Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 18:01, Вт, 22 авг 2017
Темы без ответов | Активные темы


Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 27 сообщений ]  На страницу 1 2 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16:31, Чт, 22 мар 2012 
Не в сети

Зарегистрирован: 20:23, Вс, 11 мар 2012
Сообщения: 12
Какие нормы денситометрической плотности красок должны быть в соответствии с ISO?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20:29, Сб, 24 мар 2012 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
ISO 12647 ни в одной из своих частей не регламентирует денситометрические плотности поскольку для каждой марки краски они отличаются и ничего не говорят о цвете. В этом международном стандарте, иногда так же именуемом "евростандартом", регламентируются цветовые координаты Lab и допустимые отклонения от них (delta E) по каждой краске. Ниже приведены цветовые координаты из 2 части стандарта ISO 12647 для офсетных красок и бумаг и допуски на отклонение от них.

Изображение

Изображение

Российский стандарт для офсетной печати ГОСТ Р 54766-2011 так же не регламентирует денситометрические плотности, но тщательно копирует цветовые координаты красок Lab на разных типах бумаг и допуски к ним по delta E из международного стандарта ISO 12647-2. Разница плотностей или delta D не может применяться как величина, регламентирующая цветовое отклонение, поскольку плотность не коррелируется с цветом и подходит лишь для определения толщины неопределенной по цвету краски. Однако определить денситометрические плотности для разных красок и бумаг для оперативного контроля при печати можно и нужно: плотность для конкретной пары краска/бумага замеряется на разных накатах и фиксируется та, где цветовое отклонение от стандарта минимально. Простого денситометра не достаточно для такого анализа, нужен спектрофотометр. Но еще раз повторю: для разных марок красок и бумаг определенные таким образом денситометрические плотности будут разными :!: Поэтому их нельзя стандартизировать, таких наборов цифр для разных пар бумага-краска может быть бессчетное количество. Крайне невежественно задавать четыре цифры плотностей CMYK одновременно для различных типов бумаг и марок красок и называть этот волюнтаризм внутренним стандартом типографии (еще совсем недавно такой тихий ужас имел место быть). Не следует забывать и о градационных характеристиках: градационные часто требуют коррекции на фотовыводе исходя из определенных колориметрическим методом неколориметрических плотностей. Определять плотность по градационной характеристике печатной машины без учета колористики красок на заданной бумаге крайне непрофессионально. Так частенько делалось в недавние времена наплевательского отношения к стандартам офсетной печати, но сегодня это полный нонсенс. Также непрофессионально задачу системной коррекции градационных сваливать с технолога на печатника: изменение растискивания не с помошью компенсационных кривых на пластинах, а с помощью изменения толщины наката краски печатником возможно, но ведет к отклонениям от определенных стандартом колориметрических норм.

На рисунке показано как определяется необходимая плотность: здесь красные точки - колориметрические (не денситометрические) замеры координат ab (горизонталь и вертикаль на графике) пурпурной краски Huber Rollotherm на разной толщине наката (от толщины наката с оптической плотностью D=0,6 слева внизу до D=2,0 справа вверху) на мелованной бумаге класса MWC (тип 1-2 по стандарту). Выбирается тот накат, который наиболее близок к целевой координате из таблицы международного стандарта ISO 12647-2 пурпурной краски на заданном типе бумаги (на рисунке это большой кружок - координата плюс допуск на отклонение). На рисунке хорошо заметно, что офсетная краска Huber Rollotherm с маленьким цветовым охватом ни на каком накате не укладывается в допуск стандарта - ни одна красная точка и воображаемая линия тренда между ними не проходит через большой кружок. Краска (вся триада, не только приведенная на рисунке Magenta) имеет маленький цветовой охват, его объем, если уж вдаваться в подробности, составляет всего лишь 65% от объема охвата профиля ISOcoated_v2_eci.icc (fogra39), причем даже на пределах максимально возможного по толщине наката на всех секциях.
Так же при определении оптимальной для пары краска/бумага толщины краскослоя (или плотности) кроме цветовых ab учитывается третья координата светлоты L (не показана на графике: кружок целевой координаты с допуском на самом деле шарик в трехмерном пространстве Lab). Для мадженты светлота не показательна а вот с желтой краской частенько бывает так, что на большом накате она вписывается в допуск по ab-координатам но проходит далеко мимо в третей плоскости L: очень часто бывает что желтая краска сильно темнее на большой толщине наката чем оговорено в стандарте, но на обычной толщине наката грязнее и не дотягивает по хроматике (координате b в данном случае). Очевидно, что денситометрия не может всего этого показать, поэтому ее применение ограничено лишь оперативным контролем, только после того когда колориметрические параметры конкретных красок и соответствующие им значения толщины наката (плотность в D) определены технологом для нужных типов бумаг.
Иными словами денситометрическая плотность не может сказать, насколько та или иная например желтая краска темнее, грязнее, зеленее или краснее чем нужно поэтому стандарт ISO регламентирует не плотность-толщину краскослоя а регламентирует его цвет в колориметрических координатах Lab и величину допустимого отклонения в deltaEab по самой простой формуле 1976 года.
В лохматом 1996 году в ISO 12647-2 была попытка ввести плотности в стандарт, не в нормативную конечно, а в факультативную часть, как пример не знамо чего. Это естественно вызвало бурное негодование колористов, и в офсетных ISO 12647-2 от 2004, 2007 и 2013 годов уже и духу нет никаких плотностей даже в информативной части, тем более нет в нормативной. Как нет и в офсетном ГОСТ Р 54766-2011, ведь ГОСТ - запоздалый перевод стандарта 2004 года с поправками 2007 года.
Надеюсь я развернуто ответил на вопрос, почему нельзя регламентировать плотности в стандарте. Плотность не описывает цвет. А потребителю важен именно цвет, а не то, какой именно толщиной красок ему измажут бумагу. Для голубой краски одного производителя будет оптимальна плотность D 1,4 на бумаге класса MWC, для голубой краски другого производителя - плотность D 1,7 для той же бумаги. Голубая краска третьего производителя не впишется в стандарт ни на какой величине денситометрической плотности, хоть мастерком намазывай не впишется.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 19:04, Пт, 17 авг 2012 
Не в сети

Зарегистрирован: 20:23, Вс, 11 мар 2012
Сообщения: 12
mihas писал(а):
Надеюсь я развернуто ответил на вопрос, почему нельзя регламентировать плотности в стандарте.

