И вот я начал неторопливые поиски с вопросами к коллегам, профи в калибровках, в железе, не забывал и просто на форумах почитывать и спрашивать:
Посматриваю, что есть надежное из топового уровня для диагонали 50-57 дюймов.
По Consumer Reports - старше 2018 года самая надежная технология сегодня - это OLED, типа топовых моделей SONY и LG.
Ниже по цене и ниже по надежности уже идут ЖК по технологии QLED типа топовых Самсунгов.
Еще ниже уровень цены, надежности и качества наверное рассматривать вообще не стоит?
Хотелось цветового охвата не менее P3, хотелось максимально возможно низкой светлоты черной точки для достижения неимоверного, близящегося почти к бесконечности, контраста и не за счет задирания яркости белой точки. Яркость белой точки высокую я наоборот не люблю, особенно в условиях просмотра a-la кинотеатр в темноте: когда стены не обтянуты черным бархатом, в обычных условиях просмотра, на высоких уровнях яркости слишком сильно освещается окружающее пространство, особенно дисплеями с огромной диагональю, и восприятие контраста только просаживается а не растет на завышенных яркостях. А вот добиться действительно супертемной черной точки может не каждая технология, и OLED в этом плане - безусловный чемпион, тут черная точка вообще не светится нисколько.
У меня уже был опыт восприятия дисплея по технологии OLED, дочке купил ноут с таким экраном в большом цветовом охвате P3. Впечатления самые положительные. Эксперты знакомые на мой вопрос, что так получше будет на рынке хороших телевизоров для домашнего кинотеатра 4K хором ответили: только OLED. После OLED все остальное воспринимается как "все остальное". Так мой поиск резко сузился до топовых SONY и LG в сегменте 50-57 дюймов. Больше диагональ у меня бы попросту не влезла на кронштейн между потолком и над головой человека в полный рост, да и смонтировать более 14 килограммов на потолочный кронштейн VESA мне было бы тяжеловато. SONY был дороже примерно на 500 долларов того же уровня, что LG, поэтому взял LG OLED из модельного ряда 55C2. Мне были совершенно по боку особенности операционной системы, особенности взаимодействия с интернет-кинозалами и прочими приставками: широкополосного интернета у меня нет на природе и фильмы я ношу на SSD NVME-USB переноске большого объема и офигенной скорости чтения и записи.
Первые свои ощущения от просмотра чудо-кинотетара в первые весенние выходные я описал примерно так:
У меня не было ранее ни 10-битных устройств HDR, ни диагонали 55 дюймов 4K, да и с OLED я только недавно на дочкином ноуте познакомился.
Смотрел в основном контент HDR10 или Dolby Vision в разрешении 4K.
В старых любимых фильмах и современной оцифровке - красивое зерно пленки, услада души сканировщика, я вообще этой красоты не ожидал, в старых фильмах мы привыкли скорее к чересстрочной развертке низкого разрешения VHS, а не к такому чуду детализации до зерна. В два приема посмотрел Красную Жару со Шварцем, качество впечатлило.
В современной цифровой съемке поразили две вещи: оттенки телесных и фактура кожи лица. На большой диагонали и большом разрешении - как в живую смотришь на человека вблизи. Пожалуй так хорошо фактуру лица цветокоры не видят просто на FHD. Это реально завораживает, а 10 бит дают очень нежные смены оттенков, которые полиграфии часто не доступны.
Гамма или лучше сказать EOTF на реальном 10-битном девайсе очень привычная, просто как бы тени и света дополнительно проработаны, но не так вычурно, как это пытаются нарисовать про HDR иллюстрацию для пользователя 8-битных устройств. Нет, скорее ощущение привычной гаммы sRGB, просто с какой-то особо хорошей детализацией и телесных, и краев тонового диапазона.
OLED дает честный черный несамосветящийся, как придумано по технологии, то есть в темной комнате отличить край черного кадра от темноты ночи невозможно, это одинаковое суперчерное ощущение.
Смотрел просто с диска hdd USB 3.1. Скорости хватает на все, на быстрые перемотки, на любой битрейт нехилого веса 10-битных 4K видео. Подключил и к компу кабелем HDMI 3.1 (тот что держит 120 герц на 4K и 60 герц на 8K). Но у меня там видеокарта самая обычная не новая GTX 1060 - она не тянет ни 10 бит HDR, ни частоту выше 60 герц на 4K разрешении. Так что максимальное качество можно выжать прямо с диска, минуя среднего уровня компьютер, тут современный кинотеатр меня приятно порадовал, что сам по себе надежно читает современные форматы H.265 HEVC и все прочее топовое для 10 бит HDR.
Медийный большой охват P3 - то что надо, пару раз поймал себя на мысли, что с Rec. 2020 - наверное был бы перебор кое где в насыщенности, перебор по хроме также может раздражать, а не радовать. Тем не менее в сериале "Upload" было явно видно, как они с помощью насыщенности визуально разделили мир реальный и загробный, и я ранее этой разницы на обычном телеке вообще не ловил. Иными словами Rec.2020 - это все круто и нужно и будущее за ним, но пока дефицита в нем я не ощутил, P3 хорош, давно его полюбил больше Адоба да так, что охват Адоб сослал туда же на природу, заменил на более сбалансированный и чуть больший кстати P3 на рабочем месте.
