CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску

технологии, наука и практика
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску

Сообщение mihas »

CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску
Контраст и охват, накат краски по цвету и плотности: просто о сложном
Михаил Сартаков
Журнал «Publish», #12, 2016 год
https://www.publish.ru/articles/201612_20013665
Как обычно, ниже авторский вариант статьи без редакторской правки:

CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску
Михаил Сартаков

Международный стандарт офсетной печати ISO 12647-2 и его российский аналог ГОСТ Р 54766 регламентируют цвет офсетных красок на оттиске в цветовых координатах CIE Lab (D50, 2°). А допуски на отклонение от этих цветовых координат определяют по формуле CIE delta E (ΔE) 1976 года. Опытным печатникам и технологам, традиционно привыкшим к работе с денситометрическими плотностями, бывает не просто перестроиться на работу с колориметрическими координатами. На моих семинарах по настройке цвета в офсете живейший интерес вызывает тема правильного наката краски по стандарту в колориметрических единицах. Разберемся по порядку с зависимостями от толщины наката всех составляющих цвета красок.
Почему стандарты не описывают цвет красок в привычных полиграфистам денситометрических единицах, зачем более сложная колориметрия? Дело в том, что цвет не может быть описан всего одним параметром – плотностью, плотность говорит нам косвенно о толщине краскослоя, но ничего не говорит о цвете. Мало того, одинаковый цвет разными красителями мы получаем на разных плотностях. Поэтому регламентировать плотность невозможно без привязки к конкретным краскам, конкретному классу материалов и даже конкретному измерительному прибору. Любой цвет имеет три базовых составляющих: светлоту, насыщенность и оттенок (тон), при изменении толщины наката краски изменяются все три в разной степени. Именно эти детали цвета описывают координаты Lab, тогда как денситометрия не в состоянии отличить светлоту от насыщенности и тона: грязная темная оранжевая краска тонким слоем будет иметь ту же плотность, что и чистая светлая холодная желтая краска, нанесенная слоем нормальной толщины. То есть не только с цветом денситометрия не справляется – она и с толщиной краскослоя, напрямую связанной с расходом краски и технологическими ограничениями, типа опасности отмара, крайне ненадежно согласуется. Одинаковый цвет может иметь разные плотности, чтобы убедиться в этом, достаточно измерить денситометром шкалы на цветопробе и оттиске. Базовый принцип любого репродуцирования, имитации цветов окружающего мира полиграфическими красителями состоит в том, что разные спектральные составы красителей и красок окружающего мира дают одинаковый цвет с точки зрения человеческого глаза. Однако с точки зрения денситометрии плотности одинаковых цветов разного спектрального состава – разные. Отсюда и происходит привязка денситометрии к конкретной марке краски. Столько очевидных ограничений денситометрии не позволяют ввести плотности в стандарты, регламентирующие цвет в печати.
Цвет как таковой однозначно описывается в координатах СIE XYZ и производных от них координатах CIE Lab. По многим причинам в полиграфии Lab удобнее, чем XYZ. Цветовые координаты CIE Lab легко трансформируются в большинстве измерительных приборов – спектрофотометрах – или в программах к ним, в координаты CIE LCh. Фактически Lab и LCh – это одно и то же цветовое пространство, просто в разном представлении координат. Светлота L в этих системах одинакова, а координаты цветности на плоскости в одном случае представлены двумя координатами ab по оси абсцисс и ординат, а в другом случае – длиной и направлением вектора от центра координатной сетки до заданной точки цветности. То есть мы имеем дело с одним и тем же цветовым пространством, с одними и теми же координатами, просто по-разному представленными математически. За светлоту отвечает координата L – Lightness, за насыщенность – C – Chroma, за оттенок или цветовой тон – h – hue. При определении правильного наката краски по стандарту бывает удобно оперировать не только цифрами Lab и ΔE, но и координатами LCh.

