Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 6:22, Чт, 23 май 2019

Часовой пояс: UTC+03:00


Новые
ответы
в темах:



Начать новую тему  Ответить на тему  [ 3 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 2:08, Пт, 22 фев 2019 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 872
Откуда: Москва
Комментарий к файлу: Координаты цветности CIE xy: проекция или локус источника D (дневной свет) и абсолютно черного тела или Plank's Blackbody. Мониторы проектируют по синей оси D, лампа накаливания расположена на красной оси АЧТ.
[ attachment ]
Lokus_xy_D_and_Blackbody.png [ 31.76 КБ | 389 просмотров ]
Если коротко - спектр ламп накаливания или иллюминанта А техногенный, температура на тысячу градусов ниже минимально-возможной при спектре дневного света, поэтому адаптации к разогретой спирали не происходит, мы не видим белое белым, мы все равно видим, что адаптирующий источник света оранжевый. Эволюция не наделила нас адаптацией к разогретой до 2856К спирали, глазу подавай минимум 4000К и не техногенного, а живого дневного света (много написано по ссылке на тему наилучшего просмотра изображений под естественным дневным светом). Глаз за миллионы лет эволюции сформировался при естественном дневном свете, никаких техногенных спектров, разогретых спиралей, люминофоров и светодиодов. Нужны огромные яркости, сборки из 100 ламп накаливания по 150 ватт, чтобы заставить мозг поверить, что источник А белого, а не оранжевого оттенка. Отсюда начинаются танцы с бубном вроде "правила" +600К, +800К, +1000К - что типа если при такой ужасной адаптации на мониторе прибавить температуру на шестьсот-тысячу (проще говоря - вывести монитор на нижнюю границу рабочего диапазона температур дневного света в 4000К) то типа все ок. Не ок. Вначале создаем себе неприятности, занавешивая окно и задействуя техногенный спектр, к которому не наступает нормальная хроматическая адаптация, потом придумываем якобы "правила" калибровки. Сейчас пасмурный день, у меня окно огромное, я сижу перед монитором у окна и радуюсь на сколько же на нем белое все белое и серое нейтральное и не имеет оттенков. Температура профиля около 6000К. У меня этих профилей много с шагом 100К
Комментарий к файлу: Список профилей моего домашнего монитора, чтобы не быть голословным
[ attachment ]
DisplayProfile_my_ASUS_PA246_.png [ 31.76 КБ | 384 просмотра ]
но практически переключать редко требуется. А еще я к окну подхожу посмотреть на цветопробу и оттиск, если хочу досконально уловить мельчайшие оттенки, прекрасных ламп-имитаторов дневного света с почти стопроцентными индексами мне не достаточно, чтобы быть на 100% уверенным в увиденном.

Вот моя картина мира. Мне не выгодно калибровать мониторы менее 4 штук за выезд, расценки у всех демпинговые и я поясню ниже, откуда они такие низкие. Тем не менее когда случается помимо офсетной машины настроить еще пару типографских мониторов заодно - все делаю по уму, несколько профилей под разные температуры дневного света, как себе, у меня профилей с десяток дома, клиентам тоже делаю 3-4, особо требовательным 5-6. Как было отмечено - идеальный дневной свет немного меняется от времени дня по температуре, это надо просто учитывать. Так меня учил Андрей Френкель на семинаре в Август-Борге, так правильно. И при нынешних расценках не выгодно, 5 профилей монитора построить в 5 раз дольше, чем один. И тут на рынок калибровки приходит питерский блогер и заявляет: достаточно одного профиля, оградите просмотровое место от идеального для адаптации натурального, проверенного эволюцией, дневного света и включите неэкономичную техногенную оранжевую лампу накаливания. Она всегда дает одну температуру, не меняется от времени суток, времени года и климатических условий, мне работы впятеро меньше, а денег вы заплатите за 1 профиль как за правильную калибровку при идеальном для адаптации естественном дневном свете из окна из ~5 профилей. Экономическая эффективность налицо, конкуренты думают - а мы чем хуже? Тоже будем продвигать идею про лампу накаливания, калибровка в 4 раза короче, заказчики ни хрена не понимают, что к ужасному техногенному спектру лампы накаливания даже адаптации нет нормальной. В итоге, вместо того, чтобы просвещать заказчика и делать все по уму как себе под любой дневной свет - гонят фуфло с лампами накаливания, быстро, выгодно, обман конечно, но заказчики ж не докопаются, что обман, и сидят как дураки, простите, днем с огнем и наглухо зашторенными окнами, даже жалко их. И сам питерский блогер, родоначальник обмана, использует эту мошенническую схему с адаптирующими лампами накаливания при калибровке, один профиль, вместо трех-шести как положено.
Комментарий к файлу: Пример работы функции оценки качества цветопередачи источников света в спектральном калькуляторе (кнопка IES)
[ attachment ]
Spectralcalc_CRI_CQS_IES.png [ 187.83 КБ | 355 просмотров ]
И вместо того, чтобы комфортно работать при идеальном для зрения натуральном источнике D, проверенном миллионами лет эволюции - задергиваем намертво шторы и включаем неэкономичную оранжевую лампу накаливания. Ужасно, зато калибровщик строит всего 1 профиль и побеждает в конкурентной борьбе тех, кто честно в несколько раз дольше строит для идеальной работы от 3 до 6, иногда до 10 профилей под все температуры дневного света и еще и под оттенки бумаги, если речь идет о полиграфии или фотографии на бумаге.

