
Двумерный гамут маппинг
- Например везде пишут о том что когда применяешь цветовым профилем сужение цветового охвата до sRGB - то теряется контрастность визуальная.
- К примеру мы имеем монитор с расширенным цветовым охватом DCI-P3. Если цветовой профиль делает что у красного цвета в sRGB 255-0-0 теперь значение яркости красного цвета не 255, а 234 - разве не из-за этого падает контрастность?
Не из-за этого.
Один и тот же цвет в разных цветовых стандартах описывается разными значениями каналов RGB.
255-0-0 в стандарте sRGB может быть верно отображен и описан цифрами типа 234-51-35 в стандарте P3 с бОльшим цветовым охватом. И снижение мощности основного канала вместе с добавлением мощности загрязняющих каналов как раз и не позволяет снизиться контрасту, светлота остается прежней.
Здесь чистый красный канал немного загрязняется двумя другими, чтобы яркость не росла, то есть не менялся и контраст - сам красный канал тоже меняется.
255-0-0 в стандарте P3 вообще не может быть отображен в стандарте sRGB. Этот красный цвет большого охвата P3 за охватом маленького sRGB.
Чтобы тем не менее отобразить его как-то - применяются гамут маппинг (колориметрия), клиппинг (волюнтаризм).
Современная браузерная разметка CSSv4 уже позволяет описать красный стандарта P3 без потерь цифрами станадарта sRGB с отрицательными значениями каналов. Примерно так будет выглядеть 255-0-0 в стандарте P3 в разметке CSSv4 для стандарта sRGB: color(srgb 1.093066 -0.226707 -0.150170)
Здесь в разметке не умножается диапазон 0-1 на привычные x255. Но вот это появление отрицательных значений каналов для описания заохватных цветов для той или иной модели - это очень интересная новая история.
Пайнт вами упоминаемый про такое чудо не знает, просто клипит до нуля все отрицательные значения.
Поупражняйтесь тут и с гамут-маппингом тем или иным и с разными охватами. На широкоохватном мониторе P3 вам все будет хорошо видно как что работает.
Не забывайте, что цвет - это Lab и XYZ, все эти RGB и CMYK - не цвет, а каналы, цифровые сигналы, без привязки к тому или иному цветовому описанию, вроде P3 или sRGB, как бы и цветом не являются.
Касаемо калибровки устройств. Обычно устройства печати имеют меньший охват, чем мониторы. В печати только чистая голубая краска мощнее многих устройств RGB.
Поэтому для преобразования насыщенной картинки в печать с априори меньшим охватом используется гамут маппинг. Он сидит в перцепционной CLUT таблице icc профиля печати. Он там может быть различным в зависимости от производителя профиля, плохой, хороший.
Что касается просто калибровки монитора - тут все гораздо проще. Его профиль в системе просто описывает охват данного экземпляра устройства, каким бы этот охват ни был, чтобы приложения с колорменеджментом типа Фотошопа верно транслировали циферки RGB того или иного охвата в охвате уже монитора нужными циферками RGB монитора. За тонопередающую функцию гаммы отвечают теги TRC в RGB, или она может сидеть в CLUT. Линейность экземпляра монитора с заданными тонопередающими кривыми - та или иная степенная гамма обычно или гамма sRGB - задается кривыми vcgt профиля монитора, эти кривые грузятся в видеокарту, не участвуют в цветовых преобразованиях файлов, но точным образом линеаризуют неидеальный экземпляр устройства для всех приложений компьютера, в том числе и простых без колорменеджмента.
- Так в итоге, красный цвет sRGB на мониторе с обычным цветовым охватом будет ярче и контрастнее чем на мониторе с расширенным цветовым охватом?
Нет. С колорменеджментом 255-0-0 стандарта sRGB будет на мониторе P3 таким же в виде сигнала 234-51-35, без колорменеджмента - 255-0-0 будет на мониторе P3 насыщеннее, чем 255-0-0 на мониторе sRGB. Яркость и контрастность остаются неизменными и так и так, меняется или не меняется лишь насыщенность.
