Рассказываю.
Если совсем коротко: GRACoL G7 делает сложно то, что можно сделать просто. Результат одинаков с более актуальными методиками, разница в затраченных усилиях.
Теперь коротко, но с каплей подробностей.
• C% • | • M% • | • Y% • | • a* • | • b* • |
0.0 | 0.0 | 0.0 | 0 | -2 |
12.5 | 9.0 | 9.0 | 0 | -1.7 |
25.1 | 18.8 | 18.8 | 0 | -1.5 |
37.3 | 29.0 | 29.0 | 0 | -1.2 |
49.8 | 40.0 | 40.0 | 0 | -1 |
62.7 | 52.9 | 52.9 | 0 | -0.70 |
75.3 | 66.3 | 66.3 | 0 | -0.5 |
87.5 | 81.2 | 81.2 | 0 | -0.2 |
100 | 100 | 100 | 0 | 0 |
Откалибровав на заданном колористикой накате посекционно тонопередающие градационные кривые по оттиску для каждой краски, мы получаем автоматом и безупречный нейтральный баланс, и остальных "китов" - колористику и градационные. На этом собственно и все в традиционных методиках. Как правильно обеспечить накат краски, как откалибровать тонопередающие кривые оттиска - все эти темы со ссылками я собрал недавно тут вместе, чтобы все разом было под рукой.
Теперь, что собственно предлагает IDEAlliance GRACoL G7. Эта коммерческая методика не предлагает напрямую поканально привести градационные всех секций в порядок, а предлагает промерять балансовые и околобалансовые наложения полутонов красок, и по денситометрическим отклонениям в балансе за разными фильтрами двигать в ту или иную сторону тонопередающую кривую каждой краски. По всей видимости, так было усложено потому, что создатели старой методики G7 еще не знали, что равенство тонопередающих кривых автоматом обеспечивает правильный нейтральный баланс в офсете при соблюдении пропорций CMY 1:0.8:0.8. Создатели G7 исходили из того, что надо непременно анализировать само балансовое наложение и дифференцировать из него поправки по секциям. Конечно такой подход потребовал более тяжеловесной математики, а поскольку подход достаточно древний - то он мало учитывал возможностей колориметрии, и опирался в основном на более примитивную денситометрию.
Я вовсе не спорю с тем, что Гракол работает, работает правильно, я лишь указываю на то, что достаточно простая технологическая задача калибровки офсета по стандарту решается чересчур сложно и громоздко в G7, да еще и в одиозных на сегодня денситометрических координатах. Некоторые коллеги пробовали печатать и промерять шкалы G7, пробовали проделать расчеты, и так ничего путного и не добивались от печатной машины, просто не до конца поняв все сложности и премудрости этой и правда излишне "замороченной" методики калибровки.
Примерно год назад IDEAlliance Gracol G7 немного обсуждали англоязычные и американцы на Принтпланете, там, где этот коммерческий G7 куда как больше разрекламирован. В ветке обсуждения особенно заметно было какое-то уныние, усталость от G7, скепсис и общая атмосфера, что снова обсуждается собаке пятая нога. Типа да, ну вот есть такой исторический артефакт, как G7, да сертификацию IDEAlliance по G7 можно пройти, но зачем, если в стандарт можно попадать более простыми методами калибровки. Вот весь лейтмотив тех постов.
Методика калибровки G7 может быть интересна в печати с необычными красителями с необычными балансами. Изредка и в традиционном офсете бывает такая ситуация с красками, когда баланс требует от технолога отклониться от равенства между кривыми цветных секций, и задавать целевую, например немного выше для "слабой" темной голубой, или чуть ниже других для "сильной" светлой мадженты. Но с моей точки зрения и для решения такой задачи со слегка необычными красками в традиционном офсете в несколько измененном балансе, переусложненный G7 особо не нужен, указать при калибровке целевую чуть выше или ниже номинала, ориентируясь и на баланс в том числе, совсем не сложно и без G7. Главное условие в хорошей офсетной печати - чтобы тонопередающие кривые имели гладкую правильную форму, как в стандартном профиле цветоделения: именно так обеспечивается максимально точное совпадение оттиска с макетом.
Мой давний знакомый по журналу "Паблиш" Игорь Терентьев как-то обращался ко мне чиркнуть пару слов про G7 в журнал - я отказался, потому что писать тут особо нечего: переусложненное устаревшее коммерческое решение без особых перспектив в традиционном офсете. Из всего написанного выше очевидно, что действительно писать о методике G7 в журнал нечего, а просто так мучить читателя сложными формулами методики, когда на самом деле все делается понятнее и проще - тоже занятие так себе. Моя задача не умничать и не мучить студентов, моя задача - обучить сложному процессу стандартизации максимально понятно и просто, и предоставить для этого не сложные в освоении программные инструменты. И я вместо Гракола сосредоточился на своих программных инструментах калибровки в логике стандартизации Фогры и PSO, написал их, отладил, оттестировал, и предлагаю всем на этом сайте частично бесплатно и частично за крайне скромную копеечку по годовой подписке. Некоторые типографии берут софт в комплекте с моим обучением, мне обучить не сложно и приятно, я много и давно преподаю колориметрию в офсете, я это все запрограммировал сам от и до за несколько лет в десятках тысяч строк кода, и научиться несложным премудростям моей калибровки по стандарту с полным набором необходимых программных инструментов, поверьте, куда проще и быстрее и дешевле, чем освоить стандартизацию по методике IDEAlliance GRACoL G7.
Думаю, методика G7 хороша в следующей конфигурации: вы покупаете рип для цветной печати, и помимо прочих настроек и алгоритмов калибровки обнаруживаете там запрограммированный алгоритм калибровки принтера по балансам G7, с его шкалами и расчетами. Так сказать, пользуемся алгоритмом, не вникая в его суть: идеальный вариант попробовать. Потому что такие вещи, конечно, надо алгоритмизировать в готовых программных решениях "под ключ", и это в принципе уже делают.