV все упрощает.
Не лишним будет упомянуть, что большинство типографских рипов не позволяют технологу самостоятельно рассчитать и внести в рип калибровочную кривую, большинство рипов предлагают лишь внести измеренную кривую TVI, указать целевую TVI, и рип уже сам рассчитывает калибровочную, причем зачастую даже не может ее предоставить технологу для контроля пластин. Чем полезно знание о поправке к точке на пластине, а не только о том или ином растискивании на оттиске? Тем, что знание размера точки калибровочной кривой позволяет корректно калиброваться уточняющими итерациями, в линейных величинах поправки к размеру точки. Между тем для управления итерациями через кривые растискивания правильных вычислений просто не существует, существуют громоздкие и неправильные, в силу нелинейности осей TVI и Dot Gain. Впервые на моей памяти, 20 лет назад GMG предложил концепцию итераций при калибровке своей цветопробы. Итерации с тех пор прочно вошли и в практику офсетной калибровки (Рис. 3). Зачем всякий раз откатываться к линейности, если последующие небольшие цикличные поправки по замерам оттисков с нелинейных пластин точнее приводят оттиск в номинал стандарта? Проект стандарта регламентирует калибровочную метрику CTV в линейных размерах точки, это, возможно, заставит со временем одуматься программистов рипов и предоставлять технологу полноценный функционал для управления точкой на пластине. Однократное, без итераций, внесение растискиваний или TVI в рип, без представления о конечном результате этого ввода на пластине, справедливо устареет. А новейшая возможность штатного внесения калибровочной кривой в рип неизменно приведет офсетного технолога к корректным уточняющим итерациям – лучшему, что придумано в парадигме офсетной калибровки за 20 лет.
Концепция итераций, когда в цикличной функции калибровки задействуются результаты, достигнутые на прошлом цикле, удобна не только высокой точностью достижимого результата, но также возможностью проводить плановые калибровки на коммерческих тиражах, не только на специальных тестовых оттисках. Для полной совместимости с устаревшими рипами калибровочных кривых, достигнутых посредством итерационных вычислений, суммирования поэтапных линейных поправок к площади растровой точки, я написал в калибровочных калькуляторах также и обратную функцию от размера точки и целевой кривой к виртуальному TVI. На вход программы подается калибровочная кривая, исходя из известной целевой кривой данного процесса вычисляется понятный любому рипу нелинейный виртуальный TVI на выходе. Чего не сделаешь для совместимости технологичных расчетов калибровочной со всеми на свете программами вывода пластин!
Проект офсетного стандарта 12647-2 наконец-то в 2024 году ввел новый большой калибровочный раздел со всеми известными метриками калибровки, поэтому я счел возможным упомянуть, что удобный софт для многих этих расчетов давно имеется, софт от отечественного разработчика, офсетного технолога-колориста. Подписку на программы сайта о колориметрии в полиграфии оформили в разное время многие типографии и репроцентры. Большинство программ на сайте бесплатные, и лишь некоторые самые сложные и специализированные требуют годовую подписку. У самой важной программы сайта, Спектрального Калькулятора, есть подробный мануал на русском языке с описанием каждой функции и настройки. Помимо калибровки и колориметрического анализа, программа умеет строить icc-профили в моделях CMYK и RGB (модуль iccGPU), причем профили цветоделения CMYK программа строит с эксклюзивной чистотой красок, недостижимых практически ни одним из известных профайлеров. Многие сталкивались с ситуацией, когда при цветоделении в чистый красный бинар подмешивается загрязняющая голубая краска, в чистый зеленый – загрязняющая пурпурная, в чистый синий – загрязняющая желтая. В первом отечественном профайлере iccGPU такие грязные красочные смеси исключены, профайлер проектировался таким образом, чтобы печатать максимально насыщенно на пределе возможностей красок. Готовые профили от iccGPU по традиционным данным фогры 39 вы найдете в разделе профилей. Бесплатный цветовой конвертер задействует те же эксклюзивные таблицы iccGPU при переводе цвета в краски CMYK по фогре 39.
