Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 20:40, Пн, 25 окт 2021

Часовой пояс: UTC+03:00


Новые
ответы
в темах:



Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14:11, Пн, 05 окт 2020 
Не в сети

Зарегистрирован: 6:29, Сб, 28 апр 2012
Сообщения: 22
Подскажите, по какой контрольной шкале и с помощью какой программы удобнее и правильнее всего верифицировать корректность офсетной печати на предмет соответствия ISO, ГОСТ, FOGRA39L?
Так, например, стандарт на цветопробу ISO 12647-7 четко оговаривает в разных своих версиях, что для верификации используется или 46 полей контрольной шкалы Ugra Fogra-MediaWedge V2.2 или 72 поля контрольной шкалы Ugra Fogra-MediaWedge V3.0. А офсетный стандарт 12647-2 контрольную шкалу не оговаривает.
Справедливо будет, если я для контроля офсета буду применять Ugra Fogra-MediaWedge, или все же для офсета лучше использовать какие-то другие шкалы? Ну и конечно софт. Офсетные стандарты не очень много контроля регламентируют по дельте Е - только 4 основных краски фактически с дельтой до 5, регламентирует тоновые кривые колориметрического растискивания TVI, возможно под такой контроль нужна специальная программа, специальные шкалы, а не просто сравнение тех или иных полей по дельте Е, как в цветопробном стандарте?
С какими шкалами в каком софте профессионалы сегодня проводят аудит или верификацию офсетной печати на предмет соответствия стандарту?


