Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Да я вас понимаю. Я тоже особо не хочу вникать в вопросы калибровки без спектрофотометра чтобы получше настроить тонопередающую гамма-кривую для каждого канала. Выводы у меня такие, что с маленьким охватом устройства что в лоб что по лбу - идеала не добиться. Может просто оставить системный профиль sRGB и примерно держать в голове, что у других немного повеселее картинка, понасыщеннее.
А я тут с калибриллой сделал одну прикольную вещь: усреднил гамма-кривые профилей со спектрофотометра i1 первой и второй версии, они чуть в разные стороны разбегались по кривым, и мне хотелось среднее. Получил, очень ровный градиент от белого до черного, нейтраль серого выдержана шикарно для не очень сильных мозгов моего бюджетного монитора. Я и мерил по референсу с большим кол-вом серых оттенков при построении профиля, но все равно до идеала допилил лишь усреднением замеров с двух спектрофотометров!-) Это конечно перфекционизм, но почему бы не попробовать: времени всего 5 минут заняло.
Посмотрите у себя на нейтральный серый градиент, может с ним нормально все и калибровкой можно пренебречь? Гамма-кривая 2.2 по идее должна быть более-менее настроена производителем для каждого канала. Но если на нейтральном градиенте обнаружите цветные участки - плохо конечно.
А я тут с калибриллой сделал одну прикольную вещь: усреднил гамма-кривые профилей со спектрофотометра i1 первой и второй версии, они чуть в разные стороны разбегались по кривым, и мне хотелось среднее. Получил, очень ровный градиент от белого до черного, нейтраль серого выдержана шикарно для не очень сильных мозгов моего бюджетного монитора. Я и мерил по референсу с большим кол-вом серых оттенков при построении профиля, но все равно до идеала допилил лишь усреднением замеров с двух спектрофотометров!-) Это конечно перфекционизм, но почему бы не попробовать: времени всего 5 минут заняло.
Посмотрите у себя на нейтральный серый градиент, может с ним нормально все и калибровкой можно пренебречь? Гамма-кривая 2.2 по идее должна быть более-менее настроена производителем для каждого канала. Но если на нейтральном градиенте обнаружите цветные участки - плохо конечно.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
На счет конвертации для печати. Посмотрела ваши профили на сайте. Под профилем gamut 204% of fogra39 (nc07).icc написано: "Сразу после цветоделения методом relative c этим профилем необходимо переделить изображение по методу perceptual в обычный профиль вашего офсета, например ISOcoated_v2_300_eci.icc." Не могли бы вы объяснить как происходит процесс, описанный в этой фразе? И подходит ли этот расширен-й фогра профиль в моем случае для сохранения высоконасыщенных оттенков на печати? Если нет, то какой подходит лучше?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Хорошо, конечно объясню.
К большому или малому охвату монитора профили цветоделения CMYK с раздутым или сжатым охватом не имеют прямого отношения. Они имеют прямое отношение лишь к файлам графических изображений. Для чего нужны такие профили CMYK?
С раздутым охватом - позволяют в полную меру задействовать классный перцепционный механизм сжатия, прописанный в раздутом профиле.
Со сжатым охватом - позволяют вытягивать чистую насыщенную картинку из обычной печатной машины, не чемпиона в плане достижения охвата фогры (таких большинство).
Про уменьшенный охват профиля CMYK подробно пояснялось здесь - viewtopic.php?f=3&t=640&p=3113#p3113
Про увеличенный цветовой охват (Color Gamut) и перцепцию немного сообщалось здесь - viewtopic.php?f=3&t=521 - не много теории и много картинок.
Тем не менее на тему раздутых профилей еще раз отвечу поподробнее.
При цветоделении из типичных стандартных tristimulus RGB пространств, вроде sRGB или Adobe RGB, красивая перцепция при сжатии в меньший охват офсета не может быть задействована в силу того, что указанные стандартные профили sRGB или Adobe RGB вообще не содержат таблиц перцепции! Перцепцию для них додумывает налету модуль CMM операционки, и делает это из рук вон плохо. Лучше, чтобы эти сложные таблицы перцепционного сжатия заранее были медленно и верно просчитаны хорошей программой для построения профилей, а не вычислялись абы как налету.
Я предлагаю в некоторых случаях цветоделение из стандартных sRGB или Adobe RGB улучшить, используя промежуточный профиль огромного охвата с прекрасной таблицей перцепции для красивого сжатия насыщенной картинки в маленький офсетный охват. Это актуально в том конечно случае, когда оттенки RGB-оригинала явно не вписываются в маленький охват офсетных красок, а превью показывает, что любое цветовое преобразование (с любым RI) из tristimulus RGB в маленький офсетный CMYK напрямую здорово портит цвета и локальные контрасты.