По просьбе редакции я попросил подписчиков, пользующихся моим калибровочным софтом, поделиться впечатлением от работы в программах от https://cielab.xyz Эти отзывы публикуются ниже. С учетом появления в проекте офсетного стандарта 12647-2 новейшей калибровочной метрики CTV, программа Спектральный Калькулятор оперативно содержит функции расчета по CTV с традиционными целевыми фогры 39 и 51. Целевые (поправочные коэффициенты для SCTV) 12 типов новых бумаг проекта нового офсетного стандарта будут добавлены в программу сразу вслед за выходом в свет ИСО ГОСТ 12647-2. Так сложилось, что одиозный «синий» фильтр M1 2013 года фогры 51 был в целом проигнорирован отраслью, отрасль осталась по большей части на фогре 39 2004 года за фильтром M0. Проект стандарта 2024 года пока жирный крест на фильтре M1 не поставил. Поэтому в новейшей равноконтрастной градационной метрике CTV в настоящий момент мы остаемся в рамках целевых TVI и фогры 39, и фогры 51, на выбор, и можем уже сейчас без программистских усилий полноценно протестировать новый функционал проекта стандарта 12647-2 и его новой методики калибровки CTV на базе SCTV ISO 20654:2017.
Об авторе: Михаил Сартаков cielab.xyz@gmail.com
автор проекта о колориметрии в полиграфии https://CIELab.XYZ
технолог-колорист в https://bukivedi.com
телеграм-канал https://t.me/LabXYZ
Отзывы на софт 1-2-3-4-5-6-7 публикуются согласно очередности их предоставления в редакцию.
-------------------------------------------------------1
Программным сервисом © CIELab.XYZ наша компания пользуется для нужд полиграфического производства уже 10 лет. Использование - ежедневное. Уникальный и простой модуль для вычисления компенсации по кривым TVI позволяет в реальном времени оперативно производить контроль качества печати и быструю коррекцию, при необходимости. При всей простоте и удобстве, имеются все инструменты для точной настройки, и самое главное - возможность коррекции с помощью Device Link корректирующего профиля сразу по всем каналам CMYK. Практика показала, что оперативность и эффективность данного функционала незаменима в области цифровой печати, в условиях более низкой, по сравнению с офсетной, стабильностью работы печатного оборудования, а также минимальных сроках производства продукции.
Также, очень важный для нас механизм - реализация механизма умного сглаживания кривых TVI под заданные целевые значения. Главное отличие от других подобных программных разработок - большой выбор типа целевой кривой и высокая точность работы алгоритма. Очень облегчает процесс построения, необходимых для производства, профилей цветоделения. Очень удобно реализован цветовой конвертор между любыми цветовыми моделями, также - использование постоянное.
В парке нашего оборудование - очень разное цифровое печатное оборудование, включая ЦПМ Indigo 12000, Indigo 7600, Konica Minolta 14000, Konica Minolta 12000, но без функционала © CIELab.XYZ эффективность работы и качество были бы на порядок меньше, а трудозатраты больше.
Карпухов Григорий | Группа компаний FINEARTPRINT - fineart-print.ru | Руководитель отдела автоматизации производства
НАШИ ПРОЕКТЫ:
COUTURE BOOK – Art of Photobooks | couturebook.ru
Моифотостраницы – печатаем фотоистории | myphotopages.ru
Fineartprint – Полиграфия для бизнеса | fineart-print.ru
Fineartbox – Премиум-упаковка | fineartbox.ru
-------------------------------------------------------2
«Сложнейшие расчёты в несколько кликов».
В апреле 2024 года приглашали Михаила калибровать печатные машины Heidelberg XL 75-4 и KBA Rapida. Точно знали, что нам нужен именно этот специалист, так как давно следим за его публикациями в сети и пользуемся онлайн-конвертером — для перехода между цветовыми моделями — незаменимая программа.
Калибровка прошла быстро, во многом благодаря спектральному калькулятору, написанному Михаилом. Вместо долгих вычислений, достаточно внести данные с замеров, расставить нужные галки и вуаля — готовые поправки к размеру точки. Что немаловажно, для всех вычислений есть визуализация, превращающая голые цифры в наглядные графики.
