Верный по цвету скриншот (снимок экрана)

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Vesee
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Верный по цвету скриншот (снимок экрана)

Сообщение Vesee »

Чаще скриншоты делаю на скорую руку, и верный цвет не очень важен. Но бывают случаи, когда снимок с экрана должен быть максимально корректен по цвету. Что надо предпринять, чтобы сделать безупречный по цвету скриншот? Смущает то, что кривые vcgt цветового профиля монитора как-то меняют информацию о цвете, передаваемую видеокартой монитору, но эти же кривые профиля монитора никак не учитываются хоть тем же Photoshop.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Верный по цвету скриншот (снимок экрана)

Сообщение mihas »

Как залезть в настройки по цвету браузера Chrome (chrome://flags)
Как залезть в настройки по цвету браузера Chrome (chrome://flags)
• 111.4 КБ • 384 просмотра
Как залезть в настройки по цвету браузера Firefox (about:config, color_m)
Как залезть в настройки по цвету браузера Firefox (about:config, color_m)
• 85.91 КБ • 384 просмотра
Как залезть в настройки по цвету FastStone
Как залезть в настройки по цвету FastStone
• 18.43 КБ • 384 просмотра
Как залезть в настройки по цвету XnViewMP
Как залезть в настройки по цвету XnViewMP
• 50.39 КБ • 384 просмотра
Как залезть в настройки по цвету Acrobat
Как залезть в настройки по цвету Acrobat
• 76.04 КБ • 384 просмотра
Как залезть в настройки по цвету Photoshop (Ctrl+Shift+K)
Как залезть в настройки по цвету Photoshop (Ctrl+Shift+K)
• 73.38 КБ • 384 просмотра
Пример самопроверки корректности скриншота по пипетке для известных координат RGB в известной RGB-модели
Пример самопроверки корректности скриншота по пипетке для известных координат RGB в известной RGB-модели
• 143.78 КБ • 384 просмотра
Я и сам часто тороплюсь и делаю скриншоты как попало. Тем не менее правила кое-какие уяснил, поделюсь.

Операционные системы MacOS и Windows по-разному себя ведут при сохранении скриншотов. MacOS внедряет в скриншот текущий системный профиль монитора пользователя, Windows сохраняет скриншот без профиля. Зная эту особенность той и другой операционки - используем ее себе во благо там и там.

В MacOS в большинстве случаев надо просто открыть в Фотошопе файл снимка экрана с использованием внедренного профиля (не игнорить внедренный профиль) и в релативной (относительной) колориметрии конвертнуть в какой-то общепризнанный стандарт, например маленький sRGB или большой Display P3. И сохранить картинку с этим стандартным внедренным профилем. Просто помним о том, что Mac и Apple в целом предпочитают большой современный цветовой охват Display P3, Windows предпочитает устаревший маленький цветовой охват sRGB, и в том случае, если профиль в скриншот внедрен не будет - по большей части и покажут каждый по-своему. Стандарт CSS 4 версии признал для web дефолтным цветовое пространство sRGB для тех случаев, когда профилем не оговорено иное. И также ввел в обиход помимо sRGB еще два @media (color-gamut) - p3 и rec2020. Но и c браузерами есть нюансы, о них ниже.

В Windows при хорошей работе со скриншотами надо открыть снимок экрана в Фотошопе и присвоить ему профиль своего монитора. И потом также с помощью convert to profile преобразовать в маленький sRGB или большой Display P3. Все то же что на маке, но системный профиль монитора внедряет в картинку не операционка, а мы сами при помощи хоть того же Фотошопа.

Преобразование из частного охвата вашего устройства в общепринятые стандартные цветовые охваты позволит снизить энтропию и произвол при отображении вашего скриншота большинством программ.