Алгоритм состоит в следующем. Оригинал в RGB большого охвата мы без сжатий с относительным рендерингом трансформируем в виртуальные краски CMYK с огромным охватом. И из этих виртуальных красок по красивому перцепционному алгоритму уже сжимаем охват до традиционного реального офсета. По ссылке визуальные образцы разных сжатий приведены. Я постарался сделать самые красивые из возможных перцепционные таблицы для профилей с раздутым виртуальным охватом (если кто сделает еще красивее перцепцию от раздутого виртуального офсета к реальному офсету - я буду счастлив).
Покажу и на скриншотах как проходят эти два этапа конвертаций из большего охвата в меньший с промежуточным профилем огромного охвата с превосходными таблицами перцепции: Опция конвертации из профиля в профиль вызывается в Photoshop из меню Edit/Covert to Profile
Высокое качество генерации представленных по ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто невозможно было сгенерировать, до появления этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда. За счет разницы между окружением просмотра и окружением сцены алгоритм генерит адаптированное восприятие насыщенности, привязанное не к какой-то абстрактной математике, а к зрению и перцепционному восприятию, которые Фейрчайлд и описал новыми сложными формулами. Таким образом, раздутый и сжатый охваты - не просто абстракция, а виртуальная модель, построенная на адаптации глаза в различных условиях просмотра. Именно поэтому сжатие носит не техногенный, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию характер. Визуальная вгонка в цветопробу на калиброванной печатной машине по пробам нормального охвата и с печатных пластин с уменьшением охвата также весьма впечатляет визуальной точностью.
Взглянем на старые графики в проекции CIE xy, иллюстрирующие сказанное. Слева у нас просто офсетный стандарт на меловке - фогра 39, посередине - равноконтрастно перцепционно раздутая в охвате фогра 39 в соответствии с адаптацией человека на разное окружение сцены и просмотра. Справа - просто техногенное абстрактное абы как сляпанное виртуальное огромное неравноконтрастное CMYK пространство, несоразмерное восприятию хумана, с синим и зеленым бинарами за границами восприятия. Мы с вами имеем дело с human color perception профилями, представленными на среднем графике. На среднем графике изменение TVI от оригинальной фогры подчинено логике CIECAM02, на графике справа TVI абстрактного профиля не подчиняется никакой логике, а скачок в тенях черной краски ведет к постеризации. На графиках цветовое тело - FOGRA39, сетка - профили с расширенным охватом, в сравнении.
К большому или малому охвату монитора профили цветоделения CMYK с раздутым или сжатым охватом не имеют прямого отношения. Они имеют прямое отношение лишь к файлам графических изображений. Для чего нужны такие профили CMYK?
С раздутым охватом - позволяют в полную меру задействовать классный перцепционный механизм сжатия, прописанный в раздутом профиле.
Со сжатым охватом - позволяют вытягивать чистую насыщенную картинку из обычной печатной машины, не чемпиона в плане достижения охвата фогры (таких большинство).
Про уменьшенный охват профиля CMYK подробно пояснялось здесь - viewtopic.php?f=3&t=640&p=3113#p3113
Про увеличенный цветовой охват (Color Gamut) и перцепцию немного сообщалось здесь - viewtopic.php?f=3&t=521 - не много теории и много картинок.
Тем не менее на тему раздутых профилей еще раз отвечу поподробнее.
При цветоделении из типичных стандартных tristimulus RGB пространств, вроде sRGB или Adobe RGB, красивая перцепция при сжатии в меньший охват офсета не может быть задействована в силу того, что указанные стандартные профили sRGB или Adobe RGB вообще не содержат таблиц перцепции! Перцепцию для них додумывает налету модуль CMM операционки, и делает это из рук вон плохо. Лучше, чтобы эти сложные таблицы перцепционного сжатия заранее были медленно и верно просчитаны хорошей программой для построения профилей, а не вычислялись абы как налету.
Я предлагаю в некоторых случаях цветоделение из стандартных sRGB или Adobe RGB улучшить, используя промежуточный профиль огромного охвата с прекрасной таблицей перцепции для красивого сжатия насыщенной картинки в маленький офсетный охват. Это актуально в том конечно случае, когда оттенки RGB-оригинала явно не вписываются в маленький охват офсетных красок, а превью показывает, что любое цветовое преобразование (с любым RI) из tristimulus RGB в маленький офсетный CMYK напрямую здорово портит цвета и локальные контрасты.
