Страница 1 из 1

Влияет ли яркость освещения на цветовой охват несамосветящегося объекта

Добавлено: 24 авг 2022, 01:13
Vesee
У освещенных предметов есть колориметрическое свойство Светлота или Lightness, есть Chroma или насыщенность. На сколько влияет на эти параметры цвета яркость, интенсивность внешнего освещения для несамосветящегося предмета? А на сколько влияет на Chroma яркость подсветки монитора? Какие уровни светлоты колорантов позволяют достичь максимальной насыщенности? Тег view в некоторых профилях описывает в CIE XYZ яркость и оттенок осветителя сцены и окружения сцены. Так требует какой-то стандарт?

Влияет ли яркость освещения на цветовой охват несамосветящегося объекта

Добавлено: 26 авг 2022, 01:23
mihas
Изменение яркости подсветки жк-фильтров монитора на координаты цветности колорантов фильтров не влияет в рабочем диапазоне светимости монитора, чувствительности спектрофотометра и фотопического восприятия. Поэтому какой-то отдельной величины светимости монитора типа 80 cd/m², 120 cd/m² и проч. при оценке цветового охвата монитора придерживаться не обязательно (главное конечно не свалиться в scotopic и 0.5 cd - это уже другая тема). Тем не менее помним, что в стандарте Adobe RGB высоченная яркость на 160 кандел запротоколирована и даже может быть прописана в профиле отдельным тегом lumi для справки, но скорее как величина, регламентирующая высокий контраст, а не как величина, влияющая на насыщенность колорантов, то есть цветовой охват. Зафиксировать одинаковый цветовой охват Adobe RGB можно как при яркости в 120 кандел, так и в 250 кандел.

Светимость белой точки Adobe RGB составляет по спецификации 160 cd/m²
Светимость sRGB - 80 cd/m²
Светимость DCI-P3 - всего 48 cd/m² (но не уверен что и у Display P3 такая же маленькая, у меня нет данных).

С отраженкой интереснее: с увеличеним яркости осветителя понасыщеннее становятся колоранты отраженки. Как в шутку и всерьез писал мне как-то Трантор: если цветовую мишень отраженки осветить яркостью ядерного взрыва - то да, получим сопоставимые с самосветящимися и более менее насыщенные колоранты чистого спектра и большого охвата у освещенной так мишени.

Все это сами могли наблюдать при фотографировании: в солнечный день летом освещенные объекты немного более насыщенные (больше по цветовому охвату) на фото, чем те же объекты в пасмурный осенний день. И поправка к экспозиции тут ни при чем, действительно насыщенность, а значит и цветовой охват, немного меняется в зависимости от яркости освещения отраженки. А в полутьме так вообще все кошки серые, и включается скотопическая адаптация, которая вообще плохо различает насыщенность оттенков, и различает лишь их контрасты. Мне очень нравится у Алексея Шадрина пометка в его лекциях, что в профиле принтера (фотоаппарата, монитора) описывается не только сам прибор, но описывается человек, чье восприятие профиль учитывает. Лучше и не скажешь, в основе колориметрических расчетов хоть того же цветового охвата, не забываем, запротоколирован человек и его фотопическое восприятие.

Максимальная насыщенность достигается на определенной светлоте теми или иными пигментами, от пигмента зависит. В том же офсете сплошь и рядом краски как со стандартной светлотой, так и ниже и даже выше бывают для достижения максимальной возможной насыщенности. Думаю в разных мониторах тоже колоранты на максимальной насыщенности не всегда укладываются в стандартную светлоту для них. Только не путаем отнормированную светлоту L с яркостью осветителя Y, у несамосветящегося предмета отсутствует такая характеристика как яркость, яркость - это свойство лампочки, монитора - самосветящихся, к отраженке яркость не применима. Вы это и сами знаете, я просто проговариваю очевидное как обычно в своей манере изложения!-)

Содержимое тега View условий просмотра цветопробы от EFI и i1Profiler
Содержимое тега View условий просмотра цветопробы от EFI и i1Profiler
• 66.71 КБ • 1913 просмотров
В теге view в разделе иллюминант и в разделе окружение просмотра (surround) заданы уровни освещенности в неотнормированных к шкале 0-100 единицах CIE XYZ собственно самой сцены просмотра и окружения сцены (в 5 раз меньше на скриншоте у иксрайта, по видимому так описана нейтральная серая поверхность под тем же иллюминантом). На какие именно стандарты ссылается этот информативный тег у Иксрайта я точно не знаю, но думаю на ISO 3664. В нем явно указано, что для экспертной оценки оттиска нужна освещенность в 2000 люкс (они же зачастую и канделы на метр квадратный в нашем софте) и для потребительской оценки оттисков освещенность в 500 люкс (так прописано и в профиле Иксрайта в ненормированной координате Y). И в том же стандарте окружение просмотра тоже регламентируется (вторая часть тега surround).

