Градационная или тонопередающая характеристика печати

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Градационная или тонопередающая характеристика печати

Сообщение mihas »

Варианты графического представления градационной характеристики печати с верным обозначением осей по стандарту 12647-1 и их расшифровкой на русском языке
Варианты графического представления градационной характеристики печати с верным обозначением осей по стандарту 12647-1 и их расшифровкой на русском языке
• 52.91 КБ • 3751 просмотр
Русский язык богат. Градационные кривые приращения растровой точки в печати как только не принято называть: растискиванием, тонопередающей характеристикой или тонопередающими кривыми, градационной характеристикой или градационными кривыми. Все это верные и правильные русские названия того графика, что получил в ISO название TVI или Tone Value Increase - видимый относительный прирост, приращение или прибавка на бумаге к значениям площади точек полутонов файла или пластины в результате печатных взаимодействий валиков, цилиндров, да и химии. В формулах и на графиках ISO 12647-1 принято обозначать как ΔA (дельта А) разницу между тонопередающей характеристикой печатной пластины или файла и тонопередающей характеристикой оттиска. Дельта в колориметрии и есть разница или различие. Аббревиатуру A, как одну из осей градационной характеристики ISO 12647-1 также подробно расшифровывает. Во-первых, ISO указывает, что привычное обозначение Dot Gain устарело. Это правда не значит, что устарел его русский перевод - растискивание, тем не менее. Во-вторых, обозначение А в формулах и на графиках стандарт расшифровывает как Apparent - видимый, явный, кажущийся, и также подчеркивает, что в устаревшем варианте А расшифровывалось как Total Dot Area или абсолютная площадь точки. A - процент поверхности, которая кажется покрытой первичным красителем. Все эти сноски в стандарте важны для понимания и русскоязычным полиграфистам для перевода и усвоения всего правильного синонимического ряда названий осей графика, именуемого градационной характеристикой печати.

По горизонтальной оси X на графиках ISO просто градационная шкала с ее обычно линейными значениями. Именно как градационная шкала следует переводить словосочетание многозначных слов Tone и Value, перевод "в лоб" как "значение тона" - крайне неудачен, в русском языке у слова тон значение градация отнюдь не на первом месте, да и вообще тон в колориметрии переводится верно на английский как hue. В русском языке достаточно более верных синонимов для обозначения полутонов на градационной шкале.
Цитата из стандарта 12647-1:2013. Градационная характеристика или Tone Value, денситометрическое приращение в печати или A (Apparent) по шкале вычисляемых значений (3.39). <br />ΔA или TVI (3.40).
Цитата из стандарта 12647-1:2013. Градационная характеристика или Tone Value, денситометрическое приращение в печати или A (Apparent) по шкале вычисляемых значений (3.39).
ΔA или TVI (3.40).
• 141.87 КБ • 3751 просмотр
Кстати англоязычные стандарты не избегают полутонов, обозначая их как mid-tone и half-tone, не будем избегать полутонов и мы - они зачастую гораздо точнее передают то, что мы хотим сказать про градационные или про тонопередающие характеристики, нежели просто тон без приставки полу. Градации полутонового изображения, а не "значения тона" - еще и так правильно звучит перевод Tone Value стандарта на нормальный русский язык.

Нежелательно сокращение словосочетания Tone Value до аббревиатуры из двух заглавных букв: в английском языке TV - это телевидение, поэтому на крупном англоязычном полиграфическом форуме printplanet вы не найдете ни одного вхождения таких словосочетаний, как "телевидение печати" или "печать телевизора", я тоже не буду приводить подобные неприменимые ни к чему английские словосочетания, чтобы поисковики не сочли текст неграмотным бредом и не задвинули его на задворки выдачи англоязычных телепрограмм. В серии стандартов 12647 также отсутствуют вхождения аббревиатуры от слов Tone и Value, переводящейся как телевидение.

Хорошим тоном по стандарту принято обозначать обычно ось градаций просто как X на графиках и ось приращения точки в печати как ΔA или A, в зависимости от того, представляется градационная в относительном виде разницы между градационной кривой оттиска и шкалы отсчета, или представляется в абсолютном виде, когда приращение просуммировано с осью градаций. Во всех формулах и на графиках, денситометрических или колориметрических, расчета градационной характеристики печати стандарт искомое значение приращения обозначает как A или Apparent - то есть то что мы видим дословно, и это, ха-ха, не телевизор, конечно :), а относительная в процентах площадь поверхности, которая производит впечатление, кажется, представляется покрытой первичным красителем (percentage of the surface which Appears to be covered by primary colorant). A - не колориметрическая, а геометрическая величина, и выражена просто в процентах визуально занимаемой растровыми точками площади.

Спутать горизонтальную шкалу градаций полутонового изображения X и вертикальную шкалу визуального приращения площади растровых точек A достаточно проблематично, тем не менее и такие курьезы случаются: шутка про "печатный телевизор" по оси A не случайно родилась.

Формула расчета относительного приращения TVI, ΔA
Изображение
Различие между абсолютным и относительным представлением градационной кривой на графике обычно даже специально как-то не помечают, дотгейн - он и в африке дотгейн, как его не представь: часть денситометров растискивание в 50% точке выдают как 14, другая часть - как 64. Причем никаких там пометок, что в первом случае величина растикивания или приращения площади точки относительная, а во втором - абсолютная, обычно и не делается. Тем не менее, когда нам явно надо семантически отделить друг от друга такие графики, как на верхнем рисунке - слово абсолютный и слово относительный прекрасно сочетаются что с Dot Gain, что с TVI. Как между абсолютной и относительной колориметрией и денситометрией разница в учете бумаги, ее сложения с краской или ее вычитание из краски, так и в относительных и абсолютных графиках приращения растровой точки разница лишь в том, суммируется градационная шкала со значением приращения или нет. Приращение так и остается приращением и вместе обе оси - градационная X и приращение A или ΔA - образуют график градационной характеристики печати или график тонопередающей характеристики печати. Где ΔA или A по вертикальной оси показывает, какого именно типа наш график, относительного или абсолютного представления приращения точки.