Алгоритм состоит в следующем. Оригинал в RGB большого охвата мы без сжатий с относительным рендерингом трансформируем в виртуальные краски CMYK с огромным охватом. И из этих виртуальных красок по красивому перцепционному алгоритму уже сжимаем охват до традиционного реального офсета. По ссылке визуальные образцы разных сжатий приведены. Я постарался сделать самые красивые из возможных перцепционные таблицы для профилей с раздутым виртуальным охватом (если кто сделает еще красивее перцепцию от раздутого виртуального офсета к реальному офсету - я буду счастлив).
Покажу и на скриншотах как проходят эти два этапа конвертаций из большего охвата в меньший с промежуточным профилем огромного охвата с превосходными таблицами перцепции: Опция конвертации из профиля в профиль вызывается в Photoshop из меню Edit/Covert to Profile
Высокое качество генерации представленных по ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто невозможно было сгенерировать, до появления этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда. За счет разницы между окружением просмотра и окружением сцены алгоритм генерит адаптированное восприятие насыщенности, привязанное не к какой-то абстрактной математике, а к зрению и перцепционному восприятию, которые Фейрчайлд и описал новыми сложными формулами. Таким образом, раздутый и сжатый охваты - не просто абстракция, а виртуальная модель, построенная на адаптации глаза в различных условиях просмотра. Именно поэтому сжатие носит не техногенный, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию характер. Визуальная вгонка в цветопробу на калиброванной печатной машине по пробам нормального охвата и с печатных пластин с уменьшением охвата также весьма впечатляет визуальной точностью.
Взглянем на старые графики в проекции CIE xy, иллюстрирующие сказанное. Слева у нас просто офсетный стандарт на меловке - фогра 39, посередине - равноконтрастно перцепционно раздутая в охвате фогра 39 в соответствии с адаптацией человека на разное окружение сцены и просмотра. Справа - просто техногенное абстрактное абы как сляпанное виртуальное огромное неравноконтрастное CMYK пространство, несоразмерное восприятию хумана, с синим и зеленым бинарами за границами восприятия. Мы с вами имеем дело с human color perception профилями, представленными на среднем графике. На среднем графике изменение TVI от оригинальной фогры подчинено логике CIECAM02, на графике справа TVI абстрактного профиля не подчиняется никакой логике, а скачок в тенях черной краски ведет к постеризации. На графиках цветовое тело - FOGRA39, сетка - профили с расширенным охватом, в сравнении.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Спасибо за объяснение). Попробовала я описанный вами алгоритм преобразования через большой охват смик в маленький, в итоге локальные контрасты выглядят неплохо, но с насыщенностью явная проблемка. Вероятно в моей ситуации удовлетворяющей меня картинки я в любом случае не получу, нужно только выбрать лучший вариант из посредственных.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Я тоже даже на своем мониторе-широкоохватнике могу смоделировать вашу ситуацию, когда изображение не вписывается в охват монитора и операционка его как-то жмет за границами охвата профиля монитора. Для этого мне достаточно создать файл в модели ProPhoto RGB с высокой насыщенностью. ProPhoto RGB настолько огромный, что часть его цветов (процентов 16 если верно помню) вообще лежит за границами восприятия или эффективных Lab - Human Visual Space. Границы того, что может и не может видеть человек достаточно точно вычисляются, ибо CMF стандартного наблюдателя CIE науке о цвете давно и точно известны, а смоделировать таблицы узколосных спектров или монохроматов вообще раз плюнуть, и выглядят границы на плоскости в трех проекциях Lab так (проекцию ab колористы в шутку называют "головой лошади", а проекцию xy - "подковой"):
Факультативно трехмерные массивы поверхности фигуры HVS вы найдете у меня здесь https://cielab.xyz/spectralcalc/HVS_surface_LCh_to_CGATS.html
Так вот ProPhoto RGB в некоторых углах выходит за границы этой сложной фигуры (большой гексагон или шестигранник цветов RGB и их сложений трудно уложить с помощью ICC в фигуру HVS). Цвета ProPhoto RGB соответственно за охватом моего монитора Adobe RGB (этот охват меньше HVS) выводятся на экран с искажениями. Чтобы убрать искажения - Adobe сто лет назад придумала очень полезный чекбокс в настройках Color Settings: Desaturate Monitor Colors By. Этот чекбокс обычно на калиброванном мониторе мы оставляем неактивным, но если нужно посмотреть детали за границами охвата монитора, правильно оценить локальные контрасты, жертвуя при этом насыщенностью - этот чекбокс для того и создан. Ну и в старые времена слабо развитого компьютерного управления цветом его иногда применяли полиграфисты, чтобы сделать отображение картинки чуть потухлее, поближе к оттиску; при работе с нормальным профилем калиброванного монитора и нормальным профилем печати теперь этого попросту не нужно, и чекбокс Desaturate всегда выключен.
