Страница 1 из 2

Нестандартный источник

Добавлено: 02 июл 2007, 13:49
remm
Коллеги, приветствую!

Подскажите, возможно ли решить такую инженерную задачу:
есть источник света (лампа Philips TLD 950), необходимо:

1) замерить ее спектр и оценить dE между цветом от этой лампы
и идеальным источником D50. Измерительный прибор Spectrolino.
2) В какой программе можно сделать замеры и сравнение, а также
можно ли просмотреть эти два спектра на одном графике?
3) Как построить ICC-профиль, учитывая замеренное нестандартное излучение?

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 03 июл 2007, 01:29
mihas
remm писал(а):есть источник света (лампа Philips TLD 950)
Для этой лампы измеренный i1-ом спектр есть (от 380 до 730 nm с шагом 10):
1.7132 2.7036 10.7094 11.2771 6.7049 23.8816 33.5139 15.7878 19.2439 24.1668 28.6009 31.6046 29.2682 25.8735 22.7297 21.1254 35.6832 43.4292 23.7361 24.5146 31.1022 30.9923 32.2975 36.0067 37.7019 35.5864 30.9476 26.5228 21.8302 17.3503 13.5780 10.4117 7.9570 6.3192 4.7485 3.6531
Лучше перепромерьте непосредственно на своем просмотровом столе, попросите у кого-нибудь из друзей i1 с "головой". Я в силу давности и присутствующих паразитных засветок (это был точно не бокс, а обычный стол в цеху с не помню каким окружающим освещением) за точность не ручаюсь.
remm писал(а):замерить ее спектр и оценить dE между цветом от этой лампы и идеальным источником D50. Измерительный прибор Spectrolino.
Спектр стандартного источника D50:
24.5 29.88 49.32 56.53 60.05 57.83 74.84 87.26 90.62 91.38 95.12 91.97 95.73 96.62 97.13 102.1 100.76 102.32 100 97.73 98.92 93.5 97.68 99.27 99.04 95.72 98.85 95.66 98.18 103 99.13 87.37 91.6 92.88 76.85 86.5
А вот чтобы померить свет Спектролиной - нужен рассеиватель, причем с известной собственной спектральной характеристикой. Я пробовал подобный самодельный рассеиватель для Спектролины отъюстировать i1-ом - точность неважнецкая.
remm писал(а):В какой программе можно сделать замеры и сравнение, а также можно ли просмотреть эти два спектра на одном графике?
Measure Tool, i1Share (тут и графики, причем уже приведенные по яркости, т.к. просто спектральный график - штука безразмерная), MSExell тоже удобно, например чтобы привести замер к размерности и наложить на спектральную хар-ку рассеивателя.
remm писал(а):Как построить ICC-профиль, учитывая замеренное нестандартное излучение?
В ProfileMaker-е есть папочка Measurement Files\Light Sources, в ней текстовые файлики. Дополните любой текстовой файлик любым кол-вом своих строчек, во втором столбце по горизонтали назовите узнаваемо, например:
7 JustD50_Roland700
8 Philips965_M600
9 Sunday_Philips850
10 Tseh_Ochakovo и т.д.
В профилировщике PM, также как и в экспорте из MT в Lab, в поле источника освещения появятся эти новые лампы.
Использование в расчетах профайлов непосредственного источника освещения вполне опрадано, т.к. ни Philips 950 ни Just D50 (наиболее распространенные у нас лампы) со стандартизированным D50 по спектру не совпадают. Не совпадают они и между собой. А это уже цветовая дельта, причем различная для разных красителей, разных подложек и разных цветовых патчей.
Я видел у коллеги на просмотровом столе, оснащенным разными лампами разницу между одними и теми же отпечатками под Philips 950 и под лампой, спектр которой практически точно совпадает со стандартизированным: разница существенная, средняя дельта на вскидку на глаз около 3, это, как вы понимаете, много! - печатники в хорошую цветопробу на глаз вгоняются точнее.
Но не забывай в экспериментах недавнее напоминание Сабоса: "Не советую пользовать (пока?) элементы управления illuminant, появившиеся в гретаге. Ибо там не решена ключевая для этого дела проблема - учет color inconstancy. Там лишь простое bradford-преобразование. Этого мало". Может он расскажет подробнее.