Координата энергетической яркости Y рассчитывается из спектра иллюминанта по той же фотопической кривой CIE 1924 года, перекочевавшей в зеленую кривую стандартного наблюдателя CIE 1931 года, что и люксы в люксметре, можно просто ставить знак равенства между освещенностью в люксах, канделах на метр квадратный и ненормированными Y в координатах CIE XYZ. Тут в теге так и прописано, и спецификация ICC явно указывает на отсутствие в теге view привычной в колориметрии нормировки XYZ по яркости Y в диапазоне 0-100. Также спецификация ICC указывает, что уровень освещенности в теге view должен совпадать с тегом lumi, коль скоро будут в одном профиле задействованы оба этих тега. Координаты X и Z явно указывают на цветность осветителя с температурой 5000К и нейтральную поверхность окружения просмотра, и далее тип спектра иллюминанта D50 еще раз сообщается в теге.

На цветопробе мы часто пишем, что она валидна для просмотра только при D50. Ну вот тег view оговаривает в профиле примерно то же самое - условия освещенности для просмотра отраженки, яркость и цветность источника освещения. Даже предположу, что lumi чаще используют в профилях самосветящихся типа мониторов, и view - в профилях отраженки, как на скриншоте.

Я не знаю, какая из программ просмотра реально использует в цветовом профиле данные из тегов lumi и view для расчетов отображения. В колориметрии не нужны эти данные в расчетах, отнормированные CIE XYZ или CIE Lab уже посчитаны в профиле, и теги view и lumi никак на отображение этих данных профилем не влияют. Так что будем считать пока эти теги справочными, информативными. Тег view регламентирует условия просмотра, и это важно. Нельзя главной редакторше явиться в типографию и заявить: я просматривала журнал в своем темном сортире и мне цвет не понравился. В теге view явно указано, в каких условиях должен просматриваться оттиск для потребительской оценки, и это не темный сортир.

Охваты CIE Lab триадной печати и монитора представляют собой гексагональную бипирамиду в трехмерном пространстве.
Изображение
Гексагональная бипирамида с одним усеченным конусом

Две вершины этой гексагональной бипирамиды представляют собой черную и белую точку профиля, в них насыщенность нулевая. В основании бипирамиды - насыщенность максимальная. Но основание бипирамиды не расположено на какой-то одной конкретной светлоте между белым и черным, срез мы можем взять любой светлоте, но каждая из 6 координат гексагонального основания лежит на своем уровне светлоты, эти уровни светлоты различны для всех primaries (основных, первичных) и бинаров. Максимальная насыщенность колорантов RGB достигается на разной светлоте для Red, для Green и для Blue. Также на разном уровне светлоты расположены краски CMY максимальной насыщенности. Мы можем посчитать их площадь срезов гексагона по L, именно так рассчитывается объем цветового охвата в кубических дельта Е: берется площадь фигур гексагонов по срезам с шагом в L=1 от 0 до 100, сумма этих площадей ста одного среза ортогональной (важно в контексте вычисления объема, CIE Lab ортогонален) гексагональной бипирамиды и является величиной объема цветового охвата.

Хорошие цветокорректоры в полиграфии активно пользуются тем знанием, что светлота координат RGB пространств как правило выше светлоты красочных бинаров MY CY CM. Это помогает сажать в меньший цветовой охват печати насыщенные RGB-координаты практически без потерь, подробности в старом топике по ссылке. При расчете перцепционного преобразования цветового профиля ICC также можно задействовать двумерный гамут-маппинг, когда для достижения максимальной насыщенности при цветоделении регулируется светлота в зависимости от насыщенности оригинала RGB, такие профили цветоделения по фогре 39 и их особенности двумерного перцепционного гамут-маппинга представлены в старой короткой заметке. Обычный в профилях цветоделения перцепционный гамут маппинг насыщенности без учета светлоты зачастую ведет к фатальным потерям при сжатии фотографического оригинала в маленький офсетный CMYK, каждый начинающий препрессор в полиграфии это многократно прочувствовал на себе, просто "переводя RGB в CMYK" с некими дефолтными и не оптимальными для задачи настройками ColorSettings.