Да спасибо.
Но типография прислала мне факс за подписью исполнительного директора, в котором сказано, что "типография переходит к новому стандарту оптических плотностей", приведена таблица этих плотностей для трех типов бумаг без указания марки краски и получаемого в результате цвета в координатах Lab. Зачем мне как заказчику эти плотности, если они ничего не говорят о цвете? Какой красочной триадой, одной фирмы или разных фирм, будут накатаны эти плотности? С какой целью типография присылает мне свои плотности если я их даже в фотошоп не могу засунуть так, как могу засунуть icc-профиль или на худой конец Lab-координаты в окошко Inks чтобы видеть на экране то, что будет в печати? Если некая толщина некой неопределенной краски не гарантирует мне определенный цвет - зачем мне как заказчику эта толщина? "Какой именно толщиной красок мне измажут бумагу" - мне совсем не интересно, мне важно цвет ожидаемый получить. Что делать?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 16:29, Пн, 20 авг 2012 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
Покупать автомобиль, руководствуясь только его весом, конечно можно, но обычно покупателя интересует его марка, цвет, лошадиные силы, за сколько он набирает скорость 100 км/ч и прочие важные подробности, которые так или иначе связаны с весом автомобиля, однако одного веса не достаточно, чтобы описать все эти качества.
Когда типография предлагает оценивать качество по денситометрическим нормам плашек - она просто страхуется от претензий. Обычно ушлые типографии даже не прописывают условия этих измерении: когда вы предъявите свои замеры, то неожиданно выяснится, что типографские нормы рассчитаны для измерения по сырому, с поляризационным фильтром и исключительно древним денситометром Техкон с подозрительно реализованным статусным фильтром. А ваши замеры будут сделаны спектрофотометром Гретаг, без полярика, с математически-безупречным статусным фильтром и безусловно по сухой краске. Разница между типографскими и вашими замерами может составлять до нескольких десятых D. Иными словами вы будете изначально лишены возможности участвовать в контроле качества, только узнаете об этом в самый неподходящий момент.
Внесение денситометрических норм плашек в договор на сегодня полный нонсенс хотя и практиковалось типографиями активно и совсем недавно. Денситометрия может быть интересна в договоре как инструмент оценки прироста полутонов (растискивания, или dotgain, или TVI, или градационной) и качества красконаложения (треппинг в бинарах), но не годится для оценки цвета 100% триадных красок.
Если типография навязывает такой порочный договор с денситометрическими нормами красочных плашек - предложите ей свой. За основу можете взять вполне вменяемые современные приложения об оценке качества продукции к договорам таких крупных современных типографий, не побоюсь сказать - флагманов отрасли, как "Блиц" (Киев) или "Пушкинская Площадь" (Москва). Нормы и допуски для плашек там прописаны колориметрические а денситометрии отводится ее законная роль в нормировании допусков для градационных характеристик, вычисления относительного контраста печати и определения качества треппинга в бинарах.


Вложения:
Комментарий к файлу: Приложение о качестве крупнейшей московской журнальной типографии "Полиграфический Комплекс Пушкинская Площадь"

Комментарий к файлу: Приложение о качестве на русском языке современной европейской типографии "Блиц" (Киев).

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 15:20, Вт, 06 авг 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
Давайте я покажу чуть подробнее как по дельте Е относительно колориметрических координат ISO 12647-2 или ГОСТ Р 54766 определить нужные плотности в D для вашей бумаги и краски. Как раз на днях помогал коллегам из Владивостока встать в стандарт на корейских красках Daihan Ink Kleentec (warm Yellow).
Печатаем контрольную шкалку из 8 патчей (4 краски плюс 3 бинара плюс обязательно не забываем патч чистой бумаги - он всегда нужен в колориметрических и денситометрических вычислениях). Печатаем на разных плотностях, завышаем сильно подачу краски, потом резко снижаем и отбираем оттиски (условно от D = 2,5 до D = 1 с шагом примерно 0,05 D). Измеряем их (в моем примере оттисков получилось 18 штук но крайние значения на маленьком накате совсем не интересны, строим графики зависимости deltaE от толщины наката в денсити примерно как на скриншоте в аттаче: тут наглядно видно слева как проходит тренд краски на разном накате через целевые координаты а справа - графики зависимости дельты от D. Дельту Е можно легко посчитать по таблице из замеров примерно так: http://cielab.xyz/report.php Здесь в левом столбце цвет красок из стандарта а в правом - полученные нами в печати результаты на разных плотностях. Калькулятор принимает текстовые таблицы к сравнению и в нем есть примеры оформления таблиц. Ищем минимальную дельту для каждой плотности. Все, нужные денсити найдены. Если требуется помощь в подобных замерах и вычислениях - обращайтесь (cielab.xyz@gmail.com), с удовольствием помогу. Далее ведь потребуется привести в порядок градационную характеристику, потому что шанс минимальный, что на нужных по колористике плотностях вы попадете на линейных пластинах в нужную кривую стандарта. А третьим шагом будет согласование двух первых этапов в балансе - вот тогда типография начинает печатать идеальные оттиски строго по стандарту а заказчик радуется, как же хорошо оттиск садится в цветопробу. Колористика, градационные и баланс - вот три кита, на которых держится современная триадная печать.
Только обязательно помните, что бывает недостаточно безупречно вычислить D из спектров, показания денситометра на машине как правильно здорово отличаются от безупречно посчитанных, никто серьезно по метрологии не калибрует денсики, плюс там замеры с поляризационным фильтром а в спектрофотометре - без него. Таким образом для искомых красок Daihan Ink на бумаге первого типа получились такие цифры:
для денситометра Gretag D19C у печатника на столе:
С 1.64
M 1.65
Y 1.58
K 2.0
для спектрофотометра Gretag IOne денсити тех же оттисков:
С 1.46
M 1.52
Y 1.28
K 1.76
Такая большая разница очевидно подсказывает, что оттиски надо померить два раза: один раз прибором печатника а второй раз спектрофотометром чтобы согласовать цифры и в оконцовке передать печатнику не абы какие цифры (пусть и безупречно посчитанные), а цифры для его небезупречного денситометра.
Из приведенного примера в аттаче так же видно, что теплая желтая краска этой азиатской триады плохо ложится в стандарт, минимальная дельта на грани допустимого - 4.5 при допуске 5, столь точно удерживать денсити в печати практически без допусков плюс-минус не получится и дельта будет часто превышать установленную стандартами границу 5. На графике в аттаче хорошо видно на цветовом круге, что эта желтая краска более оранжевая, чем принято в российском и международном стандартах. Типография сменит желтую краску в триаде (договорились с производителем по моей рекомендации), но до того, как это произойдет, не сможет выкатывать насыщенный зеленый цвет по стандартным цветопробам. Так же по балансу серого типография пока будет накатывать чуть больше голубой краски, чем нужно по дельте E, чтобы баланс в соответсвии со стандартом был нейтральным.
В скриншот не влезла черная краска и может и к лучшему: по черной в первую очередь смотрим отклонение светлоты delta L а не delta E. Напомню, что по стандарту черная должна быть накатана со светлотой L = 16 на мелованных бумагах первого и второго типа. Это на среднестатистических денситометрах около 2,0D обычно. Черная определяет визуальный контраст оттиска и ее недостаток (как правило в связи с неправильными не поправленными технологом градационными на рипе, когда с пластин типичного линейного CTP получается в светах краски на оттиске много а в тенях мало относительно стандартизированного поведения, учтенного при цветоделении с помощью правильного стандартного профиля) всегда влияет в худшую сторону на качество печати, хороший контраст очень важен. Только компенсация градационных под кривые стандарта ISO или ГОСТ позволяет технологу в типографии добиться идеального контраста печати при безупречной с точки зрения колориметрии толщине наката краски.