То что Фотошоп никак не учитывает кривые vcgt нашего профиля монитора, подгружаемые в видеокарту, нам даже на руку: эти кривые, созданные при калибровке, предназначены лишь для нашего устройства отображения, и не должны участвовать в цветовых преобразованиях файлов. Тут с логикой все хорошо у создателей тега vcgt и ему подобных в профилях мониторов. И у Фотошопа с логикой хорошо, что он не использует в цветовых преобразованиях тег, который использует система в целом, подгружая кривые vcgt в видеокарту. В маковских профилях монитора, создаваемых налету самой операционкой, кривые vcgt просто линейны. Если производители дисплея для ноутбука Windows кладут в систему профиль своего монитора - в нем также линейные vcgt. Отклонения от линейности vcgt начинаются тогда, когда мы непосредственно калибруем экземпляр устройства. Отсюда надо также понимать, что с помощью скриншота невозможно передать другим то, как именно взаимодействует ваш монитор с видеокартой через кривые vcgt, эти кривые никаким самым продвинутым Фотошопом учтены не будут, и их использование отдано на откуп лоадеру в видеокарту на уровне системы. И это логично и правильно, отклонения от линейности вашего экземпляра устройства не должно повлиять на то, чтобы правильно воспроизвести цвет вашего файла на другом устройстве, с другими отклонениями от линейности на уровне Video Card Gamma Tag.

На скриншотах я привел иллюстрации типичных (и нетипичных только для Chrome - тут мои личные актуальные заморочки) настроек разных программ для верной работы с профилем монитора. И для адобовских продуктов - с профилями разных цветовых моделей, специально в Адобе что-то по взаимодействию с системным профилем монитора указывать не надо, они изначально дружили с колорменеджментом, тогда как другие только подтягивались до понимания важности верного взаимодействия с системным профилем монитора лишь со временем и лишь совсем недавно.

Расскажу, как я себя перепроверяю. Всегда полезно в Фотошопе ткнуть скриншот с известными RGB-координатами (как на последнем снимке из цветового конвертера координаты визуализации крупно подписаны) и убедиться, что пипетка Фотошоп отображает те же цифры в результате наших преобразований для данной программы. Так например, чтобы при показанных мной настройках Chrome и Firefox, Фотошоп показал верные цифры, скриншоту с Chrome нужно присвоить профиль Display P3 и конвертнуть в sRGB, указанную в данном случае целевую модель конвертера sRGB. А в отмеченных настройках Firefox - достаточно присвоить картинке профиль sRGB. Я просто экспериментирую много со стандартом Display P3 в последнее время, у меня сейчас мониторы в честном безупречном охвате Display P3 (проверено спектрофотометром, тщательно верифицировалось перед покупкой), и мне интересно сейчас смотреть, как тему P3 отрабатывает Chrome, уже вне наблюдений над его постоянными метаниями вокруг настройки Default, насмотрелся на метания от версии к версии достаточно.

Рекомендую, кстати, освежить в памяти старую тему про цвет в браузерах, там внимательно рассматриваются детали тех или иных настроек.

В других случаях и при иных настройках программ, например Chrome по дефолту, бывает необходимо присвоить скриншоту профиль вашего монитора. Но с Хромом от Гугла будьте внимательны, там часто меняют политику работы с цветом, и дефолтные настройки в разных версиях браузера по-разному отрабатывались по цвету, поэтому описанная проверка пипеткой скрина с известными RGB-координатами - самое надежное. Самый надежный по логике работы с цветом всегда был Firefox, но и в нем есть что поправить в настройках цветопередачи профессионалу. Про настройки Акробата и Фотошопа много тут на форуме, полиграфисты знают, что надо поставить для CMYK профиль из коллекции вариантов ISO Coated v2 по данным фогра 39. Или иной фогровский профиль в том случае, если речь не о мелованной бумаге. И как в большинстве случаев - скриншоту с Акробата или Фотошопа - присвоить профиль вашего монитора и конвертнуть по рилейтиву в один из RGB стандартов. Третий общепризнанный RGB стандарт в рамках весьма продвинутого CSS, а именно Rec. 2020, пока в качестве целевого наверное не порекомендую для конвертации, только топовые флагманские OLED дотягивают до этого огромного охвата и пока лишь на 90% по объему. За этим стандартом будущее, лучшие Blu-Ray его вписывают в свои медиафайлы, но пока это еще не мейнстрим, дороговато. Тут недавно упоминал несколько раз Rec. 2020 в контексте его цвета, наряду с sRGB и P3. Сравнить все три отобранных эволюцией техники охвата друг с другом и с вашим монитором удобно тут.