Но мы можем включить его при работе со сверхвысоким охватом, превышающем возможности монитора: будет тухло, зато операционка ничего не будет сжимать, и мы увидим детализацию и локальные контрасты за охватом монитора верно.
Поможет ли это на мониторе с и так маленьким охватом - не уверен. Поможет конечно, но будет все уж очень тухло. Но тут и смысл не в том, чтобы показать насыщенность верно: тут мы жертвуем насыщенностью, чтобы правильно оценить локальные контрасты за границами охвата профиля монитора. Касаемо вашего монитора с невысоким охватом - мы уже делаем этот дестаурейт, назначая в операционной системе профилем монитора охват sRGB, тогда как в реальности охват монитора например всего 60% от sRGB. На этом же принципе построены эти профили уменьшенных RGB.
Если у пользователя монитор с маленьким охватом sRGB и он хочет правильно увидеть локальные контрасты на краю охвата картинки в большом Adobe RGB - надо включить чекбокс Desaturate.
Также вам будет наверняка интересно. Цветовые профили версии 2 с PCS Lab могут описывать Lab лишь ограниченным в ab-координатах квадратом -128 до 127. А в версии профилей 4 этот охват расширен. Поэтому профиль ProPhoto RGB создан с PCS XYZ, спектральный калькулятор верно показывает его охват, а вот фотошоп все равно зарезает цвет до квадрата с координатами ab -127 - 127, так уж фотошоп устроен, посмотрите на его крайние значения ab-координат в модели Lab, в модели XYZ он очень мало какие операции совершает, пожалуй только хромадаптацию снимка RAW к белой точке, устанавливаемой пользователем двумя ползунками температуры и тинта, это типичные XYZ-расчеты. Так что мало того, что ни один монитор не может без сжатий отобразить весь ProPhoto - еще и фотошоп вмешается и зарежет охват до квадрата с координатами ab -127 - 127. Поэтому в реальном бою, конечно, пользоваться пространством ProPhoto RGB нежелательно, слишком много может быть ошибок, это скорее техническое пространство для исследователя, а не для фотографа. Ну и понятно, что при таком охвате 8 бит будет мало, чтобы передать все оттенки, ProPhoto RGB по уму требует непременно 16 бит, если мы не хотим словить постеризаций в 8 битах.
Так вот ProPhoto RGB в некоторых углах выходит за границы этой сложной фигуры (большой гексагон или шестигранник цветов RGB и их сложений трудно уложить с помощью ICC в фигуру HVS). Цвета ProPhoto RGB соответственно за охватом моего монитора Adobe RGB (этот охват меньше HVS) выводятся на экран с искажениями. Чтобы убрать искажения - Adobe сто лет назад придумала очень полезный чекбокс в настройках Color Settings: Desaturate Monitor Colors By. Этот чекбокс обычно на калиброванном мониторе мы оставляем неактивным, но если нужно посмотреть детали за границами охвата монитора, правильно оценить локальные контрасты, жертвуя при этом насыщенностью - этот чекбокс для того и создан. Ну и в старые времена слабо развитого компьютерного управления цветом его иногда применяли полиграфисты, чтобы сделать отображение картинки чуть потухлее, поближе к оттиску; при работе с нормальным профилем калиброванного монитора и нормальным профилем печати теперь этого попросту не нужно, и чекбокс Desaturate всегда выключен.
Но мы можем включить его при работе со сверхвысоким охватом, превышающем возможности монитора: будет тухло, зато операционка ничего не будет сжимать, и мы увидим детализацию и локальные контрасты за охватом монитора верно.
Поможет ли это на мониторе с и так маленьким охватом - не уверен. Поможет конечно, но будет все уж очень тухло. Но тут и смысл не в том, чтобы показать насыщенность верно: тут мы жертвуем насыщенностью, чтобы правильно оценить локальные контрасты за границами охвата профиля монитора. Касаемо вашего монитора с невысоким охватом - мы уже делаем этот дестаурейт, назначая в операционной системе профилем монитора охват sRGB, тогда как в реальности охват монитора например всего 60% от sRGB. На этом же принципе построены эти профили уменьшенных RGB.
