Офсетный ГОСТ Р ИСО 12647-2 в новой редакции, сезон 2024, обсуждение

технологии, наука и практика
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Офсетный ГОСТ Р ИСО 12647-2 в новой редакции, сезон 2024, обсуждение

Сообщение mihas »

Программа обсуждения комитета 268 на 8 августа 2024. Состоялось.
Программа обсуждения комитета 268 на 8 августа 2024. Состоялось.
• 55.89 КБ • 2257 просмотров
Сегодня на комитете 268 по стандартизации изложил коротко пожелание к ISO 12647-2 2025 года, которое нам возможно удастся реализовать со своей стороны. Пожелание о том, чтобы помимо фильтра M1 с высоким содержанием ультрафиолета, были представлены координаты красок и бумаг за фильтром M0 и фильтром M2 (уровень примерно лампы накаливания по УФ, то есть небольшой, и с отсечкой УФ соответственно). Обосновал я эти пожелания так:

1) Люминесцентные лампы с солями ртути в люминофоре по экологическим соображениям снимаются с производства и в принципе в Европе уже запрещены. Когда офсетный стандарт 2013 года вводил фильтр M1 - главным аргументом было то, что люминесцентные лампы не полностью утилизируют ультрафиолет в люминофоре, давайте воспроизведем этот дефект в измерительном приборе. И жизнь таких ламп близится к концу, то есть главный аргумент за M1 испаряется, как исторический анахронизм, как вредные соли ртути.

2) В ближайшее время в полиграфию войдут светодиодные источники освещения с отличным качеством цветопередачи уровня технологии SunLike, с хорошей имитацией спектра естественного дневного света D50. И светодиоды не содержат УФ-составляющей обычно от слова совсем, разве что только если специально подобное не спроектировать, а проектировать УФ в светодиодах как бы не нужно никому. И фогра уже вовсю изучает осветители будущего "D50noUV like M2, project № 13.009" - светодиодное освещение без УФ-составляющей. Было бы с нашей стороны сегодня не разумно не заметить эти тенденции, скорее всего в ближайшие годы фильтр M2 с отсечкой ультрафиолета будет вполне востребован с новым светодиодным освещением высокого качества цветопередачи уровня технологии SunLike, и наоборот с фильтром M1 "карета вновь превратится в тыкву".

Изображение
Спектр светодиодов по технологии SunLike

Изображение
Высокие индексы качества цветопередачи светодиодов по технологии SunLike

Изображение
Одно из подтверждений игнорирования синюшной фогры 51 на девятом году ее существования
3) Из-за неоправданной синюшности замеров за фильтром M1 в целом профиль цветоделения 2015 года для меловки фогра 51 был проигнорирован отраслью. Отрасль осталась на фогре 39 от 2004 года за фильтром M0. Не хотелось бы еще на протяжении десятилетия игнорировать цветовой профиль меловки по стандарту за единственным фильтром M1. На сегодня в 2024 году проект офсетного ISO все также предлагает анахронизм - замеры за фильтром M1, видимо по инерции. Ни одна программа-профайлер за 11 лет с момента выхода офсетного ISO 2013 года не научилась корректно работать с синюшными данными за фильтром M1, профайлеры воспринимают эти данные просто как синюшные, а не какие-то иные, отчего происходят перекосы в балансе профиля цветоделения, тем сильнее, чем выше уровень GCR.

В принципе я был выслушан внимательно, договорились, что я внесу письменно свои пожелания в проект. Прозвучал интересный вопрос от коллег, не стоит ли включить помимо названных трех фильтров также фильтр M3, ведь красочники рекомендуют поляризационный фильтр. Я подумал, что это вопрос дискуссионный, он не проговаривался в подробностях, но на вскидку мои соображения следующие про поляризационный фильтр M3:

1) Полярик M3 служит для подавления блеска сырого оттиска, так чтобы замеры плотностей не сильно отличались у оттиска сырого и подсохшего. Никаких иных целей, кроме уравнивания денситометрии сырого и сухого оттиска, поляризационный фильтр не преследует. В колориметрию он только вносит ненужный шум, необходимости в построении профиля моментально в течении 1-3 минут по выходу оттиска из печатной машины нет, поэтому не уверен, что кому-то нужны колориметрические замеры за поляризационным фильтром. ISO 13655 регламентирует вычисления степени подавления блеска, но колориметрическими смыслами фильтр M3 не наделяет.

