Как измерить баланс по серому?

технологии, наука и практика
Ответить
Opera Mini zekly
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 11 мар 2012, 20:23

Как измерить баланс по серому?

Сообщение Opera Mini zekly »

Часто приходится слышать про контроль печати по балансу серого или балансу по серому: а как баланс серого измерить?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1196
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как измерить баланс по серому?

Сообщение mihas »

Можно померить баланс серого как денситометрически так и колориметрически: денситометром или спектрофотометром. В денситометре надо включить режим отображения информации сразу с трех статусных фильтров а не с одного как обычно. Такой режим часто называют в денситометрах балансом. Не забывайте отсетиться по бумаге. В идеале полутон сажи (черной краски) должен показывать равные значения за каждым из трех фильтров, но возможны небольшие погрешности прибора. К примеру получили за cтатусными фильтрами RGB значения денсити 0,33 0,34 0,33. Очень хорошо, держим в голове, что наш нейтральный баланс с небольшим преобладанием пурпурной краски. Далее меряем тройное полутоновое балансовое наложение, обычно на хороших контрольных шкалах печати таких балансовых трехкрасочных патчей три: 25:19:19, 50:40:40, 75:64:64. То есть контролируются света, полутона и тени. Померили, получили к примеру на полутоновом балансовом патче цифры по денсити 0,33 0,45 0,45. Очевидно что этот патч здорово краснит - в нем преобладает пурпур и желтый. Соответственно нужно либо сбавлять подачу желтой и пурпурной краски либо увеличивать подачу голубой, либо и то и другое одновременно пока цифры за тремя фильтрами не выравняются в то же почти одинаковое для трех цифр соотношение, что мы запомнили на измеренном полутоне сажи. Иными словами добиваемся того же соотношения денсити трех фильтров на тройном полутновом балансовом наложении что и на полутоне черной краски на этой бумаге.

Контрольные элементы баланса серого можно скачать здесь. Особая форма элементов с выпуклым и вогнутым краями позволяет быстро на глаз отличать издали какая часть баланса - эталонный серый а какая часть составлена триадой. Уравнивание эталонной и триадной частей по светлоте - полезное но не обязательное условие, приоритетно уравнивание по оттенку; чувствительность глаза в нейтрали очень высока, поэтому возможно уравнивание даже на глаз без измерительных приборов.

Колориметрически с помощью спектрофотометра мы определяем цвет балансовых патчей в координатах Lab. Координаты цветности a и b по нулям - абсолютный нейтральный баланс. Если бы не одно но: бумага как правило не абсолютно нейтральна, либо желтит, либо что чаще - синит, типично b=-4. Абсолютно нейтральный баланс будет смотреться на подсиненной бумаге желтым. Да и полутон сажи будет иметь небольшой минус по b -координате. Как быть? Какой баланс удерживать? Абсолютный колориметрический или релативный - с учетом оттенка бумаги и полутонов черной краски на ней? Обычно удерживают релативный баланс - так оттиск выглядит правильнее, меряют полутон черной краски на тиражной бумаге обычно на той же контрольной шкале что и баланс и фиксируют полученные ab -координаты за нейтраль: получили к примеру a=1 b=-3 - ну значит это и есть наш правильный баланс по ab - не 0/0 а 1/-3. Единственно когда при таком варианте возможен промах - плохая черная краска с оттенком, если полутон сажи на синей бумаге покажет a=2 b=3 - эта черная краска краснит. Тут придется попотеть но в целом брак черной краски встречается не очень часто. Так же большую ошибку в балансе теоретически можно словить на светящейся в ультрафиолете бумаге но в офсете подобные бумаги b=-8 большая редкость. Зато светящиеся бумаги встречаются в дешевой цифровой цветопробе, в топку подобные цветопробы сразу.
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»