Вложения:
Комментарий к файлу: Колористика корейских офсетных красок Daihan Ink Kleentec (warm Yellow) и их правильная денситометрия по дельте Е относительно стандарта
Daihan_ink.png
Daihan_ink.png [ 206.28 КБ | 11408 просмотров ]
Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 16:14, Вт, 03 сен 2013 
Не в сети

Зарегистрирован: 20:23, Вс, 11 мар 2012
Сообщения: 12
А как правильно контролировать пантоны в печати? Какие-то нормы плотности D или цвета Lab для них существуют?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17:14, Вт, 03 сен 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
Opera Mini zekly писал(а):
А как правильно контролировать пантоны в печати? Какие-то нормы плотности D или цвета Lab для них существуют?
Начнем с того, что спотовую или смесевую краску, в просторечии именуемую Пантоном, надо для начала смешать а потом проконтролировать толщину наката в печати. Для контроля достаточно денситометра чтобы повторить необходимую толщину как на контрольной выкраске, для смешения нужен спектрофотометр и станция смешения с серьезным программным обеспечением типа InkFormulation. Серьезные типографии имеют такие станции, укомплектованные миксером, станочком типа IGT, спектрофотометром и софтом к нему, либо заказывают смешение спотовых красок в специализированных фирмах. Несерьезные типографии мешают спотовые цвета прямо на печатной машине шпателем просто по весу компонентов указанных в веере. Второй подход крайне не точен и часто приводит печатника в ступор, когда он взвесил краски верно, а цвет получается совершенно не тот, и исправлять его нужно не толщиной наката, а именно изменением состава смеси.
Контролировать в печати готовую правильную по цвету спотовую краску денситометром не сложно, замеряем образец (выкраску или веер) и ту же толщину обеспечиваем в печати. Нужно только не забывать, что денситометр на автомате выбора фильтра может путаться и например на синей краске показывать то плотность за голубым, то за пурпурным фильтрами. Поэтому фильтр лучше установить в денситометре вручную для такого контроля, а то я как-то наблюдал чуть не плакавшего печатника от того, что денсик ему показывал совсем не то а печатник и не догадывался посмотреть, за каким фильтром выводятся пляшущие цифры то за одним то за другим фильтром.
Надеюсь не надо пояснять очевидное, что смешать нужный спотовый цвет с помощью денситометра невозможно, для такой работы нужен спектрофотометр.
Фирма Pantone к сожалению не регламентирует цветовых координат своих красок и предлагает пользоваться лишь образцами (веерами). Такой ненаучный подход приводит к тому, что образец в издательстве и образец в типографии одного и того же номера краски по вееру могут существенно отличаться по цвету, поскольку точность печати вееров по дельте Е так же фирмой Пантон не регламентируется. Тем не менее в специальных программах можно найти и неофициальные спектральные образцы смесевых красок Пантон для их компьютерного подбора и заказывать смешение спотового цвета по образцу более продвинутыми методами в InkFormulation со спектральной математикой, нежели смешение по весу компонентов, указанных в веере. Надо иметь ввиду так же, что большинство типографий не переплачивают втридорога за настоящие базовые краски Pantone из Америки, а пользуются базами других производителей. Такой подход экономически и даже научно оправдан, так как многие производители базовых компонентов для спотовых красок, в отличие от непосредственно Pantone, предоставляют в электронном спектральном виде файлы ассортиментов баз своих красок для безупречных колориметрических спектральных вычислений смеси именно для этих красок к заданному цветовому образцу. Таким образом с очень высокой вероятностью профессионалы смешают для вас выбранный спотовый цвет из веера Pantone (или цвет любого другого образца без ограничения количества оттенков одной-двумя тысячами, как в веерах Пантон) красками от другого производителя и сделают это многократно точнее по соответствию цвета представленному образцу, чем это можно сделать по примитивной методике Pantone, где не регламентируется цвет создаваемой смеси, а лишь регламентируется вес базовых красок для этой смеси. Так же надо понимать, что один спотовый цвет можно смешать несколькими рецептами из разных компонентов и степень метамеризма (уровень изменчивости при смене спектра освещения) для таких образцов будет разной при их одинаковом цвете в одинаковых условиях освещения. InkFormulation предлагает для любого образца спотового цвета по десятку и более рецептур смешения с контролем индекса метамеризма, тогда как по вееру Pantone существует лишь единственный рецепт смешения спотовой краски, и этот рецепт чаще всего не оптимальный по метамеризму*.
Не стоит забывать и о том, что в Европе более развита система смешения спотовых красок HKS, а Pantone в моде в России и Америке. HKS оперирует, во первых, большим количеством оттенков (более 3 тысяч), а во вторых - растровыми полутонами смесевых оттенков, чего у Пантона совсем нет. Поэтому я предпочитаю называть нетриадные краски спотами а не пантонами, чтобы не обижать более продвинутые системы.

