Иллюстрация граней цветового охвата офсета из темы о том, как я просчитывал на яваскрипте координаты всей поверхности этой трехмерной фигуры (построена в спектральном калькуляторе)
Спасибо и вам за хороший вопрос.
Объем цветового охвата измеряется традиционно в ΔE³ - кубических дельта Е в трехмерном ортогональном цветовом пространстве CIE Lab. Для триадной офсетной печати по международному стандарту на мелованной бумаге объем охвата составляет 400 000 ΔE³, для офсетной бумаги - 160 000 ΔE³. Для сравнения, обычный монитор sRGB охватывает 830 000 ΔE³ и цветокорректорский монитор Wide Color Gamut уровня Adobe RGB - 1 208 000 ΔE³. Объем всех воспринимаемых человеком цветов или
HVS - Human Visual Space составляет 2 482 961 ΔE³ по моим
расчетам (они
не сильно отличаются от результатов
расчетов Брюса Линдблума).
То есть уже по этим цифрам понятно, насколько маленький цветовой охват или Color Gamut у офсета в сравнении с тем, что привык видеть глаз в реальном мире, а не только на бумажных репродукциях реального мира. Поэтому
офсетные стандарты всеми доступными им средствами побуждают нас в печати выжимать из красок максимум возможного. Краски не самосветящиеся, поэтому даже удвоенный их накат к повышению цветового охвата не приведет (если бы приводил - глядя в банку с краской мы бы видели бездну
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
), тем не менее, международный стандарт печати задает тот номинал по цвету, при котором
можно добиться от триадных красок максимума возможной их насыщенности. Контрасты окружающего мира также выше контрастов репродукций, поэтому и тут стандарт побуждает нас не жалеть черной краски: разница между самой светлой точкой бумаги и самой черной точкой ~60-40-40-100 в печати и составляют тот контраст около 2,2-2,5D, что мы видим на оттиске. Для сравнения, барабанный сканер вытягивает со слайда контраст 4D; фотографическая широта матриц современных профессиональных фотоаппаратов также приближается к таким высоким показателям контраста. Из этого сравнения не в пользу печати понятно, как важно нам выжать из оттиска не только максимум по цветовому охвату, но и максимум по контрасту. И кстати черная точка также влияет на величину объема цветового охвата, это в офсете
трехмерная фигура с 8 вершинами, где 6 вершин - это C-M-Y-CM-MY-CY и две оставшиеся вершины - бумага и суперчерная точка. Не просто черная краска, а именно балансовая нейтральная суперчерная смесь, они имеют разную светлоту в стандартном офсете: светлота черной краски L=16 и светлота суперчерной точки 60-40-40-100 равна L=9 на мелованной бумаге (на офсетной бумаге L=23 для суперчерной смеси и L=31 для чистой черной краски).
400 тысяч кубиков охвата выкатывает на меловке только фогра и редкие типографии-чемпионы на тестах. В реальном бою считается нормальным, если типография при всем старании добилась на меловке 350-370 тысяч ΔE³. Таких цифр добиваются хорошие типографии, с
калиброванными пластинами под немалый накат стандарта, у тех что похуже объем охвата хорошо если 300 тысяч, печатник банально сбавляет накат красок сильно ниже цветового номинала стандарта в любой некалиброванной печати.
Теперь посмотрим на мир глазами заказчика и препрессора. Он видел на цветопробе и мониторе картинку с полным объемом охвата 400 тысяч кубиков, с чистыми насыщенными цветами на краю охвата и особенно внутри него. А получил из печати репродукцию менее насыщенную. Как это исправить? С помощью процитированного профиля 83% от ISO Coated. Профиль не исправит край охвата, но все что внутри охвата - сделает насыщеннее.
Чистота офсетных сепараций для одного и того же насыщенного темного вишневого цвета от профилей разных программ с максимальной шириной черного. Зеленым окрашены наилучшие результаты, красным – наихудшие. Таблица взята из статьи о построении icc-профилей.
