Прописываем цвет в брендбуке компании

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1371
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Прописываем цвет в брендбуке компании

Сообщение mihas »

Насыщенный голубой цвет во всех моделях в цветовом конвертере
Насыщенный голубой цвет во всех моделях в цветовом конвертере
• 155.25 КБ • 1201 просмотр
Гамут-маппинг от цветового конвертера и клиппинг от пантон коннект
Гамут-маппинг от цветового конвертера и клиппинг от пантон коннект
• 207.18 КБ • 1201 просмотр
Пантон коннект с ошибкой в расчете sRGB-координат
Пантон коннект с ошибкой в расчете sRGB-координат
• 150.98 КБ • 1201 просмотр
Приложение пантон с ошибкой в расчете sRGB-координат
Приложение пантон с ошибкой в расчете sRGB-координат
• 17.01 КБ • 1201 просмотр
Выбираем сжатие с приоритетом сохранения светлоты или насыщенности - 0% или 2% черной краски в смеси
Выбираем сжатие с приоритетом сохранения светлоты или насыщенности - 0% или 2% черной краски в смеси
• 193.27 КБ • 1201 просмотр
Результат подбора цвета в репорте цветового конвертера
Результат подбора цвета в репорте цветового конвертера
• 154.71 КБ • 1201 просмотр
Для разных условий представления на мониторе, смартфоне, в печати той или иной используются разные цветовые модели. Желательно точно надежно прописать цвет не только в CIE Lab - координатах цвета, собственно, но и в аппаратных координатах устройств отображения, чтобы меньше возникало разночтений по цвету там и сям.
Ну и начнем по порядку описывать цвет на примере насыщенного голубого, нас ждет масса познавательного.

Первое: пропишем собственно сам цвет, цвет описывается однозначно в координатах CIE Lab D50 2°. Идем в цветовой конвертер и подбираем нужный цвет. На примере насыщенного голубого пантона 3005.

Восприятие цвета на большой площади запечатки и на малой разнится у человека, поэтому дополнительно для больших однородных фонов можно посчитать CIE Lab для 10° наблюдателя CIE. Просто для цвета логотипа 10° не нужно.

Второе: для отображения на мониторах и смартфонах желательно прописать цвет в модели sRGB небольшого цветового охвата, и будет не лишним прописать и в RGB-модели Display P3 (вся техника Apple и многие примкнувшие к ней топовые смартфоны), этот охват побольше, чем sRGB. Цветовой конвертер позволяет зафиксировать RGB-координаты цвета в десятках RGB-моделей, и Display P3, и sRGB присутствуют в селекторе выбора модели. Hex-координаты (представление #6 символов) также зависят от модели, которую вы выбрали. Одновременно в нескольких RGB-моделях цвет можно прописать с помощью тега @media color gamut, как с ним работать рассказано по ссылке.

На скриншоте мы видим, что выбранный нами цвет Lab, похожий на пантон 3005, не вписывается ни в модель sRGB, ни в модель триадных красок CMYK - FOGRA 39 или она же ISO Coated v2 на мелованной бумаге. Поэтому для этих моделей применяется колориметрическое сжатие. Не все программы умеют правильно сжимать цвет в CMYK и sRGB, так на скриншотах мы видим, что сайт пантон коннект не умеет правильно делать гамут-маппинг или сжатие цвета до охвата sRGB, сильно искажает тон hue более чем на 20 градусов по цветовому кругу в пурпурную область. Так происходит от того, что за охватом модели sRGB наш насыщенный голубой цвет, похожий на пантон 3005, имеет отрицательную R-координату. Просто волюнтаристски приравнять ее к нулю, сделать примитивный клиппинг очень просто математически, но неправильно с точки зрения цвета. Правильно делать гамут-маппинг, сохраняющий цветовой тон hue, и он по умолчанию включен в цветовом конвертере.

