Какое пространство RGB предпочесть

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Opera Mini zekly
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 мар 2012, 20:23

Какое пространство RGB предпочесть

Сообщение Opera Mini zekly »

RGB существует много хороших и разных: какой RGB предпочесть по умолчанию?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какое пространство RGB предпочесть

Сообщение mihas »

Ваш вопрос не простой и боюсь однозначного ответа я не дам.
Но попробуем обозначить приоритеты.
Изображения могут использоваться:
  • для веб и телевидения;
    для полиграфии;
    для фотопечати.
Для интернета и телевидения де-факто стандартом является пространство sRGB: цветовой охват и функция гаммы телевизоров примерно соответствует sRGB. Некоторые современные мониторы имеют цветовой охват значительно шире, чем sRGB, приблизительно уже Adobe RGB (это 35% и 51% от всего объема lab-гамута соответственно). Соответственно в слабых браузерах или старых программах без колорменеджмента изображения в стандарте sRGB будут выглядеть избыточно хроматичными на мониторе с расширенным цветовым охватом. Таким образом к владельцу подобного монитора и требования более строгие в плане выбора программного обеспечения потому как другая крайность - готовить изображения в rgb-пространстве своего охватистого монитора - будет неправильно для всех остальных. Так когда-то были популярны небольшие специфические охваты, привязанные к классу других мониторов, типа Apple RGB и ColorMatch RGB, сегодня их использование вместо sRGB не особо оправдано и востребованно. Так же интересно знать, что PAL/SECAM RGB практически полностью совпадает с sRGB по охвату и незначительно отличается гаммой в тенях, тогда как охват NTSC RGB заметно выше по объему охвата чем sRGB.

Цветовой охват полиграфии невысок. Для того, чтобы изображения не претерпевали значительнейших изменений при сжатии из большого охвата (Adobe RGB, ProPhoto RGB и так далее) в маленький охват печати, принято при подготовке изображений работать в маленьких rgb-охватах (sRGB, ColorMatch RGB и так далее). Однако монитора с маленьким цветовым охватом для полиграфии в идеале не достаточно потому что чистые голубая и желтая краски заметно вылезают за охват sRGB-монитора, чтобы их отобразить нужен монитор с расширенным цветовым охватом.

Охват фотопечати достаточно большой поэтому при подготовке изображений к печати на фотопринтере можно использовать и большой охват Adobe RGB, CIE RGB, можно использовать и непосредственно охват печатного устройства например при экспорте из RAW. Важно только понимать, что для веба надо экспортировать в sRGB а для фотопечати можно и в бОльший охват. Станет ли когда-нибудь для веба и телевидения стандартом охват бОльший, чем sRGB - покажет время. Пока что матрицы с расширенным цветовым охватом, близким к AdobeRGB, еще не ставят во все подряд мониторы и телевизоры. AdobeRGB вообще очень хорош, когда надо присвоить профиль слайду, правильно отсканированному в заданном диапазоне между белым и черным один в один без колорменеджмента, тут AdobeRGB ближе всех к истине. Но то сканеры и пленка а для современных цифровых фотоаппаратов для каждой модели есть свой профиль и приличные программы обработки RAW типа Capture One профили всех нормальных фотоаппаратов содержит и подключает при отображении и конвертации. Есть профили получше и поточнее - тогда картинка выглядит совершенно естественно, есть профили фотоаппаратов похуже и тогда цветокоррекция плохо помогает. Вообще цветокоррекция не может стопроцентно заменить колорменеджмент, с возможностью цветовых профилей она не сравнится.

Насколько оправданно использование самого большого охвата - ProPhoto RGB (91% от объема Lab) затруднюсь сказать: таких устройств вывода изображений, чтобы корректно отобразить весь охват ProPhoto RGB не существует, на мониторе ли или на фотопринтере мы будем наблюдать то, как были сжаты цвета на краю охвата ProPhoto RGB, причем наблюдать разную картину сжатия на разных устройствах. В идеале устройство вывода должно во всех направлениях превышать или быть равным охвату изображения - тогда вообще не будут заметны искжения от сжатия - сжатия не будет. И тут монитор с расширенным цветовым охватом хорош не тем, что может ослеплять чудовищно-хроматичными первичными цветами а тем - что позволяет с меньшими искажениями чем обычный sRGB-экран предсказать последующее репродуцирование.

Так же следует иметь в виду, что чем выше охват RGB - тем более снижается эффективность кодирования, то есть все большую часть rgb-значений занимают несуществующие цвета. Так например эффективность кодирования Adobe RGB 100%, тогда как CIE RGB с чуть большим охватом - уже 96%. А в огромном ProPhoto RGB эффективность заметно меньше - 87%: то есть 13% объема этого охвата занимают вообще несуществующие цвета.