- Вы пишите - Здесь чистый красный канал немного загрязняется двумя другими, чтобы яркость не росла - сам красный канал тоже меняется. <===== А разве яркость красного цвета не должна оставаться максимальной, а насыщенность цвета(dci-p3) убирать просто
При использовании колорменеджмента яркость должна оставаться не максимальной а такой, какой она описана в оригинале. И насыщенность и тон остаются теми же.
Если программа простая без колорменеджмента - то насыщенность 255-0-0 будет просто выше на мониторе P3 чем на мониторе sRGB. Без колорменеджмента циферки 255-0-0 так и уйдут на экран без изменений. С использованияем колорменеджмента - sRGB 255-0-0 будет преобразован на мониторе P3 в 234-51-35 чтобы сохранить исходную насыщенность, светлоту и тон оригинала в sRGB на устройстве с бОльшим цветовым охватом P3.
Давайте вы полностью внимательно прочитаете тему про sRGB и P3 и вам многое станет понятнее.
- Речь идет только о калибровке монитора. Просто у телевизора, когда переключаешь с расширенного цветового охвата на обычный - прямо видно что меняется лишь цвет и его яркость/насыщенность. Ничего лишнего. В то время как для монитора, применение цветового профиля снижает и визуальную контрастность.
Я думаю, что просто переключить пресетами монитор с нативного большого охвата на маленький sRGB - это не колорменеджмент, а черт знает что.
Зачем монитор с большим цветовым охватом, априори дорогим, переключать в дешевый режим маленького офисного охвата? Какой в этом смысл? Выкинуть деньги на мерседес чтобы кувалдой его довести до запорожца?
Далее, пресеты эти видимо не только об охвате, но и о гамме - тонопередающей функции, и о черной с белой точками. Если изменение пресетов монитора меняет не только насыщенность, но и черную, белую точки, меняет контрасты - это не о цветовом охвате речь, не о цветовом профиле, а о том что в пресете дурацкие значений гаммы, белой точки, черной точки (яркость и контраст).
Изменение цветового охвата не должно влиять на тонопередающие (контраст) и на белую с черной точки. Если это происходит - просто пресеты в широкоохватном мониторе для маленького варианта sRGB крайне неудачные.
Иначе говоря: пресет sRGB широкоохватного монитора должен только подмешивать загрязняющие каналы в чистый сигнал. Все, на этом его роль должна быть закончена. Это дает изменение насыщенности в минус, на яркость, контраст не влияет.
Если такой пресет портит яркость и контраст - это вопрос к создателям пресета. После его применения отрегулируйте белую и черную точки и перекалибруйте спектрофотометром чтобы получить нужные тонопередающие vcgt в системе для такого пресета. Он просто не удачный вот и все.
О каком телевизоре и мониторе идет речь, в каких цветовых охватах?
У меня хорошие новые OLED телевизоры с большим стандартным P3 охватом, хороший почти новый монитор IPS с большим стандартным P3 охватом. Я не вижу проблем настроить нормально цвет там и там, да там везде управление разное ну и что. У меня одной фирмы и монитор и телевизоры, но управление там кардинально отличается, кардинально. Но это не мешает как бы. Зато они в одном охвате все - в P3. И ноутбук P3 и айфоны тоже - они все хорошо показывают у меня одну и ту же картинку, пригодны для полиграфии, офисных крохотных охватов sRGB не держу на рабочем месте полиграфиста. Пресет sRGB в мониторе есть, но мне не приходило в голову его зачем-то включать. У меня программы с колорменеджментом для работы с цветом есть, они задачу верного отображения стандарта sRGB на устройстве с бОльшим охватом P3 успешно решают, а не пресеты загрязнения сигналов RGB в меню монитора. Пресет монитора может работать по-дурацки, видимо вы это и изучаете.
- для монитора применение цветового профиля снижает и визуальную контрастность. Это как яркость цветов убавить на 50% RGB каналами, что бы потом вернуть яркость повышая яркость подсветки монитора на 50%.
Профиль работает не так. От того, что сигнал 255-0-0 преобразуется из профиля sRGB в профиль P3, в сигнал 234-51-35 - яркость сигнала как раз не меняется, контрастность остается прежней.
- Аномалии Win 11 связаны с новым способом эмуляции sRgb для мониторов с расширенным цветовым охватом
Мне просто нечего на это ответить, потому что мне в голову не придет никогда и ни для чего включать эмуляцию sRGB на широкоохватнике, программно или аппаратно.
