Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 13:33, Ср, 21 окт 2020

Часовой пояс: UTC+03:00


Новые
ответы
в темах:



Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11:58, Пт, 16 окт 2020 
Не в сети

Зарегистрирован: 6:29, Сб, 28 апр 2012
Сообщения: 21
Добрый день! Обратил внимание, что у вас в разделе профилей цветоделения https://cielab.xyz/profiles/ все профили с максимальной суммаркой или TAC, TIL до 300. А ISO Coated v2 существует в двух вариантах - 300 и 330. Также BVDM разрешает профили с суммаркой 330 для листовой офсетной печати на меловке. Расскажите, почему вы не повышаете TIL выше 300? Только ли опасность отмара тому причина?


Вернуться к началу
vote2019.appspot.com
СообщениеДобавлено: 12:53, Пт, 16 окт 2020 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 1002
Откуда: Москва
Комментарий к файлу: Стандартная тесткарта IT8.7/4 CMYK для печати, измерений и построения профилей цветоделения. Профили FOGRA и ECI построены по ней. Скачать PDF в CMYK можно тут: https://cielab.xyz/strip.php
[ attachment ]
IT8.7_4_v1617.png [ 300.21 КБ | 274 просмотра ]
Вы совершенно верно заметили, что не только опасность отмара в печати подсказывает мне строить профили цветоделения с суммарным количеством красок до 300. Есть куча офсетных способов печати, в которых TIL=400 не окажет никакого влияния на отмар: в ротации с горячей газовой сушкой heatset (это все глянцевые журналы и каталоги с большими тиражами) да плюс с силиконом - суммарка 400 не страшна, при УФ-отверждении красок суммарка 400 не ведет к отмару.

Мною движут вполне прозаические колориметрические причины. Total ink limit 300 - это необходимая и достаточная величина. Необходимая, потому что максимально темный максимально насыщенный зеленый может быть получен смесью 100-0-100-100. Достаточная, потому что любое добавление цветных больше 300 - очевидно пурпура в данном случае - не приведет ни к понижению светлоты, ни к повышению насыщенности. В смеси трех цветных красок одна всегда загрязняющая, поэтому максимально насыщенный цвет на краю охвата тремя цветными получен быть не может, только одной или двумя цветными, а светлоту регулирует черная краска. Все рецептуры CMYK выше суммарки 300 достижимы по цвету другими рецептурами с меньшим TIL, это закон автотипного синтеза цвета триадными красками CMYK.

На практике оказывается еще более интересная вещь: минимальная светлота нейтральной балансовой черной плашки в офсете достигается еще меньшей суммаркой 240 при рецептуре балансовой смеси 60-40-40-100. Цветные краски полупрозрачные, в небольших количествах поверх черной (черная краска по стандарту накатывается всегда первой) они смесь затемняют, в больших количествах осветляют. Самая светлая и полупрозрачная желтая краска осветляет сильнее всех. Таким образом полутона между черным 60-40-40-100 с TIL=240 и любым черным например с TIL=350 (где априори будет излишек светлой желтой) будут инверсно осветляться ближе к высоким значениям TIL. Многие программы для построения профилей этой примечательной особенности офсета, к сожалению, не учитывают, поэтому на экране мы увидим какую-то детализацию в диапазоне черных от 240 до 350, а в реальной печати будет все наоборот, все детали пропадут, и черная точка 350 будет светлее черной точки 240. То есть огромный диапазон полутонов, локальных контрастов в тенях просто исчезнет в печати, и предсказуемо. Хотя к сожалению и не предсказывается многими профилями с высоким TIL на экране и цветопробе, и зря: такие профили только вводят препрессора в заблуждение. Вообще характерно для новичков в полиграфии, что они приписывают высокому TIL неприменимые к нему достоинства: повышенный цветовой охват, повышенный контраст, хорошую пластику в разделке теней. Все это можно выжать по максимуму из высокотехнологичных профилей цветоделения, но не благодаря, а вопреки высокому TIL.