На скриншотах приводятся неправильные sRGB координаты от двух приложений пантона, будьте с ними поосторожнее, для заохватного цвета координаты sRGB рассчитаны у приложений пантон неправильно, без применения двумерного гамут-маппинга, просто по причине упрощения расчетов, осмысленных причин у этих ошибок нет. Координаты 0 119 200 неверные, имеют неверный тон, здесь просто отрицательное значение R-канала -94 приравнено пантоном к нулю, примитивно и неправильно.

Нет просто RGB и просто CMYK, поэтому указывая координаты, не забывайте указать, что за RGB вы имеете ввиду (sRGB, Display P3 и так далее) и о каком CMYK идет речь. Обычно указывают CMYK для мелованной бумаги, и его колориметрическое описание называется FOGRA 39.

Третье, краски CMYK. Как видим с координатами CMYK по фогре 39 сайт пантон коннект, приложение пантон и цветовой конвертер справились почти одинаково - 100-36-0-1. Разночтения между приложениями пантона - 35 и 37 по мадженте с цветовым конвертером 36 связано с тем, что во всех трех вариантах зашиты разные библиотеки цвета красок пантон, фирма пантон их постоянно меняет, угнаться за вилянием хвоста этой собаки нет никакой возможности. Просто знайте, что в цветовом конвертере прошиты координаты, максимально соответствующие печати, тут официальная прошивка флагманских спектрофотометров eXact от Пантон и Инксрайт, у печатника будут в измерительном приборе те же координаты цвета для красок пантон, это важно.

Разница по черной 0-1-2 краске в смеси заключается в том, что пантон 3005 темнее самого ближайшего варианта смеси триадных, пара процентов черной краски с одной стороны делает между пантоном и триадой CMYK меньше разницу по светлоте, с другой стороны - больше разницу по насыщенности. Черная краска регулирует светлоту, но при ее добавлении разница по насыщенности становится чуть больше (предпоследний скриншот сжатия до ближайшей точки триадных и до близкой точки триадных с сохранением низкой светлоты, светлота на графике по вертикальной оси).

Собственно сам пантон 3005 как таковой, отдельной спотовой краской, может быть применен в печати, когда это технологически возможно. Мы видим, что цветовой охват этой краски шире охвата sRGB, шире охвата CMYK по FOGRA 39, поэтому применение отдельной смесевой насыщенной краски 3005 вполне оправданно. Но надо понимать, что не все устройства отображения могут в точности повторить этот заохватный для них цвет. Неплохо выжать из спотовой печати максимум насыщенности, но мы понимаем, что в моделях sRGB и FOGRA39 CMYK насыщенность ближайшего к пантону 3005 цвета будет немного ниже. И немного будет разниться светлота. Но верный тон сохранить мы можем всегда, особенно если критически подойдем к отображению тона в sRGB модели приложений от пантона.

Для специалиста будет достаточно исчерпывающей информации репорта цветового конвертера на последнем скриншоте, здесь четко указаны цветовые модели, четко названа хроматическая адаптация между ними (Брэдфорд как в Фотошопе в примере), четко определены светлота и оттенок тиражной бумаги, от которой рецептура красок также зависит, четко сказано про sRGB и гамут-маппинг. Можно просто скопировать табличные данные репорта копипастом в брендбук, не сокращая этих данных - все они важны для колориста, который будет работать с вашими данными о цвете.

Я несколько раз участвовал в подборе ближайшего цмика к заданному пантону, иногда не просто пробу выводил, а сам составлял атлас выбора. В некоторых случаях такой перебор ближайших вариантов удобен, так например был один раз матовый ламинат, он имитировался на пробе, атлас ближайшего к пантону цмика по результату печати на пробу пришлось составить еще один раз, только на бумаге это стало видно. При всем опыте общения с профилями иногда выбор визуально наиболее приемлемого результата по CMYK - только так перебором вариантов на бумаге решается. Иногда заказчику нужно напечатать именно триадой пантон, вместо того чтобы печатать пантон как таковой, вот и пробуют так и сяк что поближе. Потому что сами видят, что единственный вариант, который предлагает им пантон-коннект, иллюстратор, фотошоп или корел по конвертации пантона в цмик по некому профилю - как бы под вопросом. В нашем примере варианты по одному измерению мадженты 35, 36, 37, по другому измерению черной 0, 1, 2 - получается 9 вариантов образцов атласа подбора на выбор. В данном конкретном случае делать на пробу вариант менее 100 голубого и боле нуля желтой абсолютно бессмысленно, это очень важное понимание для создателя макетов и брендбуков.

