При внимательном рассмотрении библиотек пантонов от Adobe, GMG, Pantone Connect выяснилось, что они используют замеры за фильтром M2 (с отсечкой ультрафиолета). Особенно на светлых пантонах это заметно. Я ранее ошибочно предполагал, что используется фильтр M0 (no filter) по умолчанию. Посоветовался с экспертами, они подтверждают M2 на платном сайте пантона и у Адобы. Поэтому я дооснастил
цветовой конвертер и подбор смесевой краски пантонами версии 4 и 5 за фильтром M2 и оставил его включенным по умолчанию. Версия 5 просто дополняет но не меняет в кой-то веке цвет относительно версии 4, версия 5 просто расширена некоторым кол-вом новых красок.
Немного деталей нам в вопросе не повредит, вот на вскидку по базе данных Pantone v4 разница между фильтрами M0 и M2 для светлой краски 7527:
name | FilterCategory | lValue | aValue | bValue | illum | observer |
PANTONE 7527 C | M2 | 84.31 | -0.02 | 7.43 | D50 | 2 |
PANTONE 7527 C | M0 | 84.43 | 0.93 | 3.3 | D50 | 2 |
Переходя от цвета Lab пантонов к CMYK через цветовой профиль, надо не забывать перейти в абсолютную колориметрию. Меня спрашивают - а зачем? Почему не остаться в относительной или перцепционной? Уже отвечал, и повторюсь, ибо это полезное знание.
Переходить в абсолют нужно по очень простой причине. Светлота неизвестного материала подложки веера пантон около 95, релативная или перцепционная таблица профиля фогра 39 - это светлота 100. Попытка поженить ежа и ужа - абсолютную колориметрию в замерах пантонов (L95 бумаги) и релативную колориметрию таблицы профиля CMYK (L100 бумаги) приводит к большой ошибке в расчете красок CMYK по профилю, особенно в светлых красках, где влияние подложки максимально велико. Чтобы такой ошибки не происходило, тот же EFI хранит CxF пантонов в релативном виде, отнормированном на L=100 (релативные свотчи пантонов v4 для Adobe приложил в конце поста). Я предлагаю в цветовом конвертере, для абсолютных традиционных библиотек пантонов, варианты на выбор - при цветоделении в фогру 39 по абсолюту либо оставить ее подложку, либо задать свою подложку (переключитесь на рилейтив и обратно в абсолют в селекторе красок CMYK - будет предложено оставить белую точку фогры 39 или ввести собственную подложку). Задать свою подложку математически кстати просто (виват ICC), и зря фотошоп не ввел давно такой функции, все равно ведь в профилях сплошной рилейтив, и пересчитать его на другую подложку раз плюнуть. А вот вообще сделать вид, что подложки нет, и печать CMYK идет на субстрате L=100 при замере образца на подложке L=95 - просто колориметрическая ошибка.
Не путайте колориметрию абсолютную и относительную. Если вы хотите непременно переделить Lab в CMYK по рилейтиву - ну приведите и ваш замер Lab к рилейтиву через реальную измеренную белую точку. Там все просто, эти вычисления 100% обратимы, R➔WP➔A обратно возвращает то же A➔WP➔R по формулам ICC. Считает в XYZ. Тут инструкция есть.
В ICC профилях печати абсолютной таблицы нету для экономии, достаточно иметь релативную и тег с белой точкой, чтобы безупречно вычислить абсолют. И играть с этим тегом в свою пользу начали более 20 лет назад весьма эффективно.
Я также понимаю, что часть дизайнеров неправильно переводят абсолютный замер Lab в релативный или перцепционный CMYK, а потом не могут в цвет попасть. Особенно это касается светлых оттенков. Представляете, в замере у вас светлота краски например 92 при бумаге 95, а при переделиванию абсолютных данных Lab по рилейтиву получаем смесь красок светлотой 87 а не 92 исходные. Да, они привыкли, что и в фотках жпег ргб светлота L=100 и в профиле цмик по рилейтиву то же самое, и тут просто не нужна абсолютная колориметрия. Но измерительный прибор всегда нам отдает абсолютную колориметрию, пантоны прописаны в абсолютной колориметрии, хотим рилейтива при цветоделении непременно - ну не проблема - переведите замер через реальную точку бумаги в относительный вид с точкой бумаги 100 0 0 по формуле ICC и будет у вас рилейтив и там и там с белой точкой 100 0 0. Только так обычно не делают, но никто не мешает, и это будет правильно (редкий реальный пример такой работы - релативная CxF библиотека пантонов в цветопробном рипе EFI. Вот она, кстати, в табличном виде CGATS.17 всем понятном). А приравнивать Lab абсолютный в замере или в пантоне к лабу относительному в профиле CMYK - это просто ошибка в вычислениях на несколько единиц по L в худшем случае светлых оттенков. Хотя эту ошибку легко и часто делают. Хорошо что обсудили, умные прочитают и делать так больше не будут.
В цветовом конвертере при переходе от Lab к CMYK также включил теперь по дефолту абсолют чтобы считали правильно и те, кто не очень силен в этих всех селекторах выбора тех или иных настроек и колориметрических предпочтений.
Сэмпл пантонов v5 (2396 цветов) в формате CxF за фильтрами M2, M0 для печатных машин, спектрофотометров, IntelliTrax, PressSign и так далее.