Вернуться к началу
vote2019.appspot.com
СообщениеДобавлено: 20:26, Пн, 05 окт 2020 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 1122
Откуда: Москва
Я всецело с вами согласен, что Ugra Fogra-MediaWedge на 46 или 72 контрольных патча, которые мы используем при контроле цветопроб, мало подходят для офсета. Действительно, офсет делает упор не на дельту Е, а на заданные тоновые кривые и привязанный к ним баланс серого. Накатать и проверить 4 краски по дельте Е не сложно, сложнее обеспечить правильный диапазон полутонов от 0 до 100 по всем краскам. Из шкал для контроля триадного офсета BVDM рекомендует вот эту. Референс для измерений можно взять тут. Большое число контрольных полутонов дает исчерпывающую картину качества офсетной печати, не забыты чистые краски и бинары, правда нет балансовой суперчерной точки для оценки величины цветового охвата. Размещение полей контрастной зеброй дает по идее уверенный промер вручную с помощью i1 сразу всей линейки, не по одному патчу. А шкала для контроля цветопробы хороша для контроля цветопробы и малоинформативна при контроле офсета. Стандарт 12647-2 даже рекомендует развернутые шкалы контроля, но не приводит их примера, что оставляет большой простор для творчества офсетного технолога.
Я почти не пользуюсь шкалой BVDM, потому что она не имеет суперчерной точки и плохо влезает в небольшой формат тетради ротационной печати целиком между фальцами. Я пользуюсь вот такой шкалой, совместной разработкой моей и Игоря Щеголева - главного технолога ПКПП (Пушкинская Площадь, Москва):
Комментарий к файлу: Векторный PDF контрольной шкалы
Комментарий к файлу: Референс контрольной шкалы
Шкала максимально компактна и при этом максимально информативна. Дублируется от белого до белого много раз (белый обязательно включить) поперек всего листа или полотна. Если есть возможность поставить вдоль и в центре - делаем, а вот на краях листа или полотна не размещаем. Все что нам нужно - это спектрофотометр с USB-интерфейсом и бесплатная демка программы Measure Tool от Gretag Macbeth (входит в состав ProfileMaker) с сайта XRite чтобы сколоть спектры в компьютер. Как изготовить шкалу, снять замеры, правильно накатать краску, оценить и откалибровать градационные написано например в этом топике. Да весь сайт так или иначе этому всему посвящен!-)
С цветопробой все понятно: каждый цветопробный рип предлагает верификатор или модуль контроля, в котором референсные (целевые) значения цвета для каждого патча шкалы сравниваются с измеренными на шкале цветопробы цветовыми значениями. Типографские рипы по выводу офсетных пластин такого функционала не предлагают. Софт в пультах печатных машин преследует своей главной целью оперативное управление накатом краски, а не вдумчивый анализ и упаси бог не калибровку.
Комментарий к файлу: Колориметрический отчет модуля Verifier цветопробного рипа EFI
[ attachment ]
EFI_Color_Verifier_Summary.png [ 217.39 КБ | 1108 просмотров ]
Комментарий к файлу: Колориметрический отчет модуля GMG proofControl
[ attachment ]
GMG_proofControl_report_screen.png [ 201.27 КБ | 1108 просмотров ]
Программу для анализа офсетной печати на соответствие стандартам и Fogra 39 я писал 7 лет, и до сих пор мелочи дописываю. Первый год использования программа вообще бесплатна, потом просит символическую оплату около 20 евро за годовую подписку, ведущие типографии и препрессы подписаны, программа же не только позволяет провести аудит печати, но и вкупе с интегрированными к ней приложениями (подписка распространяется и на них разумеется) позволяет и откалибровать печать по стандарту. Друзья проекта CIELab.XYZ, некоммерческие организации, монастыри, студенты получают от меня доступ совершенно бесплатно. Из самых именитых заказчиков Государственный Эрмитаж любит контролировать офсетную печать на предмет соответствия стандарту именно в моем софте. Для аудита печати косметического каталога Фаберлик в разных типографиях милионными тиражами также используется этот софт и даже эта представленная шкала контроля. Уже с десяток продвинутых типографий мной лично обучены калибровке в этом софте, и еще множество подписчиков обучились самостоятельно.
В принципе все просто, сколотые в демке MT спектры txt CGATS или CxF вносим через буфер обмена из нотпада или прямо файлом в спектральный калькулятор, жмем кнопку цвет, видим колористику и допуски для нее (большие окружности по углам гексагона - координаты того или иного стандарта - стандарт выбирается - с радиусом дельта Е = 5):
Комментарий к файлу: Аудит печати по колористке на соответствие стандарту
[ attachment ]
Coloristica_Spectralcalc.png [ 805.38 КБ | 1108 просмотров ]
В идеале вектор каждой краски должен приходить из центра (бумаги) в середину обозначенной для него окружности с радиусом или дельтой 5 (допуск стандарта). Над этим графиком в проекции ab координат CIE Lab появится в программе кнопка - сравнить по дельте Е с выбранным стандартом. По нажатии кнопки откроется примерно такой репорт, где в левом поле будут координаты выбранного стандарта (в данном случае FOGRA39) и в правом поле - измеренные нами в печати координаты. Превышения дельты Е выше 5 для удобства в таблице будут подсвечены красным. Черную оцениваем по светлоте L, а не насыщенности, Lab-координаты измеренных патчей шкалы подсвечиваются при наведении указателя.
Комментарий к файлу: Скриншот репорта цветовых различий по всем известным delta E
[ attachment ]
Colordiff_Report.png [ 548.18 КБ | 1108 просмотров ]
Помимо колористики, стандарт обязывает нас проконтролировать градационные характеристики печати по TVI - приращению растровой точки, оно жестко регламентировано с допусками для всех классов бумаг. Также в спектральном калькуляторе в спойлере дополнительных установок выбираем наш класс бумаги (по умолчанию стоит меловка 1-2 типа), жмем кнопку TVI, получаем градационную характеристику в границах допусков, обозначенных зеленоватой областью на графике для трех цветных (для черной краски по большинству референсов - ГОСТ, FOGRA 39, ISO до 2013 года - область номинала и допусков на 3 процента выше по вертикали, черная краска в этом замере выше как раз в номинале ГОСТ и ISO Coated v2):