Вот простые примеры. Красный бинар 0-100-100-0 целиком зависит от качества красок и общего культурного уровня типографии, мы не можем сделать его в допечатке еще насыщеннее, мы не можем взять 110 процентов желтой и пурпурной красок,
цветовая модель CMYK ограничена диапазоном 0-100. Но если у нас в макете появился чуть грязноватый красный 10-100-100-0 c загрязняющей голубой краской - профиль
83% of fogra39 TAC300 BTAC240.icc или
gamut 83% of fogra39 (nc1.1).icc добавит при цветоделении в смесь чистого красного меньше голубой загрязняющей составляющей, чем просто профиль ISO Coated v2 c объемом охвата 400 000 ΔE³. То же с очень важными памятными телесными. Этот чистый светлый оттенок оранжевого должен весьма дозированно содержать толику третьей загрязняющей голубой краски, старые опытные волки цветокоррекции пользуются испытанным балансовым уравнением для телесных 1:4:5 - по соотношению красок C:M:Y стандартной европейской триады в чистых телесных оттенках, не землистых и не из бани. Превышение загрязняющего голубого (или иное незначительное загрязнение в печати пурпурной и желтой краски) в смеси телесных хоть немного от указанного баланса приводит и к землистости, и к трупным пятнам. Полное вычитание загрязняющей голубой краски из телесных также не делает их хорошо узнаваемыми и приятными на вид. Очевидно, что если обычный профиль цветоделения с охватом 400 тысяч кубиков и суперчистыми красками на свежепомытых валиках нарисует нам верный телесный условно 10-40-50-0, то профиль с уменьшенным охватом учтет чуть большее загрязнение красок в реальной печати, и нарисует тот же цвет рецептурой 8-40-50-0. Телесный не на краю охвата, но будет при таком продуманном цветоделении выглядеть в печати на 350 тыс. кубиков аналогично чемпионской печати 400 тыс. кубиков и стандартном цветоделении под чемпионский охват печати.
Стандартный профиль CMYK FOGRA39, раздутый от FOGRA39 профиль с Perceptual Uniformity распределением полутонов в охвате, и профиль с техногенным раздутием охвата
Тонопередающие характеристики TVI профилей FOGRA39, перцепционно раздутого от FOGRA39 профиля, и техногенного абстрактного профиля
Соразмерное печатным краскам расширение охвата слева и абстрактное расширение охвата справа, проекция ab
На краю охвата находится всего лишь несколько оттенков типа красного и зеленого бинаров, которые профиль 83% и не ухудшит и не улучшит, но вот все остальные десятки тысяч оттенков внутри охвата, а не на его краю, профиль сделает почище, с учетом не самых чистых красок. Я еще не встречал заказчиков, которым бы не нравилась контрастная сочная насыщенная картинка, заказчики ругаются только на тухлые ненасыщенные неконтрастные картинки да еще и с землистыми телесными (зачастую по вине того, кто делал заказчику цветоделение в CMYK, табличка слева показывает красным цветом, как могут разные профили испортить и загрязнить чистый до цветоделения темный вишневый цвет: у профилей некоторых программ получается не спелая, а гнилая вишня просто в результате цветоделения в CMYK). Поэтому приведенный профиль с уменьшенным охватом, дающем максимально чистые сепарации плюс еще капельку чище - снимает кучу головной боли типографии, которая умеет им пользоваться. Я своим клиентам в типографиях часто
настраиваю его применение по умолчанию.
Высокое качество генерации представленных по
ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации
CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (
доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто
невозможно было
сгенерировать, до появления
этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда и
этой новой классной программы для работы со спектральными и колорметрическими массивами красок Characterisation Data. Сжатие в программе по алгоритму CIECAM02 носит не абстрактный техногенный и оторванный от реальности характер, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию, благодаря адаптации, учитывающей разницу между окружением просмотра и окружением сцены. Некоторые дополнительные подробности о красивом перцепционном сжатии и раздутии охвата профиля цветоделения с применением уникальных математических возможностей CIECAM02 вы найдете по
ссылке. Тема перцепционно раздутого и уменьшенного охватов также
рассматривается тут.
В старые времена люди брали профиль SWOP (устаревшая ротационная печать красками американской, а не европейской триады) с небольшим охватом чтобы быть немного поближе к реальным возможностям обычной типографии. Это был так себе способ, на безрыбье рак, ибо все же и американская триада на европейском континенте не используется, и градационные TVI профиля SWOP слишком уж сильно отличаются от стандартных.