Повторяемость полутонов пантона от тиража к тиражу

технологии, наука и практика
Ответить
Opera Mini zekly
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 11 мар 2012, 20:23

Повторяемость полутонов пантона от тиража к тиражу

Сообщение Opera Mini zekly »

Предполагаемая контрольная шкала с полутонами для пантона
Предполагаемая контрольная шкала с полутонами для пантона
• 8.51 КБ • 1266 просмотров
Коллега очень интересуется, как технологично повторять полутоновой пантон от тиража к тиражу? С калибровкой через пластины немного знаком, прилагает картинку контрольной шкалы к вопросам.

Можно ли управлять натиском (давлением) на секции с пантоном для достижения повторяемых результатов, или требуется что-то более технологичное?

Какова методика определения нормативных значений полутонов пантона для первого образцового тиража?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Повторяемость полутонов пантона от тиража к тиражу

Сообщение mihas »

Первое что приходит в голову для полутонов спотовой краски - обратиться к метрике SCTV, она изначально именно для указанных целей и создавалась:
а) определить оптимальные равноконтрастные значения полутонов спотовой краски
б) обеспечивать эти значения через печатные пластины.
Много важных подробностей про спотовую равноконтрастную градационную метрику SCTV было здесь и здесь, но проговорим и тут коротко по конкретике заданного вопроса.

Интерфейс бесплатной онлайн программы расчета SCTV. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
Интерфейс бесплатной онлайн программы расчета SCTV. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
• 156.91 КБ • 1247 просмотров
Интерфейс бесплатной онлайн программы сплайновых интерполяций. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
Интерфейс бесплатной онлайн программы сплайновых интерполяций. Простой табличный копипаст между табличным редактором и программой
• 227.1 КБ • 1247 просмотров
Управлять натиском в офсете для достижения большего или меньшего приращения полутонов малоэффективно. Можно физически раздавить и угробить резины и получить крохотное приращение всего 1%, невидимое глазу, можно дойти до непропечатки при низком давлении и не получить снижения приращения полутонов даже на процент. Приращение полутонов в офсете хоть и зовут иногда растискиванием, но как таковой механики натиска в приращении полутонов в офсете с гулькин нос.

Эффективно управлять печатными приращениями проще и точнее всего поправками к размеру точки на пластине, калибровочной кривой на выводе. Метрики растискивания и TVI при калибровке через пластины хорошо надежно работают традиционно с триадными красками, но дают сбои со спотовыми.

Для спотовых удобна в калибровке специальная метрика SCTV стандарта 20654. Бесплатный калькулятор SCTV по ссылке, примеры табличного оформления данных на входе в расчеты приведены там же. Платная и более навороченная программа по ссылке, отдает не только SCTV, но сразу и трансфер-кривую SCTV-TC, применяемую к пластинам в рипе (пример возвращаемых результатов расчетов).

SCTV определяет равноконтрастные полутона для спотовой краски и позволяет их безупречно повторять, внося в рип калибровочную кривую для спотовой секции. Раз коллега уже знает про калибровочные - это не составит труда. Если хочет подновить свои знания по калибровке - тут я как-то давно собрал важные ссылки по порядку, что и за чем следует в офсетной калибровке.

На выходе из метрики SCTV - оптимальный размер точки в файле для заданного полутона, позволяющий достичь визуальной равноконтрастности, Perceptual Uniformity для данной краски. Для калибровки через пластины берем обратную функцию от SCTV, а именно SCTV-TC (transfer curves), считается она не сложно в принципе, меняем местами оси X=TV и Y=SCTV на X=SCTV и Y=TV и интерполируем в удобный нам шаг для ввода полученной калибровочной кривой SCTV-TC в рип для спотовой секции с обсчитанной нами краской. Посчитать бесплатно сплайновые интерполяции для такой таблицы можно по ссылке, я сам всегда пользуюсь этим инструментом с простым копипастом таблиц между Экселем и программой, это сильно быстрее и удобнее, чем оформлять сплайновую интерполяцию набора ячеек в табличном редакторе через какой-нибудь плагин. Сами по себе табличные редакторы результатов сплайновых интерполяций без плагина пользователю не отдают, только используют в отрисовке графиков где-то в своих внутренних расчетах.