* Так же метамеризм называют в ряде программ термином Tone Stability, но сути это не меняет: речь идет об уровне влияния смены спектра освещения на изменчивость цвета образца.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 23:31, Ср, 11 сен 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
Мы немного отвлеклись на контроль спотовых цветов, а я бы хотел закончить все же с приведением к стандарту триадной печати.
Итак, после того как мы разобрались с колористикой плашек, определили для печатника и конкретного его денситометра по дельте Е относительно норм стандарта плотность наката для его красок и бумаг в денсити, после того, как привели в порядок градационную характеристику по всем секциям к виду нужной кривой стандарта с помощью изменения площадей растровой точки на рипе - вот после всего этого наступает момент истины и последний этап - коррекция баланса серого.
Как мы знаем, международный стандарт ISO с незапамятных времен, а за ним и наш ГОСТ 2011 года, определяют баланс в трех точках, в светах, полутонах и тенях, по стандартам такие соотношения CMY должны единовременно давать нейтраль: 25-19-19, 50-40-40, 75-64-64. Эта норма была в стандарте в нормативном разделе, потом перекочевала в информативный, но в 2014 году вновь вернется в нормативный. В 2004 году контроль баланса некоторые авторы посчитали избыточным, но время и практика показали, что это не так. Как можно заметить - соотношения между красками на всей растяжке выдерживаются CMY от светов к теням как 1:0,8:0,8. Их и будем придерживаться. У Брюннера есть даже тестовая контрольная шкала, где такие соотношения выдерживаются на растяжке не из трех точек ISO а из 25 контрольных патчей. Балансовые шкалы ISO и Брюннера (немного мной модифицированную по светлоте опорного черного) и референсы для измерений к ним вы найдете по ссылке. Так же по ссылке есть две большие таблицы поиска точного баланса для визуального и инструментального поиска. Но большие таблицы это высший пилотаж, давайте для начала что попроще.
Итак, мы выводим на пластины уже с внесенной коррекцией градационных и печатаем по нашим определенным нормам плотностей тестовые шкалки, ставим туда балансы исо и Брюннера, градационные шкалки для повторного контроля и большой поиска баланса если влезет. На печати даем четкое указание печатнику, после того как он выйдет на приладке на нормы плотностей по каждой краске, проконтролирует растискивание и удостоверится, что для CMY оно в нашем примере для бумаги MWC равно 14 а для черного 17, - печатник должен посмотреть на баланс в полутонах 50-40-40 и если он хотя бы капельку не нейтрален относительно полутона сажи - изменить на сотые доли D подачу красок так, чтобы полутон баланса был нейтрален. Остальные две точки - света и тени - либо сами встанут в баланс либо нет. Чаще всего света встают вслед за полутонами а тени всегда немного либо краснят либо зеленят, зависит от нюансов треппинга (эффективности красконаложения одной краски поверх другой). Здесь важно понимать, что печатнику невозможно решить задачу на все три точки с помощью наката краски, погонится за тенями - убегут света и полутона. Здесь уже наша задача как технологов внести последний штрих в градационные характеристике на рипе таким образом, чтобы баланс выкатывался нейтральным по стандарту по всей светлотной шкале, а не только в полутонах.
По данным замеров в примере из аттача хорошо видно, что баланс до его коррекции кривыми на рипе неплохо встал в полутонах и тенях и немного краснил в светах. Для этого по таблице поиска баланса было найдено, что нейтраль в тенях дает нашими красками не соотношение CMY условно не 85-68-68 а 85-66-68. Даже и без таблицы поиска это видно и по координатам Lab в MT по замерам балансовой шкалки (картинки в аттаче для двух шкалок до и после коррекции) если у вас есть опыт работы с Lab. Таким образом мы установили, что приблизительно в районе 70-80% нужно слегка уменьшить точку мадженты на рипе на пару процентов - до 68-78% чтобы получить нейтральный баланс. Далее ничего сложного, по плавненькой полиноминальной функии вычитаем из 80 и соседних точек понемногу (функция плавного вычитания из кривой в тенях проиллюстрирована картинкой в аттаче poly_curv_minus.PNG). Печатаем проверочный тест - баланс в норме. Картинки в аттаче показывают, каким был баланс до коррекции на рипе кривой для мадженты в тенях (before) и каким стал после коррекции (after): немного бумага как видим различается по оттенку но мы сравниваем между собой верхний и нижний ряд шкалы на этой бумаге - то есть полутон сажи с полутоном наложения CMY. Можно заметить, что эти коррекции градационной носят столь мягкий щадящий характер что практически не заметны ни на каких других графиках, кроме как визуально в балансе, отдельно градационную характеристику чистой мадженты не нарушают, все это в пределах допусков с большущим запасом.
Таким образом по колористике, градационным и балансу наша печать села в стандарт даже несмотря на не совсем стандартные краски. Типография стала смело принимать к печати стандартные цветопробы по фогре 39 и хорошо попадает в них. И ведь потребовалось всего ничего - определиться с колористикой, с градационными и с балансом. До этих простых для технолога шагов типография не попадала в стандартные цветопробы, требовала выводить только нестандартные собственные пробы, колористика красок по плашкам не укладывалась в допуски стандарта и растискивание в светах также превышало допуски стандарта (в полутонах и тенях на грани).
В дальнейшем печатник должен понимать, что работая теперь по стандарту должен смотреть по шкале на три вещи: на плотность плашек, на растискивание и на баланс серого. При необходимости в небольших пределах корректировать растискивание и баланс небольшим отходом от установленных плотностей, иными словами немного менять накат в пределах коридора плюс-минус 0,1 по D. Если баланс и растискивание требуют бОльших отклонений в накате - вызывать технолога или меня в этом примере, чтобы технолог изучил ситуацию и своими инструментами поправил размер точки на рипе если необходимо или выдал новые нормы наката краски, если денситометр стал привирать или краска в новой партии немного изменилась по цвету. Вот такая печать по стандарту, ничего сложного, было бы желание. Многие типографии с умным технологом имеют на рипе аварийные скринсеты в плюс и в минус чтобы в любое время даже без участия главного технолога перевывести пластины если вдруг растискивание не укладывается в допуск при правильном накате красок в допусках. Напомню, что международный и российский стандарты допускает отклонение растискивания в 40 или 50 % точке не более чем на 4 от номинала и не более 5 между секциями. Так же напомню, что номиналы установлены стандартом для типов бумаг и не могут быть произвольно изменены типографией по типам или маркам печатных машин или разных форм или линиатур растров. ГОСТ прямо и недвусмысленно несколько раз повторяет, что та или иная градационная кривая относится только к типу бумаги и не должна зависеть от типа растра. Таким образом коррекция градационных на рипе становится по стандарту неотъемлемой частью работы типографского технолога; ждать, что нужная кривая TVI как-то так сама по себе образуется в печати с линейных пластин и баланс сам собой сядет в нейтраль на все три точки - свидетельство некомпетентности технолога. Установление норм наката плашки в D так же не должно определяться по нужному растискиванию с линейных пластин, а должно устанавливаться только по колористике с минимально-возможной дельтой Е относительно колориметрических норм стандарта для 100% плашек на данном типе бумаги. Если придерживаться этих несложных правил и всегда в первую очередь смотреть на баланс серого - печатать по стандарту ISO и ГОСТ просто и приятно.

