Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1365
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

Сообщение mihas »

Цветовой конвертер
Цветовой конвертер
• 204.86 КБ • 2477 просмотров
Подбор смесевой краски
Подбор смесевой краски
• 299.95 КБ • 2477 просмотров
При внимательном рассмотрении библиотек пантонов от Adobe, GMG, Pantone Connect выяснилось, что они используют замеры за фильтром M2 (с отсечкой ультрафиолета). Особенно на светлых пантонах это заметно. Я ранее ошибочно предполагал, что используется фильтр M0 (no filter) по умолчанию. Посоветовался с экспертами, они подтверждают M2 на платном сайте пантона и у Адобы. Поэтому я дооснастил цветовой конвертер и подбор смесевой краски пантонами версии 4 и 5 за фильтром M2 и оставил его включенным по умолчанию. Версия 5 просто дополняет но не меняет в кой-то веке цвет относительно версии 4, версия 5 просто расширена некоторым кол-вом новых красок.

Немного деталей нам в вопросе не повредит, вот на вскидку по базе данных Pantone v4 разница между фильтрами M0 и M2 для светлой краски 7527:
nameFilterCategorylValueaValuebValueillumobserver
PANTONE 7527 CM284.31​-0.02​7.43​D502​
PANTONE 7527 CM084.43​0.93​3.3​D502​
Достаточно большая разница по b-координате, и если мы заглянем в Pantone Connect или в любую библиотеку Adobe (в открытом доступе на Гитхабе пожалуйста: PANTONE solid coated.acb, PANTONE Solid Coated-V4.acb, PANTONE+ Solid Coated.acb, PANTONE+ Solid Coated-V3.acb) мы везде обнаружим для заданного светлого пантона 7527 b-координату 6-7 за фильтром M2, а не b=3 за фильтром M0. На светлых пантонах эта разница между фильтрами особенно заметна, и все краски приводят нас к фильтру M2 с отсечкой ультрафиолета в библиотеках на платном сайте пантона и у Адобы.
7527_21.png
• 21.73 КБ • 2475 просмотров
7527_CS3.png
• 21.43 КБ • 2475 просмотров
7527_v3.png
• 22.09 КБ • 2475 просмотров
7527_v4.png
• 22.09 КБ • 2475 просмотров


Переходя от цвета Lab пантонов к CMYK через цветовой профиль, надо не забывать перейти в абсолютную колориметрию. Меня спрашивают - а зачем? Почему не остаться в относительной или перцепционной? Уже отвечал, и повторюсь, ибо это полезное знание.

Переходить в абсолют нужно по очень простой причине. Светлота неизвестного материала подложки веера пантон около 95, релативная или перцепционная таблица профиля фогра 39 - это светлота 100. Попытка поженить ежа и ужа - абсолютную колориметрию в замерах пантонов (L95 бумаги) и релативную колориметрию таблицы профиля CMYK (L100 бумаги) приводит к большой ошибке в расчете красок CMYK по профилю, особенно в светлых красках, где влияние подложки максимально велико. Чтобы такой ошибки не происходило, тот же EFI хранит CxF пантонов в релативном виде, отнормированном на L=100 (релативные свотчи пантонов v4 для Adobe приложил в конце поста). Я предлагаю в цветовом конвертере, для абсолютных традиционных библиотек пантонов, варианты на выбор - при цветоделении в фогру 39 по абсолюту либо оставить ее подложку, либо задать свою подложку (переключитесь на рилейтив и обратно в абсолют в селекторе красок CMYK - будет предложено оставить белую точку фогры 39 или ввести собственную подложку). Задать свою подложку математически кстати просто (виват ICC), и зря фотошоп не ввел давно такой функции, все равно ведь в профилях сплошной рилейтив, и пересчитать его на другую подложку раз плюнуть. А вот вообще сделать вид, что подложки нет, и печать CMYK идет на субстрате L=100 при замере образца на подложке L=95 - просто колориметрическая ошибка.