2) Колориметрия часто не согласуется по замерам с денситометрией. Так в денситометрии удобно и практично использовать черную подложку для снижения влияния запечатанного оборота на измеренные плотности. В колориметрии же черная подложка вносит неприемлемую цветовую ошибку по светлоте, и цветовых профилей на черной подложке не строят никогда. Офсетная денситометрия всегда относительная за вычетом бумаги, офсетная колориметрия - всегда абсолютная, с учетом подложки. Примерно те же соображения можно отнести и к полярику: зачем нам в офсетной колориметрии лишние шумы от его использования? Он просто для оперативного контроля и денситометрии.

3) Пантоны прописаны в продуктах Адобы и в рипах не за фильтром M3, а за фильтром с отсечкой УФ M2. Надо понимать, что выбирая в Фотошопе любой пантон, мы выбираем его цвет за фильтром M2, без ультрафиолетового влияния на замер цвета. Скорее всего красочники, вспоминая фильтр M3, говорят все же именно об оперативном денситометрическом контроле по сырому, а не об офсетной колориметрии.

Тем не менее, как я сказал выше, вопрос с M3 я думаю дискуссионный, я никогда не придавал M3 никакого значения за рамками денситометрии оперативного контроля, мне кажется он не слишком важен нам в парадигме смены освещения в ближайшие годы в печатных цехах с неэкологичных люминесцентных ламп, содержащих УФ, на классные светодиоды уровня SunLike или чего-то подобного еще не изобретенного, на светодиоды без УФ-компоненты в световом потоке. Наша основная цель - чтобы FOGRA и ECI.ORG построили новые профили меловки по новому стандарту не только синюшными M1, а скорее M0 и M2 под новые печатные реалии без паразитного ультрафиолета в осветителях, эти реалии не за горами.
Вложения
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Офсетный ГОСТ Р ИСО 12647-2 в новой редакции, сезон 2024, обсуждение

Сообщение mihas »

Предлагаемые изменения в проект офсетного стандарта ISO 12647-2:2025 - добавление фильтров M0 и M2 к имеющемуся M1
Предлагаемые изменения в проект офсетного стандарта ISO 12647-2:2025 - добавление фильтров M0 и M2 к имеющемуся M1
• 364.02 КБ • 1834 просмотра
Есть такое соображение, что теоретически можно попробовать спроектировать светодиод с УФ-составляющей для инициации несколько провальной видимой голубой области LED неким подобием люминофора - рассеивающим стеклом или пластиком на светодиодной лампе. На сколько это продуктивная идея - время покажет. Все-таки свечение в видимой области под воздействием УФ флуоресцентных материалов приходится обычно на синюю область ~440 нм, а не на голубую, где у светодиодов часто некоторый провал в области 480 нм. Тем не менее, держим в голове, и Фогра держит это в голове, что теоретически такое инженерное решение со светодиодами возможно. Как это скажется на противоположной красной области, возможно ли не просто сместить весь диапазон светодиода, но расширить его ультрафиолетовыми, не потеряв в красных? Мне представляется, что проще светофильтр сделать на стекле светодиодной лампы, с максимальным пропусканием голубой области и некоторым подавлением остальных - просто голубой светофильтр, это не сложно, чем городить ультрафиолетовый огород с флуоресценцией рассеивателя в голубой области и неполным подавлением таким "люминфором" УФ-составляющей этого необычного светодиода, и всего-то ради хотелок Иксрайта продавать поактивнее приборы со второй лампочкой УФ (фильтр M1). Но без явно выраженного желания хоть кого-то написать правильную математику расчетов профиля для синих Lab M1.

В проекте ISO 12647-2:2025 указываются уровни флуоресценции для разных бумаг: низкие, умеренные, высокие. Но надо четко понимать, что флуоресценция инициируется ультрафиолетом. Если в источнике освещения ультрафиолета ноль - то и флуоресценция любого материала нулевая. Именно такие источники промышленного полиграфического освещения без ультрафиолета "Like M2" сейчас изучает Фогра, именно на такие LED источники света без УФ-составляющей будут заменены лампы в офсетных цехах в самое ближайшее время. Поэтому я и считаю нужным заранее позаботиться о том, чтобы нам по новой версии стандарта достались после 2025 года лет на 10 вперед новые профили Fogra и ECI.ORG за актуальными времени фильтрами M0 и M2. Чтобы не произошло снова как с фогрой 51 от 2015 года, что отрасль этот профиль M1 игнорирует на протяжении десятилетия и пользуется профилем M0 фогра 39 офсетного стандарта от 2004 года, вразрез и вопреки градационным и колориметрическим нормам ISO 12647-2:2013.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Офсетный ГОСТ Р ИСО 12647-2 в новой редакции, сезон 2024, обсуждение

Сообщение mihas »

В офсетном ГОСТ 2011 года сразу в двух местах – в примечаниях на 9 и 11 страницах – было сказано: "Характеристические кривые печати от A до F должны воспроизводиться соответственно типу бумаги независимо от формы и линиатуры растра".

