Белая точка при калибровке монитора в полиграфии

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1207
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Белая точка при калибровке монитора в полиграфии

Сообщение mihas »

При калибровке монитора в полиграфии можно (да и нужно) не просто установить цветовую темпаратуру монитора типа 5000К или 6500К, но и неплохо согласовать эту белую точку как с окружающим освещением, так и с освещенной тиражной бумагой. Программы калибровки предоставляют или не предоставляют интерфейс для визуального сравнения. Белую точку можно вводить как в виде цветовой температуры, так и непосредственно в координатах цветности CIE XYZ или CIE xyY. Простенький конвертер одних координат в другие есть, визуальную подгонку белого по координатам можно тут например провести при некотором понимании.

Поэтапно: уравняйте визуально для начала яркость экрана на светлоту освещенной тиражной бумаги кнопками управления монитором. Вопрос в том, выставлять ли цветность белой точки через возможности монитора или через возможности icc-профиля и его vcgt-кривых - решайте непосредственно с вашим устройством, некоторые мониторы весьма скверно калибруются при попытке вывести их из мейнстримных заводских режимов по белому и по функции гаммы через управление непосредственно монитором.

Изображение
На люминесцентных лампах не бывает маркировки D50, потому что CIE D50 - это естественный дневной свет с уникальной формой регламентированного CIE спектра, который лампы повторить не могут. В колориметрических расчетах координат CIE Lab D50 используется именно такая спектральная табличка опорного иллюминанта, как на верхнем графике. А самые близкие по качеству цветопередачи лампы с маркировкой 950 выдают спектральное распределение энергии как на рисунке снизу. Согласитесь, что называть и то и другое одним именем D50 у колориста и светотехника язык не повернется. Наш коллега Алексей Шадрин справедливо называл лампы 950 имитаторами D50
На вскидку при новых лампах 950 у вас примерно должна получиться белая точка с температурой около 5200К-5800К, и такой белый будет хорошо визуально уравниваться на обычную отбеленную (не зверски) мелованную бумагу. Если бумага пожелтее - то и белая точка монитора будет с температурой поменьше. Если помимо температуры (от желтого к синему) вы обнаружите визуально посторонний сдвиг или tint в сторону зеленого или красного - это тоже можно исправить, переходите к координатам XYZ белой точки, а не просто температуре. Такая белая точка также может вызвать сложности у программы-профилировщика. На самом последнем этапе, когда вы построите несколько вариантов профилей в разных прогах, пристреляетесь, поймете наиболее адекватные режимы монитора, можете еще сюда заглянуть для юстирования кривых vcgt профиля самостоятельно, при необходимости. Но это факультативно. Я себе последний раз отъюстировал, но я перфекционист, и можно столь сильно не заморачиваться.

Посмотрите в сторону DisplayCAL—Display Calibration and Characterization powered by ArgyllCMS - именно этот софт рекомендуют сегодня мои знакомые профессионалы, и вслед за ними даже Алексей Шадрин уже рекомендует.

Не торопитесь, весь процесс может занять у вас с перерывами несколько дней, пока не изучите свой монитор как следует и не добьетесь идеала. Мне с последним моим 4К монитором повезло в том плане, что был на него обзор в сети, и там калибровщик уже проверил все его заводские режимы, потратил время, описал результат, так что я уже сразу выбрал нужный режим по передаче полутонов и оттенку белой точки и не тратил лишнее время на эксперименты.

Алексей Шадрин в своих лекциях затрагивает тему неполной адаптации, адаптации по нескольким источникам освещения. Если коротко - все плохо, в колориметрических уравнениях такая неполная адаптация не описана. Именно это происходит с нами в печатном цеху, где есть пульт, есть монитор, и есть совершенно посторонний окружающий свет, никак не согласованный ни с монитором ни с пультом. И еще есть бумага разных оттенков белого (не забываем, что офсетный ISO предполагает 80% адаптации на бумагу). Тем не менее даже в таких неэталонных условиях пристрелочную экранную пробу вполне можно сделать, конечно с оговорками, что на хорошем просмотровом месте цветокорректора в препрессе с правильной полноценной адаптацией все гораздо лучше, чем в печатном цеху.

Изображение
Красители пробы и оттиска имеют разный спектральный состав (офсетные краски разных производителей также отличаются по спектральному составу), и при суммировании под интегралом произведения спектра краски со спектром иллюминанта получается цвет, зависящий не только от самой краски, но и от спектра осветителя
При сравнении бумаги с бумагой (не монитором) есть куча реальных невымышленных сложностей из-за разного спектрального состава красок офсетных и чернил цветопробных. Помноженных под интегралом на лампы-имитаторы, которые строго D50 не являются. Я подробнейшим образом описывал все эти нюансы, будет время загляните, пробегитесь глазами, это даст вам представление о масштабе задачи вгонки оттиска в пробу. Ищите по Ctrl+F ключевую фразу "Пристальное внимание следует уделять условиям просмотра и сравнения цветопроб и оттисков" и далее много важного на тему.

Мой опыт сравнивания монитора и оттиска говорит мне о том, что вообще плоховато сравнивать при искусственном свете оттиск или пробу с монитором. Я последние годы претенциозные работы сравниваю только при дневном свете, под которым и рассчитана цветопередача оттиска или пробы. Если вечер и темно - откладываю такую работу с цветом на утро. Я не доверяю восприятию оттиска под лампами, если быстро перенести оттиск из-под ламп 950 к окну не отрывая взгляда - сразу видны нюансы, которых под самыми лучшими лампами 950 нет.

Мой опыт противоречит учению Алексея Шадрина о том, что рабочее место цветокорректора должно быть изолировано от естественного дневного света. Но это не страшно, у Алексея есть чему хорошему научиться.

Я не против пристрелочной экранной пробы на пульте печатной машины, но это не тот уровень точности, который я могу позволить себе, просто бесплатно пользуясь дарами природы - естественным дневным светом D50. Именно он, а не имитатор D50, напрямую, непосредственно учтен в расчетах цветовых координат макета.

Твердая копия наверное дороже экранного представления, но с ней меньше хлопот юридических. Бумажная проба контрактная, а экранная - так только пристреляться, и когда заказчик подписывает приладку. Без бумажной пробы ничего не докажешь про соответствие макета на экране макету на оттиске. Есть еще пробный офсетный оттиск, и его отличие от стандартной цветопробы обсуждали тут.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»