Справа на картинке я привел тесткарту IT8.7/4, по которой построены все известные профили, такая большая шкала с максимальным TIL=400 специально печатается на тиражном оборудовании при соблюдении регламентов, потом промеряется ее цвет спектрофотометром, и на основании этих промеров строится профиль. Профиль ISO Coated v2 хранит такую отпечатанную и измеренную таблицу FOGRA39L в теге Targ, если мы упорядочим ее по колонке светлоты L от минимальной к максимальной, мы также увидим, что минимальная светлота L отнюдь не совпадает с максимальным возможным TIL=400.

Таблица по колориметрическим данным стандартной офсетной печати на меловке FOGRA39L, December 2006
LCMYKTIL
7.881001000100300
8.2310010040100340
8.71100100100100400
8.881008585100370
9.02401000100240
9.08100400100240

В упорядоченной по светлоте L табличке приведены 6 самых темных (но не нейтральных, обратите внимание, IT8.7/4 не позволяет найти оптимальную рецептуру нейтрали в глубоких тенях) по замерам фогры 39 патчей шкалы, высокие TIL 400 и 370 отнюдь не рекордсмены по светлоте как мы видим в стандартной печати на мелованной бумаге. В реальном бою все так и происходит, черный с TIL 240-300 дает самую низкую светлоту в печати, все что выше - лишь инверсно высветляет глубокие тени, то что мы предполагали увидеть более темным оказывается в печати более светлым при TIL выше 300.

Вторая причина, по которой я не создаю профили с total ink limit выше 300, также колориметрическая, и заключается в том, что банально краски сильнее загрязняются в печати при большой площади запечатки с высоким TIL. Краски понемногу дрейфуют от секции к секции через сырой оттиск, чем выше TIL - тем больше к концу тиража в краскоаппарате последней по порядку светлой желтой секции окажется паразитных примесей предыдущих трех темных красок. Реально, светлота желтой может падать на несколько единиц по L и снижаться насыщенность при подобном неизбежном загрязнении последующих красочных секций, особенно при высоких TIL на большой площади запечатки. А регулярная смывка краскоаппарата по колориметрическим причинам ни в одной типографии не является приоритетной задачей печатника. Поэтому, если для картинки неплох профиль с суммаркой 300, то для нарисованной руками большой плашки черного цвета я советую еще меньшую суммарку 240 с рецептурой 60-40-40-100: и грязи будет меньше в чистых насыщенных красках, и самый низкий показатель светлоты нейтрального черного именно у такой рецептуры по проведенным офсетным печатным тестам специально в поисках самой низкой светлоты суперчерного. За 9 лет, прошедших с публикации статьи, у рецептуры суперчерного 60-40-40-100 с TIL=240 появилось много поклонников, по просьбам трудящихся я даже построил специальный профиль цветоделения с такой рецептурой суперблека. Темные насыщенные на краю цветового охвата в глубоких тенях в нем просчитываются исходя из суммарки 300, а нейтральный суперблек - исходя из рецептуры 60-40-40-100.

Не все зло в офсете от высокого суммарного кол-ва краски, но и хорошего тоже мало в завышенном TIL по чисто колориметрическим причинам. Третья вишенка на торте: если печатник сталкивается с ошибочным завышенным TIL в макете - он банально снижает накат всех красок до нижних границ допусков от номинала, что также не ведет ни к увеличению контраста, ни к увеличению цветового охвата, ни к меньшей светлоте суперчерной точки. BVDM лишь говорит, что TIL=330 теоретически возможен, однако ECI прямо и недвусмысленно объявляет приоритетным профиль для меловки с суммаркой 300, а не 330. Хотите высококачественной печати - не игнорируйте советы колористов по предпечатной подготовке, они не из жадности держат TIL до 300.


