Особую благодарность за помощь в проведении офсетной тестовой печати выражаю Игорю Щёголеву и типографии «Алмаз-Пресс» (Москва), Андрею Окуневу и типографии «Артикул» (Екатеринбург).
Речь пойдет как о рецептуре CMYK, заданной вручную, так и о настройках генерации чёрного, указанных при изготовлении профайлов цветоделения. Если макет позволяет, плашку можно получить не только в результате цветоделения, но и нарисовать четырьмя красками в заданных количествах в процентах.
Суперблэк или глубокий чёрный можно выполнить множеством вариантов. Посмотрим, какие из них более удачные, а какие менее, и почему. Посмотрим, почему нарисовать бывает порой лучше, чем поделить. Я собрал наиболее типичные CMYK-рецептуры суперчёрного и поставил их небольшой шкалкой в обычные офсетные тиражи в разных типографиях. Померили, что получилось, померили, кстати, тоже разными приборами и данные я усреднил. Всё отличие этой шкалки от реальных плашек в том, что плашки обычно большие, полосные, а патчики на шкалке маленькие. Но там, где результаты в печати критично зависят от размера, я отмечу, разумеется.
Далее я импортировал данные замеров в Exell и для наглядности построил график, где одна кривая – величина полученной светлоты L (Lightness) у 11 сравниваемых патчей, вторая кривая – TIL этих патчей (Total Ink Limit или предельное суммарное количество красок CMYK ), третья кривая – отклонение от нейтрали цветовых координат ab (без учета светлоты L). За нейтраль была принята тиражная бумага, она нормально отбелена и весьма типично имеет b-координату -4. Если читатель считает, что нейтраль должна быть абсолютной – файлик Exell лежит в аттаче, можете пересчитать отклонение от той нейтрали, которую считаете нужной. Четвёртая кривая на графике в целом зеркально повторяет кривую Lightness: это динамический диапазон или контраст, если кому-то удобнее оперировать им а не светлотой.

Начнём разбор полёта с аутсайдеров.
На последнем, пятом месте патч номер 11 со светлотой L=15. Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего – она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура как 0-0-0-100 не рекомендуется.
На четвёртом месте совсем разные патчи номер 8 и 10 со светлотой L=13. Десятый патч – плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев) с рецептурой CMYK 50-0-0-100. Вышла очень светлой. Немного циана на чёрной достаточно чтобы прикрыть марашки но не достаточно для серьезного повышения контраста оттиска. Восьмой патч – делёжка «фотошоп по умолчанию», профиль – американский стандарт SWOP, рецептура 75-68-67-90 с TIL=300. Как мы увидим ниже, прочитав статью до конца, в делёном по-американски чёрном патче номер 8 есть четыре серьёзных изъяна: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати так называемой европейской триадой и главное - мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного – плохой рецепт для Superblack. А высокий TIL ещё и неизбежно приведет в печати к тому, что печатник обязательно убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая своповая плашка (а не мой маленький тестовый патчик) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 делёжки чёрного фотошопом по умолчанию не рекомендую. К слову сказать, помимо слабого чёрного, американская делёжка SWOP или Photoshop default вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России, но это отдельный разговор.
