Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
 

Форум колористов и полиграфистов

Колориметрия и печать: технологии
 
Текущее время: 17:05, Вс, 29 мар 2020

Часовой пояс: UTC+03:00


Новые
ответы
в темах:



Начать новую тему  Ответить на тему  [ 6 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18:16, Ср, 08 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Есть такой способ, не мной придуманный, избежать релативного или перцепционного сжатия высоконасыщенных rgb-изображений при цветоделении - поделить relative в цветовой icc-профиль CMYK с заведомо бОльшим охватом и затем сразу переделить perceptual в профиль с нормальным офсетным охватом. И в нем завершить цветокоррекцию. "Яркие", "кислотные" цвета RGB не станут от этого сочнее в печати, но при цветоделении сохранятся их оттенки, контрасты между оттенками, не вписавшимися в офсетный охват. То, как справляется со сжатием специально разработанный для этого перцепционный метод при сжатии из RGB в CMYK, не всегда может устроить специалистов, как правило в этом алгоритме страдает взаимосвязь между светлотой и насыщенностью, то что грамотный цветокорректор руками сделает, например, менее светлым но более насыщенным - перцепционное сжатие оставит неизменным по светлоте и совсем не насыщенным. Ну а колориметрическое преобразование absolute и relative вообще устранит все контрасты в оттенках за пределами цветового охвата офсетного профиля цветоделения, оттенки слипнутся в один.
Все руки не доходили сделать соответствующие задаче профили цветоделения с расширенным относительно офсета цветовым охватом. Вот наконец дошли!
http://cielab.xyz/profiles/#gamut
[ img ]
В интернете не много хороших профилей можно найти на эту тему, так что надеюсь будет полезно.
Для синтетического расширения цветового охвата офсетного профиля я использовал механизм управления коэффициентом насыщенности (Nc) для отношения Scene surround/Viewing surround в алгоритме хроматической адаптации CIECAM02. Давно на эту возможность CIECAM смотрел, даже использовал в профилях негативов для барабанного сканера, протестировал, порадовался, теперь вот экстраполировал алгоритм на CMYK и офсет. Можно тестировать. Принимаю замечания и пожелания.
В процентном отношении к объему охвата fogra39 (принято за 100%) четыре представленных по ссылке профиля цветоделения расширены от 123% до 273%. Таким образом можно подобрать, начиная с меньшего охвата, нужный профиль к любому изображению так, чтобы насыщенные цвета не вылезали за пределы охвата профиля цветоделения и лежали приблизительно на границе охвата выбранного профиля цветоделения.


Вернуться к началу
vote2019.appspot.com
СообщениеДобавлено: 21:06, Ср, 08 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Вот небольшой эксперимент для наглядности провел, как действует алгоритм. Взял насыщенную картинку в пространстве ProPhoto RGB (желательно смотреть в Фотошопе на мониторе Wide Color Gamut чтобы понять нюансы). Вот этот оригинал с внедренным профилем ProPhoto RGB:
Комментарий к файлу: картинка в пространстве ProPhoto RGB
[ attachment ]
2014_08_06_Mimice_455_prophoto.jpg [ 226.27 КБ | 5746 просмотров ]
Вот результат цветоделения по методу perceptual в офсетный профиль ISOcoated_v2_300_eci.icc. Для отображения в web после цветоделения CMYK-картинка просто конвертнута в sRGB:
Комментарий к файлу: перцепционное цветоделение в ISOcoated_v2_300_eci.icc
[ attachment ]
2014_08_06_Mimice_455_perc.jpg [ 257.77 КБ | 5889 просмотров ]
А вот результат relative-цветоделения в расширенный профиль gamut 273%. После цветоделения картинке был присвоен профиль ISOcoated_v2_300_eci.icc и восстановлена насыщенность (просто Saturation +40). Более никаких вмешательств. Для отображения в web после цветоделения CMYK-картинка, как и предыдущая, просто конвертнута в sRGB:
Комментарий к файлу: цветоделение в профиль с расширенным цветовым охватом gamut 273%
[ attachment ]
2014_08_06_Mimice_455_gamut.jpg [ 256.57 КБ | 5823 просмотра ]
Третий вариант, самый лучший, подсказан DimB - исходная картинка переделена в профиль gamut 273% по методу relative и сразу затем переделена в обычный по охвату ISOcoated_v2_300_eci.icc по методу perceptual. Как видим результат разительно отличается от прямой перцепции из большого RGB-оригинала в маленький CMYK.
Комментарий к файлу: алгоритм DimB - Relative большой_RGB->большой_CMYK и Perceptual большой_CMYK->маленький_CMYK
[ attachment ]
2014_08_06_Mimice_455_DimB_alg.jpg [ 272.52 КБ | 5740 просмотров ]
При сравнении трех нижних картинок хорошо видна разница работы алгоритмов: при обычном перцепционном цветоделении RGB->CMYK хуже проработаны оттенки вечернего неба и вокруг бликов фонарей в море появились неприятные цветные артефакты, неоновые края световых дорожек на воде выродились в ореолы чужеродного цвета при обычной перцепции RGB->CMYK.