Вложения:
Комментарий к файлу: Колориметрические данные FOGRA39L December 2006, по которым построены популярные профили цветоделения по стандартам ISO 12547-2 и ГОСТ Р 54766 для меловки ISO Coated v2
Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 19:22, Пт, 16 окт 2020 
Не в сети

Зарегистрирован: 6:29, Сб, 28 апр 2012
Сообщения: 21
Спасибо за развернутый ответ! Дополнительный вопрос: по вашей ссылке https://cielab.xyz/profiles/#TAC содержится два профиля, один из которых уменьшен по цветовому охвату до 83% от фогры 39. Поясните пожалуйста, каким образом такой профиль цветоделения позволяет добиваться более насыщенной картинки в печати?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20:20, Пт, 16 окт 2020 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 1002
Откуда: Москва
[ img ]
Иллюстрация граней цветового охвата офсета из темы о том, как я просчитывал на яваскрипте координаты всей поверхности этой трехмерной фигуры
Спасибо и вам за хороший вопрос.
Объем цветового охвата измеряется традиционно в ΔE³ - кубических дельта Е в трехмерном ортогональном цветовом пространстве CIE Lab. Для триадной офсетной печати по международному стандарту на мелованной бумаге объем охвата составляет 400 000 ΔE³, для офсетной бумаги - 160 000 ΔE³. Для сравнения, обычный монитор sRGB охватывает 830 000 ΔE³ и цветокорректорский монитор Wide Color Gamut уровня Adobe RGB - 1 208 000 ΔE³. Объем всех воспринимаемых человеком цветов или HVS - Human Visual Space составляет 2 482 961 ΔE³ по моим расчетам (они не сильно отличаются от от результатов расчетов Брюса Линдблума).

То есть уже по этим цифрам понятно, насколько маленький цветовой охват или Color Gamut у офсета в сравнении с тем, что привык видеть глаз в реальном мире, а не только на бумажных репродукциях реального мира. Поэтому офсетные стандарты всеми доступными им средствами побуждают нас в печати выжимать из красок максимум возможного. Краски не самосветящиеся, поэтому даже удвоенный их накат к повышению цветового охвата не приведет, тем не менее, международный стандарт печати задает тот номинал по цвету, при котором можно добиться от триадных красок максимума возможной их насыщенности. Контрасты окружающего мира также выше контрастов репродукций, поэтому и тут стандарт побуждает нас не жалеть черной краски: разница между самой светлой точкой бумаги и самой черной точкой в печати и составляют тот контраст около 2,2-2,5D, что мы видим на оттиске. Для сравнения, барабанный сканер вытягивает со слайда контраст 4D. Из этого сравнения не в пользу печати понятно, как важно нам выжать из оттиска не только максимум по цветовому охвату, но и максимум по контрасту. И кстати черная точка также влияет на величину объема цветового охвата, это в офсете трехмерная фигура с 8 вершинами, где 6 вершин - это C-M-Y-CM-MY-CY и две оставшиеся вершины - бумага и суперчерная точка. Не просто черная краска, а именно балансовая нейтральная суперчерная смесь, они имеют разную светлоту в стандартном офсете: светлота черной краски L=16 и светлота суперчерной точки 60-40-40-100 равна L=9 на мелованной бумаге (на офсетной бумаге L=23 для суперчерной смеси и L=31 для чистой черной краски).

400 тысяч кубиков охвата выкатывает только фогра и редкие типографии-чемпионы на тестах. В реальном бою считается нормальным, если типография при всем старании добилась на меловке 350-370 тысяч ΔE³. Таких цифр добиваются хорошие типографии, с калиброванными пластинами под немалый накат стандарта, у тех что похуже объем охвата хорошо если 300 тысяч, печатник банально сбавляет накат красок сильно ниже цветового номинала стандарта в любой некалиброванной печати.

