Иллюстрация граней цветового охвата офсета из темы о том, как я просчитывал на яваскрипте координаты всей поверхности этой трехмерной фигуры (построена в спектральном калькуляторе)
Спасибо и вам за хороший вопрос.
Объем цветового охвата измеряется традиционно в ΔE³ - кубических дельта Е в трехмерном ортогональном цветовом пространстве CIE Lab. Для триадной офсетной печати по международному стандарту на мелованной бумаге объем охвата составляет 400 000 ΔE³, для офсетной бумаги - 160 000 ΔE³. Для сравнения, обычный монитор sRGB охватывает 830 000 ΔE³ и цветокорректорский монитор Wide Color Gamut уровня Adobe RGB - 1 208 000 ΔE³. Объем всех воспринимаемых человеком цветов или
HVS - Human Visual Space составляет 2 482 961 ΔE³ по моим
расчетам (они
не сильно отличаются от результатов
расчетов Брюса Линдблума).
То есть уже по этим цифрам понятно, насколько маленький цветовой охват или Color Gamut у офсета в сравнении с тем, что привык видеть глаз в реальном мире, а не только на бумажных репродукциях реального мира. Поэтому
офсетные стандарты всеми доступными им средствами побуждают нас в печати выжимать из красок максимум возможного. Краски не самосветящиеся, поэтому даже удвоенный их накат к повышению цветового охвата не приведет (если бы приводил - глядя в банку с краской мы бы видели бездну
), тем не менее, международный стандарт печати задает тот номинал по цвету, при котором
можно добиться от триадных красок максимума возможной их насыщенности. Контрасты окружающего мира также выше контрастов репродукций, поэтому и тут стандарт побуждает нас не жалеть черной краски: разница между самой светлой точкой бумаги и самой черной точкой ~60-40-40-100 в печати и составляют тот контраст около 2,2-2,5D, что мы видим на оттиске. Для сравнения, барабанный сканер вытягивает со слайда контраст 4D; фотографическая широта матриц современных профессиональных фотоаппаратов также приближается к таким высоким показателям контраста. Из этого сравнения не в пользу печати понятно, как важно нам выжать из оттиска не только максимум по цветовому охвату, но и максимум по контрасту. И кстати черная точка также влияет на величину объема цветового охвата, это в офсете
трехмерная фигура с 8 вершинами, где 6 вершин - это C-M-Y-CM-MY-CY и две оставшиеся вершины - бумага и суперчерная точка. Не просто черная краска, а именно балансовая нейтральная суперчерная смесь, они имеют разную светлоту в стандартном офсете: светлота черной краски L=16 и светлота суперчерной точки 60-40-40-100 равна L=9 на мелованной бумаге (на офсетной бумаге L=23 для суперчерной смеси и L=31 для чистой черной краски).
400 тысяч кубиков охвата выкатывает на меловке только фогра и редкие типографии-чемпионы на тестах. В реальном бою считается нормальным, если типография при всем старании добилась на меловке 350-370 тысяч ΔE³. Таких цифр добиваются хорошие типографии, с
калиброванными пластинами под немалый накат стандарта, у тех что похуже объем охвата хорошо если 300 тысяч, печатник банально сбавляет накат красок сильно ниже цветового номинала стандарта в любой некалиброванной печати.
Теперь посмотрим на мир глазами заказчика и препрессора. Он видел на цветопробе и мониторе картинку с полным объемом охвата 400 тысяч кубиков, с чистыми насыщенными цветами на краю охвата и особенно внутри него. А получил из печати репродукцию менее насыщенную. Как это исправить? С помощью процитированного профиля 83% от ISO Coated. Профиль не исправит край охвата, но все что внутри охвата - сделает насыщеннее.
Чистота офсетных сепараций для одного и того же насыщенного темного вишневого цвета от профилей разных программ с максимальной шириной черного. Зеленым окрашены наилучшие результаты, красным – наихудшие. Таблица взята из статьи о построении icc-профилей.