Что касается удобства управления LG 55C2 - мне все понравилось, к пульту и опциям привык быстро, все настройки попробовал, поменял предпочтительный язык в фильмах на уровне выбора системы, убрал субтитры, режим цвета поставил на теплый "кинотеатр", а не холодный по дефолту. Интеллектуальное сбережение OLED экрана не включал, оно как бы гасит светлые участки, которые долго не меняются на экране, ощущение от просмотра совершенно дурацкое от такого искусственного интеллекта, попробовал и сразу выкинул. Короче, управление очень простое, для иконок фильмов рисует LG и превьюшку статическую и анимированную при наведении курсора, словом выбор фильма с диска вполне комфортен. Я не эксперт по операционкам домашних кинотеатров, мне в принципе вообще это все пофиг, но так в целом то что есть - мне понравилось, заучить пару кнопок пальцами на пульте можно быстро для любого управления в темноте. Не нашел настройку скорости "гироскопа" в пульте, но на самом деле не важно - мышь умная и как-то легко вырубается сама, если ты хочешь поработать стрелочками, а не летающей мышью. Нормально короче.
Экран у меня висит близко к точке просмотра, то есть такое полное ощущение ну очень широкого угла обзора есть и ощущение офигенной детализации тоже есть: и пиксела как такового не видишь, и детали мелкие-премелкие видишь, особенно конечно упомянутое пленочное зерно впечатлило и упомянутая детализация фактуры телесных, не буду уж повторяться. Просто я давно работаю так или иначе с изображениями, и совсем новые ощущения от визуализации - это что-то новенькое, непривычное, необычное, стоит того, чтобы попробовать! Жил как-то на съемной квартире в соседней области, там был большой экран, но не настолько, плюс вечно тормозил на высоких битрейтах кино по подписке в сети.
Единственный минус, который я заметил за все время эксплуатации, то что телек не умеет читать редкие аудио-дорожки DTS. Но это исправляется элементарно при копировании не напрямую на переноску, а пропуская через ffmpeg с таким примерно батником DTS->AC3 на скорости > 20x (скорость фактически ограничена только скоростью чтения и записи, центральный процессор почти не нагружается такой конвертацией аудиодорожек при копировании):
Код: Выделить всё
ffmpeg -i F:\Kino\Avatar.2009.dts.mkv -map 0 -c copy -c:a ac3 L:\Kino\Avatar.ac3.mkv
Через 8 месяцев я оказался в декабре 2023 года в настоящем кинотеатре ИМАКС после 20-летнего перерыва, и вот какой итог подвел:
Качество картинки куда лучше на здоровом крутом OLED телеке, чем в Имаксе, и по контрасту общему и локальным, и по детализации. 20 лет назад OLED домашних кинотеатров не было, и Имакс производил вау-эффект. Сейчас я боролся поначалу с мыслью, что у суперчерного на экране светлота даже не L=8 офсетная на меловке, а вообще L=15 как на бумаге без мелованного покрытия. Главное фильм "Наполеон" еще такой в темных тонах, и темные тона проработаны ужасно. Сравню потом ощущения с HDR10 OLED настоящим, когда выйдет блюрей-издание этого потрясающего фильма.
Случайно наткнулся на небольшую англоязычную околотелевизионную статью, мысль которой я раньше не замечал, но эта мысль сразу стала мне близка.
Там говорится, что на практике высокий контраст - это совсем не значит, что должна быть максимальная яркость белой точки. Что в обычных условиях просмотра без черных бархатных стен превышение яркости сильнее осветит интерьер и восприятие контраста только снизится, а не вырастет.
Знаете, что-то подобное я чувствовал, ощущал, только не мог выразить словами. Теперь я знаю это.
На самом деле все просто, я в зимний период уже успел соскучиться по своему летнему кинотеатру, все время вспоминаю ощущения от просмотра OLED в HDR когда сейчас зимой наблюдаю все остальное. Пристрастился к OLED за 6 летних месяцев, и мне нравилось, и теперь я понимаю почему: у OLED нет режимов запредельной яркости белой точки, и я понимал, что она мне и не нужна, что я все равно бы убавил яркость до 140 кандел или ниже, если бы технология OLED вела себя иначе и лупила на 300 кандел, как некоторые не-OLED мониторы из коробки. А теперь я еще понимаю, почему бы убавил. Огромный экран в полной темноте так достаточно немало освещает окружающее пространство, и самый цимес воспринимать весь 10-битный тоновой диапазон HDR, когда освещено пространство не чрезмерно, когда яркость белой точки не чрезмерная, когда чернота окружения вокруг экрана сама достаточно черная.
Нет, я не побегу обтягивать свою просмотровую комнату черным бархатом, просто я теперь лучше понимаю, почему мне не нравится чрезмерный уровень светлоты белой точки при просмотре кино в темном помещении а-ля кинотеатр. Потому что оптимум по контрасту достигается в обычных условиях просмотра не на самых высоких уровнях яркости белой точки. Экран не должен превратиться в осветительный прибор, это повредит восприятию контраста.