На обеих машинах в стандарт попали всего со второй итерации. Результат шикарный! Клиенты довольны. Даже самые дотошные. В будущем калькулятор без труда позволит нам самостоятельно поддерживать ровный баланс в обеих машинах. Особенно при дистанционной поддержке Михаила, который всегда приходит на помощь и отвечает на любые вопросы по софту и в целом.
Полиграфический холдинг «Икс-Пресс» г. Иваново, www.iv-xpress.ru
-------------------------------------------------------3
Типография Печатных Дел Мастер.
В 2018 году типография резко перешагнула из третьего формата сразу в первый.
Да еще и с новейшей серией машин Комори, оснащенной практически всеми самыми современными средствами контроля и автоматизации.
Встал вопрос о том, что печатать нужно не просто хорошо, а на уровне самых лучших типографий. Или даже лучше них.
Такая задача была поставлена передо мной основателем типографии Ефановым А.
В то время я уже был знаком с Михаилом - в одной из типографий с его помощью подправляли как раз калибровку.
Видел результаты его постоянной работы еще в одной крупной типографии. Без преувеличения, результаты вызывали серьезное уважение.
Глубоких знаний самого процесса в тот момент не было - но было стойкое желание научиться и вникнуть в суть процесса.
Напросился на встречу к Михаилу, обозначив свое желание.
Не во все тонкости получалось вникнуть сходу, но нужно отдать должное Михаилу, который терпеливо, по многу раз объяснял что и как.
В любом формате - при встрече на обучении, по телефону - всегда находил время проконсультировать.
Внимание - сложность не в софте, а в тонкостях понимания процесса что делаешь и зачем (это для тех кто не в теме, но хочет научится)
Результат даже первых калибровок дал понять - мы на правильном пути. А эмоциональная составляющая порой зашкаливала, а внутренний голос просил - давай еще точнее!
Прошло уже более 5 лет, как мы активно используем софт Михаила. Это уже буднично, просто, стабильно. Почти скучно
Тиснул тест, измерил, посчитал, внес коррекцию. А результат - идеальное попадание в цветопробу.
Что еще нужно типографии от печатного процесса...
Кстати, по поводу цветопробы - когда то было желание сделать свой участок пробы, но окунувшись в процесс калибровки офсета, стало понятно, что калибровке цветопробы нужно уделять не меньше внимания. Времени на пробу уже не было в графике. Поэтому приняли решение делать ее на стороне Михаила.
Всегда идеальная, стабильная. Однозначно рекомендую.
В качестве резюме по софту Михаила:
Это не волшебная палочка, после взмаха которой, все встает на места. Но если вы в теме и хотите получить предсказуемый результат - он будет.
Как в любом сложном процессе, нужно понимание того что вы делаете. И тогда Софт открывает такие возможности, о которых можно писать отдельную статью. И не одну.
Всем удачных итераций !
Масликов Владимир
Директор по развитию типографии Печатных Дел Мастер
-------------------------------------------------------4
Мы практически сразу и по достоинству оценили онлайн ПО: спектральный калькулятор, конвертеры и цветовые справочники сайта cielab.xyz Михаила Сартакова. Воспользовавшись любезно предоставленной Михаилом возможностью по их бета-тестированию, сразу интегрировали их в свою повседневную практическую работу. Будь то предварительный анализ цветовых данных для характеризации процессов, их оптимизация и преобразования.
Также оказались удобными средства визуализации, ничем не уступающие аналогичным возможностям современного профессионального ПО, за той разницей, что ПО cielab.xyz не требует локальной установки и лицензирования. При помощи данных средств имеется возможность оперативно (имя в наличии, например, один лишь мобильный телефон) подавать заказчикам и партнерам визуальное представление и сравнительный анализ цветовых данных, что способствует внесению ясности относительно возможностей процесса и принятию верного решения.
Отдельным пунктом хотелось бы отметить Калькулятор TVI с его вариативностью в использовании входных данных и результатов расчета. Краткие примеры использования и дополняющие теоретические выкладки делают его практически самодостаточным продуктом.
