Первое что приходит в голову для полутонов спотовой краски - обратиться к метрике SCTV, она изначально именно для указанных целей и создавалась:
а) определить оптимальные равноконтрастные значения полутонов спотовой краски
б) обеспечивать эти значения через печатные пластины.
Много важных подробностей про спотовую равноконтрастную градационную метрику SCTV было
здесь и
здесь, но проговорим и тут коротко по конкретике заданного вопроса.
- Интерфейс бесплатной онлайн программы расчета SCTV. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
- • 156.91 КБ • 1205 просмотров
- Интерфейс бесплатной онлайн программы сплайновых интерполяций. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
- • 227.1 КБ • 1205 просмотров
Управлять натиском в офсете для достижения большего или меньшего приращения полутонов малоэффективно. Можно физически раздавить и угробить резины и получить крохотное приращение всего 1%, невидимое глазу, можно дойти до непропечатки при низком давлении и не получить снижения приращения полутонов даже на процент. Приращение полутонов в офсете хоть и зовут иногда растискиванием, но как таковой механики натиска в приращении полутонов в офсете с гулькин нос.
Эффективно управлять печатными приращениями проще и точнее всего поправками к размеру точки на пластине, калибровочной кривой на выводе. Метрики растискивания и TVI при калибровке через пластины хорошо надежно работают традиционно с триадными красками, но дают сбои со спотовыми.
Для спотовых удобна в калибровке специальная метрика SCTV стандарта 20654. Бесплатный
калькулятор SCTV по ссылке, примеры табличного оформления данных на входе в расчеты приведены там же. Платная и более навороченная программа
по ссылке, отдает не только SCTV, но сразу и трансфер-кривую SCTV-TC, применяемую к пластинам в рипе (
пример возвращаемых результатов расчетов).
SCTV определяет равноконтрастные полутона для спотовой краски и позволяет их безупречно повторять, внося в рип калибровочную кривую для спотовой секции. Раз коллега уже знает про калибровочные - это не составит труда. Если хочет подновить свои знания по калибровке - тут я как-то давно
собрал важные ссылки по порядку, что и за чем следует в офсетной калибровке.
На выходе из метрики SCTV - оптимальный размер точки в файле для заданного полутона, позволяющий достичь визуальной равноконтрастности, Perceptual Uniformity для данной краски. Для калибровки через пластины берем обратную функцию от SCTV, а именно SCTV-TC (transfer curves), считается она не сложно в принципе, меняем местами оси X=TV и Y=SCTV на X=SCTV и Y=TV и интерполируем в удобный нам шаг для ввода полученной калибровочной кривой SCTV-TC в рип для спотовой секции с обсчитанной нами краской. Посчитать бесплатно сплайновые интерполяции для такой таблицы можно
по ссылке, я сам всегда пользуюсь этим инструментом с простым копипастом таблиц между Экселем и программой, это сильно быстрее и удобнее, чем оформлять сплайновую интерполяцию набора ячеек в табличном редакторе через какой-нибудь плагин. Сами по себе табличные редакторы результатов сплайновых интерполяций без плагина пользователю не отдают, только используют в отрисовке графиков где-то в своих внутренних расчетах.
В принципе, с предложенным по ссылкам набором бесплатных инструментов, работа с повторяемостью полутонов пантонов от тиража к тиражу не составляет огромного труда. Бонусом это не просто "какие-то" полутона, а равноконтрастные по восприятию полутона, что всегда радует наблюдателя. Равноконтрастность по восприятию означает, что визуальная середина тонового диапазона 0-100, а именно 50, и выглядит именно как середина, что 80 и 40 выглядят именно как 80 и 40, а не 70 и 30. И надо понимать, что перцепционная равноконтрастность не равна линейности ни в коем случае, поправки SCTV к размеру точки на пластине призваны привести оттиск не к геометрической линейности, а к более важной Perceptual Uniformity шкале. Середина или 50% краски в макете должна восприниматься как середина, а не измеряться по площадям занятым точкой на оттиске как 50%, в этом различие перцепционной равноконтрастности от геометрической линейности. По геометрии эта визуальная середина будет для разных красок равна и 60% и 70% тотальной площади растровых точек на оттиске. В координатах TVI перцепционно равноконтрастная шкала в результате SCTV-калибровки
выглядит на оттиске даже несколько похожей на традиционное техногенное растискивание, но всегда иной несколько формы для триадных и сильно иной формы для спотовых и черной. Как говорили умные офсетные колористы в старые времена: если бы растискивания не было, его следовало бы выдумать. Ну вот а в новейшем времени методика SCTV прошла по этому пути еще дальше, от нативной техногенности до расчетной визуальной равноконтрастности печатных приращений к точке.
По приведенной шкале простое замечание: оставляйте место для измерения бумаги. В любых известных расчетах печатных приращений задействуются не только полутона, но плашка и бумага (ноль), если на входе в расчеты не предоставить замер бумаги - расчеты градационных невозможны. Для точности некоторых расчетов бумага столь важна, что ее можно измерить даже несколько раз и усреднить: вычисления будут заметно точнее.