В аттаче на шкалах верхний ряд патчей - CMY, нижний ряд патчей - опорный черный. По прибору или на глаз всегда приводим баланс к равенству между полутоном сажи и полутоном CMY, нейтраль в печати не абсолютна, привязана к бумаге и полутонам чистой черной краски на ней - вот в полутон сажи как в образец и целимся хоть на глаз (глаз в балансе серого самый точный "измерительный прибор"), хоть спектрофотометром, хоть денситометром в режиме баланса. Замечу напоследок, что не обязательно абсолютно точно приводить обе части баланса - CMY и сажи - к строго одинаковой светлоте, желательно, но не критично. А вот по оттенку они должны настолько не различаться, чтобы на глаз в некотором отдалении невозможно было сказать, какая часть балансовой шкалы состоит из полутона сажи, а какая из наложения полутонов CMY.


Вложения:
Комментарий к файлу: плавное вычитание из кривой в тенях - пример создания полиномной функции такого вычитания в Excel
poly_curv_minus.PNG
poly_curv_minus.PNG [ 24.39 КБ | 10909 просмотров ]
Комментарий к файлу: баланс до и после коррекции по шкале ISO. Обратите внимание как заметно краснят тени в верхнем правом патче до коррекции градационной кривой
gray_balance_before_and_after_2.PNG
gray_balance_before_and_after_2.PNG [ 511.07 КБ | 10945 просмотров ]
Комментарий к файлу: баланс до и после коррекции по модифицированной шкале Брюннера
gray_balance_before_and_after_1.PNG
gray_balance_before_and_after_1.PNG [ 508.43 КБ | 10889 просмотров ]
Комментарий к файлу: баланс до и после коррекции теней по мадженте на пластинах. Спектральные замеры

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 15:59, Вт, 17 сен 2013 
Не в сети

Зарегистрирован: 15:54, Вт, 17 сен 2013
Сообщения: 2
Здравствуйте. А придумали ли такую таблицу (кординат LAB), но только для цифровой печати?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 16:00, Ср, 18 сен 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
ChiPmld писал(а):
А придумали ли такую таблицу (кординат LAB), но только для цифровой печати?
Хороший вопрос!
Надо понимать, что цель стандартов - не ограничить возможности того или иного процесса (ГОСТ Р 54766 попытался ограничить и был мной за это нещадно бит), не описать методику процесса стандартизации (для этого есть bvdm, Gracol и так далее вплоть до этого форума и сайта), а определить параметры контроля. Такие параметры, которые гарантируют качественный результат. Для цифровой цветопробы такой стандарт есть - это ISO 12647-7, в нем описано по каким критериям контролируется цвет в цифровой печати и я даже приводил краткую выжимку этого стандарта недавно. Почему нет стандарта, который бы описал цвет красителей для цифровой печати как описаны традиционные офсетные краски? Думаю потому, что для традиционного офсета краски Евротриады и Американской триады были придуманы очень давно, все красочники придерживаются стандартов при их изготовлении а цифра пошла дальше - стала экспериментировать с красителями с более широким цветовым охватом. Лазерные машины дают черный глубже традиционного триадного офсета, струйные принтеры - заметно больший цветовой охват, приближающийся к традиционным фотографическим. Было бы не разумно ограничить отрасль цифровой печати каким-то охватом, тем более, что цифровая печать в отличие от традиционной может имитировать любой охват (ну конечно в рамках своего собственного). Печатает ваш струйник охват sRGB - ну так круто, печатает Adobe RGB - ну так еще круче, краски вдвое сочнее чем в офсете, кто ж от такой красоты откажется и будет ее ограничивать! Опять-таки, нет однозначного ответа на вопрос, по какой методике лучше линеаризовать цифровую печать, чтобы получать в оконцовке наивысшую точность цветопередачи. Если с традиционным офсетом специалисты определились и стандарт ISO 12647-2 зафиксировал линеаризацию по TVI на основе координат XYZ, то в цифровой печати прибегают и к TVI, и к TRC, и к линеаризации по различным формулам delta E, и строят профили не только по таблицам ECI2002 и IT8-7/4, но и по равномерному распределению опорных цветовых патчей в пространстве Lab. И такой творческий простор дает хороший толчок к развитию. Цветовых охватов бессчетное множество, цифровая печать позволяет имитировать популярные, например у фотографов или препрессоров, позволяет работать в собственном максимальном охвате с раздачей его цветового профиля заинтересованным сторонам. Продвинутые фотографы и препрессоры уже оперируют например охватом чернил Ultrachrome K3 от Epson - одним из самых больших на сегодня цветовых охватов для несамосветящихся. Нужно ли зафиксировать стандартом эпсоновский ультрахром, когда другие до него не дотянутся? Нужно ли ограничить Epson меньшим охватом других? Думаю ни то ни другое просто не нужно потому и нет цифр охвата Lab для цифры. И не надо думать, что стандарт сдерживает таким образом традиционный офсет, никто не мешает использовать кроме традиционных триадных красок спотовые цвета с максимально возможным охватом какой только могут сделать красочники вплоть до металликов и перламутров, можно даже триаду использовать расширенную, никто не мешает, просто стандарт не может зафиксировать все нюансы и описывает лишь магистральное направление, тот техминимум, который должны обеспечивать все. Хуже нельзя, лучше - можно! Печатешь охватом шире стандарта - это твое конкурентное преимущество. Печатаешь дешевыми красками охват меньше стандарта - сразу видно, где ты не дотягиваешь и почему твоя продукция хуже той, что укладывается в стандарт. Все вобщем закономерно.
Цифровикам проще идти вслед за пожеланиями клиента: если фотографы полюбили sRGB - можно обеспечивать фотопечать в охвате sRGB дорогими качественными красителями за хорошие деньги а можно дешево и дешевыми красками меньший охват - так сказать на любой вкус. Если препрессоры по большей части работают в CMYK Iso_Coated_v2 (fogra39) - почему бы в цифровом офсете не имитровать именно этот профиль с характерными для него балансом, колористикой и градационными? Никто не мешает, не диктует, но точность цветопредачи стандартом 12647-7 межу тем описана, так что не забалуешь. Иными словами, все что нужно было указать для цифры - все стандартом 12647-7 указано. Волен обеспечивать любой цветовой охват но строго в рамках допусков стандарта. И кстати традиционный офсет когда укладывается в допуски 12647-2 - то укладывается и в допуски 12647-7. Просто для традиционного контроль немного сложнее нужно обеспечить вот и все.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 17:41, Ср, 18 сен 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
Несколько постов назад я давал пример, как определить нужную денситометрическую плотность краски относительно колориметрических координат ISO или ГОСТ на различных типах бумаги. Давал на не очень показательном примере корейских красок с теплым не совсем стандартным для евротриады желтым цветом. Брюннер зафиксировал для евротриады теплый желтый, теплый желтый используют в глубокой печати, но для офсета стандарт зафиксировал колористику холодного желтого и европейские красочники его придерживаются. Некоторые производители офсетных красок (например Flint Ink) даже предлагают на выбор поставлять в триаде желтый теплый или холодный.
Давайте посмотрим теперь на холодный желтый. В аттаче очень типичные для евротриады краски - Heidelberg ink Anicolor (они же BASF, которые потом продавались как K+E Druckfarben, потом как Flint). Здесь образец несложных вычислений в Excel нужной плотности в зависимости от deltaE по цвету от стандарта
Вложение:
Комментарий к файлу: Координаты ab для краски евротриады Heidelberg ink Anicolor на разной толщине наката

