
Итак, наблюдения. Первое.
На тех же красках и тех же машинах печатник вставал в баланс по-другому: света и полутона в балансе, накат красок чуть меньше, чем обязали, баланс в третей четверти - всегда с недостатком пурпура, и бог бы с ним, давно учтено в препрессе.
Что делает реально SystemBrunner (и вот это изменить, к несчастью, нельзя, управляя целевыми значениями - про них отдельно): баланс серого ставится на основе двух замеров: полутона и - внимание - троекратного наложения 100% тонов. Откуда что берется? Еще раз подчеркиваю, момент очень принципиальный! Пока без претензий к оттискам, в телесные, в памятные система и так попадает неплохо, однако резко меняются балансы в светах и тенях в непривычную сторону, а полутона, хоть и не плохи уж совсем, но все-равно принципиально разбалансированны с черным, сажей (это на нейтральной бумаге-то, а что будет с выбеленной!). Дополнительные контрольные промеры показывают, что в результате баланс не выдерживается ни в светах, ни в полутонах, ни в тенях, глубокий черный чрезмерно теплеет (так, что тут дельту 12 от того, что предполагалось, трудно не различить глазом). Вся эта "светотень" достигается путем чрезмерного снижения общего наката краски с очевидным уменьшением общего контраста (сколько нервов в свое время ушло, чтобы попытаться убедить (бесполезно!) типографию, что "нормы" (нет таких норм, впору бы ликовать, да поздно, уже "вкусили" колористики и железной ровной линеаризованной CTP) наката для ротации и заданных красок завышены на 0,1 D, забавно наблюдать, как теперь QTI снижает накат чрезмерно, сразу на 0,3 D. Снижает, не смотря на любые заданные целевые (target) значения хоть тех же плотностей (и 1,0 задавали, и 1,5 - ей по-фигу, лишь бы встать в баланс полутона и черт знает откуда с какого кондачка и неизвестно зачем взятого нейтрального баланса в точке контроля 300% CMY).
Предпосылка SystemBrunner уравнять баланс в полутоне с балансом в троекратном наложении 100% тонов кажется мне кощунственной. Тем более, что Fogra, на исследования которой также опирается SystemBrunner, собственно и задавала когда-то приоритеты по балансу в ISO-12647-2, и упоминания точки контроля баланса в троекратном наложении 100% тонов там не было и в помине ни в одной редакции (если я не прав - поправьте!).
Тестформа SystemBrunner, кстати сказать, не содержит ни высоких светов ни глубоких теней, и тем не менее, исходя из ложного пердположения, что баланс в наложениях полутонов и баланс в наложениях плашек должен быть уравнен - пытаются подогнать и стандартизировать процесс под эту ахинею. Кое-как получается, если не задействовать колористику или хотя бы сравнение с полутонами сажи и сетом глаза по бумаге (запечатка градаций глухая, обман и самообман очевиден) - но так кажется даже, что вроде бы и ничего. Момент принципиальный, тестформа якорбы баланса серого SystemBrunner конкретно некорректная! Хотя бы потому, что глубоких теней там нет (внимание!), тогда как для системы QTI глубокие тени почему-то не менее важны, чем полутона при вгонке в баланс!
Нет, еще раз, замечательная система QTI, но зачем дурочку валять и нас-то за дурачков держать, называя всю эту "светотень" и несколько прекрасно рассчитанных трюков "Евростандартом", "международным стандартом Брюннера-Фогры" и проч.
Наблюдение второе.
Вся эта катавасия (имею ввиду спорную связку баланса в полутоне к балансу в плашке) кое как прилеплена к копировальному процессу. Жестко задано - минус четыре процента потерь при копировке в 50% точке, далее - ровно в обе стороны. Снова грубейшая ошибка! Чудовищно безграмотный посыл! При копировке в светах мы всегда теряем больше, чем в тенях, чем выше линеатура - тем больше перекос! В эпоху CTP и честно скажем - возможностях безупречной линеаризации формного процесса, многократно более стабильного, чем аналоговая копировка с пленок, SystemBrunner советует уж и вовсе маразматическую вещь: привести градационную CTP к существующей только в ее воображении копировке, двинуть точку 50 до 46, все остальные ровно по колоколу (нет такой копировки!). Посмотрел оттиски и с такой "линеаризацией" и без нее. По разному плохи и тот и другой.
В случае с "линеаризацией" (простите за кавычки, у меня не хватает слов в лексиконе, чтобы подобрать адекватное определение данному глумлению над CTP) возможно накатать чуть побольше краски, при этом заваливаются тени (хорошо еще, света не так вышибает, как бывало при типичном пленочно-копировальном процессе). Общий контраст падает, локальный (в 75% точке по шкале SystemBrunner возможно и нет, но кому какое до этих 75% дело, тем более системе QTI, когда на в 80 начинается "горб" перекошенной градационной, тени слиплись, общее восприятие оттиска - трояк с минусом.
В случае без внесения корректив, как было сказано выше, чрезмерно снижает накат, опять-таки падает общий контраст, баланс серого достигается хуже. Проблем с тенями нет, локальный контраст теней в порядке, однако вялость оттиска в самых значимых полутонах очевидна.
И это все вылезает уже сейчас, при живых представителях QTI и SystemBrunner, с приличной профилактикой печатных машин. Да их пытать надо живьем, тепленькими брать! Даже градации 10 показывают критичные перекосы по секциям, целевые значения наката, трепингов и ростисков подбираются как попало просто с кондачка. Их бы месяцев на 6 еще здесь оставить в трехсменном режиме - а не настроят - демонтировать и назад, колористику осваивать. Впрочем, это смешно и грустно, программу все-равно наладчики не перепишут и ошибочные предпосылки в математике уравнивания баланса полутона и 300% CMY-наложения не исправят.
А ведь решение и в этой непростой ситуации лежит на поверхности: замени в шкале контроля поле 100