Как сделать высококлассный скриншот для печати офсетом

технологии, наука и практика
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1393
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Как сделать высококлассный скриншот для печати офсетом

Сообщение mihas »

Изображение
Скриншот FHD (из архива форума)
Скриншот UHD (монитор 4K)
Скриншот UHD (монитор 4K)
• 65.35 КБ • 1502 просмотра
Сравнение детализации FHD и UHD при увеличении до разрешения растрирования офсетной печати
Сравнение детализации FHD и UHD при увеличении до разрешения растрирования офсетной печати
• 72 КБ • 1502 просмотра
Технологии изготовления дисплеев шагнули вперед, и это сулит нам огромные преимущества в нашей традиционной печати.

К теме техногенных скриншотов и их низкого качества полиграфисты обращались не раз. Обычный старый дисплей Full HD с крупным пикселем и разрешением экрана 72 точки на дюйм предоставлял достаточно убогий скриншот, если его рассматривать с точки зрения офсетной печати и ее традиционным номинальным разрешением картинки 300 точек на дюйм и разрешением растрирования 2400-2560 точек на дюйм.

С экраном понятно: издревле существовали технологии сглаживания под низкое разрешение, позволяющие приемлемо отобразить кривые и шрифты на низком разрешении крупного пикселя. Но для печати это сглаживание категорически не годилось. В сглаживании для экрана присутствовали цветовые ореолы, за счет разной геометрии в трех цветовых каналах RGB рисовался визуально ровный край на экране с большим пикселем, плохо пригодный для печати. И если на скриншотах нейтрали, ч/б, можно было этот "мягкий" край десатурнуть на 100% и хотя бы не получать в печати цветных ореолов на мыльной картинке с экрана, то на явно цветном скрине, где десатурация неприменима, вылезали конечно в печати явные бяки.

Но с появлением 4K и 8K мониторов с маленьким пикселем и увеличенным разрешением за счет масштабирования в операционной системе, все изменилось. Теперь реально можно создать на мониторе сегодняшнего дня 4K и на мониторе завтрашнего дня 8K нормальный скриншот, приемлемый для печати без претензий к ее качеству.

Рассмотрим на примере. Сверху представлен скриншот, опубликованный ранее в 2020 году, с монитора FHD 1920 x 1200 px. Ниже представлен скриншот современный, 2023 года, с монитора UHD или 4K - 3840 x 2160 px. И далее - сравнение этих скриншотов при увеличении, с детализацией растровой точки офсетной печати.

Хорошо видно в сравнении при увеличении, что современный дисплей 4K использует совсем иные технологии сглаживания вектора и шрифта. Чтобы получить ровный край любого векторного сплайнового изгиба - не требуется разбивать геометрию поканально, мелкий пиксель позволяет сглаживать с меньшими потерями, и хотя полутоновой мягкий край все еще остается на скриншоте (некоторые любят подавить и полутона отключением ClearType в настройках операционки), но этот полутоновой край хотя бы не разноцветный, как было в недавнем прошлом.

Отсюда простой совет: готовя скриншоты к печати, к качественной печати, крайне желательно обзавестись современным монитором удвоенного разрешения по каждой из сторон, монитором 4K, или сделать такой скриншот у того, кто уже обзавелся современным монитором класса UHD. FHD явно проигрывает и остается в прошлом как анахронизм, и это коснется нашего полиграфического бизнеса в полной мере. Чуть сложнее, но тоже можно: воспользоваться виртуальной машиной, выставить в ней повышенное разрешение например 8K, специальными программами заскриншотить что нужно в гостевой операционке.

Первыми оценили преимущества супермелкого пикселя владельцы смартфонов и айфонов, именно там разрешения росли бешенными темпами, опережая десктопы и лэптопы, именно оптимизируя страницы под современный айфон я начал приходить к выводу, что детализация, пригодная для FHD, маловата даже для смартфона. А техногенный скриншот с айфона порой более детализированный, чем скриншот с монитора FHD.

Уже опытные цветокорректоры богатых издательств оценили, на сколько правильнее делать шарпинг, хайпасс, и оценивать детализацию изображения в допечатке по восприятию с монитора 4K по сравнению с восприятием детализации на крупном пикселе устаревшего монитора FHD. Техногенных скриншотов все это касается чуть ли ни в еще большей степени, нежели детализации фотографических изображений в печати. Прогресс пришел в нашу печатную отрасль в виде разрешений мониторов 4K UHD, и такие вещи тут должны хорошо прижиться, ибо объективно полезны и ведут к заметному повышению качества.

Высокая конкуренция в сегменте классных мониторов 4K привела к тому, что сегодня купить хороший монитор с разрешением UHD не сильно дороже, чем устаревший монитор FHD. Полиграфисты пока еще посматривают бывает по привычке на старых производителей FHD моделей, но это все не на долго. В нашей отрасли статических изображений ничто не мешает поднять разрешалку за счет более мелкого пикселя. Это геймеры могут жаловаться, что пропускной канал даже свежей 2.1 версии HDMI не резиновый, чтобы разом пропихнуть в него и высокий битрейт, и быструю скорость отклика, и высокую частоту смены кадра, и высокое разрешение, и повышенную разрядность: надо чем-то жертвовать. Со статической картинкой в полиграфии все проще и жертв не требуется. А в Windows 11 по сравнению с Windows 10 - у меня сложилось стойкое впечатление при работе единовременно и там и там, что разработчики 11 версии уже сами сидели за UHD экранами. Для десятки разрешение 4K прикручено кое-как по моим наблюдениям на разных интерфейсах, для 11 системы - разрешение UHD совсем как родное.

По ссылкам на редкость познавательная статья из 2 частей про то или иное сглаживание шрифтов на экране: Шрифт на экране часть 1, часть 2
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1393
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Как сделать высококлассный скриншот для печати офсетом

Сообщение mihas »

Как хорошо поработать с цветом скриншота в тех случаях, когда верный цвет важен, проговорено в новой теме колориметрического раздела форума: Верный по цвету скриншот (снимок экрана)
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»