Учесть окружающее освещение в программе калибровки монитора

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Opera Mini zekly
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 мар 2012, 20:23

Учесть окружающее освещение в программе калибровки монитора

Сообщение Opera Mini zekly »

Надо ли при калибровке монитора выбирать опцию "Настроить профиль монитора в соответствии с окружающим освещением"?
Я попробовал - монитор стал слишком желтым.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1410
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Учесть окружающее освещение в программе калибровки монитора

Сообщение mihas »

Согласовать белую точку монитора с окружающим освещением важно, вы правильно заметили, что просто измерить окружение и использовать эти данные в программе недостаточно. Как именно я уравниваю белую точку монитора на окружение - расскажу.

До того, как мы перейдем к настройке цветности белой точки, чтобы белое на экране не синило, не зеленило, не краснило и не желтило при адаптации к окружающему освещению помещения, настроим правильно яркость белой точки.

Полиграфисты любят согласовать яркость белого на экране с лежащим на столе освещенным листом тиражной бумаги (писчую бумагу не рекомендую - слишком сумасшедший отбеливатель). Неполиграфистам примерно подойдет светимость от 100 до 140 кандел, в зависимости от меньшей или большей освещенности помещения. Фанатам работы в полутьме - 80. Начните со 120 в обычных условияз освещенности, потом посмотрите и решите, нужно ли немного больше или меньше. Не советую оставлять яркость белой точки на максимуме нового монитора с мощной подсветкой кандел под 300 - это вредно для глаз и ведет к ухудшению восприятия цвета. Важно понимать, чем управляют рычажки регулировки яркости и контраста монитора, потому что многие новички этого не понимают. Контраст отвечает за белую точку, яркость отвечает за черную точку. Таким образом стартуем от контраста примерно на максимум и яркость примерно на минимум, контраст постепенно снижаем и приводим светимость белого к нужной, около 100-120 кандел для начала подходит всем в обычных условиях, а яркость или черную точку немного поднимаем от нуля при необходимости, чтобы на краю тонового диапазона в глубоких тенях различались детали. Если у вас выйдет что-то около яркости 10-15 для черной точки и контраста 50-70 для белой точки - это вменяемые значения. Потому что новички на форумах пишут про условно 90 яркости и 20 контраста, и это полное сумасшествие, не понятно откуда что берется вообще. И помните, что регулировки яркости и контраста взаимосвязаны, то есть отрегулировав одно и потом другое - бывает полезно вернуться и поюстировать первую настройку.

Изображение
Координаты цветности CIE xy: проекция или локус источника D (дневной свет) и абсолютно черного тела или Plank's Blackbody. Мониторы проектируют по синей оси D, лампа накаливания расположена на красной оси АЧТ.
После того, как мы настроили белую и черную точку по светимости регулировкой контраста и яркости устройства, можно переходить к настройке цветности белой точки. Я обычно чтобы не тратить много времени в незнакомых новых условиях освещения и на незнакомом мониторе выполняю две калибровки - референсную пристрелочную, и вторую чистовую. На пристрелочной я выставляю белую точку в D50, можно D65, в зависимости от того, какой примерно у вас свет - 5000К полиграфии или более холодный 6500K. При освещении помещения не рекомендую вылетать за этот диапазон. Не надо читать вредных советов, заклеивать окна в комнате и освещать ее разогретой до 2700K спиралью. К такому желтому свету не бывает полноценной адаптации, нормальный диапазон температур 5000-6500К для света окружения. Ваш желтый монитор из вопроса темы - в том числе следствие неполной адаптации к вашей желтой лампочке, а прибор из программы все измерил правильно. Я рекомендую естественный дневной свет в помещении, эволюция создала к нему и только к нему идеальную адаптацию, с любыми техногенными источниками освещения наша адаптация справляется хуже, именно об этом все метрики оценки качества спектров осветителей. Я стараюсь работать с цветом всерьез только при естественном дневном свете днем. Забегая вперед, примерно температура 6300K плюс-минус 200 подойдет для всего светового дня, не упирайтесь рогом в 6500K, доверяйте своим ощущениям, своей адаптации, не торопитесь, адаптация не быстрый процесс. Иногда нужно посидеть дня 2-3 за калиброванным монитором и с референсным однорородным серым десктопом, чтобы захотеть осмысленно двинуть температуру кельвинов на 100 в плюс или в минус. С полиграфическими лампами 950 тоже зачастую нужно выставить при калибровке ~5200K, а не ровно 5000, как казалось бы того мог требовать промер окружения.

