Линейность контрольной шкалы на 8 и 16 бит

теоретические и практические аспекты колориметрии, системы управления цветом
Ответить
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Линейность контрольной шкалы на 8 и 16 бит

Сообщение mihas »

Готовил высокочувствительные тестовые шкалы для печати офсетным способом и немного заморочился равноконтрастностью и линейностью. Несложные рассчеты показали нехилую разницу в линейности цветоделения равноконтрастной (Lab) контрольной шкалы, созданной в режиме 8 бит и в режиме 16 бит.
Изображение
Поначалу заметил неровности на графике в красочных каналах после цветоделения равноконтрастной 8-битной шкалы и решил выяснить откуда они. В дискретности 8-битной записи.
Как-то я разочаровался после увиденного на рисунке в icc-профилировании с подобной точностью. Ведь все программы генерят 8-битные тесткарты да еще и референс к ним записывают обычно по типу 0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 а не с честным шагом процента полутона в графическом файле типа: 0 - 1,18 - 1,96 - 3,14 - 3,92 - 5,10.
Пришлось для высокочувствительной тесткарты специально руками в 16-битном режиме рисовать строго-равноконтрастные патчи по одному, потому что даже ColorLab не умеет сохраняться в 16-битный tif.
Наверное если не будет возможности впредь рисовать руками тесткарты в 16-битном режиме то хотя бы референс для них буду делать в ColorLab, где проценты красок записываются не целыми а дробными значениями в соответствии с дискретностью 8-битной записи графического файла тесткарты.
Вложения
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линейность контрольной шкалы на 8 и 16 бит

Сообщение mihas »

Прошу у Вас помощи.
Проблема заключается в неправильном отображении градиента (ступеньками) в фотошопе.
Я грешу на неправильные настройки профиля в фотошопе (AdobeRGB и ISO Coated v2 300).
При просмотре цмика виндовым просмотровщиком все идеально.
Монитор NEC матрицей IPS, откалиброван i1 и применен профиль в Windows.
сохраненное в CMYK с профилем ISO Coated v2 300%
сохраненное в CMYK с профилем ISO Coated v2 300%
• 169.61 КБ • 3286 просмотров
CMYK не идеален, ISO Coated v2 300 - это же таблица с некой гранулярностью, шагом, участки между степами заполняются в модуле CMM трилинейной интерполяцией, не сплайнами, то есть кривуля из отрезков состоит. Нарисуйте круг не циркулем а из 15 отрезков - получится 15-угольник - так работает трилинейная интерполяция модулей CMM с профилями, вот эту разницу между кругом и правильным 15-угольником вы и изучаете на картинке в иной размерности, нежели евклидова геометрия, - в размерности цветовых различий.
У вашего профиля цмик гранулярность если не совру типа 33 степа Lab->CMYK и 15 степов CMYK->Lab, поделите 100 на 33 или 15 - вот шаг реальный в профиле по всем краскам, все промежуточные значения - трилинейная интерполяция (это не гладкий сплайн - это прямой отрезок между известными значениями). А в AdobeRGB степов на кривой - без счета, там вообще гамма-функция описана в trc 2 цифрами. В sRGB степов на кривой trc более тысячи в профиле. А тут 15 и 33 в цмике.

Выводы: для таких сложных изображений делить в 16 битах и переводить в 8 по окончании работ. Для цмика в любой градиент добавлять шум noise в фотошопе (одного дизера в колорсеттингах может не хватать)! Шум -это важно, если не вылезет на экране без шума неровность - вылезет обязательно в печати бяка.

Самый жесткий тест монитора я всегда провожу посмотреть не столько на матрицу, сколько на мозги: рисуете в 16 битах в лабе (важно!) серый нейтральный градиент от черного к белому в шопе во весь экран. Только самые классные модели мониторов показывают ровно, на большинстве особенно при увеличении хорошо если только степы, а когда еще и неровные степы или с цветными прожилками серое - это монитор. Мне писал из Владика друг что в каком-то режиме калибровки Аржилом можно от этого частично избавиться, прислал сложную инструкцию, но я сам ленивый, мне лень мучиться с Аржилом, мне это не настолько критично.

Есть примитивные конвертеры CMYK->RGB без учета их цвета, просто тупо 1С + 1М = 1B, видимо так винда и отображает, надо проверять и не охота даже открывать просмотровщик винды, зачем он мне, если управление цветом не задействуется в нем. Иными словами в фотошопе отображение разбито на 15 степов гранулярности офсетного профиля а винда показывает цвет неправильно, зато все 256 градаций вашего 8-битного файла. Разница между правильным 15- и 256-угольником в том, что последний больше похож на плавный круг циркулем. Это не значит, что градаций стало меньше, 15-угольник тоже делится на 256 частей, но результат-то все равно разный, если поделить круг на 256 углов или поделить правильный 15-угольник на 256 углов: плавными кривыми линейные отрезки не станут.

Для подтверждения моей правоты - возьмите профиль цмик не на 2 а на 8 мегабайт с более высокой гранулярностью CMYK->Lab, 24 вместо 15 двухмегабайтного профиля, будет поглаже картинка. Для цвтоделения такие огромные профили по 8 мегабайт редко используют, просто не удобно, профили принято внедрять в картинку и будет неудобно картинка размером 100 килобайт с профилем 8 мегабайт. А вот на цветопробе часто задействуют профили принтера по 8 мегабайт с более высокой гранулярностью.

Еще раз поясню: при цветоделении разбили градиент условно на 33 отрезка (гранулярность Lab->CMYK выше). В этих отрезках тоже есть цветные точки, но они не на плавной кривой, а именно что на отрезке. При просмотре в фотошопе операционка пересчитывает это 33 отрезка в 15 отрезков гранулярности CMYK->Lab для вывода цимка на экран (экран же не цмик - нужен профиль, чтобы перевести краски в цвет). А при просмотре в винде профиль с гранулярностью не используется, линейно 33 отрезка цмик пересчитываются в 33 отрезка ргб, цвет неправильный, зато плавность переходов много лучше.
schus
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 май 2018, 07:24

Re: Линейность контрольной шкалы на 8 и 16 бит

Сообщение schus »

mihas писал(а): 05 фев 2019, 18:39 возьмите профиль цмик не на 2 а на 8 мегабайт
А где его взять, если не секрет?
Аватара пользователя
mihas
Администратор
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:58
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линейность контрольной шкалы на 8 и 16 бит

Сообщение mihas »

Конечно не секрет. Профили с повышенной гранулярностью и сильно повышенным от того размером строят сегодня многие программы, на вскидку точно умеет i1Profiler и CoPra, а вот Color Tool от Heidelberg этим точно не балуется. В настройках при построении профиля укажите его размер (или качество) Large или типа SuperLarge - и будет у вас профиль много-премного мегабайт.
На практике такие профили с повышенной гранулярностью весьма не плохи при описании струйных принтеров с их проблемными кривыми, для ровного гладкого стандартного офсета необходимости в таких профилях обычно нет. Разве что такую картинку если надо описать профилем (хотя правильнее ее сгладить вначале, потому что скачки не обусловлены печатным процессом или неимоверно кривыми пластинами, а лишь неудачным расположением измеряемых патчей на неудачной шкале).
Ответить

Вернуться в «Колориметрия - наука о цвете: теория и практика»