
- https://www.youtube.com/watch?v=SNV5fOVvEWI&ab_channel=Profileschool
- • 324.61 КБ • 33974 просмотра
С интересом посмотрел вечером 14 февраля 2025
стрим Алексея Шадрина "Почему ваши цвета на экране и в печати не совпадают?"
Выписал себе важные, как мне показалось, моменты, процитирую и немного порассуждаю на тему.
Заявленная тема предполагала, что вопросы условий сравнения не обойти, потому заинтересовался. Закавыченные и курсивом цитаты Алексея точные, не вольный пересказ. Тайминги по моей экранной копии, начал запись примерно за минуту до начала в 20 часов с чем-то. Тайминги на Ютьюб просто на три минуты раньше, я уж не буду свои пометки перелопачивать, просто читайте минус три минуты от моих таймингов.
АШ. 23:50 -
"уравнивать белую точку экрана на лист цветопробной или тиражной бумаги неверно".
Это полезное наследие соавтора Алексея - Андрея Френкеля - отвергается. Ну допустим. Не критично.
"Уравнять надо со светом, который вне нашего поля зрения, невидим", "скольжением глаза по окружающей обстановке". 30:50
"небо или лампочка - не принципиально".
33:40 -
"профиль печати учитывает спектр окружения просмотрового места".
Скользкий момент, потому что этот спектр может быть просто ужасен и результат работы профиля будет пригоден к просмотру только в месте продажи оттиска.
36:00 - расширенный цветовой охват монитора не нужен неполиграфисту. 38:50 - фейсбук, инста,
"на офисных дисплеях других будет плохо". 40:15 -
"пялиться на широкоохватник в одиночестве - это мастурбация".
Думаю, сколь долго еще мы будем ориентироваться в подготовке изображений на самую отсталую, и кстати немногочисленную уже, аудиторию с охватами sRGB и меньше казенных низкобюджетных мониторов? Я давно перестал ориентироваться, ориентируюсь на профи, на айфоны, на Эпплы и на самый популярный в продаже
охват Display P3.
Базовая модель RGB из CSS v4 | Объем цветового охвата в кубических дельта Е |
sRGB (1996) | 831 862 ΔE³ |
Adobe RGB (1998) | 1 306 820 ΔE³ |
Display P3 (2017) | 1 451 510 ΔE³ |
Rec. 2020 (2016) | 1 835 040 ΔE³ |
Human Visual Space или HVS (Lab Gamut) | 2 482 961 ΔE³ |

Объемы цветовых охватов P3 и AdobeRGB из популярной темы
про Display P3
Площади охватов P3 и AdobeRGB в проекции цветности ab CIE Lab
43:40 - фактологическая ошибка, что объем охвата Adobe RGB больше DCI-P3. На уточняющий вопрос с цифрами объемов этих охватов - ответ, а я глазом вот вижу иначе, что вижу о том пою.
1:07:00 - Мой вопрос: "Я тоже не агент Apple. Но. Объем охвата P3 больше объема Adobe, изучите тему, она подробно
описана в открытом доступе. Объем Адоб - 1 306 820, объем P3 - 1 451 510 дельта Е кубических".
АШ ответ:
"Я-то в общем-то человек простой, я просто беру и сравниваю охваты. И все. И могу вам сказать то, что я вижу, а не то, что прописано в документах, все предельно просто".
53:50 - совпадения экрана и оттиска
"нафиг не нужно никому", зрительной памяти цвета нет. Как бы про цветокорректоров забыл напрочь.
"Смотрим оригинал и копию с разрывом в одну минуту" - вот бы цветокорректоры и печатники всего мира удивились. Цветокорректор из Эрмитажа специально ходит на работу мимо нужной картины, чтобы запомнить ее цвет, и это помогает ему в предпечатной подготовке. Так что кто-то из них вводит в заблуждение про цветовую память, Эрмитаж или Алексей.
1:32:00 - Мой вопрос: "Результатом эволюции стала безупречная хроматическая адаптация к естественному дневному свету. Вы советовали от дневного света изолироваться, и работать с монитором и отражёнкой при лампах накаливания, с хорошей стабильностью, но с ужасной хромадаптацией к ним. Вы хотели бы дезавуировать этот совет сейчас, или он по-прежнему для вас актуален?"
АШ ответ:
"Если у вас нет возможности работать при D50-источнике за экраном, то вполне в качестве адаптирующего света подойдет хорошая лампа накаливания или же альтернативный LED теплый. Но если речь идет о рассматривании отпечатков - я никогда такого не говорил и сказать такого не мог. Потому что рассматривание отпечатков требует хорошего полноспектрального источника с коррелированной цветовой температурой от 4 до 6.5 тысяч Кельвинов. Соответственно этот же источник должен выступать в качестве адаптирующего. Поэтому слушать надо внимательно то что говорят".
Выслушал, любопытно. Определение "хороший полноспектральный источник" не говорит о качестве цветопередачи и качестве адаптации вообще ничего. Любой самый ужасный LED полноспектральный, планковское АЧТ полноспектральное, однако они плохо пригодны для рассматривания отпечатков. Потом поищу в старых стримах и найду, конечно, что слушал все внимательно. Заметим, что в ответе игнорируется естественный дневной свет для просмотра отпечатков, о котором и был вопрос.