и картинка, иллюстрирующая результат этих вычислений.
Вложение:
Комментарий к файлу: Координаты ab для краски евротриады Heidelberg ink Anicolor на разной толщине наката
Heidelberg_ink_Anicolor_ab.PNG
Heidelberg_ink_Anicolor_ab.PNG [ 147.81 КБ | 10827 просмотров ]
Как мы видим - зеленый бинар при таком стандартном "исошном" холодном желтом легко выкатывается по насыщенности (хроме), расстояние от центра до периферии для краски сопоставимо с расстоянием до референсного зеленого кружка стандарта (хрома - это расстояние от центра/нейтрали до периферии/насыщенности), чтобы обеспечить нужный оттенок - нужно просто между собой перебалансировать подачу голубого и желтого. Печатный тест не преследовал цель выкатать бинары, поэтому такой балансировки сделано не было, тест на разных накатах проводился для того, чтобы зафиксировать нужные плотности для этой гейделевской краски и уже по результату потом перейти к более сложным тестам на градационные и их поправку, где краски уже можно согласовывать в балансе. Так же нужно напомнить, что стандарт не ограничивает дельтами бинары и не прописывает влияющего на их поведение качество трепинга, так что обычно специалисты придерживаются чуть больших рамок, чем референсные кружки на схеме. Здесь на схеме кружки показывают дельту 5, тогда как по бинарам хорошим тоном считается держать в печати дельту до 10 (увеличьте умозрительно три кружка бинаров на схеме вдвое). Так же видно, что в отличие от не самых плохих корейских красок синий бинар по хроме у гейделевской краски получился похуже. Такая картина с слабоватым синим бинаром, кстати говоря, типична для красок из Европы (здесь корейская триада из примера выше была посильнее по хроме синего бинара). Третье, на что стоит обратить внимание - на поведение пурпурной краски. На тон пурпура оказывает большое влияние как толщина наката так и оттенок бумаги. На схеме и в экселловском файле заметно, что бумага для тестов выбрана немного зеленее, чем бумага в профиле fogra 39. Маджента стремится вслед за бумагой в зеленую сторону на цветовом круге и ее хрома выглядит недостаточной. На самом деле, смени бумагу на слегка синеватую b=-2 как у фогры или на обычную галерку b=-4 - и маджента будет выглядеть просто роскошно по стандарту. На синеватой бумаге можно чуть увеличить накат и маджента не только станет чуть более оранжевой, но и вырастет по хроме до минимальной дельты от стандарта. Такое поведение пурпура - его изменение от "синего" оттенка в сторону "оранжевого" в завистимости от толщины наката специалисты иногда называют "загогулиной". Эта загогулина позволяет нам достигать неплохого попадания в допуски стандарта как на типичной желтоватой, так и на типичной синеватой бумагах, всего лишь немного варьируя накат мадженты. На тесте в аттаче к сожалению бумага скорее нетипично-зеленоватая, поэтому Magenta и синий бинар выглядят не так эффектно, как смотрелись бы да хоть на той же традиционной Galerie Art.
На тесте этой гейделевской триады коллеги позавчера немного перестарались с накатом черной краски, сделали ее сильно темнее чем в ISO. Но это неплохо, чем темнее черный - тем выше визуальный контраст, главное чтобы отмара не возникло от слишком высокой толщины краскослоя. В реальном бою конечно будут накатывать стандартную светлоту L=16 а не L=5. Но сам факт того, что удалось легко выкатать черный L=5 на обычной для офсета толщине краскослоя говорит о том, что черная краска в траде Heidelberg ink Anicolor очень хорошая, насыщенная, "неразбодяженная". Красочники неохотно поделятся с вами секретом, что все неликвидные остатки цветных красок вместо утилизации подмешивают в дешевую черную краску. Вроде и не заметно но L=5 такой дешевой краской с примесями цветных пигментов не выкатать никогда ни на какой толщине краскослоя. А у Гейделя в примере черная краска чистая, сплошная сажа со связующим. Меньшую L я видел только у Epson-a на чернилах Ultrachrome K3, на них можно добиться L=3 и если с бумагой повезет то может быть даже L=2. Для офсетного триадного черного L=5 - это чемпионское зачетное поведение!

