Для затравки дискуссии
На явно синих полиграфических бумагах ("светящиеся" в ультрафиолете офисные бумаги не рассматриваем) все-таки баланс остается балансом (сажа-то тоже на синюю основу ложится) - значит мозг оценивает сине-черный как черный. Тут оттенок белого - бумаги - просто необходимо учитывать в допечатке, при цветокоррекции, да и учитывается в приличных конторах. На печати - хоть подсунь на печати "эталон" серого (в Lab a и b по нулям, в Lch - с=0, в спектрах - как можно более ровное распределение по всем длинам волны), хоть собственный сине-черный оттенок сажи на синей бумаге - баланса по белому - явного оттенка бумаги - в типографии не исправить, не в наших силах. А вот сымитировать бумагу в препрессе на мониторе в Шопе и максимально точно предсказать печать, если печатник все-таки будет выдерживать баланс, а не "нормы" плотностей, как это обычно происходит - не составляет труда. На цветопопробе вот не сымитируешь порой - основу не найдешь того же оттенка. Ну так и у нас на наших дорогих бумагах - и то измеряется явная оттеночность: наши бумаги немного синят, а подложки Имейшна, Хромалина, Айриса немного справедливо желтят в полиграфических традициях. (Немного - это по Lch всего-то с=1-2, но глазу уже заметно, явно - это с>2).