Третье место делят патчи 6, 7 и 9 со светлотой L=11. Все три патча получены в результате релативного цветоделения, а не составлением рецептуры вручную. 6 патч 78-68-58-95 с TIL=299 – это заслуженно-популярный профиль ISOcoated_v2_300_eci (fogra39). 7 и 9 патчи – это профили ISOcoated_v2_eci (fogra39, 88-78-64-93, TIL=323) и PSO_LWC_Improved_eci (fogra45, 76-66-57-96, TIL=295). Как видим, самый высокий в нашем тесте TIL=323 не вывел чёрную плашку номер 7 - ISOcoated_v2_eci - в лидеры даже на маленьком патче, тем более плохо будет смотреться плашка с завышенным TIL на большом раскате с немного заниженной подачей краски. Большой TIL при цветоделении – это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый – враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый, печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному а наоборот. Поэтому обращу особое внимание на то, что при построении всех трех популярных профайлов, по которыми были поделены патчи 6, 7 и 9, программой-профилировщиком было осуществлено мягкое форсирование анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях (UCA - Under Color Addition или добавление цветных красок под чёрную в глубоких тенях, призвано служить для увеличения локальных контрастов при высоких TIL>300. Анти-UCA – как следует из наименования – обратный процесс, вычитание из-под чёрного, служащее той же цели: увеличение локальных контрастов в тенях). Анти-UCA жёлтого в балансе - не строго регламентированное действо и не все программы-профилировщики его делают (например патч номер 8: в профайле U.S. Web Coated SWOP v2 от Adobe анти-UCA жёлтого нет, как нет его и в других профайлах от Adobe), однако в обоих профайлах ISOcoated_v2 и в профайле PSO_LWC_Improved сделано именно так: жёлтый из-под чёрного дополнительно вычитается. Форсировать анти-UCA жёлтой краски в профайле в большинстве случаев можно смелее и об этом чуть ниже: такой прием дополнительно снижает одновременно и TIL и светлоту чёрного а контраст (динамический диапазон) оттиска растет при той же бумаге и красках. При этом инверсия жёлтого не разрушает локальных контрастов в тенях а усиливает их: прозрачность осветляющего жёлтого усиливается при его уменьшении и светлота темных красок под ним таким образом снижается. А тоновая разделка от нейтрали к оттенку воронье крыло визуально дополняет яркостную. Поведение локальных контрастов в тенях в зависимости от TIL, BIL ((Black Ink Limit, ограничение чёрной краски) и UCA - отдельная большая тема, которую я подробно раскрою в следующей статье по результатам новой тестовой печати в разных типографиях.
На второе место со светлотой L=11 я поставлю плашки номер 2, 3 и 4 и попытаюсь обосновать свой выбор: почему на втором месте плашки номер 2 и 3, а не близкие им по яркости 1 и 5. Рецептура достаточно типичной плашки номер 3 с одинаковыми процентами красок CMY – 50-50-50-100 далека от нейтрали, она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. Смотрится не ахти. На этом основании я не стал помещать коричневую плашку на первое место среди чёрных. Часто встречаемая, вышедшая на второе место, плашка номер 2 – 60-50-50-100 уже лучше по светлоте, но тоже не нейтральная, теплая. Общеизвестно, что хорошие типографии стараются удерживать баланс в нейтрали и для печати красками европейской триады характерно балансовое соотношение процентов красок CMY как 1:0,8:0,8. Это соотношение типично для всей нейтрали от светов до теней. Например смесь CMY 50:40:40 должна в хорошей сбалансированной печати быть одинаковой по цветовому тону с полутоном чёрной краски. Но 1:0,8:0,8 – это для CMY совсем без чёрного. Когда мы печатаем нашу триаду поверх чёрного а не поверх чистой бумаги (а чёрный в триадном офсете всегда печатается первым), в действие активно вступает трепинг – эффективность красконаложения одной краски поверх другой. И эта эффективность далеко не стопроцентная. Поверх чёрного соотношение в нейтральном балансе CMY устанавливается приблизительно как 1:0,7:0,7. Поведение голубой краски меняется: то она ложилась просто на сухую бумагу – а теперь ложится на сырую чёрную краску: голубой краски переходит меньше и ее количество в процентах надо поднимать. Для пурпурной и жёлтой красок трепинг почти не меняется поскольку и в балансовом наложении без чёрного они печатались не по бумаге а по полутонам голубой краски. Иными словами, поверх чёрного нейтралью будет не CMY 50-40-40, а CMY 57-40-40. И плашка номер 4 – 60-40-30-100 с рекордно низким для нашего теста TIL=230 вышла на второе место не случайно. В ней использутся соотношение 1:0,7:0,7 плюс десятипроцентная анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, однако низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный воронье крыло, - что на жёлтых, что на синих бумагах, - смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого. Я знаю много специалистов-цветокорректоров, которые предпочитают во многих случаях делиться дополнительно модифицированными профайлами с сильно форсированной анти-UCA жёлтой краски: холодный рисующий чёрный по тёплому полутону резко поднимает визуальный контраст изображения. За исключением тех нечастых случаев, когда сильная анти-UCA жёлтой краски нарушает целостность изображения (например синиватые тени на темно-коричневом предмете будут «чужими») прием «теплые света – холодные тени» работает отлично. И как мы выяснили – не только визуально и не только на контрасте оттенков но и на контрасте яркостей: измеренная светлота L действительно снижается при форсировании анти-UCA жёлтой краски.