Даже производители мониторов проектируют локус (проекцию xy) белого при разных температурах по дневному свету, а не по планковскому черному телу (АЧТ): локусы АЧТ и источника D проходят рядом в проекции xy, но не совпадают (первый рисунок справа). То есть оттенок от зеленого к красному в белой точке или tint так же выглядит неверно при калибровка под источником А (с крайне незначительными оговорками источник А можно приравнять к АЧТ - разница до смешного мала, лампа накаливания идеально сидит на локусе АЧТ, а не на локусе источника D, под который проектируются мониторы). И ни одна программа калибровки не позволяет без затей сдвинуть tint под лампу накаливания - посчитать позволяет только эта программа XYZ при tint не равном нулю (расстояние между синей и красной кривыми на схеме и есть tint, цветовая температура или CCT двигается вдоль оси, и ничего, кроме цветовой температуры, обычный калибровщик под лампу накаливания не меняет, tint остается нулевым, на чужой кривой цветности, программы калибровки как правило, крайне плохо реагируют на смещение XYZ белого по tint, оно часто не предусмотрено в их математике),
Комментарий к файлу: Ухудшение качества хроматической адаптации глаза при снижении температуры от 5000К до 1000К
[ attachment ]
CHAD_primer_1000K.png [ 27.29 КБ | 327 просмотров ]
но питерский блогер и последователи его молодой "секты ламп накаливания" не усложняют себе задачу подобными сложными вычислениями: монитор и его цветовой профиль "сидит" на синей кривой верхнего графика, а адаптирующее освещение источником А - на красной.

По поводу высокого CRI ламп накаливания. Я же запрограммировал (по ссылке просто нажмите кнопку IES) все самые важные методики оценки качества цветопередачи осветителей: CRI (Color Rendering Index), CQS (Color Quality Scale от NIST - National Institute of Standards and Technology) и IES TM-30-15 (Method for Evaluating Light Source Color Rendition от IES - Illuminating Engineering Society). Тут немного подробностей. Во всех методиках АЧТ или планковское черное тело вступает в действие только на низких температурах просто за неимением другого ориентира или референса, ну не бывает дневного света с температурой ниже 4000К, а тестировать как-то надо. На всех нормальных температурах во всех методиках референсом (наилучшим образцом для сравнения) выступает натуральный дневной свет. А Plank's Blackbody и лампа накаливания - это физически почти одно и то же, различия мизерны, поэтому и получаем при сравнении их друг с другом стопроцентные индексы. И у более холодной спирали в 1000К будет безупречный стопроцентный индекс, а цвет тем не менее неприемлемо неправильный (в спектральном калькуляторе выберите иллюминант Plank's Blackbody и посчитайте "цвет" при температуре в 1000К - вы здорово удивитесь). Методика CRI кривая, а не свет хороший с 2865K разогретой спирали. Я думаю еще доживу до того дня, когда методики оценки это учтут, пока тупо в лоб за неимением достойного образца для сравнения ниже 4000K берется АЧТ. Я не спорю, что АЧТ совершенно базовая научная вещь и основана на главнейших законах физики, на незыблемых константах Планка и Бользмана, но кто сказал что эволюция научила нас нормально адаптироваться к виртуальной физической абстракции Plank's Blackbody? Никто не говорил. А тем не менее методики берут АЧТ как идеальный образец адаптации для всего что ниже 4000K, чистейший волюнтаризм, просто взять более нечего из реального мира а не мира абстракций.