Ну и не забываем, что для техногенных скриншотов зачастую лучше подходит формат сжатия без потерь png, нежели формат сжатия с потерями jpeg. Качество выше и размер меньше у плотно пожатого png, и проигрывает он по размеру жпегу с потерями только на пестрых фотографических картинках. Как плотно жать png (лучше операционки и Фотошопа) когда-то писал по ссылке. И в MacOS и в Windows формат сохранения файла скриншота - png или jpeg - настраивается. Помним, что фарш нельзя провернуть обратно в мясо: png можно пережать с потерями в jpg, но обратно из jpg качества png уже не вернуть. Это как в музыке: контейнеры с хорошей компрессией без потерь flac и ape можно конвертнуть в mp3 с потерями, но обратная конвертация не восстанавливает всего богатства частот исходника. И специализированные форумы жестко разделяют losless и lossy форматы сжатия музыки без потерь и с потерями.

Напоследок отметил бы в скобках, что скриншот - как раз тот единственный случай, когда изображению можно и нужно присвоить профиль монитора. Монитор создал скриншот, их описания профилем совпадают по цвету. Никаких других осмысленных вариантов, когда изображению надо было бы присваивать профиль монитора, нету. Профиль фотоаппарата для фотографии, профиль сканера для скана, и также как со скриншотами - конвертируем в стандартизированное tristimulus пространство на выходе из обработки или даже до ее начала. Не устанавливайте по советам дилетантов в сети профиль вашего экземпляра монитора в качестве рабочего пространства RGB ни в Фотошопе, ни где бы то ни было еще.
Vesee
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Верный по цвету скриншот (снимок экрана)

Сообщение Vesee »

Да, жаль что Microsoft и Apple не договорились о едином дефолтном стандарте цвета - sRGB или Display P3.
А какие бы вы посоветовали настройки цветоделения скриншота, применительно к полиграфии, применительно к печати красками CMYK?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Верный по цвету скриншот (снимок экрана)

Сообщение mihas »

Настройка GCR Max варианта Custom CMYK в Photoshop. Неколориметрический, но надежный вариант
Настройка GCR Max варианта Custom CMYK в Photoshop. Неколориметрический, но надежный вариант
• 30.28 КБ • 294 просмотра
Вы знаете, я готовил скриншоты для бумажных публикаций в журналах. И кое какие есть на этот счет мысли.

Первое, посмотрите тему Как сделать высококлассный скриншот для печати офсетом, там не про цвет, но про другие параметры качества.

А по цвету обычно подходит тяжелый GCR или даже экстра-тяжелый MaxK GCR. Как просто без затей организовать такое цветоделение в Фотошопе - показал на первом скрине.
Изображение
Неверная колористика красок Eurostandard Фотошопа, не подходящая для печати на мелованной бумаге красками европейской триады по международному стандарту офсетной печати ISO 12647-2
Единственное что учитываем, что Eurostandard Coated от Фотошопа не имеет ничего общего по цвету со стандартной печатью на меловке красками европейской триады. То есть фотошоповский вариант суперский по генерации черного, но колориметрически недостоверный. Цвет немного (или много) уплывет. Если подойти к процессу совсем корректно колориметрически, то варианты GCR и MaxK отсюда подойдут, например ISO Coated v2 MaxK MaxWidth iccGPU.icc и ISOcoated_v2_Max_Pure_and_Fresh.icc

Я никогда не советую пользоваться профилями Фотошопа, они все плохие, но тут фактически единственный случай, когда MaxK у них хорош, если нам наплевать на правильный цвет и просто нужна сверхтяжелая генерация MaxK по-быстрому. Если на цвет не наплевать - ссылки на профили MaxK со стандартной колористикой привел. Техногенные скриншоты из программ такая штука, что часто на цвет наплевать. Даже в этой теме не наплевать на цвет лишь одного контрольного скриншота для проверки из цветового конвертера. Как будут выглядеть по цвету все остальные окна настроек - совершенно все равно, к ним и профиля цеплять незачем, и для них фотошоповского MaxK будет за глаза.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»