Главный принцип правильного наката печатных красок состоит в том, чтобы насыщенность или Chroma была не меньше, чем указано в стандарте для данного класса печатного материала. Насыщенность задает необходимый по стандарту цветовой охват, чем выше цветовой охват, тем богаче смотрится оттиск, тем больше цветов окружающего мира мы можем передать красками на бумаге без сжатия. Объем цветового охвата традиционно измеряется в кубических delta Е (ΔE³), фигура охвата задается 8 вершинами: бумагой, суперчерным, тремя основными красками и тремя их наложениями – бинарами. Для мелованной бумаги в триадном офсете достижимый по стандарту объем цветового охвата красками европейской триады составляет всего-то чуть более 409 тыс. ΔE³, для офсетной бумаги – 184 тыс. ΔE³. Именно к таким цифрам необходимо стремиться в печати. Для сравнения, объем цветового охвата обычного офисного монитора составляет 832 тыс. ΔE³, цветокорректорского монитора – 1 млн. 208 тыс. ΔE³, воспринимаемого человеком полного охвата видимых цветов – 2 млн. 381 тыс. ΔE³. Поэтому в офсете стандарты побуждают нас «выжимать» из красок практически максимум возможного. Формула цветового отличия ΔE приближает нас к нужным координатам красок, но не слишком информативна в плане того, насколько велика насыщенность измеренного образца, ведь, допустим, ΔE=4 может говорить о том, что образец не достаточно насыщенный, или о том, что он недостаточно светлый, при этом насыщенность выше нормы. Алгоритмы приближения к заданным координатам цвета типа BestMatch также не имеют приоритетом насыщенность, а просто пытаются проанализировать из общей ΔE – по отдельности ΔL, Δa и Δb, поэтому могут запросто рекомендовать неверный накат краски, когда светлота L ниже стандартного образца, а насыщенность в норме: BestMatch снизит накат и насыщенность в тщетной попытке повысить светлоту, в результате мы не достигнем того цветового охвата, которого позволяют достичь наши краски.
Рассмотрим детально на примерах триадных красок CMYK, как правильно определиться с цветом и толщиной наката каждой из них.

Желтая краска следует последней по стандартному порядку наложения триадных красок в офсете, тем не менее начнем с нее, как с самой наглядной. Желтая краска самая светлая, ее светлота ближе всех к бумаге, поэтому у желтой самый низкий контраст, и оперировать при определении наката ее светлотой неверно. Удобство правильного наката желтой заключается в том, что ее насыщенность (длину вектора Chroma) можно приравнять к b-координате, поскольку по a-координате она лишь немного отличается от нуля. По стандарту b-координата желтой краски на мелованной бумаге равна 93, накатываем не меньше, и в целом задача правильного наката решена. На малой толщине наката b будет меньше 93, на нормальной – около 93, на слишком большой толщине – заметно превышать 93. Желтая из всех трех цветных красок единственная позволяет ощутимо превзойти по насыщенности координаты стандарта. При этом последняя по порядку следования красочных секций желтая сильнее всех предыдущих красок загрязняется в процессе печати, на валы через оттиск постепенно переходят краски предыдущих секций. Поскольку смывка желтого краскоаппарата каждые несколько часов не является приоритетной задачей печатника – следим за светлотой желтой, когда краска грязная – при нормальной насыщенности светлота падает на несколько единиц от номинала по стандарту. Предел, после которого краскоаппарат все же надо смыть, лежит в пределах ΔL 2-3 от значения светлоты желтой L=89 в стандарте. Просто сбавить накат в ситуации с загрязнением не верно: насыщенность заметно упадет ниже допусков, а светлота так и не вырастет почти нисколько. Именно на этом моменте обманывается BestMatch в попытке уменьшить ΔL, именно тут не справляется денситометрия: для нее все равно, что толстый слой чистой желтой краски, что тонкий слой грязной. Поэтому без представления о светлоте и насыщенности очень легко вылететь по желтой за пределы допуска стандарта, опираясь лишь на значение плотности. Таким образом, что на чистой, что на не совсем чистой желтой краске нам надо удержать, в первую очередь, насыщенность или b-координату не менее 93, а светлота подскажет, когда валики пора смывать.
Координата a желтой краски или тон hue практически не зависят от изменения толщины наката, какой краску на заводе смешали, такой она и остается по тону. Бывает желтая и холодная (a=-5), и теплая, оранжевая на вид в банке (a=-1). Международный стандарт ISO, а за ним и ГОСТ приняли за номинал холодный желтый. Это надо учитывать при выборе краски: на теплом желтом будет крайне трудно удержаться в рамках определенных стандартами отклонений ΔE до 5 от координат стандарта, с теплым желтым неверный тон будет задавать отклонение Δa 3-4 при любом накате. Глазу отклонения желтой не слишком заметны, но формально на теплой желтой проще всего вылететь за допуски стандарта по ΔE 1976 от стандартизированных Lab-координат этой краски. Поэтому, чтобы обезопасить себя от претензий формалистов, лучше покупать стандартную холодную желтую, либо заранее предупреждать заказчиков, что в печати используется теплая желтая краска с такими-то Lab-координатами. Теплый «азиатский» желтый дает плохой ненасыщенный (грязный) зеленый бинар, и это видно не только прибором, но и глазом. Теплый желтый по большому счету потребует также построения собственных icc-профилей печати, так как стандартные профили от Fogra и ECI построены по замерам печати сбалансированными красителями, то есть с холодным желтым. Сбалансированность в данном контексте заключается в том, что достигается максимально возможная чистота и насыщенность всех бинаров.

