Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Результат вычисления SCTV на графике
Результат вычисления SCTV на графике
• 38.35 КБ • 10734 просмотра
Так полюбившиеся офсетчикам TVI или Tone Value Increase к сожалению плохо работают со смесевыми спотовыми красками. Поэтому в международном стандарте 20654:2017 Graphic technology — Measurement and calculation of spot colour tone value были предложены формулы, по которым в координатах CIE XYZ отсчитывают отклонения полутонов от линейности для любых красок, не только триадных, но и спотовых. Сразу отметим - стандарт не указывает, приводить ли SCTV к линейному виду, либо придумывать некие нелинейные целевые кривые SCTV. Формулы расчета спотовой равноконтрастной градационной метрики SCTV были продуцированы таким образом, что кривая А офсетного стандарта 12647-2:2013 в координатах SCTV выглядит достаточно линейной для красок CMY. Любопытно так же, что линейная функция SCTV для черной краски похожа скорее на кривую E. Таким образом калибровка по SCTV красок CMYK по результату близко совпадает со стандартом 12647-2:2013, тогда как калибровка черной краски резко отличается. Стандарт 12647-2:2013 справедливо критиковали за то, что в нем кривую TVI для черной приравняли к цветным, с линейных пластин при правильном накате по светлоте на практике кривая TVI черной краски выше, и равноконтрастная градационная метрика SCTV это противоречие стандарта 12647-2:2013 с практикой наглядно проявляет.
Таким образом мы имеем дело с новой математикой калибровки печати с линейными целевыми, которая работает не только с триадными, но главное со спотовыми красками, и при этом сохраняет традиции и учитывает типичное приращение полутонов в офсете на мелованной бумаге (на офсетке все плохо). Стоит упомянуть также, что расчеты SCTV привязаны к белой точке D50 2° из ASTM E308-01 и его реплике в международном стандарте 13655:2009. Именно такая белая точка стандартизирована International Color Consortium или ICC как опорная для пространства общения между цветовыми профилями - Profile Connection Space или PCS. Очевидно, что для калибровки оттиска в условиях просмотра, отличных от D50, теоретически можно использовать другие иллюминанты, хотя стандарт 20654:2017 этого и не предполагает. Просто все данные, участвующие в расчетах, в первую очередь отдельно конфигурируются по D50, и ничто собственно не мешает нам отсетить их на другую белую точку.
Приглядитесь к графикам SCTV и TVI для одних и тех же данных в файле: создатели формул расчета Spot Colour Tone Value явно ориентировались на целевую А TVI международного офсетного стандарта 2013 года.
Помимо представленного XLS вычисление SCTV работает так же и в спектральном калькуляторе, данные по SCTV выводятся в таблицы наряду с DotGain и TVI.
В свободном доступе online-расчеты по равноконтрастной градационной метрике SCTV можно произвести по ссылке: Perceptual Uniformity Tone Value calc • SCTV & CIE ΔE
Вложения
Формулы вычисления SCTV: цитата из стандарта 20654:2017
Формулы вычисления SCTV: цитата из стандарта 20654:2017
• 82.03 КБ • 10734 просмотра
Исправление к формуле SCTV 2018 года
Исправление к формуле SCTV 2018 года
• 378.88 КБ • 9693 просмотра
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Калибровка по SCTV - фактически назначение цвету в профиле новых значений TV - полутонов красок.
Можете сверить сами данные с примером из XLS в предыдущем посте:
CyanTVIzSCTV
1000100
68.8415.4368.84
38.216.1738.2
17.2510.8117.25
8.654.778.65
000
MagentaTVISCTV
1000100
71.3111.2171.31
38.6314.2538.63
18.799.4218.79
9.065.49.06
000
YellowTVISCTV
1000100
71.213.5671.2
36.9116.5936.91
17.810.2817.8
7.965.347.96
000
BlackTVISCTV
1000100
67.8922.8267.89
39.7628.5539.76
20.1820.920.18
10.0412.4510.04
000
Вложения
Разница между калибровочной кривой по данным TVI и кривой SCTV
Разница между калибровочной кривой по данным TVI и кривой SCTV
• 86.24 КБ • 10695 просмотров
идеальный линейный результат калибровки по SCTV на графике TVI
идеальный линейный результат калибровки по SCTV на графике TVI
• 174.31 КБ • 10695 просмотров
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Попробовал прикинуть нелинейную целевую кривую в координатах SCTV относительно целевой кривой А(16) стандарта ISO 12647-2:2013.
Целевые SCTV изменяются при отличии красок и подложек при равенстве TVI.
То есть разные краски на разной подложке, например фогра 51 и фогра 52, приведенные к одинаковой TVI CurvA(16) стандарта, имеют немного разные SCTV.
Методика SCTV интересная конечно, но не коррелирует с TVI и DotGain так чтобы не вылетать из баланса в триадной печати. Но в спотовой - в принципе лучше чем ничего, если тоновая кривая известной спотовой краски будет всегда калиброваться по единому алгоритму: так мы обеспечим стабильность и для полутоновых спотов. Мы научились загонять триадные краски в предсказуемый идеал - в принципе и с предсказуемостью спотов можно справиться.
В табличке разные краски Фогры 51 и Фогры 52 дают разные SCTV при приведении TVI к одинаковому виду CurvA(16) с помощью умного сглаживания:
ToneValueA_51_SCTVA_52_SCTVTVI_both
1001001000
9898.7399.031.48
9596.5897.273.52
9092.6793.716.5
8588.3489.569
8083.5384.9711.04
7578.3980.0612.69
7073.0274.9513.99
6062.2564.4415.59
5556.9159.1415.94
5051.5953.8216.01
4041.0843.1315.3
3030.6732.4413.5
2525.4927.112.16
2020.3721.7510.49
1515.2416.398.47
1010.1310.986.08
77.017.724.44
54.945.533.27
32.93.322.02
21.882.221.36
0000
Для тех кто любит цифры - во вложении полные результаты приведения двух печатей на разной бумаге - мелованной и офсетной - к одинаковой кривой TVI - Curv A(16) из ISO 12647_2:2013.
Вложения
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Отличается результат калибровки по SCTV не сильно от привычных офсетных TVI на мелованной бумаге, и создатели формул SCTV целились приблизительно во что-то близкое к нативному растискиванию для линейных пластин.
TVI фогры 39 или 51 или любой другой привязаны к производству, а не к равномерности восприятия!-) Хотя нам повезло, что к равномерности так ближе, если бы растискивания не было - его бы следовало выдумать!-) Не помню кто сказал, наверное Sabos.
Здесь сам метод крайне любопытен тем, что уже дает на выходе нужный процент точки, крайне любопытно!
То есть имели некий цвет для полутона 40. SCTV нам говорит что для этого цвета идеален полутон 39. Заменяем 40 на 39 в файле - получаем идеально линейный SCTV. Но помним это эта линейность так же умозрительная и ни к какому восприятию отношения не имеет. Но поддерживать печать спотами хоть в том же гексахроме в одинаково стабильном предсказуемом состоянии методика удобно позволяет.
Тут важно, что научная полиграфическая мысль лет за 20 пришла все же однозначно к пониманию, что наша задача калибровать процесс по оттиску. Потому что раньше достаточным условием считались всего навсего линейные пластины, и до сих пор можно найти отсталые типографии у которых из калибровки только линейные пластины и на оттиске абы что не подчиняющееся никакими правилам. То есть теперь и стандарт для спотов говорит однозначно: не важно повторять из года в год одни и те же пластины, важно чтобы на оттиске был предсказуемый результат и пластины лишь удобный инструмент для достижения нужного результата. Так что SCTV просто напрямую говорит что экспонировать на пластину, сам по себе сложен в расчетах, сложнее чем TVI, зато не требует сложных расчетов к поправке пластины на основе TVI - SCTV сам уже такая поправка.