- Условия просмотра оттиска, прописанные в профилях цветоделения CMYK от i1Profiler в теге View
- • 56.66 КБ • 33974 просмотра
Мой вопрос: "В профилях цветоделения i1Profiler в теге view прописаны условия просмотра отражёнки из стандарта: лампа светит на 500 кандел, окружение просмотра 100 кандел. Для экспертной оценки оттиска стандарт предлагает лампу на 2000 кандел. Как это правильно увязать с тусклыми стандартными условиями цветокоррекции в 46-60 кандел? При какой освещенности правильно работать единовременно с оттиском и монитором?"
АШ ответ: 1:42:15 -
"весь зал превращается в просмотровое место за счет ледов, освещенность вы держите при этом в диапазоне от 500 до 600 люксов. Это разумный компромисс и он соблюдался 11 лет моей работы в лаборатории Фотолаб".
Так понял, что измеряем 500-600
люкс или кандел на столе. Сколько кандел при этом держим на мониторе не сказал.
На этом все, примерно чуть более полутора часов длился стрим. Ну и далее мои впечатления от сказанного Алексеем.

- Спектр ксеноновой лампы
- • 210.11 КБ • 33974 просмотра

- Спектр ксеноновой лампы
- • 41.86 КБ • 33974 просмотра
По Эпплу - разрыв шаблона. Эппловые дисплеи идеально на сколько возможно
попадают в P3, причем категорически это не DCI-P3, как поведал Алексей, DCI - это черти какая белая точка киношного проектора с короткодуговой ксеноновой лампой, Эппл и иже с ними давно и плотно
сидят на Display P3 с честной белой точкой естественного дневного света D65. Я вообще удивлен, что колорист вспоминает вдруг про DCI-P3 с его
безумной гаммой 2.6 - этого всего просто нет в современных мониторах, любой ноутбук с завода будет иметь гамму 2.2 или sRGB родную для Display P3, но не гамму DCI 2.6 и не белую точку кинопроектора DCI.
Почему Алексею может казаться P3 меньше - есть предположение, сугубо имхо. P3 сбалансированный очень приятный для восприятия даже в софте без колорменеджмента, Adobe RGB не сбалансирован и часто режет глаз. Это все не претендует на правило, это мое личное наблюдение, которое может как-то объяснить этот визуальный феномен - акын видит Adobe RGB больше Display P3 и поет о том, что видит. Глаза он режет больше, сбалансирован хуже, а не по охвату больше, как по-моему.
"Прекрасный ровный спектр современных ледов" - ну и ранее было все то же - прекрасный ровный спектр иллюминанта А. Но с безобразной адаптацией. Но это мелочи. "Правило тысячи Кельвинов" и порядок. Если на принтере не похоже - покрутите D50 и D65 при построении профиля. Меня поправляют - уже "правило полутора тысяч". Какой я старый, я помню в глубине веков "правило 800" у Алексея. Все что угодно,
лишь бы не использовать идеальный по адаптации естественный дневной свет.

