Светлота L и TIL в IT8 FOGRA39L
Я уже упоминал недавно в теме про высокое суммарное кол-во краски или TIL, что программы, создающие профили цветоделения, пренебрегают верным отображением на экране и на цветопробе глубоких теней с нормальной и высокой красочной суммаркой. Фактически во всех программах отображение тонового диапазона выше TIL=300 и до самого TIL=400 сливается в один цвет с самой низкой светлотой. И наоборот например между TIL=280 и TIL=300 может отображаться локальный контраст выше, чем он на самом деле будет в стандартной печати. Колористам от офсета точно известно, что в стандартной печати небалансовая смесь 100-100-100-100 не является ни нейтральной, ни самой темной точкой оттиска. Причем колориметрические данные FOGRA39 в формате таблицы IT8 на 1617 цветовых полей прекрасно это показывают, однако в известных профилях ISO Coated v2 и PSO_coated_v3 эта достоверная информация от Фогры просто игнорируется. Подтверждаются данные Фогры о том, что TIL 400 - не самый темный и не нейтральный в офсете и другими исследованиями и просто практикой. Программы уделяют, и справедливо, много внимания как таковому цветоделению, то есть направлению преобразования в профиле Lab->CMYK или цвета в краски, или BToA, и меньше внимания уделяют верному отображению красок по цвету на экране и на цветопробе в таблицах CMYK->Lab или AToB.L | C | M | Y | K | TIL |
7.88 | 100 | 100 | 0 | 100 | 300 |
8.23 | 100 | 100 | 40 | 100 | 340 |
8.71 | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 |
8.88 | 100 | 85 | 85 | 100 | 370 |
9.02 | 40 | 100 | 0 | 100 | 240 |
9.08 | 100 | 40 | 0 | 100 | 240 |
Чтобы исправить неверное отображение локальных контрастов в глубоких тенях на экране и на цветопробе и приблизить его к реальной печати по стандарту я разработал новый профиль на базе хорошо известного ISOcoated_v2_FullGamut4.icc с использованием его таблиц цветоделения и с усовершенствованными таблицами отображения красок на экране и пробе FOGRA39 Improved. Обновленный профиль имеет имя профиля ISOcoated_v2_Arkhip_Kuinji_shadows.icc и имя desc ISO Coated v2 (Arkhip Kuinji shadows) и доступен для скачивания на странице продвинутых профилей цветоделения по стандарту.
Покажу вкратце, чем таблица A2B или AToB отображения красок по цвету CMYK->Lab профиля Куинджи от cielab.xyz отличается от стандартного отображения профилями eci.org - ISOcoated_v2_eci.icc и ISOcoated_v2_300_eci.icc.
В первую очередь я занимался правильными локальными контрастами в глубоких тенях при нормальных и высоких TIL. Специально сильно законтращенные скриншоты светлотной разделки от TIL=240 слева до TIL=400 справа показывают характер отображения деталей в глубоких тенях обычным профилем, и профилем Куинджи FOGRA39 Improved: Хорошо видно что в специализированном профиле создана светлотная инверсия при приближении к TIL 400 справа на картинках в соответствии с реальными показателями светлоты в печати точки с завышенной и небалансовой суммаркой, показателями светлоты, подтверждаемыми и фогрой в том числе. Обычный профиль вводит препрессора в заблуждение якобы завышенная суммарка приводит к понижению светлоты черной точки в печати, однако по множеству причин это не так, и все эти причины подробно рассматривались в теме Профиль цветоделения с большим суммарным количеством краски. Фотошоп и обычный профиль обманывают заказчика, важно чтобы приведенную тему прочитало как можно больше заказчиков чтобы понимать, что причина плохого контраста в тенях запросто может сидеть в файле, засада сидит и в отображении файла на экране и на цветопробе совершенно стандартными и не совсем корректными средствами, такими как ISO Coated v2, PSO Coated v3 и Coated FOGRA39. Когда я дорос в программировании собственных утилит до исправления этой ошибки за Гейдельбергом и его софтом Color Toolbox (перечисленные два профиля ECI в нем построены и третий в недрах Adobe) - я это исправил под маркой "Куинджи".
Обычные программы построения профилей также не очень верно обходятся с небалансовыми наложениями красок в одинаковых пропорциях (напомню что стандартная балансовая пропорция красок CMY - 1/0.8/0.8 и поверх черной плашки 1/0.7/0.7) и это также поправлено: На гистограммах скринштов небалансовых равнозначных смесей CMY видно по координате b насколько меняется или не меняется тон небалансовой смеси в том или ином профиле. Конечно тон не синеет в смеси, где 100 желтого и 100 пурпура справа на градиентах.
Я проверял на различных картинках и тестовых файлах плавность тоновых переходов в 16 битах, алгоритмы сплайновой мультиразмерной интерполяции отработали верно при генерации таблицы CMYK->Lab профиля Куинджи, было создано в течении недели не менее 50 вариантов профиля с теми или иными незначительными исправлениями прежде, чем я решил представить его публике. Профиль будет полезен не только дизайнерам и цветокоррекорам. В первую очередь профиль будет полезен типографиям чтобы представлять на экране и на цветопробе тени цветоделений заказчика так, как они выглядят в печати, а не так, как они неверно выглядят под любым обычным профилем.
Верные локальные контрасты в тенях - тема сложная и многогранная, иногда в тенях оригинала есть локальные контрасты, а иногда - нет, иногда дизайнер и цветокорректор хорошо справляется с ними, иногда нет. Для меня недостижимым великим мастерством передачи верного контраста является полотно Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Пусть имя непревзойденного мастера локального контраста будет увековеченно в современном цифровом колорменеджменте как напоминание не пренебрегать верными контрастами в глубоких тенях.
Я не нашел хорошей репродукции мастера, ну на том что есть покажу наглядно, как работает в паре цветоделение и отображение локальных контрастов в глубоких тенях обычного профиля, и профиля Куинджи. Изучите профиль и картинки не в браузере (браузеры в тенях могут немного халтурить), а в фотошопе на большом калиброванном экране. Вы заметите массу отличий обычного цветоделения и отображения, и цветоделения и отображения более дружественного качественной печати по стандарту ISO 12647-2 или его переводу ГОСТ Р 54766. Собственно профиль Куинджи отличается от FullGamut4 только таблицей отображения красок на экране и на цветопробе, таблица цветоделения цвета в краски осталась в профиле Куинджи той же, что и в FullGamut4, она неплохо себя зарекомендовала за прошедшие 10 лет и пока не требует коррекций.
Колористы найдут внутри профиля Куинджи тег targ чтобы сравнить колориметрические отличия от ISO Coated v2. Я сделал так, чтобы максимальные отличия от ISO Coated v2 не превышали 5 а среднее отличие по 1617 полям всего 0.21. Однако сам по себе таргет не позволит в какой-попало программе сгенерить нужную таблицу A2B - для этого я пользовался собственными утилитами многомерной итерполяции и упаковки в 16-битный формат заданной гранулярности, спектральным калькулятором и Excel. Референсы из профилей, содержащих тег targ, созданы как на скриншоте по ссылке.