Интерфейс утилиты точного визуального подбора белой точки с учетом референсного D50 предварительной калибровки. Важные установки подчеркнуты красным. Можно выбрать кривую АЧТ в большем масштабе для более точного позиционирования мыши как селектора координат цветности CIE xy
Интерфейс утилиты точного визуального подбора белой точки с учетом референсного D50 предварительной калибровки. Важные установки подчеркнуты красным. Можно выбрать кривую АЧТ в большем масштабе для более точного позиционирования мыши как селектора координат цветности CIE xy
• 595.56 КБ • 2768 просмотров
Увеличенный масштаб локуса АЧТ
Увеличенный масштаб локуса АЧТ
• 525.68 КБ • 2768 просмотров
Увеличенный масштаб локуса АЧТ
Увеличенный масштаб локуса АЧТ
• 475.22 КБ • 2768 просмотров
На первой пристрелочной калибровке мы выставили D50 и построили профиль монитора. Далее идем в настроенном браузере Firefox в этот визуализатор, выставляем в левом нижнем углу полей ввода Ref. White на D50 (то есть ровно тот свет, под который мы построили пристрелочный профиль. Если пристрелочный D65 - так и указываем в поле Ref. White). И с помощью мыши на графике цветности CIE xy или вбивая значения xy в поля цветности модели xyY - добиваемся визуально по контрольным плашкам внизу идеально нейтрального белого. Не торопитесь, присматривайте за своей адаптацией, она может сбиться с осветителей окружения на собственно сам монитор. Чтобы не сбивалась - все время показываются два поля - что было и что стало, это крайне удобно и полезно. Когда мы добьемся нейтрального белого без примесей по восприятию - зафиксируем эти значения и их применим к белой точке в чистовой второй калибровке, я так делаю, надежно работает. Светотехнические стандарты обязывают производителей мониторов и осветительных приборов сидеть либо на локусе АЧТ, либо на локусе дневного света daylight. Буква D в иллюминантах D50, D65 - обозначает естественный дневной свет. Лампы имитаторы не имеют маркировки D, лишь 950 или 965, где 50 и 65 - это цветовая температура 5000K и 6500K, а 9 - максимально возможное приближение спектра к качеству естественного дневного света. Естественный дневной свет во всех методиках - референсный, именно относительно него отсчитывают качество цветопередачи источника освещения и качество подсветки у монитора. А это все означает, что обычно с хорошими мониторами и лампами нам не надо двигать тинт от красного к зеленому, достаточно установить цветовую температуру от желтого к синему при нулевом тинт. Но если монитор старый или свет плохой - возможно придется двинуть и тинт. Координаты xy в модели CIE xyY учитывают и температуру и тинт. Программы калибровки позволяют как задать белую точку с помощью температуры в кельвинах (нулевой тинт по умолчанию), так и задать непосредственно координаты цветности CIE xy, где тинт может быть и не нулевым. Когда мы нашли визуально наши координаты цветности требуемой белой точки - вводим их в виде температуры или xy в качестве целевых в программе калибровки, и калибруемся второй раз в чистовую. Тут уже можно пропустить сделанные на ранних этапах верификации яркости и контраста, можно установить нативную светимость белой точки в канделах, потому что с ней мы уже разобрались на первом этапе. Строим снова по результатам замеров программой профиль монитора и живем долго и счастливо. Перфекционисты возможно заметят через день-два работы за монитором, много раз адапитируясь и перадаптируясь, что надо немного подвинуть белую точку по светимости или по цветности. Это нормально, снова возьмите спектрофотометр и, внеся целевые коррекции в настройках программы калибровки, - перекалибруйтесь еще разок, это недолго, важно чтобы в результате вы в заданных условиях адаптации вашего помещения воспринимали нейтраль белой точки нейтральной. Не забывайте, что частично адаптация идет по самому монитору как таковому, ибо он и яркий достаточно и большой достаточно, поэтому слушайте свои ощущения от адаптации - отсетился ваш глаз на окошко, лампочку, сам монитор или все вместе. Пестрая картинка из отпуска на десктопе, очевидно, не поможет уверенно адаптироваться, привыкайте к нейтральному серому десктопу, очень помогает сосредоточиться на мельчайших нюансах цвета.

Про черную точку и регулировку ее оттенка в сложных случаях можно прочитать по ссылке.
Vesee
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Учесть окружающее освещение в программе калибровки монитора

Сообщение Vesee »

Появились вопросы технического плана:
1) Почему мы ставим Ref. White на D50?
2) Почему в модели xyY в поле яркости Y стоит значение 0.9, а не 1.0?
3) Почему не крутим белую точку непосредственно в настройках самого монитора? Почему через профиль?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1410
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Учесть окружающее освещение в программе калибровки монитора

Сообщение mihas »

Первое и второе нужно, чтобы верно выдать цифры RGB для монитора, для визуализации.
Белую точку ту или иную, задействованную на пристрелочной калибровке, нужно верно указать, чтобы верно произвести хроматическую адаптацию.

С яркостью Y=0.9 вообще интересно. Мы таким образом создаем небольшой коридор до максимального значения 255 в RGB, чтобы передвигаться по оттенкам в этом коридоре чуть ниже 255. То есть при яркости 1.0 единственная белая точка будет по RGB 255 255 255. И малейшее отклонение оттенка будет приводить к перебору в каком-то канале, значение будет выше 255, а это невозможно отобразить. И вот чтобы не связываться с формулой гамут-маппинга - мы просто ищем условно оттенок на значениях около 250 а не 255 крайних. Исходя из этого перфекционисты могут, после того как найдут нужный оттенок, подобрать Y так, возможно чуть выше 0.9, чтобы в одном из каналов RGB было 255 и в других чуть меньше, и зафиксировать эти XYZ как целевые белой точки при калибровке.

С белой точкой в настройках современного не-ЭЛТ плоского монитора поработать можно, но осторожно. Если вы не переплачивали за монитор условно лишние ~100 тысяч, то мозги его могут быть слабыми, он дает ровные градационные с парой родных пресетов типа D65 и гамма 2.2, и у него же градационные сложатся гармошкой при регулировании белой точки рычажками RGB, и это профиль уже не исправит хорошо. Может быть и наоборот, программа калибровки отнесется к некой белой точки в XYZ с недостаточным почтением. Иными словами - смотрите по обстоятельствам, подвохи могут быть, и у нас есть варианты как попробовать их обойти так и сяк.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»