- Оценка качества ламп 950 в сборке Just LightBox по 4 самым известным научным методикам
- • 289.77 КБ • 33974 просмотра

- Кусочек кода программы (функции IES) оценки качества источника света
- • 315.2 КБ • 33974 просмотра
Важно, что характеристика "полноспектральный" о качестве освещения вообще ничего не говорит, это важно отрефлексировать. Алексей Шадрин просто не знает как всерьез оценивать качество осветителя, иначе бы рассказал, хотя казалось бы - в бесплатном
Бабеле хелп толковее некуда, изучай - и продавай обучающий курс для профи. "Пятипиковый" спектр ламп 950 у Алексея - это не оценка качества на самом деле. Найти пятипиковый отстой? Да запросто. Найти полноспектральный отстой - нет проблем. Так что все эти рассуждения про пять пиков и полноспектральность - ерунда, и я про эти 5 пиков от него слышу 20 лет, он так и не научился профессионально оценивать свет, 5 пиков - вообще никакая не качественная характеристика. Алексей говорит про качественную хар-ку света в 5 пиков на спектре у филипсов и джастов. Это совсем не то, что профессионалу нужно знать про качество этого люминесцентного 950 имитатора D50. Ни форма спектральной кривой, ни "полноспектральность", ни "пятипиковость" - ни разу не качественные характеристики света в колориметрии и светотехнике, вообще ни разу. Качество спектров осветителей взрослые полиграфисты, колористы и светотехники
оценивают примерно так, как на скриншоте кода
программы, и еще несколько тысяч строк кода плюс к этому скриншоту. А не все это разглядывание формы кривой и пересчет кол-ва пиков. Их 6 кстати, не 5, и у филипсов графика про 950 тоже, но эта информация вообще бесполезна колористу, разве что просто чтобы узнавать спектр по внешнему виду, и все. Вот кстати
суперский 4-пиковый свет, но не число пиков SPD делают его классным.
Когда-то популяризация Алексеем темы компьютерного колорменеджмента была чем-то фантастическим, это была просто информационная бомба. Но сейчас что-то он малость застрял в развитии.
Севшие от времени лампы, не пригодные для оценки цвета, будут также оставаться и "полноспектральными" и "пятипиковыми".
На тему разрыва в минуту при сравнении оригинала и копии - хороший совет для продавца картинки, ты води клиента по коридору из комнаты с монитором в комнату с оттиском, как раз всего 20 образов удержит в голове. Печатнику, технологу, цветокорректору наборот по работе требуется тщательно сравнивать одномоментно. И тут самое важное - создать хорошие условия такого сравнения, это не просто, и я размечтался, что повествование в стриме будет об этих условиях. А вышел совет как обмануть клиента разрывом в минуту. Но при этом не отпускать его в туалет, а то не вернется.
"Деньги надо брать сразу, до того, как опомнится". Ваш АШ. Почему у вас оттиск с экранной цветопробой не сходится? Потому что мы посмотрели чудесный стрим как эту разницу эффективнее прятать. Я ничего не упустил? Шутка с долей шутки.

- Пример расчета цвета оттиска под спектр освещения D50 (сверху) и под спектр просмотрового места (снизу, лампы в печатном цеху Очаково).
- • 193.32 КБ • 33973 просмотра
По расчету профиля не по D50, а по спектру в просмотровом месте, по совету Алексея в стриме. Ну не очень это хорошо, хотя и
возможно, кто спорит. Просто по профилю D50 можно рассматривать оттиск на всем земном шаре, а по спектру просмотрового места - в единственном месте на Земле по факту. Попахивает по-хорошему обманом потребителя. Мне в жизни приходилось делать и такие обманки, но я хоть от начала до конца осознавал чем именно я занимаюсь, и не горжусь такой работой по спектру просмотрового места.
Интересную тоже тему Алексей затронул, что для просмотра оттисков годится "полноспектральный" источник с температурой от 4000 до 6500К. Есть серьезная колориметрическая причина, почему это не так, и она возникла достаточно давно, уже в самом начале компьютерного колорменеджмента, и до сих пор актуальна, и в полной мере затрагивает Адоб в том числе. Полиграфия сидела традиционно на D65, потом была вынуждена массово перейти на D50. И ничего кроме D50 или его качественного имитатора не считается пригодным, хотя D65 вовсе ничем не плох, оригиналы изображений все в D65, мониторы массово калибруются под D65, чего бы вдруг от него отказываться при оценке оттисков и цветопроб? Почему сменили D65 на D50 в полиграфии и почему и ранее и сейчас диапазон "полноспектрального" источника от 4000 до 6500К не пригоден, а пригоден в печати только естественный D или его качественный имитатор с температурой 5000К. Ответы были ранее по популярным ссылкам:
https://cielab.xyz/forum/viewtopic.php?t=569 и
https://cielab.xyz/forum/viewtopic.php?t=525
Из недавней переписки. Фотошоп вообще с хромадаптацией чудит. Мы можем при построении профиля посчитать хромадаптацию не только по Брэдфорду и прописать рассчитанную матрицу в CHAD профиля. И если мы выберем что-то отличное от Брэдфорда при построении профля не D50 - фотошоп покажет с ошибкой, он почему-то считает, что кроме Брэдфорда ничего другого не существует, и раскодирует данные под другой хромадаптацией по-своему, по Брэдфорду, ошибка там по дельта Е может достигать огромных значений. Это сто лет как в подробностях описано в паблике, ну и что, Адоб исправился? Нет и не станет. Первые пользователи профайл-мейкера на этом обжигались, только причин не знали, ПМ все считал с CAT02 а не по Брэдфорду. Это кстати одна из причин, почему полиграфия сменила лампы с D65 на D50 по ICC - чтобы меньше зависеть от этих ошибок.