Разница в поведении цвета пурпурной краски в сравнении с желтой состоит в том, что пурпурная краска как раз из всех трех цветных максимально сильно меняет тон hue при изменении толщины наката, особенно на краю охвата, то есть при высокой насыщенности. С увеличением толщины краскослоя пурпурная краска не только растет по насыщенности Chroma, но и меняет тон hue в сторону оранжевой области. В какой-то момент по достижении высокой толщины краскослоя насыщенность мадженты вообще перестает расти, лишь изменяется ее тон. Стандарт остановился на таких координатах пурпура, когда насыщенность уже почти достигла пика, а тон только-только начал меняться. Свойство мадженты менять тон в зависимости от наката позволяет легко укладываться в стандарт как на желтоватых, так и на синеватых бумагах: чуть больший накат пурпура на синеватой бумаге позволяет ему чуть сильнее сместиться в оранжевую область, то есть в противоположную от голубого тона влияющей на него подложки, и вписаться в допуски стандарта по ΔE. Удобство также состоит и в том, что насыщенность мадженты можно приравнять к a-координате, увеличение толщины краскослоя ведет к увеличению ее значения в той же степени, что и к увеличению насыщенности Chroma. То есть и для пурпура, и для желтого можно не переходить к координатам LCh и оперировать просто координатами ab: пурпур накатываем по a-координате до значения 74, определенному стандартами для мелованной бумаги, а желтую – по b-координате. Пурпурная краска не позволяет достигать значений насыщенности ощутимо выше определенных стандартом даже на завышенной толщине наката: колористы прозвали такое поведение пурпурной краски «загогулиной», когда при превышении толщины наката насыщенность практически не растет, но меняется цветовой тон краски в сторону оранжевой области.