Первое место со светлотой L=10,4 и L=10,7 делят рисованные плашки с TIL=240 один и пять. Пятая – 70-40-30-100 выглядит по оттенку, как и плашка номер 4 – воронье крыло. Однако если мы посмотрим на тоновое отклонение (красную кривую на графике), то заметим, что этот оттенок приближен к оттенку тиражной бумаги: строго-колориметрически выходит, что пятая плашка по оттенку отклоняется от бумаги меньше всех других патчей. По абсолюту она не нейтральна, но баланс в печати мы тоже держим не по абсолюту: на жёлтой бумаге абсолютный баланс будет визуально синить, на синей бумаге – желтить. Небольшое увеличение TIL (240) пятой плашки всего на 10 единиц относительно плашки номер 4 только за счёт голубой краски обоснованно дало уменьшение светлоты.
Плашка под номером 1 – 60-40-40-100 – также справедливо попала на первое место. Она одна из самых низких по светлоте, имеет абсолютный нейтральный баланс (смотрится нейтрально как на синей, так и на жёлтой бумаге), обладает низким TIL=240 что, повторюсь, весьма существенно для технологичности больших раскатов в офсете. Как видно из графика, отнюдь не высокий TIL, а лишь продуманная рецептура, позволила плашке 60-40-40-100 вырваться на первое место по светлоте при высокой степени ахроматичности на разных по оттенку бумагах.
У патчей 1 и 5, вышедших на первое место по черноте, есть только один недостаток: они не могут быть получены в результате привычного цветоделения: очень тёмные и просто тёмные насыщенные цвета неизбежно будут вырождаться при цветоделении профайлом с TIL=240 и ниже, цветовой охват подобных профайлов, если их построить и применить, будет зарезан в тенях. Необходимо-достаточный TIL для полноценного цветового охвата теоретически должен быть 300, хотя на практике можно и на пару десятков меньше: в реальном бою не встречаются высокохроматичные 200% бинары, залитые 100% чёрной краски, типа 100-0-100-100.
Попробую сформулировать некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.
Первое: как мы уже говорили, оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100-процентной чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9 как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.
Второе: жёлтой краски должно быть поменьше, жёлтая – враг суперчёрного, если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет воронье крыло – жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится и динамический диапазон оттиска вырастет. По моему мнению, в глянцевом журнале на контрасте с теплыми телесными оттенками плашка воронье крыло 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.
Третье: TIL не обязательно должен быть высоким. Чем выше TIL и чем больше площадь запечатки с высоким TIL, тем больше печатник сбавит подачу красок, и в результате плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, по нашему тесту вышло, что плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких патчах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. Стоит особо отметить, что разница между TIL=300 и TIL=330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране, в реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной "пластики" и хороших локальных контрастов в глубоких тенях - залипшие и не "глубокие" тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL=400, чудом проскочившая два префлайта - в препрессе и типографии; офсетной ротации с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. Также проверено на тестпринте, что кривая уровней светлоты плашек суперблэк в нашем графике меняется в случае слабого наката чёрной краски при печати с большим отклонением от стандарта (delta L = 5 и более). При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные краски CMY начинают играть бОльшую роль в светлоте суперчёрного, патчи с высоким TIL и низким BIL догоняют и даже опережают патчи-победители нашего теста. Опережают, разумеется, лишь в относительном сравнении, в абсолютном выражении L таких патчей не дотягивает несколько единиц до приведенных на рисунке 1 значений.