Не путайте колориметрию абсолютную и относительную. Если вы хотите непременно переделить Lab в CMYK по рилейтиву - ну приведите и ваш замер Lab к рилейтиву через реальную измеренную белую точку. Там все просто, эти вычисления 100% обратимы, R➔WP➔A обратно возвращает то же A➔WP➔R по формулам ICC. Считает в XYZ. Тут инструкция есть.
В ICC профилях печати абсолютной таблицы нету для экономии, достаточно иметь релативную и тег с белой точкой, чтобы безупречно вычислить абсолют. И играть с этим тегом в свою пользу начали более 20 лет назад весьма эффективно.

Я также понимаю, что часть дизайнеров неправильно переводят абсолютный замер Lab в релативный или перцепционный CMYK, а потом не могут в цвет попасть. Особенно это касается светлых оттенков. Представляете, в замере у вас светлота краски например 92 при бумаге 95, а при переделиванию абсолютных данных Lab по рилейтиву получаем смесь красок светлотой 87 а не 92 исходные. Да, они привыкли, что и в фотках жпег ргб светлота L=100 и в профиле цмик по рилейтиву то же самое, и тут просто не нужна абсолютная колориметрия. Но измерительный прибор всегда нам отдает абсолютную колориметрию, пантоны прописаны в абсолютной колориметрии, хотим рилейтива при цветоделении непременно - ну не проблема - переведите замер через реальную точку бумаги в относительный вид с точкой бумаги 100 0 0 по формуле ICC и будет у вас рилейтив и там и там с белой точкой 100 0 0. Только так обычно не делают, но никто не мешает, и это будет правильно (редкий реальный пример такой работы - релативная CxF библиотека пантонов в цветопробном рипе EFI. Вот она, кстати, в табличном виде CGATS.17 всем понятном). А приравнивать Lab абсолютный в замере или в пантоне к лабу относительному в профиле CMYK - это просто ошибка в вычислениях на несколько единиц по L в худшем случае светлых оттенков. Хотя эту ошибку легко и часто делают. Хорошо что обсудили, умные прочитают и делать так больше не будут.

В цветовом конвертере при переходе от Lab к CMYK также включил теперь по дефолту абсолют чтобы считали правильно и те, кто не очень силен в этих всех селекторах выбора тех или иных настроек и колориметрических предпочтений.
Вложения
Vesee
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

Сообщение Vesee »

Подскажите пожалуйста, а в чем "легитимнее", "кошернее", достовернее переводить пантоны в триаду CMYK или в sRGB: у вас в конвертере или лучше пользоваться значениями CMYK и RGB с платного онлайн-сервиса Pantone Connect? Может быть лучше в Pantone Color Manager или вообще в Адобе, хотя она как бы перестала официально поддерживать пантоны?
И почему, есть ли какие-то обоснования в пользу того или иного?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1365
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

Сообщение mihas »

Изображение
Иллюстрация работы гамут-маппинга и гамут клиппинга при конверсии цвета пантона 3005 из большего цветового охвата спотовых красок в меньший sRGB для данной краски

Изображение
Тоновая ошибка на 20 градусов по hue в вычислении координат sRGB для насыщенного пантона 3005 на сайте Pantone Connect
Эта тема уже затрагивалась тут по ссылке, но давайте ее немного взбодрим.

Четверть всех спотовых пантонов шире по охвату, чем триадные краски, ~10% от всех пантонов шире по охвату, чем sRGB. То есть при сжатии из большего охвата в меньший требуется гамут-маппинг. Он есть в моем конвертере, он есть у Адобы, но в продуктах Пантона - в пантон коннекте и пантон колор менеджере - гамут маппинга нет, там ради удобства программиста и вопреки здравому смыслу сильно упрощают вычисления, в результате возникает тоновая ошибка, как на рисунке справа при сжатии заохватного для sRGB пантона 3005. У Адобы и моего конвертера - гамут-маппинг, тон не искажается при сжатии, у пантона - клиппинг, и тон в данном примере ошибочно уползает на 20 градусов по hue.

Это важно понимать, чтобы не влипнуть в историю с некорректным переводом из модели в модель: я бы сказал, что методы конвертации у пантона из спотовых красок в другие модели "некошерные" и "нелегитимные".