Теперь посмотрим на мир глазами заказчика и препрессора. Он видел на цветопробе и мониторе картинку с полным объемом охвата 400 тысяч кубиков, с чистыми насыщенными цветами на краю охвата и особенно внутри него. А получил из печати репродукцию менее насыщенную. Как это исправить? С помощью процитированного профиля 83% от ISO Coated. Профиль не исправит край охвата, но все что внутри охвата - сделает насыщеннее.
[ img ]
Чистота офсетных сепараций для одного и того же насыщенного темного вишневого цвета от профилей разных программ с максимальной шириной черного. Зеленым окрашены наилучшие результаты, красным – наихудшие.
Вот простые примеры. Красный бинар 0-100-100-0 целиком зависит от качества красок и общего культурного уровня типографии, мы не можем сделать его в допечатке еще насыщеннее, мы не можем взять 110 процентов желтой и пурпурной красок, цветовая модель CMYK ограничена диапазоном 0-100. Но если у нас в макете появился чуть грязноватый красный 10-100-100-0 c загрязняющей голубой краской - профиль 83% of fogra39 TAC300 BTAC240.icc или gamut 83% of fogra39 (nc1.1).icc добавит при цветоделении в смесь чистого красного меньше голубой загрязняющей составляющей, чем просто профиль ISO Coated v2 c объемом охвата 400 000 ΔE³. То же с очень важными памятными телесными. Этот чистый светлый оттенок оранжевого должен весьма дозированно содержать толику третьей загрязняющей голубой краски, старые опытные волки цветокоррекции пользуются испытанным балансовым уравнением для телесных 1:4:5 - по соотношению красок C:M:Y стандартной европейской триады в чистых телесных оттенках, не землистых и не из бани. Превышение загрязняющего голубого (или иное незначительное загрязнение в печати пурпурной и желтой краски) в смеси телесных хоть немного от указанного баланса приводит и к землистости, и к трупным пятнам. Полное вычитание загрязняющей голубой краски из телесных также не делает из хорошо узнаваемыми и приятными на вид. Очевидно, что если обычный профиль цветоделения с охватом 400 тысяч кубиков и суперчистыми красками на свежепомытых валиках нарисует нам верный телесный условно 10-40-50-0, то профиль с уменьшенным охватом учтет чуть большее загрязнение красок в реальной печати, и нарисует тот же цвет рецептурой 8-40-50-0. Телесный не на краю охвата, но будет при таком продуманном цветоделении выглядеть в печати на 350 кубиков аналогично чемпионской печати 400 кубиков и стандартном цветоделении под чемпионский охват печати.

На краю охвата находится всего лишь несколько оттенков типа красного и зеленого бинаров, которые профиль 83% и не ухудшит и не улучшит, но вот все остальные десятки тысяч оттенков внутри охвата, а не на его краю, профиль сделает почище, с учетом не самых чистых красок. Я еще не встречал заказчиков, которым бы не нравилась контрастная сочная насыщенная картинка, заказчики ругаются только на тухлые ненасыщенные неконтрастные картинки да еще и с землистыми телесными (зачастую по вине того, кто делал заказчику цветоделение в CMYK, табличка слева показывает красным цветом, как могут разные профили испортить и загрязнить чистый до цветоделения темный вишневый цвет: у профилей некоторых программ получается не спелая, а гнилая вишня просто в результате цветоделения в CMYK). Поэтому приведенный профиль с уменьшенным охватом, дающем максимально чистые сепарации плюс еще капельку чище - снимает кучу головной боли типографии, которая умеет им пользоваться. Я своим клиентам в типографиях часто настраиваю его применение по умолчанию.

Высокое качество генерации представленных по ссылке профилей как с увеличенным, так и с уменьшенным цветовым охватом, базируется на очень продвинутом алгоритме хроматической адаптации CIECAM02 от известного ученого колориста Марка Фейрчайлда, автора монографии "Color Appearance Models" (доступна в русском переводе Алексея Шадрина). Подобного качества профилей до 2002 года просто невозможно было сгенерировать, до появления этих новых классных колориметрических уравнений. Некоторые дополнительные подробности о красивом перцепционном сжатии и раздутии охвата профиля цветоделения с применением математических возможностей CIECAM02 вы найдете по ссылке.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и 6 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 7580662 | Всего за день - 1175 | Уникальных сегодня - 375, вчера - 648, позавчера - 662