Центральным развивающимся продуктом, безусловно, является iccGPU™, фактически - полноценный "конструктор" по моделированию и созданию цветового профиля онлайн. Можно только поражаться, что системный подход и усилия, затрачиваемые на разработку подобного ПО, как правило, целыми коллективами специалистов или сообществами энтузиастов, автор успешно осуществляет в одиночку!
В последнее время мы все чаще начали сталкиваться с задачей аудита спектрального качества освещения и источников света. И снова нам на помощь приходит cielab.xyz с качественной реализацией самых современных методик спектрального анализа и оценки цвета (Ra (CRI), CQS или, например, новейшего IES TM-30 с его строгим ранжированим и дополнительной визуализацией).
Считанные онлайн-ресурсы могут представить цветовые конвертеры с таким обширным набором цветовых моделей и палитр (в том числе, с учетом их версий, ревизий и условий оценки).
Можно смело утверждать, что вышеперечисленные программы могут стать удобным рабочим инструментарием дизайнера, колориста-цветокорректора, специалиста допечатной подготовки, технолога, печатника и даже искушенного менеджера по продажам, войдя в топ-10 закладок его браузера!
Михаил Зайцев, сервис koler.by
-------------------------------------------------------5
Типография “Луна - принт” г.Томск
Технолог Абияка О.А.
Печать дело непростое. Особенно в наше время высокой конкуренции и повышенной требовательности заказчика. Использование программ с сайта CIE Lab , таких как спектральный калькулятор , Device Link Profile и других , позволяют с высокой точностью откалибровать формный и печатный процесс. Оперативно внести необходимые изменения как по накату краски , так и по калибровочной кривой не откатываясь к линейным пластинам. Применение софта доказало свою эффективность и подняло качество печати в нашей типографии.
-------------------------------------------------------6
Главный технолог ПКПП Щеголев И.В.
Градационная коррекция — это важный этап в процессе печати, который позволяет точно воспроизводить цвета и оттенки на печатном носителе. Она является неотъемлемой частью любого полиграфического процесса, направленного на достижение высокого качества цветопередачи.
Чтобы получить желаемый результат цветовоспроизведения при офсетной печати и удовлетворить заказчика, необходимо использовать методы управления цветом. А градационная покрасочная коррекция — это единственный способ оперативно компенсировать отклонения в процессе печати.
В прошлом градационная коррекция была сложным и трудоёмким процессом, особенно при использовании аналоговых технологий. Однако с развитием компьютерных технологий и появлением цифровых выводных устройств (CTP), процесс градационной коррекции значительно упростился и стал доступным всем жаждущим качественной печати.
Но доступность не означает простоту. Градационная коррекция — это сложный процесс, который требует профессиональных знаний и опыта. Поэтому его обычно выполняют квалифицированные специалисты по допечатной подготовке или технологи.
Без участия квалифицированных технологов очень сложно создать «правильные» компенсационные кривые для печати. Это происходит потому, что методы расчёта компенсационных кривых, используемые во всех специальных программных комплексах для предпечатной подготовки, не принимают во внимание особенности реальной офсетной печати.
Поэтому у типографий есть два пути внедрения в производство системы управления цветом:
1. Разработать всё математико-программное обеспечение самостоятельно, основываясь на стандартизированных методиках.
2. Воспользоваться готовыми решениями независимых авторов.
Я уже довольно давно использую Спектральный Калькулятор для корректировки компенсационных кривых печатного процесса. А на сайте о колориметрии в полиграфии https://cielab.xyz/ можно найти другие программы, которые помогут внедрить полный цикл управления цветом на полиграфическом предприятии.
-------------------------------------------------------7
Денис Хирьков, типография АПД
Наша типография уже много лет использует алгоритмы разработанные Михаилом на CIELab.XYZ.
Вся калибровка печатного процесса производится только через Спектральный Калькулятор.
Наша типография специализуется на выпуске рекламной и акцидентной продукции, в том числе и журналы, где очень важна цветопередача и повторяемость. Поэтому когда встал выбор какой профиль использовать заказчикам для цветоделения, то мы выбрали стандартный ИСО, и в этот профиль стали организовывать печатный процесс, в чём нам очень помогли программы Михаила Сартакова.