Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 13:25, Вс, 24 сен 2017
Темы без ответов | Активные темы


Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 6 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18:16, Ср, 08 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Есть такой способ, не мной придуманный, избежать релативного или перцепционного сжатия высоконасыщенных rgb-изображений при цветоделении - поделить relative в цветовой icc-профиль CMYK с заведомо бОльшим охватом и затем сразу переделить perceptual в профиль с нормальным офсетным охватом. И в нем завершить цветокоррекцию. "Яркие", "кислотные" цвета RGB не станут от этого сочнее в печати, но при цветоделении сохранятся их оттенки, контрасты между оттенками, не вписавшимися в офсетный охват. То, как справляется со сжатием специально разработанный для этого перцепционный метод при сжатии из RGB в CMYK, не всегда может устроить специалистов, как правило в этом алгоритме страдает взаимосвязь между светлотой и насыщенностью, то что грамотный цветокорректор руками сделает, например, менее светлым но более насыщенным - перцепционное сжатие оставит неизменным по светлоте и совсем не насыщенным. Ну а колориметрическое преобразование absolute и relative вообще устранит все контрасты в оттенках за пределами цветового охвата офсетного профиля цветоделения, оттенки слипнутся в один.
Все руки не доходили сделать соответствующие задаче профили цветоделения с расширенным относительно офсета цветовым охватом. Вот наконец дошли!
http://cielab.xyz/profiles/#gamut
Изображение
В интернете не много хороших профилей можно найти на эту тему, так что надеюсь будет полезно.
Для синтетического расширения цветового охвата офсетного профиля я использовал механизм управления коэффициентом насыщенности (Nc) для отношения Scene surround/Viewing surround в алгоритме хроматической адаптации CIECAM CAT02. Давно на эту возможность CIECAM смотрел, даже использовал в профилях негативов для барабанного сканера, протестировал, порадовался, теперь вот экстраполировал алгоритм на CMYK и офсет. Можно тестировать. Принимаю замечания и пожелания.
В процентном отношении к объему охвата fogra39 (принято за 100%) четыре представленных по ссылке профиля цветоделения расширены от 123% до 273%. Таким образом можно подобрать, начиная с меньшего охвата, нужный профиль к любому изображению так, чтобы насыщенные цвета не вылезали за пределы охвата профиля цветоделения и лежали приблизительно на границе охвата выбранного профиля цветоделения.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 21:06, Ср, 08 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Вот небольшой эксперимент для наглядности провел, как действует алгоритм. Взял насыщенную картинку в пространстве ProPhoto RGB (желательно смотреть в Фотошопе на мониторе Wide Color Gamut чтобы понять нюансы). Вот этот оригинал с внедренным профилем ProPhoto RGB:
Вложение:
Комментарий к файлу: картинка в пространстве ProPhoto RGB
2014_08_06_Mimice_455_prophoto.jpg
2014_08_06_Mimice_455_prophoto.jpg [ 226.27 КБ | 2675 просмотров ]

Вот результат цветоделения по методу perceptual в офсетный профиль ISOcoated_v2_300_eci.icc. Для отображения в web после цветоделения CMYK-картинка просто конвертнута в sRGB:
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепционное цветоделение в ISOcoated_v2_300_eci.icc
2014_08_06_Mimice_455_perc.jpg
2014_08_06_Mimice_455_perc.jpg [ 257.77 КБ | 2818 просмотров ]

А вот результат relative-цветоделения в расширенный профиль gamut 273%. После цветоделения картинке был присвоен профиль ISOcoated_v2_300_eci.icc и восстановлена насыщенность (просто Saturation +40). Более никаких вмешательств. Для отображения в web после цветоделения CMYK-картинка, как и предыдущая, просто конвертнута в sRGB:
Вложение:
Комментарий к файлу: цветоделение в профиль с расширенным цветовым охватом gamut 273%
2014_08_06_Mimice_455_gamut.jpg
2014_08_06_Mimice_455_gamut.jpg [ 256.57 КБ | 2752 просмотра ]