Я покупаю широкоохватники, чтобы забыть про крохотный sRGB как про страшный сон. Поэтому мне вообще не понятна суть проблемы, для чего ее создавать, чтобы потом очень сложно пытаться решить?
Верификация экранной цветопробы на устройстве IPS в охвате P3.
Верификация экранной цветопробы на устройстве OLED в охвате P3.
Цветовой охват sRGB (сетка) и Fogra 39 (офсетная печать на мелованной бумаге, тело). Голубой и бирюзовый цвет офсетной печати не покрывается цветовым охватом sRGB, небо и море "протухают" в sRGB
Вот упомянутые отчеты о верификации калибровки под вин 11 по цветопробной шкале на двух моих устройствах экранной цветопробы:
https://cielab.xyz/forum/download/file. ... &mode=view
https://cielab.xyz/forum/download/file. ... &mode=view
Маленький охват sRGB такого позволить не может, в нем голубая и желтая краски улетят в дальние дали запредельного цветового различия со стандартным оттиском.
Отсюда вопрос: какова вообще цель приведения дорогого монитора софтверными и аппаратными извращениями к показателям монитора дешевого? Купить сразу дешевый монитор sRGB не проще?
Лет за 20 я перепробовал многие из существующих программ калибровки мониторов: ни одна из них просто не предлагала такого функционала, чтобы из хорошего дорогого монитора сделать плохой и дешевый, ни одна. Как бы очевидный вопрос: а зачем? Можно привести по аналогии и полиграфические рипы и калибровочные программы: никто из них штатно не предлагает целиться в плохой оттиск, все предлагают функционал калибровки с прицелом на оттиск идеальный.
Охват sRGB скоро отомрет, и надо к этому готовиться уже сейчас, участвовать или готовиться к унификации устройств отображения в стандартах Display P3 и Rec. 2020, а не пытаться под новейшей версией вин 11 запрограммировать в 2025 году плохой монитор 1996 года.
Если бы вы сразу спросили про глюки Novideo_sRGB - я бы написал, что не считаю нужным его использование на своих трех видеокартах Nvidia. А то как-то зашли издалека!-))) Вы просто боретесь с глючным софтом, у автора которого неправильное целеполагание, я мучиться с этой утилитой конечно же не буду, просто незачем.
Я вынес из общения с калибровщиками простое правило: никогда не крутить цвет средствами Nvidia, чревато восстановлением системы из бэкапа, больше правильный цвет уже ничем не вернуть. Поэтому я конечно не буду использовать еще и недокументированные возможности Nvidia чтобы устанавливать и запускать Novideo_sRGB. Я использую обычный колорменеджмент чтобы правильно видеть маленький sRGB в большом охвате монитора.
- На платформе такой-то - прямым языком написано рекомендация(как правило) размещения изображение в цветовом пространстве sRgb.
Жаль что эту компанию не проконсультировал хороший колорист. Сайт и правда выбивается в худшую сторону утрированной малой насыщенностью от всего что я вижу вокруг себя.
Если эту компанию так заботит цвет в малом охвате - зачем отдавать на откуп самую важную задачу какому-то одинокому анонимному стороннему разработчику? Почему не использовать простенький колорменеджмент в самой игре? Не только сложный Фотошоп с этим справляется, простенькие Faststone и XnView справляются, простенькие браузеры справляются, даже я в одиночку справился с CMM в цветовом конвертере, а там история посложнее с цмиками и пантонами, чем просто перевести один ргб в другой. А большой игровой сайт почему-то ленится и полагается на глючный софт одинокого анонимного разработчика с гитхаба? Странно мне это, не понимаю геймеров.
Далее вы отсылаете меня к
статье, которая размещена на сайте 4К-мониторов, но с иллюстрациями без srcset под мониторы 800х600 при этом. Я уважаю, но не разделяю озвученную авторскую точку зрения в статье. Наши точки зрения не совпадают на тему необходимости программной или аппаратной утилизации цветового охвата. Процитирую то, с чем я не согласен, раз статья должна что-то пояснить в нашем диалоге. А вы тем временем посмотрите, как готовятся иллюстрации к публикации технического материала для просмотра в 4K. По ссылке от 23 года не просто для 4K, а сразу с прицелом на будущие 8K картинки были подготовлены и заверстаны.