Для сохранения всех различаемых глазом оттенков в большом цветовом охвате типа ProPhoto RGB потребуется также 16- или 32-битное кодирование, работу с которыми поддерживает пока немного программ и устройств вывода. 8-битная дискретность в ProPhoto RGB запросто может убить изображение, в первую очередь это будет заметно в нюансах телесного. Тогда как для обычного охвата sRGB 8-битного кодирования совершенно достаточно.

Следовательно мои предпочтения таковы: для интернета и офсетной печати я выбираю охват sRGB; для изображений, которые я готовлю на специальном мониторе WideGamut (таких пока не много) к фотопечати на струйном фото-принтере с большим охватом, превышающем sRGB в чистых красках - предпочту охват AdobeRGB. Любые слайды и цифровые фотки в AdobeRGB вмещаются. А специальные мониторы WideGamut его воспроизводят. Скорее я даже воспользуюсь собственно охватом струйного фотопринтера или охватом традиционной проявляемой фотобумаги при обработке для печати на них а не AdobeRGB. Для каких целей мне мог бы потребоваться ProPhoto RGB я даже и не представляю.

Также надо понимать, что все профессиональные raw-конвертеры, типа PhaseOne Capture One Pro или Adobe Lightroom, уже содержат цветовые профили всех известных этим программам фотоаппаратов, для некоторых камер производители построили очень точные правильные профили, для некоторых не очень, но важно то, что не надо задумываться, какое цветовое пространство присвоить кадру, программа сама это делает, нужно лишь подумать - в какое пространство экспортировать. По умолчанию это sRGB или AdobeRGB: первое прекрасно подойдет для веба, второе - для последующей фотопечати на хорошем струйном принтере. Экспортировать снова в профиль фотоаппарата тоже можно, но такое изображение можно будет корректно просматривать лишь в программах, задействующих CMS, однако многие браузеры, например, управления цветом с помощью встроенных в изображение цветовых профилей не поддерживают. Я всегда конверчу в sRGB и иногда непосредственно в охват фотопринтера когда готовлю изображение для печати. Напомню также, что формат sRGB был разработан в девяностые компаниями Microsoft и HP с целью описать обычный среднестатистический монитор поэтому даже если вы ничего не знаете о колорменеджменте и ничего не калибровали будьте уверены: по умолчанию вашему монитору присвоен под Windows профиль sRGB. Насколько он близок именно с вашим экземпляром монитора и его настройками без апааратной калибровки не скажешь, тем не менее все программы без управления цветом так же будут отображать все в пространстве sRGB. Так что десять раз подумайте, нужно ли экспортировать фотографии raw в больший охват AdobeRGB: без внедренного профиля или же в программах, не поддерживающих CMS (большинство браузеров) такие фотки будут выглядеть тухло потому что по умолчанию будут отображены как sRGB.
По поводу внедрения или невнедрения цветового профиля в изображение мои соображения можно прочитать здесь.

На первой картинке представлена разница между охватами sRGB (сетка) и охватом офсетной печати (тело) на мелованной бумаге Fogra39: хорошо заметно, как вылезают за охват sRGB голубая и желтая офсетные краски.
Изображение

На второй картинке представлена разница между струйной печатью чернилами Epson UltraChrome K3 Vivid Magenta на профессиональной фотобумаге Epson Luster (сетка) и традиционной фотопечатью с засветкой тремя лазерами и мокрой проявкой на глянцевой фотобумаге Fuji (тело). Заметно, что струйная фотопечать превосходит по охвату традиционную печать на проявляемой фотобумаге, лишь в фиолетовой неоновой области традиционная фотобумага охватистее.
Изображение

По ссылке вы найдете подробное описание всех стандартных rgb-охватов и наглядные картинки, иллюстрирующие их объем в пространстве Lab.
Vesee
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 06:29

Re: Какое пространство RGB предпочесть

Сообщение Vesee »

А как экспортировать из одного RGB-пространства в другое, например экспортировать из Adobe RGB в sRGB?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какое пространство RGB предпочесть

Сообщение mihas »

Чтобы конверитировать из одного пространства в другое в фотошопе есть команда Convert to Profile. Выбираете в какой профиль и Rendering Intent - то есть алгоритм цветового преобразования. Relative и Absolute - колориметрические алгоритмы, сохраняют цвет и при выборе первого так же производится хроматическая адаптация по белой точке если в профилях source и destination белая точка разная. Алгоритм BPC (Black Point Compensation), дополняющий Relative, позволяет так же корректно сжать черный если черная точка в профилях разная. Алгоритм Perceptual цвет не сохраняет, но сохраняет контрасты, BPC и адаптация по белой точке в нем задействуется всегда. В том случае если цветовой охват изображения source превышает охват профиля destination - происходит сжатие и, в зависимости от выбранного Rendering Intent, происходит по-разному. Колориметрические алгоритмы сжимают только те цвета, что выходят за края охвата, остальные остаются неизменными; алгоритм Perceptual - пересчитывает все цвета чтобы сохранить контрасты между ними.
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»