Красивые локальные светлотные контрасты черно-белой фотографии бывает не так-то легко повторить из хроматического цветного современного снимка. Поэтому расскажу немного теории, иллюстрируя примерами, чтобы продвигаться осознанно и с оглядкой на историю в создании черно-белого шедевра.
Вот на вскидку обычная картинка городского пейзажа Германии, которую мы будем препарировать разными способами (оригинал тут):
У цветной фотки помимо светлотных есть также и хроматические контрасты, поэтому творческая задача перехода от цвета к монохрому - попытаться частично трансформировать хроматический контраст в светлотный. Самый простой и часто не самый оптимальный способ - просто перевести из профиля в профиль, из sRGB например в профиль Gray вашей печати:
Второй простой быстрый способ, также не отличающийся изяществом трансформации хроматических контрастов в светлотные - десатурировать цветное фото, двинуть ползунок сатурейшен (насыщенность) до конца в минус:
Эти способы рабочие, но не самые красивые по локальным контрастам. Поэтому ценители зачастую используют channel mixer или микширование каналов, чтобы добиться лучшей проработки локальных контрастов, чтобы тем или иным образом трансформировать контрасты хроматические в контрасты светлотные, тут каждый хроматический сюжет диктует зачастую собственные правила, но мы рассмотрим с чего начать эти эксперименты.
Черно-белые фотопленки обладали разной спектральной чувствительностью. Обычная старая несенсибилизированная или ортохроматическая пленка имела максимальную чувствительность в коротковолновой синей области, и фотография на такой недорогой пленке имитируется чистым синим каналом. Этот вариант передачи локальных контрастов можно справедливо считать глубоко-дореволюционным, до эпохи CIE с ее изобретениями XX века:
Известно, что фотопическая функция восприятия человеком яркостей на разной длине волны привязана к зеленому каналу кривых стандартного наблюдателя CIE, представленные кривые фактически были сознательно отнормированы в 1931 году по уже изученной и узаконенной CIE к тому времени фотопической функции 1924 года:
А вот скотопическая функция (темновой адаптации) сдвинута в коротковолновую синюю область. Поэтому фото несенсибилизированной ортохроматической пленки приближено по восприятию к скотопической функции темновой адаптации, что в естественных дневных условиях съемки не совсем правильно.
Наши предки все это знали и учитывали, хотя и не имели современных компьютеров. Именно поэтому в большинство пленок в XX веке добавлялись сенсибилизаторы - химические вещества, повышающие чувствительность в средне- и длинноволновой части спектра, в зеленой и красной областях, соответственно панхроматические и изопанхроматические пленки (последняя как раз обладает дополнительной чувствительностью не только в зеленой, но и в красной области). Считается, что именно они обеспечивали более близкое к человеческому восприятие контрастов. Попробуем с помощью миксера каналов сымитировать панхроматическую и изопанхроматическую пленки:
На мой взгляд - именно вокруг этих вариантов микширования каналов складывается наиболее удачная картинка с локальными контрастами.
Если мы имеем дело с техногенным монохромным изображением в трех каналах RGB, то возможно наиболее правильные локальные контрасты стоит привязать просто к фотопической функции, иначе говоря к чистому зеленому каналу:
Как мне кажется, для цветного изображения, которое мы хотим перевести в монохромное, в чистом виде ни скотопическая функция синего канала, ни фотопическая функция зеленого канала, не очень подходят в силу того, что не переводят хроматические контрасты в светлотные, это достаточно техногенные, а не антропогенные варианты микширования. Наши предки и это тоже все знали и для техногенного монохромного репродуцирования предлагали применять при фотосъемке светло-зеленый или желто-зеленый светофильтр, снижающий чувствительность в синей и красной областях, выделяющий в общем спектре на пленке фотопическую функцию зеленого канала.
Я бы исходя из этих знаний о хороших черно-белых пленках и о свойствах фотопического и скотопического восприятия остановился на предпоследних вариантах микширования RGB в пропорциях где-то от 30-70-0 до 70-30-0 для дневной съемки и наоборот на приоритете синего канала для имитации темновой адаптации, для имитации глубокодореволюционных фотопластин. Надо заметить, что панхроматический вариант микширования даже чем-то похож на колориметрический перевод из профиля в профиль, но выглядит получше по локальным контрастам. Идея состоит в том, чтобы подобным микшированием красиво перевести хроматические контрасты в светлотные при десатурации, картинки с иным хроматическим сюжетом возможно потребуют иных соотношений микширования, но зато мы теперь знаем, от какой печки начинать плясать по теории, от фотопического и скотопического (ночного) зрения и от панхроматических и изопанхроматических пленок, специально приближенных в старые времена к спектральным особенностям восприятия человека, а не только к особенностям самой простой и древней техногенной несенсибилизированной фотографической эмульсии с максимальной чувствительностью в синей коротковолновой части спектра, как при темновой скотопической адаптации.
Из истории вопроса сенсибилизации фотоматериалов известно, что появление в начале XX века панхроматических материалов, расширенного в сторону зеленого и красного спектрального диапазона, не привело к повсеместной замене традиционных ортохроматических материалов, так как ортохроматические несенсибилизированные матералы позволяют контролировать процесс при красном освещении. Фотобумаги так и остались ортохроматическими, чувствительными в основном в синей коротковолновой области спектра. То есть условно мы можем провести границу между приоритетом синего канала перед зеленым и красным приблизительно по первой трети XX века, первая мировая - скорее ортохроматические пленки, вторая мировая - скорее панхроматические. Все это прекрасно можно обыграть в дизайне погружения в тот или иной фотографический период. А если вам нужно что-то типа аэрофотосъемки в дизайне - так берите вообще красный канал, для этих целей чувствительность пленок сдвигали в красную и инфракрасную область, в длинноволновом диапазоне меньше влияние атмосферы и пыли в ней.
Постскриптум. Мой дедушка снимал в середине прошлого века на пленку, которая так и называлась Изопанхром, и мне очень нравятся локальные контрасты этих снимков с современного барабанного сканера. Заметьте, что даже дизайн этой, запомнившейся мне с детства коробочки с пленкой, говорит о внимании именно к зеленой и красной областям спектральной чувствительности, но и синяя область спектра не забыта: очень интеллектуальный дизайн, очень.