Прошу только горячие головы воздержаться от фикирования полученных мной результатов оптимальной плотности очень типичной для евротриады гейделевской краски в качестве своих рабочих единиц D. Значения D в моем файле безупречно посчитаны в Status E для спектрофотометра iOne c UV-cut фильтром. Показания вашего денситометра с поляризационным фильтром и с небезупречным статусным фильтром могут отличаться на 3-4 десятых от посчитанных здесь D для того же цвета. Чтобы узнать нужные денсити непосредственно для вашего прибора - надо именно им еще раз промерить тестовые оттиски, показавшие наименьшую дельту от стандарта. Как-то надо донести эту мысль потому что в интеренете некоторые недобросовестные печатники предлагают воспользоваться некими значениями D, для которых вообще не указано откуда, зачем, почему и каким прибором с каким фильтром и статусом для какой бумаги и краски они были зафиксированы. Не ведитесь на такие "простые ответы", они неправильные. Как найти нужные именно вам D - я изложил мне кажется достаточно подробно уже в этой теме.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 15:47, Чт, 19 сен 2013 
Не в сети

Зарегистрирован: 15:54, Вт, 17 сен 2013
Сообщения: 2
Меня, наверно, не правильно поняли. Суть такова: есть цифровая печатная машина Коника, на которой печатают тиражи. С чем мне сравнить "оттпечатанные" цвета?

То есть, придя на офсетную печ. машину я измеряю черный цвет на оттиске, вижу в Лабе 16,0,0, и это есть хорошо. А какие цифры должны быть для цифровой печатной машины? Есть ли стандарты, ГОСТЫ или к.-л. другие документы на этот счет?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 22:34, Пт, 20 сен 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
ChiPmld писал(а):
Меня, наверно, не правильно поняли.
Я наверно просто слишком общо высказался. Нет, стандартов фиксирующих колористику красок в цифровой печати нет. Чем меньшую L черного смогут обеспечить в печати тем лучше, тем выше будет контраст. Чем больше будет хрома у цветных красок и значит больше цветовой охват - тем больше оттенков смогут воспроизвести. Параметры контроля, то есть какой черный будет считаться приемлемым, 16 или может 6, можно прописать в договоре, но стандартная практика сегодня - ориентироваться на цветовой icc-профиль конкретного печатного процесса. Если типография порекомендует профиль от фогры - сверяйте результат печати с профилем фогры, если даст свой профиль - сверяйте с ним. Естественно, макет вы должны готовить именно в этом цветовом пространстве, подключив профиль от типографии в ваших программах. Если типография не попадает в рекомендованный ею профиль или вообще не знает что это такое - начинайте приучать ее потихоньку, что CMYK (или RGB) без описания профилем - это абстракция а не цвет. В профиле цветовые координаты красок прописаны и придерживаться их в допусках ISO 12647-7 нормальная практика. Профиль не обязательно может быть CMYK, для фотопечати вам скорее дадут RGB профиль принтера. Это не суть важно, колористику профиля можно проконтролировать в печати по контрольной шкале с таким же успехом и для RGB.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 22:22, Чт, 17 окт 2013 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
В своих предыдущих постах в этой теме я лишь вскользь коснулся вопроса коррекции градационных характеристик под стандартные кривые ISO. Расскажу чуть более развернуто, что представляют собой такие вычисления и зачем они нужны. На примере уже названных красок Heidelberg ink Anicolor.
Итак, я получил на установленной по дельте Е толщине краскослоя при штатной для типографии линиатуре вот такие кривые TVI с линейных пластин:
Вложение:
Комментарий к файлу: TVI с линейных пластин
Anicolor_before.PNG
Anicolor_before.PNG [ 253.41 КБ | 10459 просмотров ]
Здесь на графике светло-зеленым цветом обозначен допуск для кривых TVI на этом типе бумаги по стандарту для CMY (колокол черной краски по стандарту чуть выше). Очевидно, что с линейных пластин работать нельзя, кривые не укладываются в стандарт, особенно в светах. Есть два пути исправить такую ситуацию: первый - построить цветовой профиль с такими необычными характеристиками и раздавать его заказчикам в надежде, что они по этому профилю будут делать цветоделение и цветопробы. И второй вариант - привести печать к стандарту. Заметим, приведенные кривые дала новая с иголочки машина Anicolor от Heidelberg, это не какие-нибудь проблемы с оборудованием, просто так эта краска на этой линиатуре себя ведет. Типография, которая поручила мне разрулить ситуацию, естественно не хочет строить необычный профиль а хочет как все приличные типографии работать по стандарту и по фогре, так - чтобы попадать именно в цветопробы фогра39 (Iso Coated v2) а не в какие-то нестандартные.
Хорошо, так и сделали, я посчитал поправку к площади точки на пластинах, посчитал сразу же дополнительные компенсации баланса с помощью изменения кривых голубой и пурпурной красок, типография ввела поправку в скринсет на выводе, в результате из печати вышли вот такие кривые TVI (пластины уже нелинейные а с моей компенсацией):
Вложение:
Комментарий к файлу: TVI с нелинейных пластин
Anicolor_after.PNG
Anicolor_after.PNG [ 249.81 КБ | 10446 просмотров ]
Хорошо видно, что кривые TVI теперь укладываются в допуски стандарта, печать стала легко попадать в цветопробу по фогре 39, однако к этому графику необходимо дать небольшие пояснения. Во первых о поправках: не достаточно посчитать разницу в приросте растровой точки на оттиске, поправлять-то мы будем не оттиск а пластины. Поэтому вычисления не столь примитивны, как это может показаться (можете погуглить диаграмму Гольдберга, чтобы представить примерно, как рассчитывается компенсация). Большую роль в алгоритме компенсации площади точки на пластине играет как степень сглаживания замеров, так и метод интерполяции промежуточных данных между измеренными патчами. Во вторых: на графике хорошо видно, как разошлись в тенях в разные стороны кривые голубой и пурпурной красок, между ними появился так называемый spread (разброс). В данном примере это не случайность, не ошибка, так сделано специально. Краски Anicolor к сожалению не дали нейтрали во всем светлотном диапазоне тройных балансовых наложений при нулевом спреде поэтому кривые скорректированны мной с учетом поправки баланса серого. Ниже на скриншоте представлено, каким был баланс изначально с покрасневшими тенями и каким он стал в результате мягкого плавного вмешательства в спред между кривыми:
Вложение:
Комментарий к файлу: баланс серого до и после правки пластин
balance_before_and_after.PNG
balance_before_and_after.PNG [ 219.53 КБ | 10696 просмотров ]
Очевидно, что нельзя было оставлять баланс таким, как он выглядит на верхней части скриншота. Стандарт оговаривает баланс на три точки и полутона-света-тени должны быть нейтральны одновременно а не так, что полутона синят а тени краснят. Такую ситуацию с балансом как на скриншоте до моей коррекции не исправит ни один печатник как ни старайся, такой баланс обязательно требует вмешательство технолога. Я уже написал, что колористика красок, градационные характеристики и баланс серого - вот три кита качественной печати, они взаимосвязаны, стандартизация печати предполагает работу во всех трех направлениях. И в этом посте я показал, как с помощью компенсации площади растровой точки на пластинах добиться не только правильных кривых TVI, но и правильного баланса серого на оттиске во всем диапазоне тройного наложения красок от светов до теней. Все цветовые профили от Fogra и ECI используют исошные соотношения CMY для нейтрального баланса, строить профиль цветоделения с нетрадиционным балансом - совсем дурной тон, баланс необходимо поправить кривыми на участке CTP, тогда и профиль цветоделения строить не понадобится, потому что профили по стандарту фогрой и ECI уже аккуратно построены, нужно только привести свой накат краски и TVI с балансом к стандартному виду.
Ниже в аттаче спектральные замеры шкал, по которым сделаны скриншоты выше.