Еще много у меня работы с косметикой, там пантоны и рядом не лежали, сразу уговорил заказчиков на пантон как таковой вообще не ориентироваться, зачем он нужен, если от ближайшего пантона до косметического образца дельта десятка, только лабы для спотовых, только цмики и sRGB по моим расчетам (для печати упаковки и для сайта соответственно). Прямо лаб и отправляется на станцию смешения краски, и я оговариваю, на что обратить особое внимание при смешении краски, например на высокую светлоту при высокой насыщенности, недоступную в красках веера пантон: в косметике пигменты покруче. Пока при смешении справлялись, и это было явно на грани возможностей компонентов краски. То есть можно меня считать таким техническим составителем брендбуков косметики: промеряю образцы, просчитываю, заполняю данными в разных моделях эксель, перепроверяю, так это происходит. Как нетривиально просчитывать цмики из цвета, чтобы всегда были чистые краски а не что попало, на форуме обсуждалось, все в открытом доступе:
1) Тут подробно рассказано о специальных профилях цветоделения по стандарту, позволяющих сохранить при конвертации в триадные краски CMYK максимальную насыщенность оригинала в чистых незагрязненных сепарациях (красочных каналах) красок CMYK. Все профили по ссылке можно скачать, также все они с пометкой iccGPU опубликованы в разделе специализированных профилей цветоделения с короткой инструкцией, как их поместить в систему под Windows или MacOS;
2) Тут рассказано о красивом перцепционном сжатии практически без потерь цвета насыщенного оригинала в не слишком насыщенные краски CMYK;
3) Тут рассказано, как технически достигается максимально возможная чистота красочных сепараций CMYK;
4) Тут работа с синим цветом - традиционно самым тухлым из трех бинаров в офсете. Как добиться от синего максимальной возможной насыщенности при допечатной подготовке;
5) Цветокорректорские приемы сжатия охвата без потери в насыщенности на примере красного цвета.
6) Дополнительные подробности примера с пантоном 3005 и моим участием в обсуждении присутствуют по ссылке.
7) Особенности работы с пантонами и их переводом в другие цветовые модели подробно разобраны тут: Pantone Connect, Adobe, цветовой конвертер, фильтр M2, абсолютная колориметрия.

Изображение
Еще примечание, почему помимо цвета как такового в координатах CIE Lab, полезно прописывать триадный CMYK по фогре 39 для печати. При цветоделении возможна вариативность в разных программах с разными профилями, небольшая табличка показывает, на сколько могут цмики отклоняться от первой строчки идеала, если не указать CMYK вообще и только указать лабы цвета. И наша задача - прописать в брендбук именно идеал в красках, а не что попало.

Почему идеал именно такой а не иной, почему две цветные краски - это чистый цвет, а три цветные краски чистого цвета создать не могут, немного рассказано в статье по ссылке.

Обратите внимание еще на одну важную деталь в подборе цвета Lab. Фотошоп и иже с ним позволяют указать координаты Lab за границами видимых человеком и физически возможных цветов. Почему так - смотрите подробности в эссе про CIE Lab. Но хорошее решение так не попадаться есть: упомянутый выше цветовой конвертер не позволяет с помощью ползунков (слайдеров) создать координаты Lab несуществующего цвета, пользуйтесь этим преимуществом. В конвертере специальные трехмерные таблицы, как на этом графике, контролируют край видимого человеком цветового охвата или HVS - Human Visual Space. Вылет за эти границы при подборе фирменного цвета ничего хорошего по точности цветопередачи не сулит.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»