Комментарий к файлу: Аудит печати по градационным или TVI на соответствие стандарту
[ attachment ]
TVI_Spectralcalc.png [ 178.37 КБ | 1108 просмотров ]
Ниже в поле Output будут и табличные значения всех возможных расчетов приращения точки: DotGain, TVI, SCTV - на все случаи жизни что называется. Модный SCTV по ISO 20654:2017 по ссылке даже без подписки можно посчитать: Perceptual Uniformity Tone Value calc • SCTV & CIE ΔE
% точкиDotGainTVIzTVISCTV
100000100
7511.8212.2010.4377.05
5015.5415.4013.4551.12
259.689.787.9323.53
00000
И так далее по всем 4 краскам (в табличке Cyan). Пытливый исследователь может получить целевые табличные значения тоновых кривых любых стандартов по ссылке. Получить тоновые кривые любого стандартного профиля цветоделения до 2 мегабайт позволяет сам Спектральный калькулятор (он обучен читать профили ICC). Подробности о том, как препарировать внутренности профиля ICC также например в этом топике, а формула TVI в этом.
Программа аудита и калибровки офсета на сайте CIELab.XYZ не привязана к какой-то определенной шкале, количеству и расположению патчей на ней. Но для оценки приращения полутонов достаточным числом будет три полутона между 0 и 100, в приведенной выше шкале и кстати в шкалах печатных машин Комори это полутона 25-50-75. Для калибровки офсета полутонов нужно больше, и калибровочные шкалы для офсета на все случаи жизни тоже давно разработаны. Максимально темный суперчерный балансовый патч 60-40-40-100 на шкале показывает программе край охвата в глубоких тенях для вычисления объема цветового охвата в кубических дельта Е - ΔE³. Стандарт не обязывает нас выкатывать тот или иной объем охвата, но для оценки качества автотипного синтеза цвета объем охвата - величина важная. Так FOGRA39 имеет охват 400 тысяч ΔE³ и желательно добиваться в печати величины не сильно меньшей, хотя бы 350-375 тысяч, 400 тысяч вы возможно встретите на меловке только у редких "чемпионов" отрасли, когда промерите не одну печать. Плохие типографии, не обучившиеся до сих пор калибровке - хорошо если хотя бы 300 тысяч кубиков охвата вам обеспечат. Так например для приведенной на скриншотах очень неплохой печати, объём цветового охвата в кубических deltaE = 385449. Это составляет: 94% от Fogra39, 46% от sRGB, 32% от AdobeRGB, 16% от Human Visual Space. Что делать препрессу, когда объем цветового охвата печати немного не дотягивает до FOGRA 39 - написал в этом топике.
Таким образом аудит или верификация офсетной печати на предмет соответствия тому или иному стандарту или референсу (FOGRA39) полностью удовлетворяется графическими и табличными возможностями Спектрального калькулятора, специально написанного в течении целых 7 лет именно для главных двух взаимосвязанных целей: аудит и калибровка офсетной печати по стандарту. Многочисленные дополнительные возможности колориметрических расчетов также постоянно пригождаются колористу типографии и специалисту препресс. Версия программы калибровки и верификации (аудита) печати на английском языке доступна, иностранные подписчики вплоть до Австралии у представленных на этом сайте программ также имеются.
Комментарий к файлу: Одна из дополнительных возможностей - контроль качества света по методикам CRI, CQS, IES-TM-30-2015
[ attachment ]
IES_Spectralcalc.png [ 157.46 КБ | 1108 просмотров ]
Комментарий к файлу: Полный список настроек и функций спектрального калькулятора на 5 октября 2020
[ attachment ]
spectralcalc_2.png [ 303.09 КБ | 1108 просмотров ]
Существенно более дорогой софт, нежели представленный выше, Heidelberg Color Toolbox, также создает диаграмы колористики и градационных из замеров, но мне он для аудита качества печати нравится меньше по нескольким причинам: цена - для препресса, желающего просто проконтролировать печать, цена софта неподъемная; капризность - из Lab градационную колориметрических TVI не строит, подавай только спектры для построения денситометрических Dot Gain, отнюдь не любые шкалы годятся; калибровать процесс через пластины не умеет - оценка и аудит, это все хорошо и классно, но с пластинами же что-то надо делать, чтобы в следующий раз машина печатала по стандарту в том случае, если обнаружены существенные отклонения от стандарта. Купить еще один софт Curve для калибровки пластин? Мне представляется это слишком дорогим удовольствием, когда вот всего за 20 евро в год набор софта с этого сайта может все, и проконтролировать, и откалибровать вообще без привязки к тому или иному рипу, совместим с любым.
На скринах ниже диаграмы от Color Toolbox по измеренной контрольной шкале.
Комментарий к файлу: Диаграмма цвета в проекции ab от Heidelberg
[ attachment ]
ab_diagram_Color_Toolbox.png [ 150.59 КБ | 1108 просмотров ]
Комментарий к файлу: Диаграмма DotGain от Heidelberg
[ attachment ]
DotGain_diagram_Color_Toolbox.png [ 265.76 КБ | 1108 просмотров ]
Есть еще Alwan PrintVerifier, тоже от цены аудита печати в этом софте любой препресс упадет в обморок. Про TVI софт уже знает, но про SCTV по ISO 20654:2017 до сих пор еще нет, и предлагает спотовые краски в полутонах оценивать все еще по TVI и ΔE. На скрине контроль градационных от Alwan, вы просто в Excel красивее нарисуете график и чем Alwan, и чем Heidelberg!-) И кстати вспомнилось про подложку к графику проекции ab в CIE Lab - вот тут просто ради оформления и программистского развлечения с помощью php и спектрального калькулятора нарисовал скриптом цветовой круг CIE Lab (LCh) с верными углами по hue (D50, 2°). Для любознательных исполняемый сценарий опубликован по ссылке.
Комментарий к файлу: Диаграмы TVI от Alwan PrintVerifier
[ attachment ]
AlwanPrintVerifier_TVI.png [ 134.78 КБ | 1108 просмотров ]


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 8363741 | Всего за день - 872 | Уникальных сегодня - 225, вчера - 294, позавчера - 272