Да что там доживу - уже методика CQS штрафует во многих версиях все, что ниже 4000К, в некоторых версиях под раздачу попадает даже D50, как слишком низкая температура в 5003К, подайте 5500K минимум! Иными словами, не найдя более достойного образца, чем АЧТ, продвинутая современная методика все равно штрафует лампы накаливания и иже с ними просто потому, что нормальной цветопередачи все равно нет и никто не знает, как правильно должно работать зрение при таких низких температурах, не предусмотренных эволюцией. Как-то работает, но не лампа накаливания является безупречным образцом хромадаптации, что CQS и признает. А CQS - куда как надежнее и продвинутее, чем примитивный устаревший CRI.

О том как удобно наглядно с визуализацией и с первого раза найти белую точку монитора со сдвинутым tint в одной моей программке я писал как-то в 2017 году по ссылке.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17:02, Пт, 05 апр 2019 
Не в сети

Зарегистрирован: 11:37, Вт, 21 ноя 2017
Сообщения: 14
Здравствуйте mihas!

Уточните, пожалуйста:
1) как может пользователь, даже имея несколько профайлов монитора, построенных для разных вариантов дневного света, "включать" нужный? Только пользуясь визуальной оценкой погоды и времени дня за окном? Без спектрофотометра это потребует и профессионализма, и опыта.
2) так ли критично калибровать монитор и заниматься цветокоррекцией только при свете лампы накаливания? Во всяком случае, имеется более-менее постоянное освещение. Кроме того, можно предположить, что требования к качеству цветокоррекции у людей, занимающихся этим дома (и чаще всего - для себя) могут быть ниже, чем в дизайн-студии, издательстве, типографии.
3) при низкой цветовой температуре, если я правильно понимаю, и цветовое зрение человека ухудшается. Субъективно, в вечернее время, в метро, в условиях плохого освещения различать цвета не так уж и важно. Качественно напечатанное изображение или хорошо откорректированная картинка на экране в вечернее время, или при освещении лампами накаливания - скорее "домысливаются", чем оцениваются по богатству оттенков.

Насчет солнечного света для оценки изображения... Меня знакомый художник уверял, что единственное подходящее время для рисования - днем, при естественном освещении. Это хорошо согласуется с Вашими мыслями.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 2:01, Пт, 12 апр 2019 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 872
Откуда: Москва
1) На самом деле оценка белой и серой точки на мониторе глазом точнее, чем спектрофотометром. Не шутка. Именно на глаз и переключаем профили с той температурой, при которой в данных условиях освещения мы видим белое белым а серое серым (не желтым, синим, и тем более не зеленым). Я знаю точно индексы CQS и температуру моих ламп 950 в офисе, тем не менее по окончании калибровки цветокорректоры на глаз решают, на каком варианте остановиться: кому кажется более нейтральной температура 5200 а кому 5250 - никакой универсальной формулы (и никакого "правила" в шадринской терминологии) нет, по которой это ощущение нейтрали на конкретном экране можно было бы согласовать с температурой окружения 4980К и Fidelity Index качества цветопередачи ламп 97-98.
2) Глаз адаптируется на координаты цветности доминирующей белой точки, глаз не адаптируется ни на спектр, ни на CRI. Поэтому в принципе не очень важно, будет CRI лампочки 80 или 100. Пока мы просто работаем за монитором и в поле зрения не появились твердые физические образцы цвета - фотографии на бумаге, цветопробы и так далее. Как только мы начинаем сравнивать образцы с экраном - требования к освещению резко возрастают: температура не ниже 5000К, Fidelity Index или CRI не менее 95. Калибровка монитора и сравнение его с твердыми образцами при естественном дневном свете полностью корректна. Калибровка монитора под спектром ламп накаливания или источником А позволяет как-то работать с цветом на экране, но не позволяет корректно уравнивать цветопробу, фотографию, любой твердый образец цвета на экран. А цвет фотографий, посчитанных под источник А - весьма специфическая штука, вы эти фотки при дневном свете вообще не узнаете.
3) Нормальные колористы скорее ждут появления в быту доступных светодиодов SunLight (неплохая попытка сымитировать естественный солнечный свет в атмосфере), нежели опираются на плохой техногенный спектр ламп накаливания.
С художником я согласен, я реально на практике попал один раз на чудовищную цветовую ошибку с дельтой Е эдак под десятку, когда один раз заказывал смешение малярной краски по образцу под ненадлежащим источником света. Цветовая ошибка с дельтой 10 и для живописных красок может быть критична. Художественные музеи очень внимательно относятся к качеству освещения. Посмотрите в Третьяковке, как освещен Пушкин работы Кипренского: не иначе как идеальный имитатор источника D от Solux использовали в подсветке, фантастически красиво и естественно выглядит цвет на картине.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 3 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

cron
© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 4964616 | Всего за день - 113 | Уникальных сегодня - 37, вчера - 300, позавчера - 265