Определить верный накат голубой краски в координатах Lab не так-то просто – при изменении толщины наката активно меняются как a-, так и b-координаты. Неконтрастное изменение светлоты L не является надежным показателем, поэтому и в случае с голубой краской самым удобным и правильным будет снова явное использование насыщенности Chroma из координат LCh. Насыщенность голубой краски по стандарту составляет C=62 для мелованной бумаги и C=51 для офсетной, и она также растет с повышением толщины наката, и так же, как и у пурпура, растет не беспредельно: после того, как насыщенность голубой превысит значение из стандарта, начинает меняться ее цветовой тон hue в сторону синей области, а Chroma почти перестает расти. Самое удобное при определении толщины наката голубой краски – перевести спектрофотометр в режим отображения координат LCh и ориентироваться на показания по С. К сожалению, не все спектрофотометры оснащены примитивной математикой для пересчета Lab в LCh, есть также класс спектрофотометров без собственного дисплея – только с компьютерным интерфейсом. В таких случаях удобно воспользоваться онлайн-инструментами по визуализации цветовых координат, пересчету Lab в LCh и определению любой дельты: cielab.xyz/colordiff.php и cielab.xyz/spectralcalc.php. На рисунке 1
Рис. 1. <br />Верный накат красок и целевые координаты стандарта в проекции ab.
Рис. 1.
Верный накат красок и целевые координаты стандарта в проекции ab.
• 397.47 КБ • 12402 просмотра
показано, как выглядят в печати стандартные краски при оптимальном накате в проекции ab. Зеленой областью обозначены координаты и допуски стандарта для мелованной бумаги.

Контраст черной краски однозначно определяется ее светлотой Lightness, а не насыщенностью Chroma. У хорошей черной краски насыщенность нулевая, то есть цветовые ab-координаты не меняются ни в зависимости от толщины краскослоя, ни в зависимости от растровой разбелки, и близки к нулю на нейтральной бумаге. В плохую и дешевую черную краску подмешивают неликвидные цветные пигменты вместо их утилизации, и такую краску легко определить по ее не нейтральному оттенку, хорошо видимому в координатах Lab. Чем толще накат черной краски, тем меньше значение светлоты L. Стандарты регламентируют светлоту черной краски не более 16 для мелованной бумаги и не более 31 для офсетной. В продвинутых типографиях черную краску осознанно накатывают на меловке с еще меньшей светлотой – 12-14. Дело в том, что именно черная краска задает контраст оттиска, чем ниже светлота черной и выше светлота бумаги, тем выше контраст. А высокий контраст имеет едва ли не первостепенное значение, значит для качества не меньше, чем хорошая насыщенность цветных красок. Контраст офсетного оттиска значительно меньше привычных нам контрастов окружающего мира, поэтому чем выше мы можем поднять контраст оттиска, тем лучше, тем более комфортным и релевантным окружению становится его восприятие. Черная краска также участвует в создании объема трехмерной фигуры цветового охвата и объем охвата растет с понижением светлоты черной.
Роль денситометрии в накате триадных красок не сведена стандартами до нуля. После того, как с помощью спектрофотометра определен правильный накат красок по цвету, удерживать его на протяжении всего тиража с помощью денситометра и можно, и нужно, и очень удобно. Денситометром промеряются образцы, для которых был установлен оптимальный накат по Lab и LCh, и измеренные значения плотности этих образцов удерживаются в процессе печати. Также денситометрия бесспорно удобна и полезна в контроле приращения полутонов, в контроле треппинга, но это уже тема для другой статьи.

Подводя итог еще раз коротко сформулирую одним абзацем простые правила правильного наката краски по колористике. Цветные накатываем по насыщенности Сhroma а черную – по светлоте Lightness. Для желтой краски насыщенность равна b-координате, для пурпурной – a-координате, для голубой краски удобнее перейти из Lab в LCh, или оценивать длину вектора Chroma на графике в проекции ab.

Об авторе: Михаил Сартаков (cielab.xyz@gmail.com), консультант в YAM International, главный технолог в ОВА ПреПресс, технолог-колорист в Буки Веди, автор интернет проекта для полиграфистов и колористов cielab.xyz
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску

Сообщение mihas »

Изображение
Вот еще небольшая пошаговая инструкция, как определиться с накатом краски с помощью спектрофотометра i1, демо-версии программы ProfileMaker (модуль MeasureTool), бесплатного первый год использования спектрального калькулятора и любого браузера.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску

Сообщение mihas »

Тут небольшое продолжение темы: измерения цвета по сырому и по сухому оттиску.
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»