Четвёртое: чем больше самой чёрной в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL, равный 100, требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95-98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке трепинг последующих красок хуже чем на 95-98%), чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL не 100, а 95-98. Потому что в нормальной печати контраст между 90 и 95-98 обычно уже присутствует. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, мы можем смело задавать вручную 100% чёрного. Существует мнение, что и на плашке в офсете точка должна быть открыта для увлажнения и плашку желательно задавать не 100, а 95-98%. Я не разделяю эту точку зрения, потому что неоднократно наблюдал паразитные эффекты как на листовых, так и на ротационных машинах, связанные с открытой точкой на большой чёрной плашке. Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка, например, расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного. Во-вторых, если по плашке идет вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95% шрифт часто закатывается краской с краев, эффект называется засаливание. Печатник кладет много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный, мелкие пробельные элементы 2-5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними краска затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках все равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.
Если вернуться к графику, то мы заметим, что рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем рецептуры со 100% чёрной краской.
Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и следовательно повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американская делёжка SWOP 75-68-67-90 заняла всего лишь четвёртое место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также заняла бы предпоследнее место, в тест я её не стал вносить как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру: у одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в темплейте вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100 и PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашел, и натолкнули меня на мысль написать этот текст.
Я упоминал модифицированные профайлы цветоделения и они требуют небольшого комментария: не всегда есть возможность «нарисовать» чёрную плашку напрямую процентами красок, случается необходимость ее поделить вместе с полутоновым изображением. Хорошие профайлы цветоделения, которые можно свободно скачать на сайте European Color Initiative (eci.org), построены, конечно, не в Photoshop, а в специализированной программе от Heidelberg - Color Toolbox (ранее PrintOpen). Эти профайлы универсальные но плохо подходят для специальных задач. Вроде они и для всего и ни для чего конкретно, ни рыба ни мясо, уравниловка. Например, профайлами от eci.org с поздним стартом чёрного очень плохо с точки зрения технологичности и стабильности печати делить ахроматичные и монохромные изображения, особенно в светах. Серый желательно печатать смесью с преобладанием полутонов чёрной краски а не смесью триадных красок без чёрного. С "тяжелым" чёрным обеспечивается одновременно и нейтральность и стабильность, однако профайлы от ECI вообще не добавляют ни процентика чёрной краски даже в абсолютно нейтральные света. Подобная делёжка хороша для телесных оттенков (для телесных будет лучше ещё более поздний старт чёрного, чем у ECI) но крайне плохо для нейтрали, ее становится сложно удержать в печати. Если у читателей есть желание попробовать профайлы цветоделения, колориметрически идентичные профайлам от eci.org, но с дополнительно форсированной анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях, профайлы с тяжелой GCR-генерацией чёрного и противоположные им профайлы со скелетной генерацией, идеальной для телесных, то их можно свободно скачать по адресу: cielab.xyz/profiles/ Каждый профайл снабжен комментарием для цветоделения каких изображений он лучше всего подходит. С некоторыми оговорками, которые также выходят за рамки этой статьи, я выступаю за контекстное цветоделение и практикую его, но ограниченный набор профайлов от ECI не дает возможности полноценно использовать разную генерацию чёрного для разных задач.
В завершение отмечу, что правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая краска печаталась первой, тогда жёлтая ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы колориметрически оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная – кроющая и всегда первая.
Продолжение этой темы - влияние TIL и BIL на локальные контрасты в тенях - читайте здесь.