Если у пользователя монитор с маленьким охватом sRGB и он хочет правильно увидеть локальные контрасты на краю охвата картинки в большом Adobe RGB - надо включить чекбокс Desaturate.
Также вам будет наверняка интересно. Цветовые профили версии 2 с PCS Lab могут описывать Lab лишь ограниченным в ab-координатах квадратом -128 до 127. А в версии профилей 4 этот охват расширен. Поэтому профиль ProPhoto RGB создан с PCS XYZ, спектральный калькулятор верно показывает его охват, а вот фотошоп все равно зарезает цвет до квадрата с координатами ab -127 - 127, так уж фотошоп устроен, посмотрите на его крайние значения ab-координат в модели Lab, в модели XYZ он очень мало какие операции совершает, пожалуй только хромадаптацию снимка RAW к белой точке, устанавливаемой пользователем двумя ползунками температуры и тинта, это типичные XYZ-расчеты. Так что мало того, что ни один монитор не может без сжатий отобразить весь ProPhoto - еще и фотошоп вмешается и зарежет охват до квадрата с координатами ab -127 - 127. Поэтому в реальном бою, конечно, пользоваться пространством ProPhoto RGB нежелательно, слишком много может быть ошибок, это скорее техническое пространство для исследователя, а не для фотографа. Ну и понятно, что при таком охвате 8 бит будет мало, чтобы передать все оттенки, ProPhoto RGB по уму требует непременно 16 бит, если мы не хотим словить постеризаций в 8 битах.
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Скажите пожалуйста, а по каким еще тестам кроме этого https://calibrator.cielab.xyz/index.php вы определяете нужна ли монитору серьезная калибровка?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Прямо скажу - не знаю. Никогда не тестировал ничем некалиброванные мониторы. Любой монитор нуждается в калибровке, как рояль в настройке.
По результату калибровки тем же прибором проводится верификация, то есть сравнивается цвет, который должен быть получен с тем цветом, который регистрирует измерительный прибор в системе с активным установленным профилем и подгруженными кривыми в видеокарту. Помимо верификации я смотрю на градационную растяжку серого в лабе, еще можно отдельно посмотреть на глубокий черный с L 1-5 - нет ли там оттеночности, на крайне низких светлотах черной точки и прибор может немного подвирать. Но это все оценка результатов калибровки прибором с помощью опять-таки прибора.
Как калибровать и оценивать точность калибровки без спектрофотометра я просто не знаю. Тем не менее, уверен, в интернете вы точно найдете какие-то инструкции и тесты. Уже упоминавшаяся Calibrilla что-то такое позволяет настроить без прибора, но я не пытался.
По результату калибровки тем же прибором проводится верификация, то есть сравнивается цвет, который должен быть получен с тем цветом, который регистрирует измерительный прибор в системе с активным установленным профилем и подгруженными кривыми в видеокарту. Помимо верификации я смотрю на градационную растяжку серого в лабе, еще можно отдельно посмотреть на глубокий черный с L 1-5 - нет ли там оттеночности, на крайне низких светлотах черной точки и прибор может немного подвирать. Но это все оценка результатов калибровки прибором с помощью опять-таки прибора.
Как калибровать и оценивать точность калибровки без спектрофотометра я просто не знаю. Тем не менее, уверен, в интернете вы точно найдете какие-то инструкции и тесты. Уже упоминавшаяся Calibrilla что-то такое позволяет настроить без прибора, но я не пытался.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Вот еще себе на память несколько графиков проекций ab эффективных CIE Lab D50 2° или Human Visual Space:
Тема лабов тут продолжена.
Границы HVS или Human Visual Space в трех проекциях CIE LabТема лабов тут продолжена.
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Дочке взял ноут с хорошей матрицей и охватом P3, довольны. Мой отзыв на яндексе по ссылке (отзыв с фотками собачек).
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Имею следующую проблему - в организации несколько мониторов NEС PA (проф.) разной степени убитости
Как бы мне, имея спектрофотометр, оценить степень их износа?
Как бы мне, имея спектрофотометр, оценить степень их износа?
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1462
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Проблемы с определением цветового охвата монитора (решено)
Посмотрите на максимально достижимую яркость подсветки на максимальном в настройках монитора уровне контраста (белая точка монитора) и среднем уровне яркости (черная точка монитора, чтобы хоть какой-то контраст сохранялся). Если менее 100 кандел, типа 80 или 60 - не жилец.