Если решите повторить все варианты преобразования верхней исходной картинки - то в цмике все будет капельку отличаться от подготовленных здесь для web превью - конечный CMYK во всех трех случаях тоже немного не укладывался в интернет-охват пространства sRGB. Часть цветов sRGB не укладывается в охват CMYK fogra39, другая часть цветов CMYK fogra39 не укладывается в охват sRGB.

Поскольку хроматическая адаптация CIECAM CAT02 реально построена на физиологии нашего зрения - она весьма удачно сработала в расширении цветового охвата, так, словно мы не краски растянули куда попало, а так, словно мы просто сменили окружение сцены и переадаптировались к иному восприятию все к той же печати по фогре39. Расширенные профили повторяют линейность, контрасты и балансы изображения в обычном офсетном профиле при перцепционно равномерном увеличении насыщенности во всех направлениях и во всех полутонах. И это колориметрическое изменение насыщенности на основе функций нашего зрения заметно отличается в лучшую сторону от инструмента Saturation в Photoshop.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 1:27, Сб, 11 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Вот так же может быть полезно - RGB под охват офсета.
Сделал маленькие tristimulus TRC пространства Offset RGB для легкой колориметрической вгонки в мелованную, офсетную и газетную бумаги:
https://cielab.xyz/profiles/#OffsetRGB
[ img ]
Здесь так же колоранты пропорционально уменьшены по функции из CIECAM CAT02 от охвата sRGB, но полутона (TRC, gamma) сохранены как в стандарте, строго гамма sRGB. Поэтому окончательный результат цветоделения будет слегка отличаться от махинаций с расширенными CMYK-профилями - в них полутона ведут себя так же по алгоритму Chroma в CAT02 как и чистые краски. C RGB не хотелось такого делать, гаммы колорантов чуть разъехались бы приблизительно от 2.1 до 2.3 в цветовых каналах. Чтобы трехстимульность не страдала и нейтраль достигалась равным соотношением трех стимулов - TRC для трех каналов в профилях установил одинаковые. Таким образом при присвоении этих профилей стандартному sRGB-изображению светлота и цветовой тон остаются неизменными (насколько это вообще возможно при манипуляциях с нелинейными каналами RGB), лишь частично просаживается насыщенность. Чего собственно и требовалось. Можно тестировать.
Соответственно для веба - можно обрабатывать изображение в офсетном RGB а в оконцовке присвоить sRGB - все станет насыщеннее, причем эта насыщенность будет отличаться от той, что позволяет сделать инструмент Saturation в Photoshop.
Я люблю манипулировать профилями sRGB, Adobe RGB, CIE RGB и WideGamut RGB - присваивать и конвертировать в их сочетаниях. И охвата меньше sRGB мне не хватало.

