Вопросы по условиям измерений плотности и цвета Techkon Spectrodens

технологии, наука и практика
Ответить
vladossipov
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 янв 2021, 13:58

Вопросы по условиям измерений плотности и цвета Techkon Spectrodens

Сообщение vladossipov »

Приобрели Techkon Spectrodens и начинаю вникать в измерения и контроль цвета. Пока какая-то путаница, читаю в сетевых источниках что замеры для оперативного контроля надо делать на черной подложке, сравнивать цветопробу на белой. 1. Как правильно? 2. Правильно я понимаю что до измерений надо каждый раз калибровать прибор по эталону? Или по бумаге? Вопрос по эталону, его лучше спрятать или можно оставить цеху и просто протирать периодически?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопросы по условиям измерений плотности и цвета Techkon Spectrodens

Сообщение mihas »

Действительно, по стандартам в старину проводили денситометрические измерения на черной подложке, в основном это позволяет нивелировать влияние произвольного оборота на тонкой бумаге (типа черная запечатка с оборота под светлым желтым патчем на лице и не на каждом таком желтом патче так). Колориметрические измерения действительно на белом, все цветовые профили и цветопробы их имитирующие - все измерение на белой подложке.
С колориметрией правильно на белой, либо в стопе, либо чтобы шкала с оборота была запечатана зеркально, патч в патч. Тем не менее стандарт офсетной печати приводит как показания цвета на белой, так и на традиционной черной подложке по старинке. Держите это в голове, что чуть разнятся показания, особенно по светлоте.
Для офсетной относительной денситометрии менее критично, она сетится на бумагу, если под бумагой черная или белая подложка - сет на бумагу это учтет, бумага будет вычтена. Но калибруйте прибор всегда по абсолюту, по керамике, не переключайте калибровку с керамики на бумагу никогда в настройках, релативные измерения не нужны, они и так для денситометрии будут посчитаны с сетом на бумагу перед началом измерений. Калибровка всегда по абсолюту, по керамике, бывает что кто-то в техконе переключит калибровку на относительную по бумаге и потом все не понимают, что за чушь он выдает, особенно по цвету. Относительная колориметрия не используется в измеренийх никогда, только денистометрия. И сет на бумагу перед измерениями - это сет на бумагу, чтобы ее вычесть из плотности, не калибровка! Калибровка по керамике. Всегда.
Калибровочная площадка выполнена из керамики и не меняет спектра от времени, не выцветает и не выгорает, прятать в шкафу ее не обязательно. Протирать как очки мягкой тканью. Калиброваться перед началом серии измерений обязательно.

И приучайте ваш препресс, собирающий спуски, что шкалы с оборота должны быть установлены зеркально патч в патч, это снимет много головной боли.

Что представляет собой относительная или релативная офсетная денситометрия. Перед началом серии измерений после калибровки по керамической площадке штатно прибор предлагает измерить один раз бумагу. Вы ее измеряете, потом измеряете патчи краски. Плотность бумаги автоматом вычитается из плотности краски. Понятно что на черной подложке и бумага и краска будут иметь большую плотность, но нас это не пугает, так как мы оперируем относительными плотностями, плотность бумаги вычитается из замера краски. На белой подложке соответственно и бумага и краска будут иметь меньшие величины плотности, но относительная величина та же.

В колориметрии всегда абсолют, с относительными значениями и калибровкой по бумаге вы вообще не будете понимать, что за цвет насчитал прибор. Относительная колориметрия присутствует и рассчитывается только в цветовых профилях, причем также для вывода цветопроб переводится в абсолют, формулы тут https://cielab.xyz/pdf/ICC1v43_2010-12.pdf на 28 странице если любопытно, переход от рилейтива к абсолюту и обратно в колориметрии. Но пока не забивайте голову: в офсетных измерениях вам нужен только абсолют, стандарты приводят цвет по абсолюту. Как различить? При относительной колориметрии цвет любой бумаги Lab всегда 100 0 0. При абсолютной - реальный цвет бумаги, вроде 95 0 -2.

Вот из стандарта 12647-2:2007 таблица, где цвет приведен как на белой (нижняя строка), так и на черной (верхняя строка) подложке. Если будете сопоставлять со стандартными цветовыми icc-профилями - всегда берите значения на белой подложке.
Изображение

Вот координаты цвета бумаг и красок на них за фильтром M1 с высоким содержанием ультрафиолета (все немного синит относительно обычных измерений с фильтром M0 и тем более M2 с отсечкой УФ) стандарта 2013 года. Здесь уже первой строкой идет белая подложка и факультативно второй строкой черная подложка.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Естественно для плотностей никаких универсальных норм стандарта нет и быть не может, и почему так - здесь подробно рассказано.
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»