Третий вариант, самый лучший, подсказан DimB - исходная картинка переделена в профиль gamut 273% по методу relative и сразу затем переделена в обычный по охвату ISOcoated_v2_300_eci.icc по методу perceptual. Как видим результат разительно отличается от прямой перцепции из большого RGB-оригинала в маленький CMYK.
Вложение:
Комментарий к файлу: алгоритм DimB - Relative большой_RGB->большой_CMYK и Perceptual большой_CMYK->маленький_CMYK
2014_08_06_Mimice_455_DimB_alg.jpg
2014_08_06_Mimice_455_DimB_alg.jpg [ 272.52 КБ | 2669 просмотров ]

При сравнении трех нижних картинок хорошо видна разница работы алгоритмов: при обычном перцепционном цветоделении RGB->CMYK хуже проработаны оттенки вечернего неба и вокруг бликов фонарей в море появились неприятные цветные артефакты, неоновые края световых дорожек на воде выродились в ореолы чужеродного цвета при обычной перцепции RGB->CMYK.

Если решите повторить все варианты преобразования верхней исходной картинки - то в цмике все будет капельку отличаться от подготовленных здесь для web превью - конечный CMYK во всех трех случаях тоже немного не укладывался в интернет-охват пространства sRGB. Часть цветов sRGB не укладывается в охват CMYK fogra39, другая часть цветов CMYK fogra39 не укладывается в охват sRGB.

Поскольку хроматическая адаптация CIECAM CAT02 реально построена на физиологии нашего зрения - она весьма удачно сработала в расширении цветового охвата, так, словно мы не краски растянули куда попало, а так, словно мы просто сменили окружение сцены и переадаптировались к иному восприятию все к той же печати по фогре39. Расширенные профили повторяют линейность, контрасты и балансы изображения в обычном офсетном профиле при перцепционно равномерном увеличении насыщенности во всех направлениях и во всех полутонах. И это колориметрическое изменение насыщенности на основе функций нашего зрения заметно отличается в лучшую сторону от инструмента Saturation в Photoshop.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 1:27, Сб, 11 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Вот так же может быть полезно - RGB под охват офсета.
Сделал маленькие tristimulus TRC пространства Offset RGB для легкой колориметрической вгонки в мелованную, офсетную и газетную бумаги:
https://cielab.xyz/profiles/#OffsetRGB
Изображение
Здесь так же колоранты пропорционально уменьшены по функции из CIECAM CAT02 от охвата sRGB, но полутона (TRC, gamma) сохранены как в стандарте, строго гамма sRGB. Поэтому окончательный результат цветоделения будет слегка отличаться от махинаций с расширенными CMYK-профилями - в них полутона ведут себя так же по алгоритму Chroma в CAT02 как и чистые краски. C RGB не хотелось такого делать, гаммы колорантов чуть разъехались бы приблизительно от 2.1 до 2.3 в цветовых каналах. Чтобы трехстимульность не страдала и нейтраль достигалась равным соотношением трех стимулов - TRC для трех каналов в профилях установил одинаковые. Таким образом при присвоении этих профилей стандартному sRGB-изображению светлота и цветовой тон остаются неизменными (насколько это вообще возможно при манипуляциях с нелинейными каналами RGB), лишь частично просаживается насыщенность. Чего собственно и требовалось. Можно тестировать.
Соответственно для веба - можно обрабатывать изображение в офсетном RGB а в оконцовке присвоить sRGB - все станет насыщеннее, причем эта насыщенность будет отличаться от той, что позволяет сделать инструмент Saturation в Photoshop.
Я люблю манипулировать профилями sRGB, Adobe RGB, CIE RGB и WideGamut RGB - присваивать и конвертировать в их сочетаниях. И охвата меньше sRGB мне не хватало.

