Как вы и просили, я не буду долго обсуждать, как избегать таких неприятных ситуаций. Во избежание обычно менеджеров предупреждают, что брать в работу стандартную цветопробу хорошо, а вот брать в работу чей-то печатный образец – чревато, ибо повторить абы что гораздо сложнее, чем просто нормально красиво и качественно напечатать по стандарту. Образец может не совпадать со стандартом, и потребуются дополнительные усилия, возможно переприладки и лишняя трата времени, пристрелочных цветопроб, пластин и бумаги, чтобы обеспечить попадание в нестандартный оттиск.
Установить "правильность" или "ошибочность" печати по готовому изделию без контрольных шкал весьма затруднительно и гарантировать точность такой оценки не может никто.
В описанном вами случае нестандартного образца единственным решением задачи его повторения является цветокоррекция на стороне типографии. В моей типографии такие случаи редки, тем не менее на то и правила, чтобы были из них исключения, когда такие случаи подгонки под некорректный образец случаются – мне приходится решать задачу, поэтому опытом могу поделиться.
Расскажу для начала про образцы без контрольных шкал и потом про счастливые редкие случаи, когда кое-какую информацию все же можно получить по спектральным замерам.
Итак, печатник начал прилаживаться и сразу видит, что попасть в образец не может ни при каких изменениях краскоподачи. Типичные причины такого непопадания в хорошо калиброванной печати две: образец выполнен при серьезных нарушениях стандарта печати или в работу пошел совсем не тот файл, что отправлялся в работу несколько лет назад для печати образца, который мы хотим повторить.

- Рихтовка спусков в PDF кривыми в программе Alwan ColorHub
- • 64.21 КБ • 2347 просмотров

- Кривые TRC Adjustment в интерфейсе Alwan ColorHub X
- • 89.62 КБ • 2347 просмотров
Если мы сравнили приладочный оттиск, образец и файл на хорошо калиброванном мониторе, при хорошем дневном свете и обнаружили большие визуальные различия – не остается ничего иного, кроме как делать цветокоррекцию файла, исходя из той разницы, что мы видим между образцом и нашим стандартным оттиском. Такая обратная цветокоррекция требует определенного навыка, может так получиться, что идеально попасть получится не с первой, а только со второй приладки – надо приготовиться к подобным дополнительным тратам. Полезно до приладки нового файла с внесенными изменениями сделать стандартную цветопробу или даже несколько, если цветокоррекция реально сложная.
В случае, если однотипную цветокоррекцию кривыми нужно выполнить для большого числа спусков, а не одного изображения, удобно применять к PDF такие инструменты коррекции как
Alwan ColorHub (его можно приобрести в YAM International).
Сложность состоит в том, что надо на глаз по картинкам определить, как примерно была нарушена печать на образце, чтобы сымитировать неправильную печать, или еще хуже – определить, что файл вообще не тот, что предоставлялся в типографию ранее. Подобная работа с цветом требует некоторого опыта, обычно препресс типографии, занимающийся проверками и спусками, к такой работе не готов, тут лучше справится технолог с опытом издательской цветокоррекции. Не скажу, что у меня много опыта подобной работы в типографии, мы все же много лет по стандарту печатаем, менеджеры стараются в качестве образцов черти что не брать, поэтому подобную работу я выполняю раз в 3-4 месяца, как исключение из правил. Неудачный приладочный оттиск, показывающий различия с образцом, также полезен для визуальной оценки, в какую сторону надо менять цвет.
Хорошо, когда на образце есть шкалы или у технолога есть вся история калибровок, когда речь идет о допечатке тиража. Именно эта история позволяет мне убедиться, что файл через некоторое время предоставлен точно не тот.

- На верхнем графике - обычное состояние калиброванной машины. На нижнем - кратковременный сбой в высоких светах, особенно по голубой секции, который требовалось сымитировать с помощью коррекции кривыми
- • 356.96 КБ • 2347 просмотров
Или в одном случае за много лет убедиться, что в момент печати первого тиража было такое-то нарушение градационных, оно было уже через неделю исправлено, но успело найти отражение на оттиске: тогда проще – построить кривые коррекции для Алвана исходя из точно измеренных показателей проблемной печати, как на нижнем рисунке. У меня один раз в 6 лет был такой опыт, мы конечно избегаем подобного, регулярно калибруясь по стандарту, подновляя калибровку так, чтобы она никогда далеко от стандарта не уходила со временем. Но есть одна очень старенькая машинка для чернушки, которая иногда дает непредсказуемые резкие сбои, и мне не так давно надо было повторить такой временный сбой на нормальной хорошей новой калиброванной машине. Прямо по архивным кривым перед калибровкой чернушки когда-то даво точно определил что было не так, все ходы за много лет записаны, что конечно фантастически классно и не нужно гадать, а не сбойнуло ли вдруг что-то три года назад в такой-то месяц – просто открываешь спектральные замеры того периода и смотришь. Понятно, что за много лет на нескольких печатных машинах могло случаться всякое, обычно в тренде все ровно, но изредка короткие сбои случались, как у всех. Словом, когда есть информация с калибровочных или контрольных шкал проблемного образца – мне как технологу проще подкрепить то что я вижу визуально на калиброванном мониторе при хорошем дневном свете с тем, что я вижу на графиках колористики и градационных, чтобы точнее выполнить цветокоррекцию спусков в PDF в автоматическом режиме Alwan.
Подытоживая столь длинный ответ: в сложных случаях непопадания в нестандартный оттиск требуется та или иная специфическая цветокоррекция, кривыми ли, еще как-то – не важно, важно то, что печатник на машине или препрессор на спусках такую выполнить не может, тут надо подтянуть кого-то, кто неплохо с цветом обращается, с опытом цветокоррекции под образец. В хорошей офсетной типографии, работающей по стандарту, такие случаи цветокоррекции редки, тем не менее и к ним надо быть морально готовым, как к типичному исключению из правил. Поскольку я колорист в типографии – мне и поручается решать любые нештатные вопросы с цветом, помимо штатного соблюдения стандарта. Нештатные случаи редки, но они встречаются, хорошо что я в молодости и цветокорректором поработал в журналах, чтобы справляться и с необычными ситуациями, я в состоянии определить, когда файл не соответствует тому, что был предоставлен заказчиком несколько лет назад, и его поправить под образец. Или когда ошибка не в файле, а в конкретном отклонении от стандарта при печати образца. Кто-то в отделе препресса или технологов вашей типографии из самых квалифицированных должен при случае уметь выполнить подобную цветокоррекцию. Или вы должны иметь на всякий случай такого спеца на аутсорсе. И конечно, повторю в который раз, при работе по стандарту в офсете случаи попадания на стол печатнику ненадлежащего нестандартного цветового образца должны быть сведены к минимуму, у нас и сведены к минимуму, поэтому тренироваться в подобной коррекции приходится не часто. Но и навык этот забывать тоже не стоит, все может случиться на большом производстве.
Некоторые подробности о том, почему точная стандартная цветопроба все же лучше самого хорошего офсетного образца, я также развернуто описывал в статье от января 2020 года:
"ΔЕ 5: много это или мало".