Авторы SCTV использовали в логике такой необычный посыл: "лабы линейны но не интуитивны, XYZ интуитивны, но не линейны".
И придумали некие единицы VxVyVz как помесь ежа с ужом, лабов со стимулами. Сумели они в них объединить линейность лаб и интуитивность XYZ? Сумели добиться нативного баланса? Лежит ли в основе их математики что-то большее чем просто манипуляции с цифрами? Я не знаю ответа на эти вопросы, я как и вы вижу впервые результаты линеаризации по SCTV. Презентации вижу, не вижу за расчетами научной основы, какой-то привязки к Perceptual Uniformity. Подозрение что просто поманипулировали в Excel c числами. Как мне видится нативного нейтрального баланса триадных модель не может добиться и не пытается (что бы ни писали), но поскольку для спотов такой баланс и не нужен в целом - то поставленную задачу равноконтрастности восприятия человеком тоновой кривой любой краски модель SCTV решает.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Во все мои программы и в Excel из первого поста сегодня внесены косметические изменения стандарта от 2018 года:
941/108 заменено на 841/108. Изменение касается косметически только самого края тонового диапазона, поэтому не несет революционного характера, тем не менее позднейшие исправления стандарта важны.
Спасибо за подсказку про исправление стандарта от 2018 года консультанту по управлению цветом из Стамбула и участнику рассылки ECI - Refik Telhan. Приятно, что англоязычные колористы тоже читают внимательно с переводчиком мои обзоры и обращают внимание на детали.

