В упаковочную типографию N обратился требовательный заказчик с пожеланием, чтобы оттиск сходился с цветопробой не только при регламентированном стандартами дневном свете D50, но и в любом магазине, где покупатель увидит готовую упаковку, при любых люминесцентных или светодиодных лампах.
Имеет ли такая задача решение?
Условия просмотра и сравнения оттисков и цветопроб
- mihas
- Администратор
- Сообщения: 1458
- Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Условия просмотра и сравнения оттисков и цветопроб
Различные спектры разных красителей одного цвета при D50, разных марок офсетных красок это касается в той же мере.
Спектральная характеристика естественного дневного света D50 и полиграфических ламп с высокими индексами качества цветопередачи Philips Graphica Pro 950.
CIE 1931 CMF 2°. Сумма произведений спектров с трех графиков выше формирует цвет в мозгу и цветовые координаты для расчета профиля цветоделения для печатной машины и профиля цветопробного принтера.
Но поскольку покупатели продукции в магазине не будут сравнивать ее с цветопробой и принимать решение о покупке исходя из этого сравнения, то и нет проблемы по большому счету.
Естественный дневной свет D50 (середина дня в средних широтах) хорош тем, что бесплатен и доступен всем. Миллионы лет эволюции сформировали идеальное цветовосприятие при естественном D50 и не сформировали под техногенные источники света. Стандарты на цветопробу и офсетный оттиск прямо указывают на условия просмотра D50, чтобы избежать спекуляций на эту тему.
Специальные колориметрические методики Color Rendering Index (CRI), Color Quality Scale (CQS), IES TM-30-15 оценки качества цветопередачи иллюминанта позволяют создавать и эксплуатировать хорошие дорогие лампы-имитаторы D50, светодиодные или люминесцентные. Условия просмотра крайне важны в полиграфии, не столько даже по цветовой температуре, сколько по спектру с высокими индексами качества цветопередачи у ламп-имитаторов.
В принципе, теоретически, мы можем рассчитать цветовые координаты красок на цветопробе не для просмотра D50, а для просмотра при конкретном спектре любых ламп, почти любая программа-профайлер позволяет посчитать координаты цвета CIE Lab с любым спектром опорного иллюминанта. Но не существует универсального решения для всех видов ламп одновременно и их разнообразных спектров. Расчеты зрительных стимулов CIE XYZ и цветовых координат CIE Lab из них опираются на спектры отраженки и ее осветителя, эти спектры напрямую перемножаются друг на друга и суммой произведений этих двух спектров и CMF стандартного наблюдателя CIE вычисляются координаты зрительных стимулов почти аналогично тому, как они возникают у человека. Очевидно, поменяй мы спектр красителя, поменяй мы спектр лампы - и будет увиден и посчитан иной цвет. То есть универсальных "ламп магазинов" LED или Lumi для расчетов и просмотра не существует.
Даже если мы посчитали цвет на лампу конкретного магазина для цветопробы, то как быть с предоставленным цветоделением, с предоставленным макетом в печать? Ведь фогра 39 для меловки, как и любые другие профили цветоделения CMYK, посчитаны также при естественном дневном D50 солнца в атмосфере, просто не существует профилей цветоделения для просмотра под плохими "лампами магазина". И как правило нет даже спектров исходников профилей, чтобы заказчик мог посчитать профиль цветоделения под нестандартные условия просмотра. То есть у нас уже на входе в офсетный процесс предоставлены заказчиком файлы, которые строго посчитаны на просмотр D50. И односторонний пересчет цветовых координат цветопробы приведет лишь к тому, что оттиск не будет попадать в цветопробу. Хотим играть в эту странную игру - так играем по общим для всех сторон правилам: обеспечиваем на стороне заказчика цветоделение в условия просмотра не D50, потом требуем того же нестандартного просмотра от типографии.
Подробно с графиками я описывал высокую важность регламентированных условий просмотра и сравнения оттисков и цветопроб в двух статьях для заказчиков полиграфической продукции. Здесь по Ctrl+F ищем фразу "Пристальное внимание следует уделять условиям просмотра и сравнения цветопроб и оттисков" и начинаем читать с нее, а здесь ищем подзаголовок "Условия просмотра D50".
Пару иллюстраций из статей тут привожу. Обратите внимание, что я привел три графика. Так вот цветовые координаты рассчитываются а цветовые стимулы возникают в мозгу посредством суммы произведений всех трех графиков. Измени в этом уравнении хоть один график, и цвет будет иным. В одностороннем порядке делать такую цветопробу и не менять цветоделения не имеет смысла, да и просто вредно.
А главное, считать цвет отраженки под свет с плохими индексами качества цветопередачи CRI, CQS, IES TM-30-15 - вообще за гранью добра и зла. Такой цвет будет приемлем только при заданной плохой лампе и неприемлем нигде больше вообще. Такой цвет, образно говоря , заставит покупателя сразу вернуться с улицы в магазин и сдать товар неприемлемого цвета назад . Не секрет, что индексы качества цветопередачи у ламп в магазинах обычно ужасающие. Поэтому, если бы поставленная задача имела решение - результат бы не понравился никому.
Кстати, частное решение задачи имеется, но не на уровне типографии, а на уровне магазина. Мясные отделы давно и повсеместно используют лампы с особенным спектром, при котором любое лежалое мясо выглядит свежим и мраморным. К сожалению, остальные отделы магазинов до ламп с высокими индексами качества цветопередачи не доросли. Там, на стороне магазина решение, а не на стороне цветоделения и печати.