Огромный охват Rec. 2020 в локусе CIE xy 1931

ProPhoto c нереальными цветами и плохой эффективностью кодирования
Алексей упомянул Фейсбук и Инстаграм, крайне любопытная тема в парадигме предпочтительности крохотного цветового охвата монитора. Эти сервисы давно знают толк во внедренных в фотку цветовых профилях, прекрасно принимают и отображают большой Display P3, не удивлюсь, если они уже выработали цветовую стратегию для еще большего
Rec.2020, в котором кодируются современные кинофильмы UHD HDR. И специалисты знают, что у Rec.2020 - белая точка естественного дневного света D65, а не белая точка ксеноновых ламп. Когда Инстаграм начинался - это были фотки помоечного качества с телефонов, хуже всего с дешманскими фильтрами. Когда популярность ресурса выросла - качество стало заметно расти. Инстаграм не позволял долгое время загружать фото с компьютера, поэтому мои знакомые фотографы делали качественную обработку в Фотошоп, и пересылали себе фотки в телефон, чтобы выложить через приложение якобы фотки как есть, на самом деле с реально крутой обработкой.
Люди даже не очень богатые, которые не знают и знать не хотят про P3 и sRGB, простые люди, переплачивают втридорого за айфон в стандарте камеры и дисплея строго P3 просто потому, что так их фотки P3 (айфон внедряет в каждую фотку профиль расширенного охвата Display P3, а соцсети его прекрасно понимают) круче смотрятся. Просто людям нравится большой охват и они готовы переплачивать за это качество. Когда я слышу разговоры о том, что некие фотографы якобы жертвуют охватом в пользу sRGB, я удивляюсь, потому что вижу мало таких фотографов. Да они скорее запишут в нереальный
ProPhoto, и это реальные случаи на производстве, чем ужмутся до sRGB. Фигачить фотки, которые в два раза хуже по восприятию, чем у любой секретарши с айфона без обработки? Нет, наверное кому-то благоглупости про sRGB
втемяшили, но это все идет не снизу от сохи, а сверху от ленивых калибровщиков, Алексей оговаривает что ему просто проще калибровать устройства с маленькими офисными охватами.
Кто реально сейчас в тренде актульных охватов - это CSS, гипертекстовая разметка сайтов. В их четвертой версии они просто несколько революций совершили, они обязали браузеры понимать Lab и Lch, они прописали три основных равноправных охвата: sRGB, P3, Rec.2020. Всякие AdobeRGB и ProPhoto тоже прописали, но факультативно, не во всех тегах. Они ввели отрицательные значения RGB каналов, для передачи заохватных для той или иной модели цветов. Словом просто какой-то праздник колориметрической науки. Да у браузеров пока примитивный
гамут маппинг для этих новых явлений, браузеры так быстро не поспевают за прогрессом, мой гамут маппинг в
конвертере пока барузеры уделывает. Но все развивается, освоят со временем. Главное им стандарт указал куда надо двигаться. Отдельно стандарт проговорил раз 100, что нет никакого RGB-просто, если вы в барузере или на странице не знаете что это за RGB - это автоматически теперь должно быть sRGB, а не кривой монитор пользователя и прочее, как часто бывало раньше. Вот где колористы неглупые подобрались, так это в CSS, зрят в корень и смотрят в будущее уже сейчас, пока у технарей всего-навсего скепсис по поводу Rec.2020 - в CSS его уже отрефлексировали, переварили и поставили всех перед фактом - этому стандарту с огромным цветовым охватом быть признанным.