В принципе, с предложенным по ссылкам набором бесплатных инструментов, работа с повторяемостью полутонов пантонов от тиража к тиражу не составляет огромного труда. Бонусом это не просто "какие-то" полутона, а равноконтрастные по восприятию полутона, что всегда радует наблюдателя. Равноконтрастность по восприятию означает, что визуальная середина тонового диапазона 0-100, а именно 50, и выглядит именно как середина, что 80 и 40 выглядят именно как 80 и 40, а не 70 и 30. И надо понимать, что перцепционная равноконтрастность не равна линейности ни в коем случае, поправки SCTV к размеру точки на пластине призваны привести оттиск не к геометрической линейности, а к более важной Perceptual Uniformity шкале. Середина или 50% краски в макете должна восприниматься как середина, а не измеряться по площадям занятым точкой на оттиске как 50%, в этом различие перцепционной равноконтрастности от геометрической линейности. По геометрии эта визуальная середина будет для разных красок равна и 60% и 70% тотальной площади растровых точек на оттиске. В координатах TVI перцепционно равноконтрастная шкала в результате SCTV-калибровки выглядит на оттиске даже несколько похожей на традиционное техногенное растискивание, но всегда иной несколько формы для триадных и сильно иной формы для спотовых и черной. Как говорили умные офсетные колористы в старые времена: если бы растискивания не было, его следовало бы выдумать. Ну вот а в новейшем времени методика SCTV прошла по этому пути еще дальше, от нативной техногенности до расчетной визуальной равноконтрастности печатных приращений к точке.

По приведенной шкале простое замечание: оставляйте место для измерения бумаги. В любых известных расчетах печатных приращений задействуются не только полутона, но плашка и бумага (ноль), если на входе в расчеты не предоставить замер бумаги - расчеты градационных невозможны. Для точности некоторых расчетов бумага столь важна, что ее можно измерить даже несколько раз и усреднить: вычисления будут заметно точнее.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Повторяемость полутонов пантона от тиража к тиражу

Сообщение mihas »

Вот немного практики на вашем примере.
Здесь оцифрованный в Lab файлик иллюстратора с полутоновым пантоном, но замеры Lab оттиска обсчитываются аналогично по SCTV.
Данная оцифровка полутонов пантонов иллюстратора дает нам полезную информацию о том, что полутона пантона иллюстратор и оцифровавший его фотошоп расположили по лабам равноконтрастно в ритейтиве, SCTV практически линейны, и это говорит о том, что калибровка оттиска по SCTV в принципе приведет к хорошему надежному визуальному попаданию в полутона пантонов иллюстратора на калиброванном широкоохватном мониторе. Офисный монитор с маленьким охватом sRGB не подойдет, этот пантон не укладывается в охват sRGB. P3 подойдет, скриншотик шкалы в охвате P3 с внедренным профилем P3:
Отрастрированная в фотошопе в Lab шкала полутоновых пантонов
Отрастрированная в фотошопе в Lab шкала полутоновых пантонов
• 16.4 КБ • 1070 просмотров
Далее в колорлабе превращаем тиф в табличку.
dot%LAB_LLAB_ALAB_BSCTV
10058.04-750100
8066.67-60079.52
6074.9-45059.85
4083.14-30040.15
2091.37-15020.48
0100000
И скармливаем табличку простым копипастом калькулятору SCTV:
Расчеты SCTV шкалы
Расчеты SCTV шкалы
• 203.23 КБ • 1070 просмотров
Здесь в иллюстраторе практически точная линейность по SCTV. Приводим оттиск через пластины к такой же линейности по SCTV - и в принципе задача решена. Табличку лабов вы получите не оцифровкой шкалы в фотошопе и колорлабе, а промерами всего 6 патчей отпечатанной шкалы спектрофотометром.
Для поддержания от тиража к тиражу тех же градационных - при необходимости перекалибровываемся по SCTV.

P.S. У меня в типографии калибровка - обычная ежемесячная рутина уже десятый год. Добавить для разнообразия пятую пластину с пантоном на калибровочный тест - любому увлеченному офсетному колористу в кайф, я так думаю.
Вложения
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Повторяемость полутонов пантона от тиража к тиражу

Сообщение mihas »

Изображение
Подмена в файле промеров шкалы процентовок TV или dot% на процентовки SCTV приводит к линейности по SCTV при неизменных Lab.
Картинка отсюда, Эксель прилагается
SCTVdot%SCTV-TC
100100100
79.528080.483
59.856060.153
40.154039.847
20.482019.517
000
И еще одно практическое соображение. Если у вас нет в дизайне градиентов, а есть лишь несколько определенных спотовых полутонов.

Можно не калиброваться через пластины, а непосредственно перед печатью подменить в макете данные по dot% точки на значения SCTV-TC, вычисленные по измерениям вашей печати.

То есть на примере прошлого поста с табличкой, где посчитана SCTV, подменить процентовку 79.52 на 80 - мы получим строгую линейность по SCTV для данного способа отображения шкалы с помощью фотошопа. Чтобы получить такую же линейность по SCTV для отображения на оттиске - просто снимите лабы шкалы с оттиска и посчитайте SCTV для оттиска.

Очевидно в файле не будет процентовок 79.52 и нам интересно как поправить 80. Уже писал постом выше: посчитайте интерполяцией. Меняем оси dot% и SCTV местами и интерполируем, получаем результат интерполяции SCTV-TC - трансфер-кривую или калибровочную.
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»