Вот для иллюстрации образец, чего можно добиться от скана негатива ORWO 1987 года простыми манипуляциями с присвоением и конвертацией RGB-профилей с нужным охватом. Профили с разной Chroma для этой негативной пленки я сделал точно по тому же алгоритму Chroma в CIECAM CAT02, что и профили по ссылке выше:
Комментарий к файлу: негатив ORWO, барабанный сканер, оригинал и готовое изображение, результат махинаций с присвоением разных по охвату цветовых профилей и конвертацией в конечный sRGB
[ attachment ]
1987_Baykal_103_Msn_j221.jpg [ 1.94 МБ | 5731 просмотр ]
И для сравнения - бумажный отпечаток из фотолаборатории. Выкрасить и выбросить что называется (скан строго 1 в 1 на барабане, передает цвет отпечатка идеально):
Комментарий к файлу: скан отпечатка из минилаба
[ attachment ]
baykal_01.jpg [ 559.57 КБ | 5652 просмотра ]
Если интересно, то вот собственно функция перцепционного "раздутия" или сжатия цветового охвата из CIECAM CAT02 на JavaScript (функция точно отличается от инструмента Saturation в Photoshop, потому что основана на исследовании физиологии зрительного восприятия и написана позднее Фотошопа). Управляется переменной Nc. Весь алгоритм есть по ссылке:
function Chroma_function(x,y,z,Xw,Yw,Zw,La,F,Yb,c,Nc,J,h){
Nbb = 0.725 * Math.pow((1 / n),0.2); 
al = Rap - (12 * Gap / 11) + (Bap / 11);
bl = (1 / 9) * (Rap + Gap - 2 * Bap);
et = (1 / 4) * (50000 / 13) * Nc * Nbb * (Math.cos(h * (Math.PI / 180) + 2) + 3.8);
t = (et * Math.pow((Math.pow(al,2) + Math.pow(bl,2)),0.5)) / (Rap + Gap + (21 / 20) * Bap);
Chroma = Math.pow(t,0.9) * Math.pow((J / 100),0.5) * Math.pow((1.64 - Math.pow(0.29,n)),0.73);
return Chroma;}


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20:50, Вс, 12 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Приведу для наглядности две динамические ссылки, показывающие в красках и дельтах, как действует использованный при расширении цветового охвата моих профилей алгоритм:
- краски CMY
- бинары RGB
Некоторые насыщенные патчи выходят за охват sRGB но в целом отображаются в браузере почти корректно.
Обратите внимание на последний столбец в таблице delta Chroma, как равномерно прирастает насыщенность, ни одного скачка ни в ту сторону.
Обратите внимание как грамотно изменяется тон - delta h - повторяя эти чудесные изгибы на правой схеме:
[ img ]

Chroma плавно прирастает по уникальной для каждого оттенка функции с учетом степов на левой схеме. Если для голубой и желтой красок функция прироста Chroma практически линейна, то для остальных цветов - с плавным увеличением или уменьшением ближе к краю охвата (см. вложение):
Комментарий к файлу: Зависимость delta Chroma от Chroma в алгоритме увеличения цветового охвата по CIECAM CAT02
[ attachment ]
delta_Chroma_CAT02.png [ 96.88 КБ | 5833 просмотра ]
Светлота так же плавно и главное по делу немного меняется в зависимости от оттенка и уровня насыщенности:
Комментарий к файлу: Зависимость delta L от Chroma в алгоритме увеличения цветового охвата по CIECAM CAT02
[ attachment ]
deltaL_Chroma_CAT02.png [ 102.77 КБ | 5520 просмотров ]