Вот для иллюстрации образец, чего можно добиться от скана негатива ORWO 1987 года простыми манипуляциями с присвоением и конвертацией RGB-профилей с нужным охватом. Профили с разной Chroma для этой негативной пленки я сделал точно по тому же алгоритму Chroma в CIECAM CAT02, что и профили по ссылке выше:
Вложение:
Комментарий к файлу: негатив ORWO, барабанный сканер, оригинал и готовое изображение, результат махинаций с присвоением разных по охвату цветовых профилей и конвертацией в конечный sRGB
1987_Baykal_103_Msn_j221.jpg
1987_Baykal_103_Msn_j221.jpg [ 1.94 МБ | 2660 просмотров ]

И для сравнения - бумажный отпечаток из фотолаборатории. Выкрасить и выбросить что называется (скан строго 1 в 1 на барабане, передает цвет отпечатка идеально):
Вложение:
Комментарий к файлу: скан отпечатка из минилаба
baykal_01.jpg
baykal_01.jpg [ 559.57 КБ | 2581 просмотр ]

Если интересно, то вот собственно функция перцепционного "раздутия" или сжатия цветового охвата из CIECAM CAT02 на JavaScript (функция точно отличается от инструмента Saturation в Photoshop, потому что основана на исследовании физиологии зрительного восприятия и написана позднее Фотошопа). Управляется переменной Nc. Весь алгоритм есть по ссылке:
Код:
function Chroma_function(x,y,z,Xw,Yw,Zw,La,F,Yb,c,Nc,J,h){
Nbb = 0.725 * Math.pow((1 / n),0.2);
al = Rap - (12 * Gap / 11) + (Bap / 11);
bl = (1 / 9) * (Rap + Gap - 2 * Bap);
et = (1 / 4) * (50000 / 13) * Nc * Nbb * (Math.cos(h * (Math.PI / 180) + 2) + 3.8);
t = (et * Math.pow((Math.pow(al,2) + Math.pow(bl,2)),0.5)) / (Rap + Gap + (21 / 20) * Bap);
Chroma = Math.pow(t,0.9) * Math.pow((J / 100),0.5) * Math.pow((1.64 - Math.pow(0.29,n)),0.73);
return Chroma;}


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20:50, Вс, 12 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Приведу для наглядности две динамические ссылки, показывающие в красках и дельтах, как действует использованный при расширении цветового охвата моих профилей алгоритм:
- краски CMY
- бинары RGB
Некоторые насыщенные патчи выходят за охват sRGB но в целом отображаются в браузере почти корректно.
Обратите внимание на последний столбец в таблице delta Chroma, как равномерно прирастает насыщенность, ни одного скачка ни в ту сторону.
Обратите внимание как грамотно изменяется тон - delta h - повторяя эти чудесные изгибы на правой схеме:
Изображение

Chroma плавно прирастает по уникальной для каждого оттенка функции с учетом степов на левой схеме. Если для голубой и желтой красок функция прироста Chroma практически линейна, то для остальных цветов - с плавным увеличением или уменьшением ближе к краю охвата (см. вложение):
Вложение:
Комментарий к файлу: Зависимость delta Chroma от Chroma в алгоритме увеличения цветового охвата по CIECAM CAT02
delta_Chroma_CAT02.png
delta_Chroma_CAT02.png [ 96.88 КБ | 2762 просмотра ]

Светлота так же плавно и главное по делу немного меняется в зависимости от оттенка и уровня насыщенности:
Вложение:
Комментарий к файлу: Зависимость delta L от Chroma в алгоритме увеличения цветового охвата по CIECAM CAT02
deltaL_Chroma_CAT02.png
deltaL_Chroma_CAT02.png [ 102.77 КБ | 2449 просмотров ]