Вот простые примеры. Красный бинар 0-100-100-0 целиком зависит от качества красок и общего культурного уровня типографии, мы не можем сделать его в допечатке еще насыщеннее, мы не можем взять 110 процентов желтой и пурпурной красок,
цветовая модель CMYK ограничена диапазоном 0-100. Но если у нас в макете появился чуть грязноватый красный 10-100-100-0 c загрязняющей голубой краской - профиль
83% of fogra39 TAC300 BTAC240.icc или
gamut 83% of fogra39 (nc1.1).icc добавит при цветоделении в смесь чистого красного меньше голубой загрязняющей составляющей, чем просто профиль ISO Coated v2 c объемом охвата 400 000 ΔE³. То же с очень важными памятными телесными. Этот чистый светлый оттенок оранжевого должен весьма дозированно содержать толику третьей загрязняющей голубой краски, старые опытные волки цветокоррекции пользуются испытанным балансовым уравнением для телесных 1:4:5 - по соотношению красок C:M:Y стандартной европейской триады в чистых телесных оттенках, не землистых и не из бани. Превышение загрязняющего голубого (или иное незначительное загрязнение в печати пурпурной и желтой краски) в смеси телесных хоть немного от указанного баланса приводит и к землистости, и к трупным пятнам. Полное вычитание загрязняющей голубой краски из телесных также не делает их хорошо узнаваемыми и приятными на вид. Очевидно, что если обычный профиль цветоделения с охватом 400 тысяч кубиков и суперчистыми красками на свежепомытых валиках нарисует нам верный телесный условно 10-40-50-0, то профиль с уменьшенным охватом учтет чуть большее загрязнение красок в реальной печати, и нарисует тот же цвет рецептурой 8-40-50-0. Телесный не на краю охвата, но будет при таком продуманном цветоделении выглядеть в печати на 350 тыс. кубиков аналогично чемпионской печати 400 тыс. кубиков и стандартном цветоделении под чемпионский охват печати.
Стандартный профиль CMYK FOGRA39, раздутый от FOGRA39 профиль с Perceptual Uniformity распределением полутонов в охвате, и профиль с техногенным раздутием охвата
Тонопередающие характеристики TVI профилей FOGRA39, перцепционно раздутого от FOGRA39 профиля, и техногенного абстрактного профиля
Соразмерное печатным краскам расширение охвата слева и абстрактное расширение охвата справа, проекция ab
На краю охвата находится всего лишь несколько оттенков типа красного и зеленого бинаров, которые профиль 83% и не ухудшит и не улучшит, но вот все остальные десятки тысяч оттенков внутри охвата, а не на его краю, профиль сделает почище, с учетом не самых чистых красок. Я еще не встречал заказчиков, которым бы не нравилась контрастная сочная насыщенная картинка, заказчики ругаются только на тухлые ненасыщенные неконтрастные картинки да еще и с землистыми телесными (зачастую по вине того, кто делал заказчику цветоделение в CMYK, табличка слева показывает красным цветом, как могут разные профили испортить и загрязнить чистый до цветоделения темный вишневый цвет: у профилей некоторых программ получается не спелая, а гнилая вишня просто в результате цветоделения в CMYK). Поэтому приведенный профиль с уменьшенным охватом, дающем максимально чистые сепарации плюс еще капельку чище - снимает кучу головной боли типографии, которая умеет им пользоваться. Я своим клиентам в типографиях часто
настраиваю его применение по умолчанию.
Высокое качество генерации представленных по
ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации
CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (
доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто
невозможно было
сгенерировать, до появления
этих новых классных колориметрических уравнений от Фейрчайлда и
этой новой классной программы для работы со спектральными и колорметрическими массивами красок Characterisation Data. Сжатие в программе по алгоритму CIECAM02 носит не абстрактный техногенный и оторванный от реальности характер, а соразмерный перцепционному интуитивному восприятию, благодаря адаптации, учитывающей разницу между окружением просмотра и окружением сцены. Некоторые дополнительные подробности о красивом перцепционном сжатии и раздутии охвата профиля цветоделения с применением уникальных математических возможностей CIECAM02 вы найдете по
ссылке. Тема перцепционно раздутого и уменьшенного охватов также
рассматривается тут.
В старые времена люди брали профиль SWOP (устаревшая ротационная печать красками американской, а не европейской триады) с небольшим охватом чтобы быть немного поближе к реальным возможностям обычной типографии. Это был так себе способ, на безрыбье рак, ибо все же и американская триада на европейском континенте не используется, и градационные TVI профиля SWOP слишком уж сильно отличаются от стандартных.