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 03 июл 2007, 13:30
remm
Спасибо за развернутый ответ, буду искать "ивана" с "головой" :D

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 05 июл 2007, 23:28
mihas
remm писал(а):dE между цветом от этой лампы и идеальным источником D50
Да, вдогонку, этой дельты в природе нет. Сравнивать лампы (между собой или в сравнении со стандартным D50) по dE не получится. Осветители принято сравнивать по коэфф. CRI. Низкий % CRI присущ лампам с высокой степенью метамеризма, высокий % CRI - с низкой.
Предполагаю, что тебя скоро взволнует метамеризм и CRI, когда никакой дельты Е между осветителями ты предсказуемо не найдешь.

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 06 июл 2007, 16:22
remm
mihas писал(а):Да, вдогонку, этой дельты в природе нет. Сравнивать лампы (между собой или в сравнении со стандартным D50) по dE не получится. Осветители принято сравнивать по коэфф. CRI.
Я хочу узнать распределение dE по патчам тестовой таблицы (например IT8.7/4), замеренной с использованием стандартного и нестандартного источников.

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 09 июл 2007, 01:41
mihas
remm писал(а):хочу узнать распределение dE по патчам тестовой таблицы
Это меняет дело.
А какова дальнейшая цель?
Некий серо-буро-малиновый триадный (или смесевой, не важно) патч сильно хорош с одной группой ламп и плох с другой группой. Верю. Куда будем двигаться дальше, обладая этим знанием?

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 09 июл 2007, 15:36
remm
mihas писал(а): А какова дальнейшая цель?
Куда будем двигаться дальше, обладая этим знанием?
Тут уже можно делать вывод насколько хороши используемые лампы для имитации стандартного источника света; ежели цветовое различие слишком велико, можно ставить вопрос о смене ламп на подходящие со всеми вытекающими последствиями (в т.ч. финансовыми)

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 19 июл 2007, 01:52
mihas
remm писал(а):можно ставить вопрос о смене ламп на подходящие
Последнее, что я видел - Osram 954. Отчаянно плохо. Поскольку переучивать типографию резона нет (разовый заказ) - просто констатирую. Худшее из того, что видел (и измерял есс-но) ранее - это Philips 850 (кстати запредельно дорогие, но может это просто Гейдель "надул"?). Даже за два часа работы нормальной адаптации не наступает, пики очень резкие. К счастью, там где я это видел лампы уже сменили на Philips 950. Я лучшего бюджетного варианта пока не встречал.
А Вы не довольны Philips 950?
Более них мне нравились только Philips 965, но почему-то стандартную для полиграфии кцт 6500 не очень жалуют в препрессе, а типографии подстраиваются под препресс. И это не смотря на то, что из среднестатистического монитора можно выжать больше охвата на 6500 К, чем на 5000 К, и с меньшей утомляемостью для глаз имхо. Только не поймите превратно: 8000-9000 K - стандартная предпродажная настройка мониторов/телевизоров - это еще хуже, тут заботятся о максмальных достижимых яркости-контрасте, кубический (с учетом цвета) охват по боку, имхо.

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 19 июл 2007, 20:19
Sabos
remm писал(а):Тут уже можно делать вывод насколько хороши используемые лампы для имитации стандартного источника света
Не изобретайте велосипед. Да, увы, стандартному способу оценки качества осветителя через CRI доверять особо нельзя. Могут продать отвратительные лампы с CRI=95. Наилучший способ оценить лампы - визуальная сверка оттиска (с низкой метамерией - например офсетного) "на подоконник". Здесь нужно, чтобы помещение (пульт) с испытуемыми лампами имели окно, выходящее на северную сторону. В 4-5 часов вечера поразглядывайте оттиск под светом ламп, а затем - на подоконнике. Если адаптация комфортна, проходит за 20-30 секунд, балансы не разваливаются - у вас отличный свет.

mihas прав - Philips Deluxe Pro 950 - были одни из лучших светильников. Сейчас эту серию заменили на Philips Graphica PRO 950, и (как это не странно) - хуже не стало. Отличный свет.