Это краеугольный камень применения стандартных цветовых профилей цветоделения и стандартных цветопроб. Это самое важное из того, что написано в офсетном ГОСТ, и с моей точки зрения, проект офсетного ИСО 25 года только еще раз этот неписанный в ИСО "фогровский" закон утверждает, вводя полноценный калибровочный раздел.

Я к тому, чтобы читатель нового ГОСТ не пропустил самого главного за нашими рассуждениями о линиатурах и геометрии точки. Разные линиатуры и геометрии - это все хорошо и правильно, но главный закон остается в силе: не взирая на линиатуру, геометрию, состояние печатной машины и фотовывода - регламентированные тонопередающие кривые печати должны соответствовать типам бумаг и не зависеть более ни от чего другого. И новый калибровочный раздел и призван помогать решать эту задачу на разных линиатурах и геометриях.

Эта тема затрагивалась коллегами на прошлом собрании комитета 268, и это очень хорошо!!!

Я просто вспомнил еще раз перед четвергом, что это может быть самое важное в офсетном стандарте. Потому что желающих печатать черти как, и оправдывать это особой формой растровой точки - их пруд пруди, не надо им давать повода таким образом истолковать стандарт, что целевые градационные кривые факультативны, потому что линиатуры там и геометрии упоминаются где-то в тексте. Не надо давать таких иллюзий чтобы побездельничать, ссылаясь на стандарт. Целевые градационные кривые нормативны, и это стоит упоминать может быть под каждым замечанием о том, что линиатура и форма точки влияет на тонопередающую кривую. Влияет, бесспорно, но тут же смотри примечание номер 1: кривые печати должны воспроизводиться соответственно типу бумаги независимо от формы и линиатуры растра. В ГОСТ 2011 года упомянули это правило дважды, мы можем этот закон упомянуть хоть 10 раз в каждом месте, где читатель может истолковать нормативные градационные как-то иначе. И новый калибровочный раздел стандарта читателю в помощь, как обеспечить заданной формы тонопередающую кривую не взирая на линиатуру, геометрию точки и десятки других факторов, влияющих на форму градационных кривых.

Попытки толкования нормативных целевых градационных в офсетном стандарте как факультативных уже явно предпринимались ранее. Логика маргинальных доказательств сводилась к тому, что помимо нормативных градационных кривых по классам бумаг, стандарт ISO содержит упоминание разной формы кривых на разных линиатурах. Стандарт просто иллюстрировал очевидное, что любым линиатурам нужна калибровочная кривая, но поскольку расчета калибровочных кривых в стандарте тогда не было - это все давало повод для спекуляций вокруг якобы факультативности целевых градационных кривых для классов бумаг. Отголоски этой маргинальщины и факультативщины можно прочитать даже сегодня, мол "печатная машина в умелых руках в калибровке не нуждается". Имеет смысл, думаю, предвидеть и предотвращать подобные известные неправильные толкования текста нового офсетного стандарта, и офсетный ГОСТ 2011 года показывает пример, как это эффективно делать.

Стандартоцентричность офсета очень технологична и выгодна, в противовес макетоцентричности флексы. Репропарк, выводящий флексоформы, содержит около 50 дизайнеров для тотальной ручной переработки флексографских макетов. Любой репроцентр, выводящий офсетные пластины, не содержит ни одного дизайнера, не вмешивается в макеты. В офсете правила узаконены стандартами, и их обоюдное соблюдение заказчиком и исполнителем обеспечивает наивысшее качество. Заказчик обеспечивает стандартное цветоделение в стандартные тонопередающие, стандартную колориcтику и стандартный баланс для данного класса бумаги, офсетной типографии остается технологично соблюсти те же кривые, колористику и баланс. Поощряя офсет к мнимой факультативности градационных кривых теми или иными оговорками или недоговоренностями - мы поощряем уход от стандартоцентричности к слабой предсказуемости и поощряем тотальную ручную переработку макетов, которой стандартоцентричный офсет счастливо избегает, в отличие от макетоцентричной флексы. Стандартоцентричный офсет обычно отправляет неопытного дизайнера учиться, макетоцентричная флекса обычно поощрят технологическое безумие в макетах недоучек высокой степенью толерантности к несоблюдению правил. Мне представляется, что нам в стандартоцентричном офсете противопоказана энтропия и беспорядочность макетоцентричных видов печати, ГОСТ и может и должен поощрять технологичную офсетную стандартоцентричность.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Офсетный ГОСТ Р ИСО 12647-2 в новой редакции, сезон 2024, обсуждение