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 23:32, Пн, 20 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Попробуем внимательнее посмотреть, как работает таблица Perceptual в нескольких разных профилях. Безотносительно того охвата, куда изображения будут сжиматься. В tristimulus TRC профилях RGB нет как таковой таблицы Perceptual, поэтому я построил специально LUT версии больших ProPhoto RGB профилей в разном софте. Пока мне больше всего нравятся контрасты в перцепционой таблице расширенного CMYK профиля от Color Tool, все остальное хуже. Впрочем смотрите сами. Оригинал лежит парой постов выше. Здесь чисто Lab - то что source профиль отдает по таблице Perceptual на profile connection space для дальнейшего преобразования профилем destination. Так вот мы это дальнейшее преобразование вторым профилем исключаем - смотрим только как работает перцепция одного профиля source. Важно, что перцепционная таблица A2B1 основана на охвате профиля source, тогда как перцепционная таблица B2A1 профиля destination должна содержать все возможные Lab-значения, поэтому менее интересна. Чтобы не потерять результат PCS при сжатии в веб-отображение sRGB - файлы в оконцовке конвертнуты по Absolute снова в ProPhoto RGB (TRC). Сравнивать лучше в Фотошопе на мониторе Wide Color Gamut.
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite i1Profiler, RGB-профайл с большим охватом
Perc_xRite.jpg
Perc_xRite.jpg [ 229.5 КБ | 2399 просмотров ]
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite i1Profiler, CMYK-профайл с большим охватом
Perc_xRite_i1P_CMYK.jpg
Perc_xRite_i1P_CMYK.jpg [ 225.86 КБ | 2380 просмотров ]
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite Profile Maker, RGB-профайл с большим охватом
Perc_xRitePMColorful.jpg
Perc_xRitePMColorful.jpg [ 222.28 КБ | 2395 просмотров ]
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite Profile Maker, CMYK-профайл с большим охватом
Perc_xRitePMColorful_CMYK.jpg
Perc_xRitePMColorful_CMYK.jpg [ 224.46 КБ | 2389 просмотров ]
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция Heidelberg Color Tool, RGB-профайл с большим охватом
Perc_Heidelberg_RGB.jpg
Perc_Heidelberg_RGB.jpg [ 221.78 КБ | 2399 просмотров ]
Вложение:
Комментарий к файлу: перцепция Heidelberg Color Tool, CMYK-профайл с большим охватом
Perc_Heidelberg_CMYK.jpg
Perc_Heidelberg_CMYK.jpg [ 228.21 КБ | 2410 просмотров ]

Перцепция последней самой нижней картинки от представленного профиля с расширенным охватом 273%.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 1:04, Пт, 19 авг 2016 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 729
Откуда: Москва
Многие жалуются на то, что по стандарту видят изображения более насыщенными, чем потом получают из печати. На этот случай я построил профили, которые позволяют колориметрически корректно исправить такую ситуацию, профили просто слегка не дотягивают до стандарта по насыщенности с дельтой 5 и 3 для трех цветных красок. Профили базируются на Characterization data fogra39 и уменьшены с помощью управления коэффициентом насыщенности (Nc) для отношения Scene surround/Viewing surround в алгоритме хроматической адаптации CIECAM02.
Объем цветового охвата стандартного офсетного профиля ISOcoated_v2_300_eci.icc (fogra39) равен 409009 ΔE3. Охват данных профилей составляет 83% и 91% от этого объема. Профили предназначены для работы с теми типографиями, которые не дотягивают в печати до чемпионского охвата фогры 39. Выкатать охват 400 тысяч кубиков не так-то просто, а вот 340-370 тысяч может выкатать практически любая типография.
Ничего сверхъестственного в этих профилях нет. Просто столкнулся с ситуацией, когда люди до сих пор работают в нереальном американском SWOP по единственной причине: типография не дотягивает по насыщенности до фогры 39 и фогры 27, а паршивая насыщенность свопа им вроде как кажется более похожей на плохую печать евротриадой. Такую дремучую ахинею как-то надо исправлять! Потому и напрягся немного.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 6 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 4023205 | Всего за день - 337 | Уникальных сегодня - 81, вчера - 145, позавчера - 241