Добавлено: 20 июл 2007, 09:12
Евгений
У нас месяц назад поменяли все лампы на пультах печатных машин на новые
Philips TL-D90 De Luxe Pro 36W950

причем поставили их не только на пульты, но и на сканеры Spectomat, просмотровые столы мастеров и ОТК.
Подскажите, что значит D90? Связано ли это со стандартом источников, напр. D50 или D65, т.е. не значит ли, что в них цветовая температура не стандартная, 9000К? Или все таки о цветовой темп. говорит окончание цифры 950, т.е. 5000К
Но точно могу сказать одно, теперь разногласий по цветовым ощущениям межу печатниками, мастерами и контролерами стало значительно меньше.

Добавлено: 20 июл 2007, 15:18
Sabos
расшифровка 950 - первая цифра индекс качества света, две последние - цветовая температура.

Индекс качества света напрямую связан с CRI источника:
5 - CRI>50
8 - CRI>80
9 - CRI>90

Цветовая температура:
40 - 3800-4000°K
50 - 5000°K
65 - 6500°K
93 - 9300°K

Лампа 540 (бытовая) -> низкое качество света, желтая (под лампу накаливания).
Лампа 850 -> середнячек.
Лампа 965 -> высокое качество света, 6500.

Добавлено: 23 июл 2007, 11:22
Евгений
спасибо большое, условия существующего просмотрового освещения необходимо (и стараемся) держать стабильными и конечно их параметры нужно будет зафиксировать в тех.требованиях типографии

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 24 июл 2007, 17:35
remm
mihas писал(а): А Вы не довольны Philips 950?
Пока не сравнил спектр с D50 — не знаю

Re: Нестандартный источник

Добавлено: 24 июл 2007, 20:13
Sabos
Repeat.
sabos писал(а):Не изобретайте велосипед.
"сравнил спектр"- это бессмысленная операция. Спектры не совпадут - Ваши действия?

Источники света оценивают по CRI (color rendering index). Рассчитать CRI из спектра можно например в i1match (математику лень излагать - её много).

Repeat.
sabos писал(а):увы, стандартному способу оценки качества осветителя через CRI доверять особо нельзя.
Более развитая математика оценки качества источника учитывает CII (color inconstancy index). Рассчитать CII из спектра в популярных программах нельзя (математику лень излагать - её много). Поэтому:

Repeat.
sabos писал(а):Наилучший способ оценить лампы - визуальная сверка оттиска

Добавлено: 25 июл 2007, 18:44
mihas
Евгений писал(а):У нас месяц назад поменяли все лампы на пультах печатных машин на новые
Philips TL-D90 De Luxe Pro 36W950
Года два назад унификацию всех ламп над пультами и у ваших конкурентов провели, теперь везде Philips TLD950 De Luxe Pro. Такие же мы вкрутили в офисе еще раньше, как только обзавелись цифровой цветопробой.
До того в типографии было четыре типа ламп, причем бывали казусы, что даже разного типа в одном пульте. Пока перед технологами не ставилась задача визуального уравнивания цвета - никто о свете и не думал, выкатать "нормы" можно и вслепую. Время идет, культура производства растет, кроме стандартов и норм принято и в пробы вгоняться, и репетиры выравнивать, и ложные развороты, и блок с обложкой стыковать. С хорошим одинаковым светом жить-то легче, тем более, что цена вопроса копеечная.

P.S. Недавно был в Третьяковке, портрет Пушкина работы Кипренского локально подсвечивают явно иной лампой, чем весь зал и другие картины. Вот и гадаю теперь, как бы выглядела картина без этой подсветки? Адаптация-то по другому спектру.