Сообщение mihas »

Говоря о градационных, справедливости ради упомяну, чего в офсетном ISO нет совсем, и чего я так или иначе ждал. Не дождусь конечно, пока изучаем на практике тему вне рамок ISO.

Международный офсетный ISO не учитывает совсем разную светлоту пигментов европейских и азиатских красок. Стандарт регламентирует определенную светлоту и привязывает баланс и градационные именно к таким краскам.

Но, европейские производители красок нарушают зачастую это правило, производя пигменты сильно темнее, а азиатские красочники нарушают офсетный ISO, растирая со связующим пигменты заметно более высокой светлоты, чем предлагаются в офсетном ISO. Причем как правило в триаде только один пигмент из трех вылетает по светлоте за рамки ISO. В ротациях чаще европейский голубой темнее, в китайских красках для листа - часто бывает светлее нормы либо желтая, либо пурпурная краска.

Светлые пигменты лучше, потому что позволяют достигать более высокого цветового охвата, у нас всегда есть черная краска, чтобы светлоту снизить, но всегда не хватает возможности красок, чтобы светлоту поднять на высокой насыщенности. Поэтому азиатские пигменты при умелом использовании ведут к повышенному качеству оттиска, что называется нет худа без добра, тут представляется такой редкий случай, когда отклонение от колориметрических норм стандарта не ведет к снижению качества.

Но у правильной работы со светлыми и темными пигментами вне рамок стандарта есть особенность: для светлого пигмента целевая тонопередающая кривая TVI должна быть пониже, для темного пигмента вне рамок стандарта - целевая повыше. И так обеспечивается правильный хроматический баланс оттиска, не взирая на расхождения между пигментом у Фогры в цветовом профиле и на цветопробе, и у реальных условий печати не идеальными, а реалистичными красками. И правильный хроматический баланс - наш хлеб с маслом. ISO вообще никак не регламентирует работу с колористикой красок, отличных от усредненной нормы координат светлоты, и жаль, конечно, но может через 10 лет дорастут.

Эмпирически я бы основное правило сформулировал примерно так: отклонение цветной триадной краски по светлоте на 3 единицы L выше нормы стандарта должно при калибровке сопровождаться снижением целевой кривой TVI на 2% в 50% полутоне (условно там где ростиск 14 целевой - устанавливаем для заданной секции кривую 12). При отклонении на 3 единицы темнее норм стандарта - целевой ростиск установить при калибровке данной секции на 2% выше (16 вместо 14).

Можем теоретически внести короткий предыдущий абзац в офсетный ГОСТ, азиатские краски на рынке для нас актуальны. У всех есть время и обдумать и проверить на практике.

Это балансовое правило уже пару лет у меня неплохо работает и в ротациях с нарушением светлоты краски в минус, и на листах и азиатских красках с нарушениями светлоты в плюс. Печатникам очень нравится это правило особенно при печати европейских лиц китайскими красками: сложнейший телесный баланс правильного макета выдерживается превосходно.

Еще, очевидно, важно не перекатать светлую краску, потому что для денситометрии высокая светлота означает низкую плотность, и на этой теме сыплется сейчас, в условиях китайских красочных поставок, большинство типографий, плохо знакомых с колориметрией: перекатывают зверски светлую краску по плотности и потом удивляются, отчего общий хроматический баланс свалился в сторону этой краски. Цветную краску катаем по Хроме, а не светлоте, я это с 2016 года доношу до читателей, тогда не ошибемся ни на светлой, ни на темной, отличных от стандарта красках, в реальной работе "в поле", а не в тепличных лабораторных условиях фогровского института.
Ответить

Вернуться в «Офсетная печать»