Так порой даже крупные известные компании, в том числе и полиграфические, ужасно подставляются сегодня, когда у их корпоративного сайта на лбу написано образно говоря, что сайт сделан из мусора тремя калеками в темном чулане. Очень наглядно может быть заметно, что разработчики в жизни не прикасались к современным компьютерам и никогда не видели современных мониторов.
Что нам надо знать, чтобы не позорить в интернете богатую компанию дешманским сайтом, по пунктам.
1. Цветовой охват и элементы разметки html без цветового профиля. Для сайтов для полиграфистов и о полиграфии это также актуально, потому что клиентура типографии - издатели, дизайнеры - как правило работают на профессиональном оборудовании, а не самом дешевом. Зачастую при просмотре сайта мы имеем дело с маленьким цветовым охватом sRGB, 1996 года разработки. Он используется в офисной технике и в устаревшем оборудовании, однако, пока все еще считается стандартом де-факто для интернета, но эта эпоха скоро закончится. Есть охват подороже и побольше - P3, он используется в современных мультимедийных экранах и во всей недешевой технике Apple для профессионалов.
P3 - это мейнстримный охват на сегодня при разработке хороших мониторов средней ценовой категории для большинства, для профессионалов в любой графике, игр и мультимедиа, подходит всем и по цене и по качеству. И есть самый дорогой, но чуть меньший, чем P3, охват Adobe RGB, которым пользуются разработчики визуального контента в полиграфии, в специальном софте с безупречным колорменеджментом. Я назвал три стандартных охвата на рынке мониторов. И еще бывает такая попса с охватом типа 65% от и так крохотного sRGB, для офисных приложений, в дешевых дисплеях. Сравнить охваты графически между собой или непосредственно со своим дисплеем можно тут.
Чем чревато для разработчика создание цветовых палитр сайта без цветового профиля в том случае, если он никогда не видел результат своей разработки на профессиональном мониторе Adobe RGB ценой около 100 тысяч рублей и выше в разных браузерах, когда разработчик видел свою разработку лишь на дешманском дисплее с небольшим цветовым охватом стандарта 96 года и меньше? От некоторых цветовых палитр моментально "вытекают глаза" на профессиональном мониторе; за доли секунды после открытия такого сайта профессиональный разработчик визуального контента буквально слепнет минут на 10, это словно удар кулаком прямо в глаз. Нельзя делать для веб сверхнасыщенные цвета без цветового профиля (а таких html-элементов без цветового профиля полно), которые могут быть неверно интерпретированы браузером по цвету. В браузерах все не очень хорошо с колорменеджментом, это вам не Фотошоп. Когда цветокорректор получает кулаком в глаз от разработчика сайта с дешманским монитором уровня 65% от охвата крохотного sRGB, он никогда больше не войдет на сайт данного предприятия, после такого экстрима требуется время, чтобы адаптация зрения восстановилась. Не буду давать ссылку, но мне так в глаз один раз врезала с ноги крупная типография. Вот уж от кого не ожидал, что при тиражах-милионниках у полиграфической компании нет возможности обеспечить разработчика своего сайта профессиональным монитором!
Внедряйте цветовой профиль в картинку. Если элемент html не поддерживает описания профилем, трижды передумайте делать его сверхнасыщенным по цвету. И проверьте хотя бы для начала у друзей на мониторе Adobe RGB, как ваше html-творение выглядит без колорменеджмента в огромном профессиональном охвате разработчика. Или хотя бы в мейнстримном сегодня большом мультимедийном охвате P3.
Несложная утилита с графическим интерфейсом CSS Color Manager позволяет добавить к имеющейся цветовой разметке hex (формат цвета для WEB по типу #0F0 или #00FF00) в стандарте sRGB также и дополнительную разметку @media color-gamut tag для мониторов большого цветового охвата Display P3 и Rec. 2020.
Если вы хотите, чтобы ваш цвет одинаково отображался на мониторах как с маленьким цветовым охватом sRGB, так и с бОльшими - просто добавьте @media color-gamut tag в качестве дополнительной разметки к уже имеющейся. А утилита CSS Color Manager верно пересчитает весь имеющийся цвет sRGB в разметке hex в два дополнительных популярных стандарта - Display P3 и Rec. 2020. Пример работы CSS Color Manager.
