Баланс по серому в триадной офсетной печати
Добавлено: 30 авг 2004, 07:27
Если начинать говорить о балансе серого на печати, стоит начать с разборов светов, нейтрали и теней. Почему именно эти три точки так важны.
Колориметрия и печать: технологии
https://cielab.xyz/forum/
И так везде. Кто-то этот бред придумал, остальные как попугайчики повторяют.Соблюдаются нормы денситометрической плотности Европейской триады в соответствии ISO 12647-2.
А проще всего подменить несколько качественных характеристикой одной количественной, но всем понятной, назвать ее качеством и при малейшем изменении хотя бы одного из десятков параметров (а постоянно выдерживать все не под силу никакой типографии и оборудованию) - шлепать макулатуру. И свалить всю ответственность на невиновного печатника, за то что солнышко припекло, ветерок подул или краску ему дешевую подсунули.Соблюдаются нормы денситометрической плотности Европейской триады в соответствии ISO 12647-2.
У печатника только один инструмент контроля (нет, вру - два). Денситометр и глаз. Более ему ничего и не надо. Он должен печатать. Мы же несколько дальше капнули. Если например, ехать на машине, то она должна быть исправна или необязательно, и как ее тестировать. Это примерная аналогия. Водитель не должен уметь диагностировать, ему достаточно уметь управлять.Николай писал(а):Извините, многоуважаемые. А как на практике печатнику контролировать/измерять баланс по серому? И что предпринимать в случае не соответствия? (Кроме смены краски)
И градационные характеристики. Одной колористики недостаточно.Николай писал(а):И почему вы говорите о балансе как о краеугольном камне стандарта ISO? Мне показалось, по ряду публикаций в инете, что акцент сделан на колориметрические характеристики пигментов и бинаров.
Почему проще? Ведь, по сути плотность ничего не говорит о цвете, как таковом. Она никогда не скажет нам, почему у нас в светах, например, провал, нейтраль более-менее в норме, а в тенях все залипает. Она никогда нам не скажет, например, почему мы выбрали C=40 Y=80, а на печати получается темней, чем предполагалось. Или, например мы строго соблюдали баланс 25/19/19, а получили оттенок в красный. Начнем краску давить? А может проблема не в этом, и баланс надо было готовить 25/16/19. Никакие плотности нам на эти вопросы не ответят. Только изучение колористики и градационных характеристик даст нам ответ, почему.Николай писал(а):С плотностью то "проще" жить. Понимаю конечно что не адекватно контроллируются при этом как раз полутона. Но неужели необходимо и достаточно только баланса по серому? Как мерить тогда? И что делать чтоб добиваться эталона?
Эта функция больше подходит для спотовых красок (к тому же лучше еще знать выкраски). Как и зачем ее применять для триады - не представляю. Отклонения колористики лучше наблюдать через Lch.Николай писал(а):Допустим как быть с колорометрическими показателями краски понятно - у нас есть Гретаг СпектроАй, там функция Бест Мэтч (сравнение колорометрических показателей поля и эталона) говорит отклонение дельта ELab и рекомендации по увеличению/уменьшению подачи краски.
Может через Юла-Нильсена вычислять механическое растискивание, там же и как-то смазывание вычислять? Увы, не знаю.Николай писал(а):И еще как приборно мерить Смазывание (Slur), я что-то пока не понял? Как визуально более-менее понятно. И есть ли нормы?
В бумажном виде вроде как была.Николай писал(а):И нет ли первой части стандарта ISO 12647?
Ну вот, не обещаю, но попробуюНиколай писал(а):А можно ISO 12647-1 как-нить, ну там отсканернить хотя бы (если в бумажном говорите что есть), а? не пожалейте...
Так ведь глаз - самый лучший прибор Особенно, когда касается серого. К тому же, прибор может дать ошибку, глаз нет. Например, прибор говорит - Lab=50/0/0, а глаз видит оттеночность. Кому верить?Николай писал(а):А про баланс по серому... Выходит печатник должен заметить отклонение по тону контрольного поля на глаз и своими там фсякими регуляторами стараться добиться эквивалетности (в какой-нибудь степени разумеется), так получается? А приборно как-то нельзя зафиксировать отклонение от нормы и величину?
Но, контроль растискивания - это только растискивание. А для более глубокой оценки надо еще знать колористику: цвет основных и бинаров (краскоперенос)Николай писал(а):И еще. А если производитель краски заявляет о сооотвествии ISO 12647-2, можно считать что колорометрия его пигментов та что нужно (ну и о чудо бинаров тоже). Встает вопрос о полутонах. Разве не хватит конроля раститскивания? Пусть не в одной точке, а также в трех (четверьттон, полутон и тричетверти).
Не надо верстальшику проявлять ненужную инициативу. Если говорят ему ставить 100%-ные шкалы, так он и должен делать. Печатник не будет заниматься на тираже контролем печатной машины. Никчему это ему. Все это сугубо касается исключительно технолога. Только он может и должен решать, когда это делать.Николай писал(а):Я собственно чего опасаюсь. Захоти какая-либо типография применить ISO 12647-2 на практике. И окажется что краска которую покупается самая дешевая, другую не хотелось бы. Бумага тоже та еще засада, как-то там мелованая. Печатник может тока денситометром тыкать в шкалу и возмущается что какая-то "левота" там понапихана кроме плашек 100%. А при контроле растискивания (которое пытается сделать верстальщик по своей инициативе) на этикеточных бумагах 70-80 г/м2 оказывается порядка 20-30 в точке 40%... Будут ли тут ISO-шные цифры баланса по серому адекватны ситуации?
Надо начинать с балансов:) Какие балансы (для начала) могут быть выдержаны. Начинать надо с них. Затем, вычислять оптическое растискивание, колористику основных и бинаров.Николай писал(а):Как быть? Куда стремиться? Как вообще подойти к процессу? (Технолог не помошник увы в этом деле, а печатник работает как умеет...)
В первую очередь, контролируем три точки. Света, нейтрали и тени. Давайте пока с этого начнем.Николай писал(а):Объясните с самого начала. Что контролируем впервую очередь, что во вторую, чем, как оцениваем, как регулируем, чего стараемся добиться? И когда наступает момент что можем сказать что получили то что нужно?
Давайте!В первую очередь, контролируем три точки. Света, нейтрали и тени. Давайте пока с этого начнем.
Абсолютно правильно С остальным надо посидеть и вникнуть. Мозги под вечер уже не варятНиколай писал(а):Хотелось подытожить.
На контрольной шкале нужно предусмотреть поля со значениями:
C25;M19;Y19, C50;M40;Y40, C75;M64;Y64
и рядом для сравнения (на глаз) соответственно:
K25, K50, K75.
Тогда печатник всеми своими регулировками должен стремиться к максимальной похожести их? Я правильно понял?
Нет, не правильно. Черный плотнее во всех трех точках. Как правильно рассчитывается в данный момент правильно не скажу - но может кто-то ответит. Или выясню.и рядом для сравнения (на глаз) соответственно:
K25, K50, K75.
Миш, визуально, они должны вызывать одинаковое ощущение цвета. Если нет, значит неправильно выбрана точка баланса. Выясниmihas писал(а): Нет, не правильно. Черный плотнее во всех трех точках. Как правильно рассчитывается в данный момент правильно не скажу - но может кто-то ответит. Или выясню.