Офсетчики любят в своей работе контрастные графики с ΔA по вертикальной оси: такие графики тонопередачи наиболее чуткие к малейшим отклонениям и позволяют масштабировать вертикальную ось ΔA для наиболее надежного контрастного представления малейших отклонений. Флексовики предпочитают градационную характеристику изучать на графике с A или Apparent по вертикальной оси: так называемую "полочку" в светах флексы или диапазон полутонов, которые сливаются в одинаковое значение в высоких светах (такова особенность именно флексопечати) гораздо удобнее учитывать на абсолютном графике приращений. Плюс приращения во флексе повыше обычно, чем в офсете, поэтому выглядят и на абсолютном графике достаточно контрастно и "выпукло".

Полиграфические колориметрические вычисления зачастую требуют перехода от абсолютных единиц приращения точки к относительным, и обратно. Типографские рипы могут потребовать от нас как относительных, так и абсолютных данных по растискиванию или по величине точки на пластине. Поэтому всегда нужно быть готовым просуммировать относительное приращение с градационной шкалой X или наоборот из абсолютного приращения вычесть градационную шкалу. Примеры вычислений калибровочных кривых в несколько уточняющих итераций с использованием как относительных, так и абсолютных единиц приращения к точке, и переходов между ними, вы найдете по ссылке.

Для обсуждаемых нами колориметрических и денситометрических единиц приращения формулы в формате Excel можно скачать по ссылкам: тут для денситометрического Dot Gain или растискивания, и тут для колориметрического TVI. И то и другое просуммировать с градациями шкалы X вы сможете сами при необходимости абсолютного представления, или вычесть из абсолютных значений приращения градационную шкалу, чтобы получить дельту А, или относительное представление приращения точки в печати.

Табличные данные для последней иллюстрации, построенной с учетом градационной шкалы X и без учета (второй вариант ошибочен, но встречается). Первая строка таблицы - горизонтальная ось X или градационная шкала, вторая строка таблицы - вертикальная ось ΔA или относительное приращение, TVI.
02357101520253040506070758085909598100
00.851.272.12.924.126.047.849.4810.9413.2614.614.7713.5912.4310.868.856.393.451.450
При калибровке важно и семантически и математически не путать оси графика тонопередающей характеристики. По горизонтальной оси у нас одни единицы - линейная шкала, по вертикальной оси - другие и нелинейные единицы - приращения к точке в том или ином (не важно абсолютном или относительном) виде. Нельзя просто посчитать разницу между целевым и измеренным значением приращения на одной оси (вертикальной) и в лоб применить эту разницу к другой оси - оси градаций (горизонтальной)! Эту ошибку новички часто допускают, и это именно ошибка. Неверное, неканоническое обозначение осей также может провоцировать эту ошибку. Правильно нам надо найти при каких значениях X мы получаем одинаковое приращение целевых и измеренных данных и брать разницу между этими X для калибровки, на этом принципе работают правильные расчеты калибровочной кривой во всех рипах и программах, в том числе и в недорогих и первый год вообще бесплатных программах на этом сайте (второй скриншот).
Вложения
Графики TVI или ΔA на линейной и нелинейной оси градаций X по одним и тем же данным. Рекомендую всегда строить графики по линейной оси, то есть явно указывая значения для шкалы X при построении
Графики TVI или ΔA на линейной и нелинейной оси градаций X по одним и тем же данным. Рекомендую всегда строить графики по линейной оси, то есть явно указывая значения для шкалы X при построении
• 24.52 КБ • 3751 просмотр
Пример графического представления градационной характеристики офсетной печати TVI, созданного спектральным калькулятором при калибровке. Зеленым отмечена область допусков по стандарту для данной бумаги.
Пример графического представления градационной характеристики офсетной печати TVI, созданного спектральным калькулятором при калибровке. Зеленым отмечена область допусков по стандарту для данной бумаги.
• 190.02 КБ • 3751 просмотр
Пример построения калибровочной кривой (зеленым) на основе посчитанных из спектров данных о приращении точки в печати (синим) и целевых значений стандарта (красным)
Пример построения калибровочной кривой (зеленым) на основе посчитанных из спектров данных о приращении точки в печати (синим) и целевых значений стандарта (красным)
• 42.35 КБ • 3751 просмотр
Цитата из стандарта 12647-1:2004. Градационная характеристика или Tone Value, денситометрическое приращение в печати или A (Apparent) по шкале вычисляемых значений (3.47). <br />ΔA или TVI (3.48).
Цитата из стандарта 12647-1:2004. Градационная характеристика или Tone Value, денситометрическое приращение в печати или A (Apparent) по шкале вычисляемых значений (3.47).
ΔA или TVI (3.48).
• 109.99 КБ • 3751 просмотр
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Градационная или тонопередающая характеристика печати

Сообщение mihas »

Дополнительную информацию по внесению данных калибровочной кривой в тот или иной рип можно почерпнуть в этой новой теме.
Допуски на отклонение от градационной и тонопередающей кривой в разных версиях офсетного стандарта представлены в этом топике
Изображение
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»