"Если же вы просто используете компьютер для просмотра веб-страниц или просмотра фильмов, увлекаетесь программированием и веб-разработкой, занимаетесь фотографией и не хотите создавать себе лишние проблемы (и проблемы своим клиентам), то пространства sRGB будет более чем достаточно".
Почему автор решил, что крохотного устаревшего пространства sRGB будет более чем достаточно? Я занимаюсь помимо цвета в полиграфии также программированием, веб-разработкой, монтажом видео, фотографией, нейросетями - мне нигде не нужен ни в работе ни в хобби маленький охват sRGB на дорогом устройстве с охватом много более sRGB. Мои устройства отображения специально приобретались как устройства с бОльшим чем sRGB охватом. Я несколько раз осмысленно переплатил за большой стандартный цветовой охват на разных своих устройствах. И за долгие годы не нашел ни одной осмысленной причины охват утилизировать программно или аппаратно.
"Бороться с расширенным цветовым охватом раньше можно было двумя способами".
Мне бы в голову не пришлось "бороться" с расширенным охватом, сама постановка задачи - бороться с хорошим ради достижения плохого - ущербная.
"С помощью обычной калибровки урезать цветовой охват до sRGB – невозможно".
Мне не приходило в голову, что нужно урезать цветовой охват, как и авторам программ калибровки. Если мне нужен урезанный - я куплю дешевое устройство с охватом урезанным, вместо дорогого широкоохватного. Утилизация охвата в 24 году публикации статьи - не мейнстримная, а маргинальная задача, и ниже я постараюсь пояснить почему.
"«Для чего мне это нужно?» - Вам это нужно для получения правильной цветопередачи в любом ПО".
Это не так. Для просмотра фильма в типичной кодировке BluRay - Rec. 2020 такая ужасная настройка урезания охвата создаст неправильную цветопередачу в любом ПО. Здесь словосочетание "правильная цветопередача" ни к месту. Урезанная, обклоцанная, устаревшая, утилизированная, за рамками вменяемого колорменеджмента. Ну или как-то поспокойнее: нетипичная для профессионального дорогого устройства отображения цветопередача. Но только не "правильная".
На картинках - согласованность по цвету современных мейнстримных устройств в стандарте P3, айфона и ноутбука OLED у моей дочки. Я голосовал рублем именно за эти устройства с известными заранее стандартными характеристиками цвета.
Как создатель и как потребитель контента я голосую рублем: беру устройства в стандартном большом охвате P3. Через 5 лет буду брать в еще большем стандартном Rec. 2020, Sony уже несколько лет назад начал покрывать его на 90%, лидеры рынка смотрят в будущее уже сейчас. И я не беру устройства с нестандартным охватом и устройства с маленьким устаревшим охватом 96 года и меньше. Просто не надо покупать устройства с нестандартным охватом, а уж коли так не свезло - исправить до стандартного P3 в Novideo_sRGB можно попытаться. Но похоже что задача популяризаторов Novideo_sRGB совсем не в этом. Я бы так написал: если вам не повезло, и вам достался в наследство экземпляр устройства отображения совсем нестандартного охвата - можно попробовать привести его к P3 с помощью спектрофотометра, DisplayCAL и далее Novideo_sRGB, но без гарантий. С гарантией - голосуйте рублем, приобретайте устройства отображения в стандартных больших современных охватах. И производитель быстренько смекнет, какие железки востребованы на рынке. Как сегодня никто не купит в здравом уме TN, так через 5 лет никто технически грамотный не купит монитор с нестандартным охватом, не похожим на стандартный Display P3 или Rec. 2020.
А то, что в наступившем 2025 году существуют магазины телевизоров и мониторов, которые не умеют ранжировать устройства по цветовому охвату, говорит только о слабом техническом уровне этих продавцов. Почему мы должны исправлять их косяки за свои деньги и после безупречной калибровки пользоваться глючными утилитами для приведения нестандартного монитора к стандартному виду? Я лично этого не хочу, я беру телевизоры, мониторы, ноутбуки и смартфоны в нужном мне цветовом охвате у тех, кто по охвату ранжировать умеет.