Некоторые общие сведения об SCTV на русском языке вы найдете в статье Максима Синяка на его домашней странице.
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Spot Colour Tone Value (SCTV) - калибровка печати любыми красками по стандарту 20654:2017

Сообщение mihas »

Изображение
Спотовая равноконтрастная градационная метрика SCTV нашла применение в качестве одного из четырех предлагаемых вариантов калибровки офсета в проекте офсетного стандарта 12647-2 от 2024 года. Просто из названия метрики убрали Spot, и осталась равноконтрастная градационная метрика CTV. Но вот незадача, благодаря нелинейным табличным коэффициентам целевых кривых для каждой краски предлагаемого ISO 12647-2, равноконтрастность или Perceptual Uniformity оригинального линейного CTV приводится к привычному виду неравноконтрастных техногенных целевых TVI и dot gain. С одной стороны это хорошо для сохранения полиграфических традиций, с другой стороны понимаем, что чуда равноконтрастности по восприятию в калибровку триадного офсета вместе с CTV не пришло. Больше подробностей по свежей ссылке.

В продолжение темы - сделал калибровочные кривые CTV под фогру 39, кривые AB, фогру 51.

Равноконтрастная градационная метрика CTV подробно описывается в статье для Publish "Стандарт грядущий калибровку нам готовит" о новшествах офсетного ISO 12647-2 и ГОСТ в стадии обсуждения и согласования в 2024 году.

Изображение
Изображение
Удивительно и необычно, но стандарт 20654 действительно не сообщает, в каких единицах рассчитываются данные по SCTV, что на выходе из формул. Это приводит к неверным толкованиям. Больше подробностей о том, почему работа по SCTV вовсе не "сводится к обеспечению линейной передачи полутонов по всему динамическому диапазону градационной шкалы (Максим Синяк)", почему на выходе из формул SCTV калибровочная кривая для пластин (или цифровых файлов), а вовсе не приращение полутонов и не аналог TVI, можно прочитать по ссылке.

Насколько сходится гладкость и плавность калибровочных кривых при традиционных расчетах по данным TVI и при расчетах по метрике SCTV рассказано с графиками по ссылке.

Экспериментальный профиль с линейными SCTV для лучшего понимания этой равноконтрастной градационной метрики.

Простая инструкция по практическому применению SCTV к полутонам спотовых красок (пантонов).

Обсуждение с комитетом 268 по разработке полиграфических ГОСТов дельты ΔCTV в проекте офсетного стандарта 12647-2.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»