Иллюстрация png с прозрачностью в превьюшке высокого разрешения на странице с этого форума (тема Куинджи) просто для иллюстрации, можете испытать по Ctrl+
Штатная превьюшка форума шириной 320 пикселей для старых мониторов
Разработчику сайта без современного монитора UHD просто не видно, что за мыло он создает на своем устаревшем железе. Те компании, что все же купили своему веб-разработчику нормальный современный монитор, сразу понимают, что без тега srcset для картинок с их сайта выглядит сайт просто позорно замылено. Тег srcset позволяет добавить для каждого img варианты с разным разрешением. На сегодня достаточно дополнительного двукратного разрешения для типичных мониторов 4K, и четырехкратного для мониторов будущего 8K. Обладателю старого монитора будет подгружена картинка самая легкая с традиционным маленьким разрешением, обладателям современных мониторов - картинка удвоенного разрешения. Ее надо создать и прописать в коде сайта. Ну и если картинка позволяет, конечно не пренебрегать векторными изображениями SVG, которые могут масштабироваться без счету кратности сколько угодно. Неплохо с вектором работал flash, но flash заигнорили, как потенциально опасную технологию. Кстати тут на форуме я немного дописал код за разработчиками phpbb, чтобы обладателям современных мониторов, айфонов и смартфонов показывалась превьюха картинки повышенного разрешения в теле топика на любой странице форума.
Вообще прошло то время, когда ориентировались в разработке только на самое слабое устройство, появились в огромном количестве смартфоны и айфоны с огромным разрешением и большим цветовым охватом P3, разрешения мультимедиа растут, разрешения мониторов и телевизоров растут, растет их цветовой охват, видеокарты совершенствуются, скорости в интернете растут, флагманы популярных технологий, вроде Фейсбука или Инстаграма, во всю и давно задействуют цветовые профили даже тогда, когда пользователь слыхом не слыхивал, что это такое. Но эти же флагманы пока не балуют нас ни высокими разрешениями, ни качественной компрессией с минимумом потерь, а жаль. И тут мы логично переходим к следующему пункту.
3. Сжатие с потерями и без потерь. Тут все просто, jpeg жмет с потерями, png - без потерь. Когда артефакты жпег заметны на изображении - это выглядит дешевой поделкой, выглядит краденным изображением из 90-х, а не оригинальным изображением 2020-х.
Для фотографий жпег актуальнее, хотя бы не жмите его компрессию ниже уровня 9-11 фотошопа (по шкале от 0 до 12). FastStone и особенно XnView жмут экономнее фотошопа. 93% уровень сжатия (где 100% - максимальный размер и максимальное качество) - обычно во всех программах приводит к хорошей компактности и потери еще не заметны.
Для бизнес-графики, техногенных скриншотов актуальнее png вообще без потерь в качестве и часто при крохотном размере. Порой, если это не пестрая фотка, png безупречного качества может весить ощутимо меньше визуально побитого компрессией жпега. Плюс png поддерживает прозрачности и полупрозрачности, что часто бывает полезно в оформлении сайта. Фотошоп жмет png не плохо, но есть более мощные программы для сжатия png, я пользуюсь Pingo (из командной строки)* или она же pinga с графическим интерфейсом. Пережимает без потерь png очень плотно, от 10% до 40% экономии трафика и соответственно скорости загрузки страницы относительно самого плотного сжатия без потерь png фотошопом. Ну и если вы записываете компактный PDF - я бы рекомендовал внутри него сжатие ZIP без потерь для изображений, а не JPEG даже с самым высоким качеством.
* Батник высокого сжатия без потерь для pingo:
Код: Выделить всё
pingo -s9 *.png
pause:
Код: Выделить всё
ect -9 -strip --strict --disable-jpg --allfilters-b file.png
К примеру, вот две техногенных картинки из сети, одна весит меньше килобайт и качественнее, вторая весит больше килобайт и качества низкого. Какой-то балбес веб-дизайнер тупо не глядя пережал png-оригинал жпегом, и она пошла гулять по сети с пониженными требованиями к качеству, в безобразном виде, с артефактами жпег, больше по трафику и ниже по качеству. Не делайте так, пожалуйста. Я случайно, поскольку много интересовался темой, набрел на хорошую картинку в оригинале, посмотрите сами на хорошем мониторе, приблизьте и сделайте выводы:
хорошая и мало килобайт весит (оригинал png, не сразу разыскал)
плохая и много килобайт весит (бессмысленная пережатка в жпег с артефактами)