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 23:32, Пн, 20 окт 2014 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Попробуем внимательнее посмотреть, как работает таблица Perceptual в нескольких разных профилях. Безотносительно того охвата, куда изображения будут сжиматься. В tristimulus TRC профилях RGB нет как таковой таблицы Perceptual, поэтому я построил специально LUT версии больших ProPhoto RGB профилей в разном софте. Пока мне больше всего нравятся контрасты в перцепционой таблице расширенного CMYK профиля от Color Tool, все остальное хуже. Впрочем смотрите сами. Оригинал лежит парой постов выше. Здесь чисто Lab - то что source профиль отдает по таблице Perceptual на profile connection space для дальнейшего преобразования профилем destination. Так вот мы это дальнейшее преобразование вторым профилем исключаем - смотрим только как работает перцепция одного профиля source. Важно, что перцепционная таблица A2B1 основана на охвате профиля source, тогда как перцепционная таблица B2A1 профиля destination должна содержать все возможные Lab-значения, поэтому менее интересна. Чтобы не потерять результат PCS при сжатии в веб-отображение sRGB - файлы в оконцовке конвертнуты по Absolute снова в ProPhoto RGB (TRC). Сравнивать лучше в Фотошопе на мониторе Wide Color Gamut.
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite i1Profiler, RGB-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_xRite.jpg [ 229.5 КБ | 5470 просмотров ]
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite i1Profiler, CMYK-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_xRite_i1P_CMYK.jpg [ 225.86 КБ | 5451 просмотр ]
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite Profile Maker, RGB-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_xRitePMColorful.jpg [ 222.28 КБ | 5466 просмотров ]
Комментарий к файлу: перцепция X-Rite Profile Maker, CMYK-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_xRitePMColorful_CMYK.jpg [ 224.46 КБ | 5460 просмотров ]
Комментарий к файлу: перцепция Heidelberg Color Tool, RGB-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_Heidelberg_RGB.jpg [ 221.78 КБ | 5470 просмотров ]
Комментарий к файлу: перцепция Heidelberg Color Tool, CMYK-профайл с большим охватом
[ attachment ]
Perc_Heidelberg_CMYK.jpg [ 228.21 КБ | 5481 просмотр ]
Перцепция последней самой нижней картинки от представленного профиля с расширенным охватом 273%.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 1:04, Пт, 19 авг 2016 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 16:58, Ср, 18 авг 2004
Сообщения: 931
Откуда: Москва
Многие жалуются на то, что по стандарту видят изображения более насыщенными, чем потом получают из печати. На этот случай я построил профили, которые позволяют колориметрически корректно исправить такую ситуацию, профили просто слегка не дотягивают до стандарта по насыщенности с дельтой 5 и 3 для трех цветных красок. Профили базируются на Characterization data fogra39 и уменьшены с помощью управления коэффициентом насыщенности (Nc) для отношения Scene surround/Viewing surround в алгоритме хроматической адаптации CIECAM02.
Объем цветового охвата стандартного офсетного профиля ISOcoated_v2_300_eci.icc (fogra39) равен 409009 ΔE3. Охват данных профилей составляет 83% и 91% от этого объема. Профили предназначены для работы с теми типографиями, которые не дотягивают в печати до чемпионского охвата фогры 39. Выкатать охват 400 тысяч кубиков не так-то просто, а вот 340-370 тысяч может выкатать практически любая типография.
Ничего сверхъестственного в этих профилях нет. Просто столкнулся с ситуацией, когда люди до сих пор работают в нереальном американском SWOP по единственной причине: типография не дотягивает по насыщенности до фогры 39 и фогры 27, а паршивая насыщенность свопа им вроде как кажется более похожей на плохую печать евротриадой. Такую дремучую ахинею как-то надо исправлять! Потому и напрягся немного.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 6 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 190 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

© CIELab.XYZ
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Конференция запущена 18 августа 2004 года | Защищено от спама системой stopforumspam
Всего посещений - 6141271 | Всего за день - 13571 | Уникальных сегодня - 1692, вчера - 2033, позавчера - 2027