Остается выбрать: мой конвертер или Адоб. Если хотите Адоб - надо немного подготовиться и сделать все правильно, как написано выше в этой теме, не забыть про абсолют, про то, что библиотек пантонов для адобы много разных и различающихся между собой, не забыть про приличные профили с чистыми красками, куда вы будете проводить конвертацию, тут профили CMYK от адобы совсем не подойдут. Мой конвертер по дефолтным настройкам сделан так, чтобы особо не возиться с селекторами и сразу получить все максимально правильно. Плюс по умолчанию я использую такой CMYK фогра 39 профиль в конвертере, который дает максимально чистые красочные смеси, для Адобы такой профиль надо будет скачать и установить в систему, чтобы добиться чего-то похожего по качеству цветоделения, как в конвертере.

Немного подробностей про чистые краски цветоделения тут, тут и тут.

Бонус от применения при конвертации пантонов в цмики моего конвертера состоит в том, что можно спокойно назначить свой цвет печатной подложки, свою белую точку, а не только белую точку профиля фогра 39 и иже с ним. Нередко тиражная бумага имеет оттенок, отличный от фогровского, учесть оттенок тиражной зачастую полезно, особенно со светлыми красками; учитывать оттенок тиражной бумаги напрямую и с формулами рекомендовано в офсетном ISO 12647-2:2013 (вычисления по формулам ISO доступны).

Если тему заохватных немного расширить от насыщенных пантонов, до всего цветового охвата видимых человеком цветов, то обратите внимание еще на одну важную деталь в подборе цвета Lab. Фотошоп и иже с ним позволяют указать координаты Lab за границами видимых человеком и физически возможных цветов. Почему так - смотрите подробности в новом эссе про CIE Lab. И хорошее решение так не попадаться есть: упомянутый выше цветовой конвертер не позволяет с помощью слайдеров (ползунков) создать координаты Lab несуществующего цвета, пользуйтесь этим преимуществом. В конвертере специальные трехмерные таблицы контролируют край видимого человеком цветового охвата или HVS - Human Visual Space. Вылет за эти границы при подборе цвета в Lab в том же Фотошопе ничего хорошего по точности цветопередачи и правильной конвертации в краски не сулит.
Vesee
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

Сообщение Vesee »

Спасибо за четкие разъяснения!
Я пропустил один момент: а как назначить свою белую точку (бумагу) при конвертации из пантонов в CMYK в вашем конвертере?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1365
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия

Сообщение mihas »

3005_1screen.png
• 173.95 КБ • 1213 просмотров
3005_2screen.png
• 129.51 КБ • 1213 просмотров
Достаточно просто: переключитесь из Абсолюта в Рилейтив и потом обратно в Абсолют в селекторе красок CMYK - и как на втором скриншоте выскочит окно с полем ввода своей белой точки (подложки, бумаги).

Полностью инструкция будет выглядеть так:

1) Введите нужные вам координаты Lab тиражной бумаги и запишите из них посчитанные XYZ значения. Традиционно в профилях белая точка прописана в CIE XYZ, поэтому и мы будем указывать XYZ, пересчеты по формулам ICC происходят в координатах XYZ между рилейтивом и абсолютом с учетом белой точки абсолюта.

2) Введите нужный вам пантон (можно просто номер), перещелкните селектор CMYK из Абсолюта в Рилейтив и потом обратно из Рилейтива в Абсолют: на этом этапе во всплывающем окне введите XYZ координаты вашей белой точки подложки (тиражной бумаги). И CMYK из пантона будет верно посчитан с ее учетом.


Если ничего не менять в настройках - то абсолютная колориметрия для CMYK из пантона вычисляется с белой точкой профиля фогра 39. В большинстве случаев мы ничего и не трогаем, так как часто не знаем точного оттенка тиражной бумаги и ориентируемся на фогровский. Но если знаем оттенок, и он не похож на бумагу фогры 39 - учесть его и можно и нужно и не сложно в конвертере. То же самое мы можем в абсолюте реализовать в Фотошопе чуть более сложно, если подменим тег белой точки внутри нужного нам icc-профиля, например в Best Whitepoint Editor.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»