Вложения:
Комментарий к файлу: TVI до поправки площади точки

Комментарий к файлу: TVI после поправки площади точки

Комментарий к файлу: баланс до поправок точки на пластинах

Комментарий к файлу: баланс после поправок точки на пластинах

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 16:26, Пн, 17 ноя 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 725
Откуда: Москва
По многочисленным просьбам трудящихся на ниве стандартизации по ISO 12647-2 или ГОСТ Р 54766 выкладываю свои последние шкалы одним пакетом - "набор юного калибратора" (шутка).
Изображение
Вложение:
Комментарий к файлу: набор шкал и референсы i1 для линаризации CTP и калибровки печатной машины под стандарт, баланс по Брюннеру


Чтобы было с чего хотя бы начать, а дальше свои шкалы разработаете и лучше и удобнее, я не сомневаюсь. Я приводил офсет к стандарту - линеаризовал CTP и калибровал офсетные машины (компенсация точки на CTP) - последние разы по ним. Референсы под i1 прилагаются к pdf шкалам. Не ленитесь мерить обе градационные шкалы - побольше и поменьше, потом вычисления поправки к пластинам усреднить - точнее будет. На большой шкале включить сглаживание, а на маленькой не надо. Не ленитесь мерить баланс - это поможет не только линеаризоваться и откалиброваться, но и выставить идеальный баланс серого, что немаловажно. Шкалы размещайте на оттиске именно так как в файле - вертикально! Это важно! Все необходимые в работе по стандартизации вычисления по этим шкалам можно провести здесь https://cielab.xyz/spectralcalc.php и здесь http://cielab.xyz/dgcor/ а проанализировать правильную толщину наката краски можно здесь download/file.php?id=479
Все замеры можно сделать в ProfileMaker от Gretag или X-Rite: MeasureTool прекрасно меряет спектры и в демо-режиме. Обратиться за помощью в стандартизации можно по почте: cielab.xyz@gmail.com

Небольшое исправление от 31 марта 2015 года. В представленной выше шкале по центру баланс серого от Брюннера. Он капельку не сходится с балансом fogra39. В более новом файле и референсам к нему - баланс строго по fogra39 - все-таки это актуальнее. Лучше берите эту шкалу, во всем остальном кроме баланса все то же самое:
Вложение:
Комментарий к файлу: набор шкал и референсы i1 для линаризации CTP и калибровки печатной машины под стандарт, баланс по фогре39


Небольшое добавление от 28 марта 2016 года. Добавлено 4 патча в шкалу из 60 полей для большей универсальности - шкала стала 64 патча. Теперь по этой небольшой удобной шкале можно не только считать кривые, но и видеть трехмерный охват в спектральном калькуляторе и вычислять там же объем охвата. Я чаще использую именно эту шкалу в реальном бою а не на 126 полей. Пусть будет поуниверсальнее.
Вложение:
Комментарий к файлу: набор шкал и референсы i1 для линаризации CTP и калибровки печатной машины под стандарт, баланс по фогре39. 2016.03.28

Это небольшое исправление шкалы позволит так же отображать границы гексагона в трехмерном представлении спектрального калькулятора, примерно как на рисунке:
Вложение:
Комментарий к файлу: трехмерное представление
3dhex.jpg
3dhex.jpg [ 83.63 КБ | 5493 просмотра ]
Так же для размещения градационной шкалы на полях оттиска я использую все тот же набор патчей, просто расположенных не в 4 а в 2 ряда, вот эта шкалка под i1 и i1iO и референс для измерения к ней:
Вложение:
Комментарий к файлу: двухрядная градационная шкала на 64 контрольных поля для размещения в коммерческих тиражах на полях



Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 27 сообщений ]  На страницу 1 2 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 3992713 | Всего за день - 447 | Уникальных сегодня - 175, вчера - 267, позавчера - 199