Кто отслеживает трафик, тот прекрасно знает, что айфоны и хорошие смартфоны игнорировать нельзя. Люди даже цвет в маркетах выбирают на айфоне. Кстати по рекомендации Алексея как-то консультировал фирму, у которой один из важных вопросов был - как правильно продавать цвет на айфоне. Понятно, что я не стал им рассказывать, что в лохматом 96 году на ЭЛТ мониторах был такой вот крохотный допотопный sRGB, за который цепляются офисные работники с дешевыми казенными мониторами. Ребята, хотите с умом продавать на айфонах, на маках, у небедной клиентуры - изучайте плотно обработку изображений в Display P3.
В CSS нет DCI-P3, это тоже нам важно, там именно Display P3 с его белой точкой и гаммой, тот самый эппловый Display P3. И они его сократили до p3 просто в тегах. AdobeRGB сократили до а98. Я потому и написал Алексею в вопросе про охваты, что тоже не агент Apple именно с отсылкой на то, что Display P3 - их эппловый приоритетный стандарт раньше всех остальных. Может поэтому и не хотят его правильно называть немаковцы и именуют несоответствующим ему именем DCI-P3, с другой белой точкой и гаммой, не встречающихся в ноутбуках и не встречающихся в изображениях.

- Цветовой охват sRGB (сетка) и Fogra 39 (офсетная печать на мелованной бумаге, тело). Голубой и бирюзовый цвет офсетной печати не покрывается цветовым охватом sRGB, небо и море "протухают" в sRGB
- • 1.53 МБ • 33974 просмотра

Серыми точками - триада, фиолетовыми - пантоны за охватом триадных
Каким будет будущее? Мне уже нравится жить в этом будущем, у меня уже sRGB
не по дефолту давно. И я уже строю многолетние планы на Rec.2020. Как хорошо, что в кино так не тормозят с прогрессом, как тормозят в предпечатке. Если кругом мониторы все больше плавают как утка и крякают как утка - сколь долго мы их будем перекрашивать в курицу? Я для себя решил остановиться перекрашивать утку в курицу уже сейчас. Алексею выгоднее по бизнесу, чтобы старичок sRGB держался долго. Мы образно говоря тянем этот паровоз в разные стороны, я хочу ускорить наступление будущего, Алексею интереснее вцепиться в далекое прошлое. А фотографы зачастую сами не уверены, хотят они AdobeRGB, sRGB или ProPhoto RGB. Они еще застряли в этой парадигме устаревшего выбора, где 2 из трех вариантов вообще к адекватным реалиям не относятся.
С точки зрения печати sRGB плох от того, что дефицит голубого компенсируется мощным синим, а в печати все наоборот - слабый синий и мощный голубой. То есть по сути две бесполезные работы проделываются, фотограф утягивает голубой в синий, издательский цветокор пытается вернуть
обратно из синего в голубой. А как часто не пытается, и мы видим этот провал, эту техногенную ошибку по hue и по Chroma.
Алексей в лекции сосредоточился на голубой краске, ему еще надо пантоны учитывать. Четверть этих спотов
шире или даже много шире триадных. Уверенно с ними
работать на мониторе и цветопробе тоже дорогого стоит. Тут случай был что дизайнер скрин пантонов в форум запостил, видимо в sRGB сохранил лабы, там в один цвет слились 75 и 100%. Если
в P3 сохранить пусть даже без профиля - там нормальный хроматический контраст между этими патчами. И это не редкий случай, мне надоело в определенный момент делать с полиграфии ущербные скриншоты с зарезанным охватом. Пусть лучше офисные работники увидят мой скриншот менее насыщенным, но в нем ни один хроматический контраст не пропадет.
У Фотошопа была издревле
настройка desaturate monitor by. Для тех бедолаг, что хотели рассмотреть хроматические контрасты большого охвата на устройстве с охватом маленьким, хоть как-то. Теперь же полиграфисты с гордостью сообщают, что им десатурейт не нужен, в широкоохватник все что надо вписывается как есть в печати. Это прогресс так или иначе. Всегда проигрывают те, кто борется с прогрессом.
P.S. Борьба с прогрессом и утилизация охвата до sRGB в 2025 году - не мейнстримная, а маргинальная задача, и
в теме по ссылке я постарался пояснить почему. Тема именно про утилизацию, а не про покупку офисного монитора sRGB, тем не менее многие доводы будут коррелировать и с тем и с другим случаем устаревшего маленького охвата sRGB.